Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Книги Полезное инакомыслие (органические системы) Глава 8. Энергия

ГЛАВА 8. ЭНЕРГИЯ

Обращение к фундаментальным естественнонаучным теориям может многое дать, и для понимания органических систем. Однако, используем мы открытые уже закономерности совсем не для того, чтобы на их базе пытаться сконструировать модель человека, общества или еще чего-либо. Фундаментальные законы физики и химии можно рассматривать как форму, проявляющуюся в неживой природе и, может быть, в живой тоже. Поэтому попытаемся сделать обобщение естественнонаучных законов и понятий на случай органических систем. Рассмотрим, например, понятие «энергия»,

В каких случаях мы говорим об энергии? — прежде всего тогда, когда у нас есть градиент, различие значений какого-то физического параметра. Это может быть разность электрических потенциалов, разность давлений, разность температур. Но различие может быть также и в уровне доходов людей, в их общественном положении, между желаниями человека и возможностями их удовлетворения. Второе необходимое условие — это наличие взаимодействия между объектами. Как только два предмета с разными зарядами или температурой соприкасаются друг с другом, начинается процесс выравнивания потенциала или температуры. Если соединить два сосуда, давление или состав газа в которых различны, тотчас же начинают выравниваться различия как в давлении, так и в газовом составе. Вообще в неживой природе любой градиент стремится исчезнуть. Но и в живой природе происходят подобные процессы. Стремление к выравниванию градиентов может проявляться у людей в чувстве справедливости и равенства людей друг перед другом или в стремлении к истине (мы хотим знать людей именно такими, какие они есть, объективно). Понятие энергии предполагает наличие естественно протекающих процессов, на которые человек может как-то влиять или использовать их для своих целей. Выравнивание градиентов — один из основных таких естественных процессов.

Посмотрим, как происходит выравнивание градиентов у органических систем. Остановимся прежде всего на понятии справедливости. Вот два человека, занимающие разное общественное положение и в разной степени пользующиеся теми или иными благами. Всегда ли мы будем чувствовать, что справедливость в такой ситуации нарушена? — нет. Если мы знаем, что один из них много трудился, много сил отдал обществу, а другой ничего не делал, то различие в их общественном положении будет выглядеть для нас вполне естественным. Другое дело, если люди работали одинаково, а получали за свою работу по-разному. Здесь мы скажем, что это не справедливо. Для того, чтобы возникло чувство нарушения справедливости, необходимо, чтобы помимо различия мы видели бы и единство, одинаковость двух людей. Если же такого осознания одинаковости нет, нет и несправедливости. Например, в обществе, где существует четкое разделение на касты, различие в положении двух, принадлежащих к разным кастам людей, может несправедливым не считаться. Ведь эти люди считаются разными. Стремление к справедливости заставляет человека действовать, предпринимать какие-то меры к тому, чтобы нарушенная справедливость была восстановлена. При этом необходимость действия определяется не только тем, насколько велико различие состояния двух людей, но и тем, насколько глубоко ощущается их сходство, одинаковость, близость, от того, сколь тесно они взаимодействуют. Если показать человеку его равенство с теми, кто занимает более высокое положение, то этим можно значительно усилить напряженность ситуации и побудить человека к действию. Не случайно лозунг равенства людей друг перед другом (или перед Богом) использовался во всех революционных движениях.

Даже самого быстрого взгляда на историю человечества достаточно, чтобы заметить, что в целом общество развивается в сторону увеличения равноправия его членов. А это значит, что в ходе своего развития оно становится все более и более энергетически насыщенным.

