Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 51-60

51-60

<<< 51 >>>
О "заместителе"

В некоторых случаях нам бывает совершенно очевидно, что люди думают о нас не то, что мы есть на самом деле. По крайней мере, это точно можно сказать в отношении поступков, которые я не совершал, но люди либо искренне заблуждаясь, либо поверив клевете, думают, что я совершал. В таких случаях расхождение между тем, что я есть, и тем, что обо мне думают, настолько очевидно, что обмануться тут совершенно невозможно, и мы отчетливо видим, что человек, каков он есть на самом деле, и каким его воспринимают люди - это два разных человека. Одни из них – я, а другой – «анти» - я (вместо меня) .

Тем не менее, этот «анти» - я прочно в сознании людей связан со мной, его навязывают мне, и если я решительно не отвергну его, то он будет оказывать влияние на мое истинное «я», то есть я подвергаюсь опасности начать совершать поступки, соответствующие уже не моему внутреннему расположению, не моему желанию и воле, а тому, что диктует мне «анти» - я (ждут от меня другие люди).

Этот «анти» - я может быть не только хуже, чем я, он может быть и «лучше», чем я. Однако если мы примем этого «лучшего» себе в друзья, то мы обязаны будем принять и «худшего», ибо это один и тот же, искаженный в сознании людей мой облик.

Если теперь говорить о Христе, как о человеке, которого люди знали и знают (по-своему, в силу своих возможностей понять Его), то понятно, что и для Него существует эта проблема, что антихрист – это не есть отдельная личность, враждующая с Христом. Антихрист неразрывно связан с Христом, он Его крест, на котором Господь постоянно распинается. При этом страдания Господа тем больше, чем дальше отстоят наши представления о реально существующем Христе от того, каков Он есть на самом деле.

Иудеи распяли Иисуса за то, что «он, будучи человеком, делает себя Богом». Они хотели распять того, кто объявлял Себя Сыном Отца небесного. Но получилось все наоборот. Варрава – «сын отца» был отпущен на свободу, а праведник был распят. Распят был Христос – Тот, который жил, думал, чувствовал, страдал на самом деле, а выпущен был антихрист - наши человеческие представления о том, каков Христос. Иудеи до сих пор представляют Его льстецом и обманщиком - хуже, чем Он есть, а христиане наоборот склонны идеализировать Его, приписывают Ему и то, чем Он не обладает. Соответственно, думая о нем «лучше», люди и ждут от него не того, что Он действительно может дать, а чего-то другого, «лучшего». Не только иудеи видят во Христе антихриста, но, увы, и христиане часто тоже. Христиане, к сожалению, часто следуют не за тем Иисусом, который был и есть на самом деле, а за Варравой - «Сыном Отца», созданным их воображением, их надеждами и пожеланиями. Однако и тот, и другой – это один антихрист, создаваемый нашим человеческим искаженным восприятием реально живущего Христа, т.е. идол.

Слава Богу, что есть живой Христос, Который о Себе дает нам знать! Часто ощутимо и непредсказуемо.

<<< 52 >>>
Смысл жертвы

Смысл жертвы в том, что кто-то отдает свое имущество, свое богатство другому – тому, кто этим богатством может распорядиться лучше.

Жертва предполагает и передачу полного права пользования данным имуществом. Если такой передачи права нет, а есть лишь условная или временная передача имущества – то это взаимоотношения господина и работника или домоправителя. Человек может приносить Богу жертвы. Бог же ничем пожертвовать не может, ибо нет никого, кто мог бы распорядиться Его богатством лучше, чем Он (правда, Отец, по-видимому, может чем-то пожертвовать Сыну и наоборот). Бог может предоставить Свое богатство в чье-либо распоряжение. Вместе с тем, если появляется кто-то, кто может использовать дар еще лучше, Бог может передать дар ему, забрав у первого.

Кроме того, возможна такая ситуация, когда кто-то, понимая, что он может использовать дар лучше другого, если он ценит дар больше, он может попытаться забрать этот дар себе. Это выглядит как воровство, ибо один забирает имущество другого, возможно и без его согласия. Так, Иаков вначале «купил» у Исава первородство, а затем забрал его благословление. Также он забрал хитростью богатство Лавана.

