Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Книги Полезное инакомыслие (органические системы) Глава 1. Органические системы

ГЛАВА 1. ОРГАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Прежде чем заняться изучением свойств органических систем и тех особых качеств, которые отличают их от механических, давайте определим, насколько широко распространены они в окружающем нас мире.

Обратимся, например, к обществу, его различным структурным единицам и организациям: не правда ли, человеческие сообщества напоминают живые организмы? То же стремление к самосохранению и развитию; такое же наличие пусть не всегда четкой, но постоянно определяемой цели; такая же самостоятельность по отношению к интересам отдельных людей. Если принять, что они являются системами органическими, то становятся понятными многие парадоксальные факты. Например, феномен бюрократизма. Как так получается, что организация, созданная для облегчения деятельности людей, начинает жизнь не облегчать, а усложнять? — Парадокс, но, к сожалению, наблюдаемый довольно часто. Если же рассматривать такую организацию, как органическую систему, то оказывается, никакого парадокса нет. Как каждая органическая система она имеет свои собственные цели, которые спустя некоторое время могут измениться и стать совсем иными, чем в момент создания. В частности, организация может начать работать ради самой себя — это и есть бюрократизация. Паразитизм наблюдается, как мы видим, не только в животном мире.

Или другой пример. Теоретически экономика должна максимально удовлетворять потребности людей — и не более. А на деле всё совсем не так. Получив значительное развитие, экономика начинает оказывать обратное формирующее влияние на потребности людей, на их вкусы. Она может превращаться (и часто превращается) из средства, обеспечивающего общественное развитие, в его цель. У людей при этом формируется убеждение, что лишь одна экономика может обеспечить удовлетворение их потребностей, и что ее развитие чуть ли не автоматически приводит к улучшению качества жизни. На самом же деле такой прямой связи нет. Развитие экономики подчинено ее собственным целям, а человек из господина все более превращается в раба.

Следующий пример относится к области физиологии. Мы хорошо знаем, что работа различных органов и систем жизнеобеспечения человека контролируется единым центром — мозгом. А что может говорить об их самостоятельности? — Во-первых, тот факт, что органы имеют собственные системы регуляции своих физиологических параметров. Во-вторых, об этом говорит наличие параллельных каналов получения информации о внешней среде. Как оказалось, органы нашего тела имеют собственное представительство на ступнях и на ладонях, на радужной оболочке глаз и на языке, на ушной раковине и в носовой полости. Немалую пищу для размышлений может нам дать также и анализ адаптационной кривой, сходной для самых разных физиологических функций. Так при увеличении требований организма усилить работу органа, ответная реакция проходит три фазы развития. Вначале, когда требования невелики, они легко отрабатываются без значительных изменений начального функционального состояния органа. Во второй фазе при нарастании нагрузки потребности организма также удовлетворяются, но уже не полностью и со все большим напряжением. И, наконец, в некий критический момент орган просто перестает работать совсем, как будто у него срабатывает некоторый инстинкт самосохранения. С точки зрения всего организма, это — абсурд, нелепость: прекращая работу, орган губит человека и, тем самым, себя. Однако при большой нагрузке локальные интересы органа, тем не менее, побеждают.

Отложим пока дальнейшее знакомство с органическими системами, и давайте попытаемся ответить на вопрос, для чего вообще нам это нужно. Что изменится, если мы будем считать наш организм не сложнейшей машиной, а органической системой? Изменится ли общество, если мы назовем его не механической системой, а органической? — Да, изменения будут: другим станет наше отношение к уже, казалось бы, знакомым вещам. Другим станет и наше поведение.

Представьте себе, что вам доверили руководство коллективом людей. Вы прекрасно знаете дело, хорошо продумали структуру организации, которая будет его выполнять; каждому человеку предписаны вполне определенные обязанности, — все продумано, научно организовано и разумно. Есть ли гарантия, что руководимый вами коллектив будет работать хорошо? — Увы, нет. Нет потому, что не учтен самый важный момент — дело должны делать люди, а не машины. Люди, у которых свои собственные заботы и которым предполагаемые обязанности могут быть совсем не интересны. Люди, которые руководствуясь некоторыми своими соображениями, могут вам заявить: «Вы мне сначала обеспечьте необходимые условия, а уж потом требуйте от меня работы». Люди, которым подчас хочется показать свою самостоятельность и независимость… Очевидно, что результат вашей деятельности будет сильно зависеть от того, насколько хорошо вы отдаете себе отчет в том, что работаете вы с людьми, а не с «механизмами».