Все мы хотим справедливости, но понимаем ее часто по-разному. Допустим, кто-то работал плохо и заплатили ему за работу соответственно мало. Мы скажем, что это справедливо. Справедливо относительно равенства людей перед принципом оплаты по труду. А плохой работник может требовать большего вознаграждения, так как, по его словам, у него есть дети, которых надо кормить. Бывает и такая аргументация. Но несмотря на абсурдность требований нашего лентяя, определенная логика в его рассуждениях есть. Действительно, для детей равенство должно быть обеспечено в первую очередь и, если кому-то из них не хватает хорошего питания и одежды, если не хватает заботы и ласки, то это в высшей степени несправедливо. Другое дело, что в нашем примере позаботиться о своих детях стоило бы прежде всего самому папаше. Позаботиться своим трудом, а не требованиями.

Если бы справедливость так все и понимали по-разному, то жизнь в обществе превратилась бы в череду постоянных конфликтов. Энергетическая насыщенность такого общества обернулась бы для него сильнейшим фактором разрушения. Тем не менее, находить общий язык как-то удается. Во-первых, благодаря общим для всех моральным нормам, в которых понятие справедливости является одним из основных. Во-вторых, благодаря закону. Мораль и закон — два канала реализации чувства справедливости. Если они развиты, общество может позволить иметь интенсивные общественные процессы. Если нет, — оно, чтобы не быть разрушенным, вынуждено общественную жизнь приглушать. Развитое общество поэтому может быть только обществом моральным или (и) обществом с высокоразвитой законностью.

Допустим теперь, что каким-то образом различие между людьми все же возникло. Градиент образовался. При этом тот, у кого благ меньше, стремится градиент выровнять, а другой человек, имеющий много, потерять то, что он имеет, чаще всего не хочет. Столкновение интересов, конфликт кажется неизбежным.

Если бы в человеческом обществе все держалось только на справедливости, только на выравнивании градиентов, то оно подчинялось бы тем же закономерностям, которые царят в неживой природе. И также, как и там, основным процессом, в нем происходящим, был бы процесс деградации и разрушения. Но, к счастью, это не так. Все развитие жизни — это ярчайший пример не выравнивания, а, наоборот, возникновения все более и все более сильных градиентов. Значит помимо справедливости, понимаемой как общий для всей природы принцип, существует что-то еще, обладающее не меньшей силой — силой созидания. Эта сила, этот созидающий принцип — любовь.

А как же быть с властью, силой, ведь кажется, что различия между людьми создаются именно благодаря ей? Да, так. Но чего стоила бы власть, если бы у людей не было бы любви к жизни, детям, родственникам, если бы не было у них привязанностей к благам, почету, деньгам. Власть по отношению к любви вторична. Она добивается своего, растрачивая капитал, накопленный любовью. Да и возникает она позже. Во всех, находящихся на раннем этапе развития нецивилизованных племенах, власть принадлежит не самому сильному, жестокому и коварному, а самому достойному, пользующему общим уважением соплеменнику.

Итак, за главный принцип, обеспечивающий развитие органических систем, мы принимаем принцип любви. Речь идет не только о любви мужчины и женщины, хотя здесь и в отношениях родителей с детьми она проявляется наиболее сильно. Любовь для нас всеобщий принцип, действующий везде, где есть развитие.

Любовь, как мы ее обычно понимаем, — это человеческое чувство. Дать определение или объяснить, что это такое, человеку, никогда его не испытавшему, невозможно. Знание тут может иметь лишь второстепенную, вспомогательную роль. Но поскольку мы чувство любви хотим обобщить и возвести в ранг всеобщего принципа, без знания нам не обойтись.

Рассмотрим следующий пример. Космонавт, вышедший в открытый космос, вдруг обнаруживает, что фал, которым он был привязан к космическому кораблю, оборван. Что ему нужно сделать, чтобы вернуться обратно? Опереться обо что-то он не может и, хотя находится от корабля в нескольких сантиметрах, достичь желаемой цели ему никак не удается. Если отбросить от себя какой-то предмет, то можно придвинуться к космическому кораблю за счет реактивного движения. Это выход, но выброшенный предмет будет безвозвратно потерян. А если он очень нужен? Можно преодолеть и эту трудность. Для этого достаточно привязать необходимую вещь к себе и, достигнув космического корабля и зацепившись за него, подтянуть ее обратно.