Тем не менее, если он поступит как мытарь Закхей, сказавший: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19,8), это воровством не будет. То есть забравший может вернуть тому, у кого взял и вернуть больше, чем мог бы иметь хозяин.

Духовное развитие человека заключается в том, что он принимает от Бога дар, пользуется им как в притчах о талантах и минах. Но в то же время человек должен быть готов к тому (и даже желать этого!), что появится кто-то другой, кто может использовать данный дар еще лучше. Тогда дар нужно будет отдать ему – чтобы, может быть, получить другой, чтобы взяться за новое, еще не освоенное дело, оставив «пожинать лавры» другому. Такой человек будет, с одной стороны, незаметен как Бог, но, с другой стороны, будет иметь дары Божии.


Тот факт, что Бог не принял жертву Каина, может означать также то, что дарами земли лучше всего может распорядиться именно «земля» - человек Адам. Если человек говорит: «Господи, прими мои дела, мои усилия угодить Тебе, мою любовь, то эту «жертву» Бог может и не принять, ибо человек «право не разделил». Бог может ответить: «Раз это твое – ты им и пользуйся». Если же жертва «наша», то в этом случае действительно возможен вариант, когда другой может распорядиться ею лучше, чем я.

<<< 53 >>>
Из воды и из огня

Ковчег в котором Ной спасся от потопа строился 100 лет. Другой «Ковчег» в котором люди могут спастись от предсказанного истребления огнем строился тоже 100 лет и Ковчег этот – Христос.

Вода – образ рабства человека похотям своей плоти. Из этого рабства народ Израиля вывел Моисей – «Вынутый из воды». При этом сам Израиль, уходя из Египта в Землю обетованную и пройдя сквозь Красное море, вышел туда, где он должен быть, тоже из воды.

Огонь – рабство Закону. Закону, который судит и осуждает. Чтобы преодолеть это рабство Израилю, во-первых, пришлось побывать 70 лет в Вавилонском плену у огнепоклонников. Закон в Вавилоне действовал столь неотвратимо, что даже царь не мог отменить им же самим сделанное распоряжение (см. книгу Эсфирь). Тем не менее, именно из Вавилонском плена евреи вынесли очень важный урок: закон может быть преодолен другим законом.

В результате происков советника царя Амана всему народу грозила, казалось бы, неотвратимая гибель. Тем не менее выход нашелся, евреи спаслись, а тот жребий, который готовился им их врагами пал на голову самих врагов. Событие это воспоминается евреями ежегодно во время праздника Пурим («жребий»).

Выйдя по Божьей воле из под власти закона Вавилонского, народ вынес с собой царивший там дух законничества. (Подобно тому, как выйдя из Египетского плена народ оставался рабом своих страстей, в результате чего и путешествовал по пустыне в течение сорока лет) Чтобы преодолеть преклонение перед законом, Бог попустил евреям попасть сначала под власть Греков, а потом Римлян. Власть закона стала ощущаться чуждой, нежеланной. Однако, чем более противна народу была чужая власть, чужой закон, тем более он впадал в рабство своему Закону.

Следующие 30 лет строительства Ковчега Завета – это 30 лет прошедших от Рождества Христова до Его Крещения. Когда же строительство Ковчега было закончено, то огонь, который Христос пришел низвести на землю возгорелся вначале вокруг Него, а потом и вокруг всех Его учеников, получивших дар Духа Святого в виде огненных языков. Сам же Христос, подобно голубю возвестившему Ною о конце потопа, показал в Своем Вознесении где находится Царство свободы и от страстей и от Закона. Дав Новый Завет, Он, не отменяя Ветхий, упразднил ту опасность, которая грозила людям со стороны ревнителей Закона книжников и фарисеев (параллель с книгой Эсфирь).