Механическая система не имеет ни своей воли, ни своих интересов, поэтому, работая с механизмом, мы безо всяких угрызений совести стремимся подчинить его себе, найти способы управления им. При этом мы уверены, что в механизме заложен лишь определенный конечный смысл, и что наше изучение или использование его ни к каким серьезным изменениям этого механизма не приведет (если, конечно, его не сломать).

С органическими системами все обстоит иначе. Прежде всего, они способны изменяться и развиваться. Они могут активно реагировать на наши попытки познать их или использовать. Поэтому, взаимодействуя с органическими системами, всегда нужно помнить, что способы и результат этого взаимодействия не определены изначально, как в механических системах, а формируются в самом процессе этого взаимодействия. Каковы будут мои отношения с незнакомым мне до этого человеком зависит не только от того, каков он «объективно», но и от моего поведения, от моего к нему отношения. Стоит специально подчеркнуть, что с органическими системами мы именно взаимодействуем, а не просто управляем ими или используем их. Взаимодействие же предполагает не только прямое воздействие, но и обратное. Предполагает мою способность в случае необходимости измениться самому.

Чтобы не было недоразумений, следует еще раз напомнить, что термином «органические системы» охватывается широкий круг самых разных объектов. Степень самостоятельности, устремленности, «органичности» их может быть очень и очень разной, и она должна определяться в каждом конкретном случае. В разной степени приложимы к ним, следовательно, и проводимые в этой книге рассуждения, поэтому не стоит фантазировать и приписывать, например, обществу человеческие эмоции или амебе способность вести философскую беседу только на том основании, что все они — органические системы. С другой стороны, чтобы обнаружить нечто, нужно по крайней мере предполагать, что оно может существовать. Чтобы в физическом опыте зарегистрировать существование электронов, нужно знать, что именно мы собираемся регистрировать, знать каковы они, электроны. Аналогично обстоит дело и с качеством органичности. Обнаружить его (или не обнаружить) каждый человек должен сам. Задача же автора лишь подсказать, где и что следует искать.

Посмотрим теперь, что представляет собой научная теория. Конечно, создаются теории людьми, люди же находят им практическое применение, развивают их, отвергают. Но это все «внутренние механизмы», нас же в данном случае будет интересовать теория как некоторая целостность. Если взглянуть на нее с этой точки зрения как бы  из вне, то, оказывается, и здесь можно обнаружить качества органической системы. Развиваясь, теория стремится охватить все более и более широкий круг явлений (сравните с распространением живых организмов). При возникновении противоречащих фактов, она пытается так видоизмениться, чтобы противоречие было снято (сравните с адаптацией животных). При столкновении с конкурирующей теорией возникает самая настоящая борьба за существование (в животном мире такую не часто встретишь!). Если же говорить о ее активности, о возможности влиять на поведение людей, то достаточно сказать, что научная работа в иных случаях так завладевает самими учеными, что они забывают о своих недугах, а порой и о своих обязанностях перед близкими людьми.

Зададимся теперь вопросом, что представляет собой теория — некоторый объект или некоторый процесс? — Не правда ли, ответить трудно. И трудно прежде всего потому, что сам вопрос поставлен некорректно. Действительно, почему обязательно или — или? Каждая теория содержит набор взаимосвязанных положений, и эти положения или утверждения должны быть четко зафиксированы, — иначе это будет не теория, а набор туманных и расплывчатых рассуждений. В этом смысле теория обладает структурой, определена относительно других теорий и поэтому ее можно рассматривать как объект. С другой стороны, она действует, оказывает влияние на нашу жизнь — функционирует. Ученые развивают теорию вглубь и вширь, выступают с докладами, участвуют в дискуссиях — все это жизнь теории, так что с этой стороны теория предстает перед нами уже как процесс. Получается, что теория может, в зависимости от того, что нас интересует, быть для нас и объектом (который можно изучать, на который можно воздействовать…) и процессом. И в этом смысле она отнюдь не исключение. В философии сейчас сложилось убеждение, что любой объект изменяется. Так что любой объект, в принципе, можно (и нужно) изучать в развитие, как процесс.