Похоже, что описанный прием очень широко используется в жизнедеятельности органических систем.  Чтобы приобрести новое качество, система совершает рывок вперед, отбрасывая вспять что-то возможно для себя достаточно важное. Развитие сопровождается деградацией. Дальше следует обратный процесс объединения. Если за новое качество удается «зацепиться», укрепиться в нем, то в результате вся органическая система становится его обладателем. Если нет, происходит возврат в исходное состояние. (Возможен, кстати, и вариант, когда зацепление происходит за то, отчего мы хотим уйти. В этом случае вся органическая система не развивается, а деградирует).

Социалистическая революция была, по-видимому, именно такой попыткой рывка в будущее. При этом было отброшено не только ненужное и обветшалое, но и много хорошего. Удастся ли вернуть потерянное, зависит от того, насколько прочна окажется связь времен, насколько хорошо мы знаем и помним, что было до революции. Сейчас начинается процесс восстановления единства, начинается восстанавливаться справедливость по отношению к нашему историческому прошлому. И сейчас особенно важно почувствовать, понять и глубоко осознать, что мы сумели приобрести. Без этого осознания наших ценностей мы рискуем, понадеявшись на большую прибыль, оказаться банкротами.

Рывком в будущее было также образование и развитие городов. Здесь люди многое приобрели, но много и потеряли. Не случайно городские жители тратят достаточно большие деньги и много сил для того, чтобы приобрести за городом дачу или садовый участок. Не случайно время от времени появляется у них тоска по тишине леса, по чистому воздуху, по прозрачной воде.

А что, как не рывок в будущее, представляет собой развитие человечества? Люди многого достигли, но достижения стали возможны только благодаря использованию природных сил и природных ресурсов. Человечество двинулось вперед, а природа, животный и растительный мир оказались отброшенными назад. Связь же человека с природой осталась, и сейчас люди начинают ощущать последствия своего насилия над жизнью все сильнее и сильнее.

Восстановление единства и целостности — необходимый этап развития органических систем. Вопрос только, кто будет восстанавливать это единство: тот, кто ушел в своем развитии вперед, или тот, кто оказался отброшенным вспять? Понятно, что прежде всего в устранении различий заинтересован тот, за чей счет рывок был совершен. Именно у него возникает чувство несправедливости, заставляющее его действовать. Добиваясь справедливости, он отстаивает и свои интересы, и интересы целой органической системы.

Однако, восстанавливать справедливость может и тот, кто получил ранее какие-то преимущества. При этом он действует в интересах общей органической системы, но его собственные могут и страдать. Чувство, которое возникает при этом, и есть любовь. Любовь связана с деятельностью во имя другого и поэтому она заведомо бескорыстна.

Любовь бескорыстна, но не безразлична! Несколько ранее я писал, что способность принимать дары любви встречается не так уж часто и наверняка многим такое утверждение показалось странным. Казалось бы, чего проще принять то, что дают. Действительно, для удовлетворения чувства справедливости достаточно, чтобы имеющий больше передал часть своих богатств тому, у кого их мало. Но для удовлетворения чувства любви этого недостаточно. Здесь необходимо, чтобы состояние того, кто дар любви принимает, заметно изменилось к лучшему, чтобы этот дар не оказался бесполезным. При этом чем больше результативность, тем сильнее и любовь. Не случайно бывает, люди влюбляются в тех, кому они спасли жизнь или помогли в каких-то чрезвычайных обстоятельствах. Когда же таких чрезвычайных обстоятельств нет, то принять дар любви оказывается очень не просто. Для этого часто требуется большая собственная работа, и не каждый, желающий чтобы его любили, к этой работе готов. Может быть именно из-за этого неумения любовь принимать она в условиях благополучия и достатка сплошь и рядом гаснет. И не тут ли кроется разгадка того удивительного факта, что годы войны и разрухи сопровождались в нашей стране подъемом душевности и доброты. И это несмотря на то, что условия, в которых жили люди, казалось бы ничего, кроме жестокости, породить не могли.