Если рассуждать об истории нашей страны, то 70 лет Вавилонского плена – это, по-видимому, 70 лет пленения идеологией коммунизма. Сейчас нам под видом свободы предлагают другую идеологию – демократию. Последняя ничуть не лучше первой. Надеюсь, что сейчас наш народ проходит следующий, 30-летний этап после которого начнется понимание, что никакая идеология не дает той Свободы, которую человек обретает в Боге.

Но, "берегитесь закваски фарисейской" (Лк. 12,1)

<<< 54 >>>
Ключ к пониманию

Тот факт, что Христос говорил с людьми притчами и "без притчи не говорил им" (Мф. 13,34; Мк. 4,34) раскрывает перед нами важнейшую характеристику нашего общения. Все мы говорим притчами, ибо любое высказывание, предназначенное для передачи смысла, облекается в какую-то внешнюю форму. Эта "формальность" позволяет тиражировать, распространять сказанное, используя, например, технику, для которой смысл вообще принципиально недоступен. Передавать сообщение можно, и не понимая его. Лишь бы передать точно. Понимание же требует некоторого дополнения - ключа, который как раз и открывает значение притчи. Например, в притче о сеятеле (Мф. 13,3; Мк. 4,3; Лк. 8,5) ключом к пониманию было утверждение что "семя есть слово Божие" (Лк. 8,11) Человек, подобно растению, сеет вокруг себя множество своих, причем не всегда добрых, семян. И эти семена прорастают в других людях новым смыслом. Но прорастают и дают плод, когда есть добрая почва - соответствие, связь между говорящим и слушающим.

Человек, чтобы обратить внимание на сказанное, чтобы задуматься и понять, должен почувствовать там присутствие смысла - присутствие чьей то жизни, которая для него не безразлична. Тот фактор, который приоткрывает перед нами эту тайну наличия жизни в том, что, на первый взгляд, казалось безжизненным, - он и является ключом к пониманию. Человек "подключается к этой другой жизни, открывает ее для себя.

<<< 55 >>>
Будьте совершенны

Двум заповедям о любви («Возлюби Господа» и «возлюби ближнего» Мф. 22,37-39) соответствуют другие, данные человеку Богом, две заповеди: «плодитесь и размножайтесь» и «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Порядок перечисления, естественно, обратный – первая заповедь стала последней, а последняя – первой.

Первая из них: «плодитесь и размножайтесь» была дана сразу после творения человека (Быт. 1,28) и повторена после потопа (Быт. 9,1). Из этого следует ее важность, однако в этой заповеди человек еще ничем не отличается от животных, рыб и птиц, ибо такая же заповедь была дана и им (Быт. 1,22).

Об отличии же человека от животных мы можем судить по продолжению: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1,28) «Обладание» и «владычество» - вот в чем прежде всего человек усматривает свою человеческую особенность. До грехопадения человек, по-видимому, вполне отчетливо осознавал себя лишь «домоправителем», который владычествует и обладает лишь в пределах заданных Господом. Искажения начались после грехопадения, когда человек попробовал обладать и владычествовать самостоятельно.

Вторая заповедь: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48), данная Христом, не позволяет источник своей особенности видеть в самом себе. Она требует найти Другого – Бога и подражать Ему, следовать за Ним. Человек постольку человек (отличается от животных), поскольку похож на Бога.

Люди с радостью соглашаются на исполнение ветхозаветной заповеди о размножении (на сходство с животными) и очень плохо понимают, как исполнять заповедь о совершенстве. В то же время, если сказанное змеем «будете, как боги» (Быт. 3,5) не есть обман (об этом свидетельствует Сам Бог (Быт. 3,22)), то фраза эта может означать, что человек быть совершенным, как Бог, обязан. Тогда и сказанное Христом не есть просто пожелание или предложение, а есть напоминание об обязанности быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный.

<<< 56 >>>
Древо жизни и древо познания добра и зла

В названиях этих деревьев присутствует их характеристика. Древо жизни, судя, по его названию, давало плоды жизни. Жизнь, несмотря на разнообразие своих проявлений, едина в своей сути. Вкушение от того древа давало человеку причаститься жизни, то есть стать более активным участником жизни, более значимым, более заметным, играющим в ней более важную роль.