Однако, если объекты можно рассматривать как процессы, то нельзя ли провести обратную операцию — попытаться представить процесс, функцию как некоторый объект? Почему бы нет? Мы говорим: «мысль является функцией человеческого мозга». — Но разве наши мысли для нас не определены? Разве мы не можем оперировать ими, развивать их? Наши мысли существует для нас как вполне определенные объекты (если, конечно, это достаточно четкие мысли). Мы можем их анализировать, оценивать степень их истинности или ложности; устанавливать, как они связаны с другими нашими мыслями, эмоциями и потребностями. Мы можем их также запомнить и воспроизвести; то есть в мышлении мы можем действовать с ними, как действуем с предметами во внешнем мире. Подобные рассуждения можно провести и относительно других процессов. Если они протекают вполне определенным образом и достаточно устойчивы, то человек может познать их как объективную реальность и затем использовать или изменять ее в нужном направлении. В этом смысле процессы тоже можно считать объектами (определенность процессов — их объективность).

Ранее, когда мы пытались понять, что такое органические системы, думали, как отличить их от механических, взяли наличие у них самостоятельности. Самостоятельность — это возможность самим определять свое состояние и развитие. У органических систем нет внешнего создателя, нет конструктора, который собрал их из подходящего материала и определил их назначение и функции. Органические системы возникли и сформировались в процессе саморазвития. Саморазвитие поэтому будет удобным критерием, позволяющим отличать органическую систему от механической. Любая механическая система создана внешними силами, все равно природными (например камень) или человеческими (какой-нибудь автомат). Любая органическая система развилась естественным путем.

Названный критерий можно применить и по отношению к процессам. Так те из них, которые возникли и сформировались естественным образом как устоявшиеся способы действия органических систем, сами будут являться органическими системами. В качестве примера можно привести привычки и устойчивые стереотипы поведения. Их никто в человека не вкладывает (как, например, вводят программу в компьютер), они приобретаются, и от них порой бывает очень трудно избавиться. Привычки могут оказывать на человека значительное влияние, изменяя и направляя его поведение. Кто, например, не наблюдал изменений, происходящих с людьми, пристрастившимися к спиртному?

Если есть процессы — органические системы, то должны быть и процессы — механические системы. Но право же трудно назвать действия какого-нибудь промышленного робота механической системой. Трудно потому, что когда мы переходим к изучению процессов, несамостоятельность, подчиненность, присущая механическим системам, появляется там наиболее сильно. Резонно встает вопрос, нужно ли давать самостоятельное название объектам, полностью самостоятельности лишенным? — Наверное, этого  делать не стоит. В механических системах выполняемые ими функции — всего лишь функции, и не более того. В органических же системах их функции — это уже нечто большее, они обладают некоторой самостоятельностью, сами являются органическими системами.

Теперь, когда читатель имеет некоторое представление о том, какие объекты можно рассматривать как органические системы после того, как мы сделали очень важное обобщение этого понятия на процессы, посмотрим, какими свойствами эти системы обладают.


 У читателя может возникнуть подозрение, что мы ступили на очень скользкий путь, на котором понятия «объект» и «процесс» смешиваются. Но, думаю, что когда он берет в руки молоток, он не сомневается, что берет в руки некий физический объект, а когда бьет им по гвоздю, вряд ли заблуждается насчет того, что это процесс. Так что в обычной жизни путаницы не возникает. Однако, если мы хотим обнаружить нечто новое, то придется обратиться к вещам, не совсем очевидным. Здесь же единственно, что хотелось бы показать, это то, что между объектом и процессом нет непреодолимой пропасти… Кстати, подобное «смешение» проделываем не мы первые, такой опыт уже есть у физиков, которые были вынуждены это сделать, обнаружив очень похожие свойства у электрона (частицы) и света ( то ли частицы; то ли волны). В итоге родилось представление о дуализме волны-частицы.

Оглавление:

Предисловие
Введение
Глава 1. Органические системы
Глава 2. Свойства органических систем
Глава 3. Структура органических систем
Глава 4. Развитие органических систем
Глава 5. Взаимодействие органических систем
Глава 6. Силовые и информационные взаимодействия
Глава 7. Отношение «источник — приёмник»
Глава 8. Энергия
Глава 9. Отношение «центр — периферия»
Глава 10. Познание органических систем
Глава 11. Вера
Глава 12. Деятельность органических систем
Приложение 1. Замечательные числа
Приложение 2. «Живая вода»
Приложение 3. «Живое солнце»

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group