Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Статьи Проблема истинности научного и религиозного знания

ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ НАУЧНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ

Когда мы задумываемся над тем, в чем собственно заключается проблема, первое, что обычно приходит в голову, – это недостаточность истинности нашего знания. В большинстве случаев, особенно если речь идет о нашей жизни, мы отчетливо осознаем, что мы многого недопонимаем, часто ошибаемся в своих оценках происходящих событий и в своих делах. Нам, очевидно, не хватает истины.


Однако эта количественная сторона вопроса, скорее всего, является вторичной. Главная проблема, по-видимому, в другом, - в том, что мы не совсем верно понимаем какова она – Истина. Ищем не совсем то, что есть, а потому и не находим.


Чтобы понять какими качествами обладает истина, обратимся к главным вопросам нашего бытия и посмотрим, что относительно них нам говорит Божественное Откровение. Итак, что нам открыто Богом о том:


1) Кто такой человек?

2) Каким он должен быть?

3) Что для нас самое главное?

4) Что нам известно о жизни и смерти?


О творении человека Библия говорит следующее: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт. 2,7). То есть человек – существо двухсоставное. С одной стороны, он взят от земли (земля – это мир видимый, мир природный который изучает наука), а, с другой стороны, он сопричастен миру духовному – небу. В нем есть то, что очевидным образом роднит его с животными, – его тело – и есть то, что роднит его с Самим Богом.


О том, каким человек может и должен быть, мы узнаем из Нового Завета. Богочеловек Иисус Христос рожден от человека – Марии и Бога – Духа Святого. Опять та же двухсоставность. Далее из Евангелий мы узнаем, что до тридцати лет Иисус жил в безвестности. Дела Его стали нашим достоянием лишь после Крещения. Но в то время, когда Иоанн крестил во Иордане Иисуса Христа, опять произошло соединение земного и небесного: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый низшел на него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3,21-22).


Следующий вопрос о том, какое дело является для человека самым важным, что должно составлять смысл нашей жизни? Ответ на этот вопрос также находим в Евангелиях: «Один из книжников … подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею»: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповедей нет.» (Мк.. 12,28-31).


Человек просил дать ему одну заповедь. Такую, которая была бы самой важной и для него и для других людей. Такую, исполнение которой могло бы объединить воедино всех. И это представляется очень важным, чтобы заповедь была одна, и дело исполнения этой заповеди было одно. Но в ответ человек получает не одну, а как бы две. По крайней мере, формально это две заповеди.


Различие между ожидаемым и полученным ответом слишком велико, чтобы не обратить на него внимания. Однако если предположить, что Господь дал человеку именно то, что тот просил, то тогда мы должны сделать вывод, что заповедь действительно одна, но она опять же включает в себя две составляющие, подобно тому, как человеческое тело определенно разделено на туловище и голову.


Следующий важнейший вопрос о жизни и смерти. Книга Бытия рассказывает о двух деревьях, которые были насаждены в раю Самим Богом и которые имеют непосредственное отношение к жизни и смерти. Вкушение от плода древа познания добра и зла привело к тому, что человек стал смертен. Через вкушение же плодов древа жизни человек, как ожидается, может получить бессмертие.


Почему жизнь человеческая находится в такой зависимости от каких-то деревьев? Почему носителями жизни и смерти оказались именно плоды деревьев? – Может быть, дело в том, что вообще Библия проводит некоторую странную параллель между человеком и деревом. Вот, например, как Иисус исцеляет слепого в Евангелии от Марка: «Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.» (Мк.. 8,23-25) Обратим внимание на странную фразу: «…вижу проходящих людей, как деревья.» Как может человек даже и с очень плохим зрением спутать проходящих людей с деревьями? Деревья ведь, очевидно, не ходят, и уже хотя бы по этому признаку можно было бы легко отличить человека от дерева. Тем не менее, на этом этапе прозрения оказалось важным увидеть не различие, но сходство. Сопоставление человека и дерева мы видим и в другом месте. Даниил в своем толковании сна царю Вавилонскому прямо говорит: «дерево … это ты, царь» (Дан. 4,17-19).


Дерево подобно человеку, хотя и произошло от земли (Быт.1,11-12), но способно жить, развиваться и давать плоды только благодаря дарам, приходящим с неба. С другой стороны, существенной разницей в происхождении дерева и человека от земли является то, что дерево произвела сама земля (но по слову Божиему), а человека из земли образовал Сам Бог. Два взгляда на происхождение человека из естественного природного мира (земли) - естественным путем (земля произрастила) или сверхъестественным (Бог образовал) – приводят фактически к двум разным пониманием сути человека. В первом случае мы получаем «дерево», а во втором – «человека». То есть о человеке речь может идти только в его отношении к Богу, только как к Божией твари. В случае же естественно-научного метода познания мы, изучая человека, можем узнать на самом деле лишь «проходящие деревья».