В названии древа познания добра и зла мы видим разделение. Во-первых, разделение добра и зла. Во-вторых, само знание тоже требует разделения. Должен быть тот, кто знание имеет и хочет передать его и, с другой стороны, тот, кому это знание предназначено. Знание, как и слово, предполагает дарителя (говорящего) и того, кто дар должен принять (слушающего).

Когда человек вкушает от древа познания, он не может в одно и тоже время быть и дарителем и принимающим дар. Он должен стать кем-то одним: либо говорящим, либо слушающим. В тоже время есть проблема, что принять дар может только тот, кому он нужен. Когда змей предлагал жене плод древа познания, он сумел каким-то образом вызвать у нее потребность, нужду в этих плодах: "и увидела жена, что древо хорошо для жизни, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание" (Быт. 3,6). Поэтому для нее плод древа познания мог стать даром. Однако про мужа этого не сказано. О нем мы узнаем, что жена взяла плодов, ела и "дала также мужу своему, и он ел". То есть муж получил дар без нужды в нем, получил как ненужный ему.

Вкусив от древа познания, человек может стать либо «имеющим», то есть получившим дар, осознавшим его ценность, либо «не имеющим», то есть человеком, осознавшим наоборот свою нужду. С Адамом и его женой случилось именно последнее. Если у жены и был шанс стать «имеющей», так как она получила то, чего хотела, в чем нуждалась, то у мужа такого шанса не было. Муж оказался «не имеющим», осознающим свою нужду. А поскольку муж и жена – одна плоть, то вместе они оказались «не имеющими». Столкновение осознания жены, что она что-то приобрела, с осознанием мужа, что он чего-то не имеет, привело к тому, что победило осознание «не имеющего». И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги». Нагота, которая раньше не осознавалась, теперь стала явной, стала источником стыда и боязни Бога. Нагота эта, кстати, могла означать отличие человека от Бога. Бог стал восприниматься человеком, как «имеющий», то есть всемогущий, всеведущий и т.д., а человек стал себя воспринимать существом ничтожным и ни на что не годным – «не имеющим». Оставаться в таком состоянии, по-видимому, было очень тяжело, и Адам с женой сделали себе опоясания из смоковных листьев. Поскольку речь идет, скорее всего, не о наготе телесной, а о нищете духовной, то есть осознании своего отличия от Бога, осознания незнания Его, то опоясания эти означают, по – видимому, некое свое «понимание» человеком создавшейся ситуации, которая где-то как-то позволила ему примириться с тем, что произошло.

По-видимому, то понимание, к которому пришел человек (опоясания из смоковных листьев) в глазах Бога выглядело отнюдь не удовлетворительным, и Он дал человеку другое «одежды кожаные». Одежда, сделанная человеком – сделана из произведений земли – листьев смоковницы. Если предположить, что человек, обнаружив в том или ином случае свою наготу, вновь и вновь пытается прикрыть ее опоясанием, то делает это, скорее всего, земледелец. Если же он принимает происходящее, как данное Богом, от Него принимает дары, то он «пастырь», ибо кожаные одежды, данные Богом, получаем мы от пастырей.

Кстати, деревья (и смоковница, в частности) появились в третий день творения, а животные – в пятый и шестой дни. Здесь проглядывается некая связь со странной историей, описанной в 4 книге Царств о последнем деле, содеянном Елисеем: "И сказал Елисей: "Возьми стрелы". И он взял. И сказал царю Израильскому: "Бей по земле". И ударил он три раза, и остановился. И разгневался на него человек Божий, и сказал: "Надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда бы ты побил Сириян совершенно, теперь только три раза поразишь Сириян"". (4 Цар. 13, 18-19). Если человек должен был стать подобным Богу, то он должен был научиться и делать дела Божии, совершать дела творения не только третьего дня (что делает «земледелец»), но и пятого и шестого (их делает «пастырь»). По пророчеству Сирия – дело Божие. (Ис. 19,25) Человек мог бы сознательно делать эти дела (победить Сириян), но получилось, что Сирияне после трех поражений одержали победу, то есть человек оказался во власти дел, значение которых не понимал.