Возникнуть любовь может не только при условии избытка жизненных сил. Дарителями могут оказаться и те, кто имеет меньше. В этом случае градиент, различие между людьми будет не уменьшаться, а, наоборот, увеличиваться. Благодаря любви мы, сами будучи не слишком красивыми и не очень, может быть, умными, стремимся поддерживать все прекрасное и доброе, все то, что мы в людях ценим. Но и здесь эффективность наших действий играет роль очень важную.

Любовь и справедливость — два диалектически противоположных чувства. Интересно, что в случае других диалектических противоположностей наиболее бросается в глаза момент различия, противоборства, а дополнительность и взаимозависимость их остаются как бы в тени. Здесь же наоборот. Мы хорошо осознаем связь между справедливостью и любовью, но довольно плохо понимаем их противоположность. В результате постоянно происходит путаница. Допустим, вы влюблены, но избранница ваша сообщает вам, что ее любовь вы должны заслужить. Не обольщайтесь! Заслужить любовь невозможно. Любовь даруется, а не преподносится в обмен на что-то. И потребовать ее как награду тоже нельзя, ведь когда вы считаете, что вас за ваши дела и ваши жертвы должны полюбить, то речь идет в лучшем случае о справедливости, а не о любви.

Чтобы научится любить и чтобы вас любили, нужно научиться как можно лучше различать, где любовь, а где заслуженная награда, справедливая оценка ваших поступков. Если бы мы хорошо различали любовь и справедливость, то никогда бы не сказали что «от любви до ненависти один шаг». Речь в данном случае идет совсем не о любви, а скорее о вложении капитала в дело, от которого ждешь большой прибыли. В этом случае чем больше вклад, тем обиднее потом банкротство.

Подобное же «вложение капитала» мы часто делаем в своих детей и считаем при этом, что действуем, руководясь только любовью, бескорыстной о них заботой. Тем не менее, мы ждем если не уважения или каких-то благ для себя, то, по крайней мере, чтобы дети оправдали возлагаемые на них надежды, стали тем, кем мы хотели бы их видеть.

Любовь — чувство, которым люди обычно очень дорожат, и не удивительно, что им хотелось бы этим чувством обладать. Но, увы, как только вы начинаете что-то делать, чтобы любовью овладеть, вы начинаете работать на себя. А эгоизм и любовь несовместимы. Так что, если хотите обладать любовью, то научитесь, как говорят, любить любовь в себе, а не себя в любви.

Возникновение и выравнивание градиентов — это естественные для органических систем процессы. Они могут протекать по-разному, но устойчивых вариантов, видимо, существует только два.

В первом варианте возникновение градиента происходит прежде всего стараниями тех, кто получает для себя от этого какие-то преимущества. Выровнять же градиент стремятся те, за чей счет он достигнут. Каждая сторона отстаивает лишь свои собственные интересы, поэтому взаимодействия в этом случае в основном силовые. В то же время, хотя цели и разные, тем не менее, способы достижения их одинаковы. Эта одинаковость, справедливость в отношении образа действий как раз и стабилизирует такой тип отношений. Правда, такая «справедливость» без любви часто приводит к взаимной вражде.

Второй устойчивый вариант — это когда и те, кто получил какие-то преимущества (чаще всего непонятно каким образом), и те, благодаря кому различие достигнуто, питают в отношении друг друга чувства любви. И в этом случае устойчивость возникает тоже благодаря одинаковости отношений двух сторон друг к другу, тоже благодаря справедливости, но справедливости любви, а не вражды. Если в первом варианте отношений различие достигается в результате захвата чужих благ или при помощи обмана, то здесь различие — это свободный дар любви. Тот, кто этот дар получил, тоже стремится для другого что-то сделать. Но уничтожить градиент тем, что вернуть полученное им обратно он не может. Он обязан сделать что-то другое, восстановить различие не прямым, а косвенным способом. Такую возможность предоставляют ему, в частности информационные воздействия, которые тоже всегда являются опосредованными. Вспомним движение просветителей в России. Интеллигенция, которая пошла в народ, несла ему не материальные блага, а культуру, грамотность — то, что представляло главную ценность именно для нее. В то же время само развитие культуры вряд ли было бы возможно без определенного уровня благополучия.