Тем не менее, даже и на уровне «дерева» в человеке уже обнаруживается двухсоставность. Даже и наука выделила особую область психологических исследований, где изучается деятельность нематериальной души человека.


После этого вступления не трудно, наверное, теперь обнаружить двухсоставность истины и в структуре человеческого знания. Научное знание укоренено в наличном бытии. Это знание, очевидно, - «от земли». С другой стороны, христианство – это, прежде всего, религия откровения, и, как очевидно всякому верующему, откровение это имеет своим источником Бога. Оно не есть плод человеческого опыта и, конечно, не могло быть кем-то выдумано. Знания, которые хранит христианство, пришли к людям из мира духовного – «с небес».


И наука и Церковь имеют в своем распоряжении знания. Но, хотя и в том и в другом случае мы используем одно слово, важно осознавать, что речь идет о существенно разных знаниях. Это важно подчеркнуть, ибо попытки воспользоваться «чужим» знанием таким же образом, каким мы используем «свое» приводят к последствиям, буквально опасным для жизни. Остановимся, поэтому, на различиях двух упомянутых знаний.


Отличие научного знания от знания, данного в Откровении


Прежде всего, посмотрим на то, каким образом человек получает то и другое знание. Отличие здесь чрезвычайно велико. Научное знание основывается на опыте, а опыт приобретается обычно в результате многих трудов. Этот момент человек осознает достаточно отчетливо и поэтому научное знание воспринимается как «свое», добытое своим трудом и по своей инициативе. Важная роль в этом случае принадлежит нашей воле.


В откровении, наоборот, человек совершенно отчетливо понимает, что знание, которое он получает, отнюдь не его. Это дар, причем обычно неожиданный. Мы не знаем когда он будет дан, и не знаем заранее кому. Наверное поэтому «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4,24).


Откровение, которое пророк должен принести людям, отнюдь не всегда приятно и поэтому Бог этот «дар» человеку иногда просто навязывает. Вспомним Иону пророка, которого Бог буквально заставил идти в Ниневию и возвестить жителям этого города о предстоящей им гибели. Или обратимся к свидетельству пророка Иеремии: «Ты влек меня, Господи, - и я увлечен, Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его», но было в сердце моем, как бы горящий огнь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.» (Иер. 20,7-9)


Принять откровение, как мы видим, человеку тоже бывает трудно. Однако труд этот другой – труд усвоения. Если научное знание как бы естественно «свое», то откровению «своим» еще только предстоит стать. Важная роль здесь принадлежит уже не воле, а смирению, согласию с данным откровением, доверием ему.


Второй момент, тесно связанный с первым, касается возможности проверки знания. Нам, конечно, не хочется чему-то верить слепо. Мы хотели бы доверять лишь тому, что достойно веры, тому, что истинно. В науке этот вопрос решается просто, а именно, истинным признается лишь то знание, которое прошло большую проверку, испытано многократно, многими людьми и в различных обстоятельствах. При этом испытание это часто действительно напоминает пытку, ибо испытующий прежде всего проверяет не является ли данное знание ошибкой или ложью.


В случае откровения такая проверка иной раз просто недопустима. Вспомним, как сатана искушал Христа. Возведя Иисуса на высоту Иерусалимского Храма, он сказал: «если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею»» (Мф. 4,6). Иисус от такой опытной «проверки» откровения отказался, сказав: «написано также: «не искушай Господа Бога твоего»» (Мф. 4,7).


Истинность пророчества, в противоположность научному знанию, нельзя доказывать. Как только мы пытаемся доказать, как тут же попадаем в область научного знания, где к новому знанию подходят со стороны недоверия. Для пророчества же, чтобы оно «сработало» правильно, необходима вера. То есть в истинности этого знания человек убеждается не через опыт и проверку, а каким-то другим путем.


Когда мы, допустим, пытаемся что-то вспомнить, то в истинности того факта, что мы вспомнили именно то, что нам было нужно, мы убеждаемся сразу безо всяких проверок. Возникает, по-видимому, какой-то резонанс, согласие между тем, что мы ожидали, и тем, что нам предложено. Вера есть «осуществление ожидаемого» (Евр. 11,1) и мы, встречаясь с откровением или пророчествами, как раз и должны обнаружить это осуществление ожидаемого.