Вернемся теперь к ситуации дарения. Слишком часто оказывается, что даритель дарит дар ценный и полезный с его точки зрения, но бесполезный или вредный с точки зрения того, кто этот дар получает (может быть просто потому, что не знает этого дара, не умеет им пользоваться (см. басню Крылова «Мартышка и очки»). В результате: "ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас". (Ин 8, 37).

От древа познания, по-видимому, необходимо вкусить дважды. В первый раз мы получаем притчу – знание, которое можно понять буквально на уровне понимания, которое нам легко доступно. Большинство людей на этом и останавливаются. Лишь ученики Христовы подходят к нему и спрашивают: "что бы значила притча сия?" (Лк 8,9). И лишь они получают ключ к пониманию прежде сказанного: "Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие..". Лишь теперь человек получает тот дар, который хотел ему дать Бог.

Здесь же вспоминаем историю исцеления слепца в два приема. (Мк 8, 22-25). Вначале слепой увидел «проходящих людей, как деревья»: оказался как бы в раю (саду) –«все понимаю!». Но понимание это было ложным. Настоящее понимание, способность «видеть все ясно» приходит лишь на следующем этапе исцеления. И слепец должен догадаться, что исцеление на первом этапе не закончено, должен возжелать большего и вновь вкусить от древа познания. Если же он захочет пребывать в «раю» вечно, то Сам Бог выведет его оттуда. Человек утеряет то, что имел, для того чтобы возжелал получить вновь и получить больше, чем было. Понимание должно быть ясным. Только тогда мы по-настоящему сможем принимать дары Бога – знания от него – с пользой для себя.

Когда архангел Гавриил благовестил Марии о рождении Сына, он сказал такие слова: "у Бога не останется бессильным никакое слово". (Лк 1, 37). Слово говорится для того, чтобы быть понятым и быть понятым правильно. Поэтому если мы принимаем в себя Слово, то мы обязаны Его понять и принести плоды этого понимания – исполнение воли Божией, Его Дела. Если человек пытается противиться, то для него Слово становится проклятием – делом, которое он вынужден делать, не желая того.

Если же человек действительно хочет исполнять волю Божию, то, в конце концов, приходит понимание, и тогда Слово воспринимается как великий дар, как благословение.

Слово Божие действует в человеке также, как семя мужа в утробе женщины. Если семя совершило оплодотворение, то дальше формирование плода идет независимо от желания матери.

Когда мы обмениваемся друг с другом знаниями, то мы совершаем «натуральный обмен». Тем не менее, как у товаров есть общий эквивалент – деньги, и каждый товар имеет ту или иную цену, так и дар имеет свою цену - наполненность Духом Святым. То есть человек, принявший дар вместе с ним получает «богатство», ибо каждый дар есть некоторая ценность, которую можно при желании «продать», получив за него некую цену. Понимание, как способность получать дары Слова, дает человеку средство духовного обогащения. Понимание и приятие может быть не только слов, но и дел, ситуаций, людей, жизни… То, что на первый взгляд выглядит камнем, змеей и скорпионом, при более внимательном взгляде может оказаться хлебом, рыбой и яйцом- благом. Полезным в конце концов может оказаться даже то, что несет в себе смерть. Кто бы до смерти Христа мог подумать, что распятие на Кресте может вести к блаженству!

<<< 57 >>>
Христианство в христианских странах

Именно христианские страны создали то, что мы называем современной цивилизацией. Театр, музыка, кино и телевидение, спорт и наука получили свое развитие именно в христианских странах и, очевидно, благодаря христианству. С другой стороны, как это ни парадоксально, в этом отношении христианские страны напоминают древнюю Грецию и древний Рим, но отнюдь не древний Израиль. Роль Израиля выполняет, похоже, христианская Церковь.