Стабильные, основанные на любви отношения представляются нам чудесной, несбыточной мечтой. Чудесной, потому что всем нам хотелось бы жить в мире, где человек — человеку «друг, товарищ и брат». Несбыточной, потому что в обычной нашей жизни мы видим несколько иное. Отношения любви сильно отличаются от отношений общепринятой справедливости. Когда происходит их столкновение, то тоже возникает градиент, тоже появляется стремление свести одно к другому. Чаще всего побеждает справедливость, а любовь просто исчезает. Но не бесследно. Будучи поглощенной справедливостью, она потихоньку изменяет и ее.

Эволюционное развитие привело сначала к появлению, а потом и к господству теплокровных животных — животных, у которых нестабильное состояние с более высокой по отношению к окружающей среде температурой превратилось в устойчивое. Хочется верить, что придет время и на Земле возникнет такое общество, стабильными отношениями в котором будут отношения любви.

На температурном градиенте, по-моему, стоит остановиться особо. Температура — качество, присущее любому физическому макрообъекту и такая универсальность несомненно указывает на его исключительную значимость. Появление устойчивого градиента этого качества у теплокровных животных, как мы знаем, дало им очень большие преимущества по сравнению с другими существами. Но возникнуть и стать устойчивым этот градиент мог только при условии слабого взаимодействия тела животного с окружающей средой. Необходима была шерсть, как у млекопитающих, перья, как у птиц, или что-то еще в этом роде.

Но возникновение градиента с точки зрения органических систем более высокого порядка нужно не для того только, чтобы создать преимущество для какой-то из своих подсистем. Получив преимущество, теплокровные животные должны работать на остальную часть органической системы «Земля», подтягивать ее до своего уровня. Предположим, что направление развития Земли совпадает с такими изменениями, в ходе которых общая ее температура увеличивается. Позднее мы к этому предположению еще вернемся, а пока пусть это будет просто некоторое утверждение. Появление теплокровных животных — маленький, очень незаметный шажок в этом направлении. Сами же животные — это своего рода маленькие нагревательные элементы, повышающие температуру окружения.

Другой шаг в этом направлении — это увеличение контакта со средой. Передача энергии в этом случае происходит гораздо интенсивнее, но самим животным жить становится несколько труднее. То есть шаг в направлении усиления взаимодействия со средой — это действие, продиктованное по нашему определению любовью. Любовью к окружающему, к Земле. И дитя этой любви — человек.

Человек — единственное из всех млекопитающих существо, лишенное шерсти или толстого слоя подкожного жира. Потеря шерсти — это не случайная мутация, приведшая к появлению «дефектного» млекопитающего и уж конечно никакая не приспособительная реакция. Это шаг в направлении увеличения контакта с окружением, свободный дар человека — Земле. Но возможно был и обратный дар. И, кто знает, может быть этим даром было человеческое сознание?

Оглавление:

Предисловие
Введение
Глава 1. Органические системы
Глава 2. Свойства органических систем
Глава 3. Структура органических систем
Глава 4. Развитие органических систем
Глава 5. Взаимодействие органических систем
Глава 6. Силовые и информационные взаимодействия
Глава 7. Отношение «источник — приёмник»
Глава 8. Энергия
Глава 9. Отношение «центр — периферия»
Глава 10. Познание органических систем
Глава 11. Вера
Глава 12. Деятельность органических систем
Приложение 1. Замечательные числа
Приложение 2. «Живая вода»
Приложение 3. «Живое солнце»

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group