Ожидаемое – это то, что находится в будущем. Это то, чего еще нет, но должно быть. В связи с этим можно сказать, что знания, данные нам в откровении – это не что иное, как отблески будущего, каким-то образом сумевшего проникнуть в наше настоящее еще до того как будущее осуществится в своей полноте. С другой стороны, научное знание – это всегда прошлый опыт, который мы ценим и которому даем жить не только в прошлом, но и в настоящем.


Следующий важный момент, отличающий научное знание от откровения, заключается в том, что статус знания в науке и в Церкви существенно разный. Для науки знание – это конечный результат. Это именно тот плод, по которому мы и познаем, что собой представляет «древо» науки. (Лк. 6,44). Для Церкви же знания данные в откровении – это не конечный результат, а, наоборот, отправной пункт, начало. Конечным же плодом является тот дух, которым исполняется человек, пытающийся жить в соответствии со знанием откровения. Знание Священного Писания должно помочь найти нам того Духа, Которым были исполнены те, через кого это Писание нам было дано. И, хотя тексты отдельных книг Библии, очень сильно отличаются друг от друга, хотя они писались совершенно разными людьми в разные исторические периоды и в разных обстоятельствах, - Дух должен быть один!


Заметим, что нечто подобное тому, что происходит в Церкви, совершается и в науке. Речь идет о процессе обучения, о том, каким образом наука вводит в сферу своей деятельности новых людей. Считается, что результатом обучения должно быть приобретение человеком определенных знаний. Однако для науки не менее важно, чтобы в результате обучения появлялись новые ученые, способные к самостоятельным исследованиям, а не просто люди – носители определенной суммы знаний. Для этого человек должен приобщиться к духу научного творчества, усвоить его. Только тогда он и станет ученым.


Каким образом будущее входит в нашу жизнь


Если исходить из того, что откровение, данное людям Богом,- это есть факт проникновения будущего в настоящее, то на примере усвоения людьми Ветхого и Нового Заветов мы увидим, что процесс этот совершается с большим трудом. Первоначально не человек ищет этого откровения, а Сам Бог дает людям дар, который им пока не нужен. Чтобы дар этот все же был принят, Бог совершает многочисленные и весьма впечатляющие знамения и чудеса. Но как только чудеса кончаются, так человеку опять ничего из данного Богом не нужно. Бог буквально борется с человеком за понимание нужности и полезности данного дара.


В книге Бытия есть замечательный рассказ о борьбе Иакова с Богом. Взятый самостоятельно он понимается с трудом, ибо слишком странным выглядит поведение Иакова: « И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с ним. И сказал ему: отпусти меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно. И благословил его там.» (Быт. 32,24-29) Все, однако, становится на свои места и отрывок этот становится совершенно понятным как только мы предположим, что речь здесь идет о борьбе Бога с человеком за усвоение человеком некоторого откровения.


Пока кругом тьма, Бог борется с человеком, навязывая ему Свою истину, но без успеха. С появлением же света ситуация меняется. Бог уже ничего человеку не навязывает. Кроме того человек явным образом ощущает, что потерпел некоторый вред для себя (у Иакова повреждено бедро) и, тем не менее, что-то заставляет его удерживать причинившего ему вред и требовать у него благословения. Что может дать человеку это благословение? – по-видимому, ни что иное, как понимание.


Ситуация сходна с той, в которой находится прорастающее зерно. Пока зерно находится в земле, росток, выбирая направление своего роста, ориентируется на силу тяжести и растет «против» этой силы. Когда же росток выходит из земли, у него появляется другой ориентир – свет солнца. Теперь он растет уже не столько против силы тяжести, сколько стремится к свету. Борьба «против» сменяется борьбой «за».


Отличие человека от растения в этом случае в том, что человек не пассивно ожидает появления света, а может активно призвать Того, Кого Иоанн Богослов назвал в своем Евангелии «Светом истинным» (Ин. 1,9). Мы сами можем приблизить рассвет, мы сами можем ускорить вхождение будущего в нашу жизнь. Но для этого, конечно, во-первых, нужна вера в то, что это будущее несет нам благо и, во-вторых, как в любом деле, требуется умение.