<<< 58 >>>
Из жития великомученика Мины

Среди чудес великомученика Мины, совершенных им по смерти, есть такое:

Один еврей имел друга христианина. Однажды, уезжая в отдаленную страну, он отдал своему другу на сохранение ящичек с тысячью золотых. Когда он замедлил в той стране, то христианин задумал не отдавать золота еврею по его возвращении, но взять его себе, что и исполнил. Еврей, вернувшись, пришел к христианину и просил возвратить его золото, которое он отдал ему на сохранение. Но тот отказался, говоря:

- «Не знаю, что ты спрашиваешь у меня. Ты мне ничего не давал и я ничего не брал у тебя».

Услыхав такой ответ своего друга, еврей опечалился, и, считая свое золото пропавшим, стал говорить христианину:

- «Брат, никто не знает сего, кроме одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мне данное тебе на хранение золото, утверждая, что не брал его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдем в церковь святого Мины и там ты поклянись мне, что не брал у меня ящика с тысячью золотых».

Христианин согласился, и оба они вместе пошли в церковь святого, где христианин поклялся еврею перед Богом, что не брал у него золота на сохранение. По совершении клятвы, они вышли вместе из церкви, и лишь только сели на своих коней, как конь христианина стал приходить в бешенство, так что его невозможно было сдержать; он, разорвав свою узду, поднялся на задние ноги и сбросил своего господина на землю. Во время падения христианина с коня, с руки его спал перстень, а из кармана выпал ключ. Христианин, поднявшись, взял коня, усмирил его и, севши на него, поехал вместе с евреем. Проехав немного времени, христианин сказал еврею:

- «Друг, вот удобное место, слезем с коней, чтобы есть хлеба».

Сойдя с коней, они пустили их пастись, а сами стали есть. Спустя немного времени христианин, взглянув, увидел своего раба стоящего перед ними и держащего в одной руке ящик еврея, а в другой, упавший с его руки перстень. Увидев сие, христианин пришел в ужас и спросил раба:

- «Что это значит?»

Раб ответил ему:

- «Некий грозный воин на коне приехал к моей госпоже, и дав ей ключ с перстнем, сказал: пошли как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды. И мне было отдано сие отнести к тебе, как ты и приказал».

Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вместе со своим другом к храму святого мученика Мины. Поклонившись в храме до земли, еврей просил святого крещения, уверовав ради сего чуда, свидетелем коего он был, а христианин молился святому Мине дать ему прощение, поелику он нарушил божественную заповедь. Оба они получили по своему прошению – один святое крещение, другой прощение своего греха, и пошли каждый к себе, радуясь и прославляя Бога и величая Его святого угодника Мину.

(см. Жития святых святителя Димитрия Ростовского; 11 ноября ст. ст.)


Будем исходить из той мысли, что чудеса, совершаемые Богом и Его угодниками могут иметь смысл не только в самом чуде. Другой смысл, ради которого собственно чудо и совершилось, соотносится с гораздо более масштабными событиями.

Христос, будучи отвергнут евреями, Сам от них не отвергался. Для Него они, хоть и отпадшие, но все же дети. Поскольку Сам Господь является и Евреем и Христианином, то в Нем взаимоотношения еврейского народа и христиан выглядят именно такими, как в истории из жития великомученика Мины. Ящик с золотом – «ковчег» - символизирует Завет Бога с людьми. Первоначально Завет принадлежал евреям, которые, отвергнув Христа, отпали от Завета (Нового) с Богом. Однако, в конце времен по пророчеству ап. Павла (Рим. 11,25-32) они должны обратиться ко Христу, т.е. вновь получить свой ящик с золотом. Золото же – это слово Божие, его разумение.

В Евангелии от Иоанна Господь говорит иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин. 5,39) Через Писания люди надеялись обрести жизнь вечную. Но, как оказалось, чтобы понять писания, нужен был ключ разумения. У пророка Исайи есть такое место: «…всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана". И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать"». (Ис. 29,11-12) Первый, у кого оказывается книга, – еврей; второй – христианин. Евреи ждали Мессию, поэтому они учились понимать пророчества, умели читать. Однако до Христа книга была запечатана. Господь печати снял и те пророчества, которые относились к Его первому пришествию, стали понятны. Христиане же, считая, что исполнившиеся пророчества им понятны, перестали смотреть вперед и поэтому пророчества о будущем стали для них непонятны (не умеют читать). В этом смысле можно сказать, что, имея ящик с золотом, но не имея возможности им воспользоваться (прочитать раскрытую книгу) христиане стали как «не имеющие». Так что, сказав еврею, что у него нет золота, христианин был почти прав.

Далее, история русского народа очень напоминает то, что случилось с христианином. Народ, пребывавший в положении «коня» (см. басню И.А.Крылова «Конь и всадник»), встал на ноги («человек – это звучит гордо») и сбросил всадника.

Последующее содержание истории о еврее и христианине звучит для нас уже как пророчество. Великомученик Мина говорит жене христианина: «пошли как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды» То есть мы - христиане должны осознать какое сокровище (не использованное еще) мы имеем в своих руках и как можно быстрее передать его тем, кто «умеет читать». Если это будет сделано, то, во-первых, евреи уверуют во Христа (Рим. 11,25-32) и, во-вторых, мы избежим большой беды (или тех многих бед, которых Христиане ожидают в соответствии с Заветом).

<<< 59 >>>
О злом без лишней серьезности

Когда происходит нечто неожиданное, нежеланное, неприемлемое – «злое», мы может отнестись к нему, как к сущему, имеющему жизнь и истину в самом себе. Такое серьезное отношение, порождает и серьезные последствия. Зло становится источником, порождающим дальнейшие события. Но силу даем ему мы сами: своей верой в то, что имеем дело с чем-то очень серьезным - с сущим, позволяем укорениться в жизни тому, что для нас неприемлемо.

С дугой стороны, мы можем отнестись к тому же событию или явлению (например, к своему плохому настроению) менее серьезно, не веря, что происходящее настолько серьезно, как нам это показалось. При этом, своим неверием мы можем разрушить связь события с сущим, можем искоренить его (вырвать с корнем) из жизни. Зло, будучи порождением чьей-то воли, не сможет укорениться в моей жизни, не сможет оказывать воздействие на последующие события, то есть станет бесплодным и иссякнет.


Задумываясь над причинами появления «злого», мы можем увидеть в нем отражение чего-то другого, более глубинного, чем само это явление. То есть явление может рассматриваться не само по себе не как имеющее жизнь и истину в себе, а лишь как символ, как знак, открывающий нам дорогу к познанию другого, более глубокого явления.

Если же мы символ воспринимаем не как лишь путь, связывающий нас чем-то или кем-то другим, а как нечто самоценное, имеющее в самом себе жизнь и истину, то мы здесь можем сильно ошибиться. Жизнь и истина видятся не в том, где они действительно есть. Если наблюдая отражение солнца в луже или зеркале, мы будем думать, что видим само солнце, то ошибемся. И эта ошибка может иной раз повлечь за собой серьезные последствия. Двигаясь по направлению к отражению предмета, я могу от самого предмета на самом деле удаляться.

Чтобы такой ошибки не произошло нужно отделить, отличить предмет от его отражения. Это возможно сделать благодаря тому, что в отражении могу присутствовать я сам. Поэтому, если я в чем - либо замечаю плоды своего участия, если я в другом вижу себя, то гляжу я не в сторону Истины, а куда-то в сторону. Созерцая же Бога, человек видеть себя не может. Когда я имею дело с Истиной, я понимаю, что она безотносительна ко мне и не зависит от моих попыток видеть Ее иной. Бог, Истина – это «Сущий», то есть Тот, Кто есть, а не тот, кого мне хотелось бы видеть. (вспоминается «Объективный метод» исследования в науке).

<<< 60 >>>
Причина или ошибка ?

Причину зла можно искать в ошибке, недоумении. Тогда злое дело, как недоделаное, должно быть «исполнено», то есть ошибка и недоумение должны быть исправлены.

Либо причину зла можно объективировать и попытаться найти носителя зла (змей, козел отпущения..), чтобы в конечном итоге, уничтожить. Эта ориентация на чье – либо уничтожение сама становится источником зла.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group