Взаимодействие научного знания и откровения


Продолжим сравнение системы знания с деревом. В дереве, как мы знаем, существует два потока, движущихся в противоположном направлении. Один – поток от корней к кроне; он несет к листьям, к небу то, что корни дерева извлекли из земли. Другой поток несет к корням те питательные вещества, которые синтезированы в листьях при наличии света. Для нормальной жизни дерева необходимы оба. Точно также для нормального развития системы знаний необходимы и опытное знание, и откровение. В нормальном состоянии, когда есть понимание, что опытное знание и знание откровения существенно отличаются друг от друга, упомянутые потоки разделены.



Если же мы не можем видеть качественного различия двух видов знания, а все различие сводим лишь к тому, что знания получены из разных источников, то возникают две возможные ситуации. Первая – попытка развести научное и религиозное знание, разделив их «сферы влияния». Науке при таком разделении достается область природных явлений, а религии – душа человеческая и область человеческих взаимоотношений.



История показывает, однако, что разделение это оказалось недостаточно устойчивым. Вначале Церковь претендовала на право объяснять естественные природные процессы, затем, окрепнув, наука в свою очередь дерзнула «объяснить» то, что происходит в душе человеческой. И в том, и в другом случае возникло столкновение.



Случаи подобных столкновений опыта и веры откровению описаны и в Библии. При этом, что очень важно, нам показан и результат этого столкновения. Рассмотрим эти примеры.


В книге Числ рассказывается о попытке евреев войти в землю обетованную. Хотя земля эта была обещана им Богом, но оказалось, что ее нужно завоевать. Моисей послал двенадцать разведчиков, чтобы они обследовали землю и когда те вернулись, то принесли знание двоякого рода. С одной стороны, земля оказалась чрезвычайно плодородной. Принесенная разведчиками кисть винограда была так велика, что ее пришлось нести вдвоем. С другой стороны, обитатели этой земли казались столь сильными, а города столь неприступными, что большинство разведчиков были уверены, что победить их невозможно. Лишь двое из двенадцати верили не столько опыту, сколько обещанию, данному Богом. Они были уверены в победе, но народ не послушал их. В результате этого народ, отказавшийся следовать знанию откровения, должен был 40 лет странствовать по пустыне. Когда же через эти 40 лет народ под предводительством уже Иисуса Навина решился на исполнение воли Божией, то победа была одержана не столько людьми, сколько силой Божией (Иис. Нав. 10,11).


Другой случай столкновения знания и веры – история Христа и Его взаимоотношений с книжниками и фарисеями. Хотя книжники и имели дело с Писаниями, т.е. откровением данным Богом, но относились они к нему именно как к знанию, проверенному опытом истории израильского народа. Когда же пришел Христос, то отнестись к Нему можно было либо чисто формально, видя в Нем нарушителя закона, либо с верой в то, что Он исполнитель закона. Два эти отношения вели к совершенно разным результатам: верующие ученики получили дары Духа Святого, а неверующие иудеи были рассеяны по всему свету.


В книге Ионы знание о том, что Бог собирается разрушить Ниневию и погубить ее жителей столкнулось с верой в милость Божию. В начале, казалось бы, побеждает знание. Бог заставляет Иону идти в Ниневию и проповедывать там о гибели города. Но затем оказывается, что эта победа знания над верой нужна была лишь как временный тактический шаг. В конечном итоге победила вера и жители Ниневии были спасены.


Во всех перечисленных случаях победа веры несла с собой жизнь, а победа опытного знания привела бы к гибели. Об этом нужно вспомнить в связи с тем, что и наука и Церковь как будто объединились сейчас в исполнении роли Ионы пророка для нашего мира. Наука пророчит нам в недалеком будущем экологическую, демографическую или еще какую-нибудь катастрофу. Со стороны Церкви также часто слышны голоса о близком конце света. Как отнестись к этому знанию? Поверить, что «дальше будет хуже» или найти своей вере лучшее применение и подобно жителям Ниневии поискать выхода из создавшейся ситуации?


Не будем забывать также, что, скорее всего, мы, подобно древнему Израилю, после многих лет странствия по пустыне вновь подошли к земле обетованной, которую на сей раз нужно решиться завоевать. Царствие Божие нам, людям Нового Завета, обещано также, как земля обетованная была обещана древнему Израилю. Поэтому не будем тешить себя бесплодной надеждой, что Оно придет к нам само, без нашей борьбы за Него. Решиться же на эту борьбу можно, опираясь не на знание, а лишь на веру, что в ней нам будет помогать Сам Бог. Знания в данном случае должны обосновать нашу веру, помочь ей укорениться в мире и дать плоды для Царства Божия.


 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group