Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 21-30

21-30

<<< 21 >>>
Преображение плоти

Плоть (т.е. плотная) образуется устойчивыми связями. Человек связан со своим телом, с родными и друзьями, с тем, с кем он вынужден встречаться и общаться. Он связан памятью с событиями из своей и чужой жизни, со знаниями, с теми или иными идеями. У человека есть дом, рабочее место, личные вещи... - это все плоть.

Плотских связей много и они требуют для своего поддержания нашего внимания, времени и сил. Они могут так рассеять силы и внимание, могут так занять время, что для Бога практически ничего и не останется. Человек погружается в суету многопопечительства, забывая о том, кто он, где его Цель и в чем Смысл его дел. Тем не менее, можно поставить задачу преображения плоти, когда дела, связи, люди и обстоятельства будут не уводить внимание от Бога, а, наоборот, вести к Нему.

Осуетиться можно и тогда, когда начинаешь делать дела ради Бога. Вспомним Марфу, заботившуюся о том, как угодить Христу и при этом пытавшуюся вовлечь в свои дела и Марию. Господь ей сказал: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее." (Лк. 10,41-42). Какая же эта благая часть? - Очевидно, слышание и понимание слова Божия.

Марфа может много стараться, может делать много дел, но, не зная точно что же нужно Христу, угодить Ему все равно не сможет. Мария же, исполняя свою "благую часть" может услышать, понять а потом передать Марфе. В этом последнем случае, если Марфа исполнит то, что ей скажет Мария, она как раз и сможет сделать то, что нужно. В этом направлении, по-видимому, и будет происходить преображение плоти. Во всяком случае, воскрешение Лазаря, произошло только тогда, когда Марфа (делание) по повелению Господа призвала Марию (слышание). (Ин. 11,1-45)

<<< 22 >>>
Искушение дьявола и дар Бога

После Крещения Господь 40 дней постился в пустыне и наконец взалкал. Диавол трижды искушал Его. Первое искушение: «вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4,3). Упоминание вместе камня и хлеба указывает на другое место Евангелия того же Луки: «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лк. 11,11-12).

То что диавол также трижды приступает ко Иисусу позволяет думать, что между этими отрывками существует связь. Христос – Сын Божий, но Он же и Сын Человеческий. В силу последнего обстоятельства диавол – князь мира сего, властвующий над людьми, - предлагает Господу вместо хлеба – камень, вместо рыбы – змею, вместо яйца – скорпиона. Предлагает как «отец», о котором говорит Господь в отрывке (Лк 11,11-12).

Что же предлагает Иисусу диавол?


- «камень» - «если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом»

- «змею» - «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое»

- «скорпиона» - «если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз» (с крыла храма)


Но неужели Бог Отец, когда Сын взалкал, не дал Ему просимого? – По-видимому, дал. Это те ответы, которыми Иисус ответил диаволу:
«хлеб» - «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.» (Лк. 4,4) (ср. также Ин. 4,31-34)
«рыба» - «Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи.» (Лк. 4,8)
«яйцо» - «не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4,12)

Господь получил просимое, но не непосредственно, а как бы через противоположное. Он получил от диавола камень, змею и скорпиона, но превратил их в хлеб, рыбу и яйцо. При этом, как ни странно, Он совершил именно то, что предлагал сделать диавол – превратил «камень» в «хлеб». Хотя формально ответ Иисуса выглядит как противоречие.

Воля Божия может исполняться не только непосредственно и прямо, но как бы в два этапа. Первый этап – то, что делает дьявол – князь мира сего. На этом этапе воля Бога до конца не исполняется. Если нужен хлеб, то диавол может дать то, из чего этот хлеб получается – дать камень. Превращение же камня в хлеб – задача второго этапа, который исполняет Христос.

Диавол дает то «зло», которое при обращении ко Христу становится «добром». Он дает свои дары не только Иисусу, но и нам всем. Все мы подвергаемся тем искушениям, которыми искушался Господь (конечно, в разной степени). Если мы прямо последуем совету диавола – получим зло. Если же вовремя вспомним о Христе, Он обратит это зло нам во благо.

<<< 23 >>>
Истина и ложь

Истина - слово, которое говорится для другого, для того, чтобы оно было понято и принято им.

Ложь - слово, которое, в конечном итоге, говорится для себя. Это либо попытка изменить поведение другого человека, либо попытка узнать что человек думает или как реагирует на ту или иную ситуацию. В этом смысле познание лживо и выражение "познать истину" вообще лишено смысла. Истину не познают, а получают как дар. Дар жизни.

<<< 24 >>>
И сказал Бог...

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.» (Быт. 1,3-5) Впервые в Библии дается оценочное суждение. Бог сотворил свет и свет оказался «хорош». Пока еще нет ничего другого хорошего и поэтому свет настолько тесно связан с понятием блага, чего-то хорошего, что практически тождественен ему. Свет и благо – синонимы.

Сотворив это нечто благое, Бог отделяет его от тьмы. При этом заметим, что о тьме не высказывается никаких оценочных суждений. Она ни хороша, ни плоха; тьма – это просто то, чего Бог не создавал. Далее Бог отделяет свет от тьмы, выделяет, обособляет то, что «хорошо». До этого как будто все понятно. Но дальше следует: «И был вечер, и было утро…» Стоп! Откуда взялись вечер и утро, ведь и то и другое не есть однозначно тьма и не есть свет? Вечер и утро – это промежуточное состояние между днем и ночью. И вечер, и утро могут возникнуть на стыке дня и ночи, света и тьмы. Отличие их лишь в том, что вечер – это период ослабления света и нарастания тьмы, а утро – время, когда свет побеждает тьму. Если же свет – это «добро», то период усиления света – утро тоже «хорошо», а вечер, когда свет убывает, по-видимому, воспринимается как «не хорошо».

Общая картина творения ( каждый день творения заканчивается словами « … и был вечер, и было утро…») выглядит следующим образом. Бог создает нечто, что, будучи созданием Божиим, изначально «хорошо», и затем дает соприкоснуться тому, что Он создал, с остальным миром, с «тьмой». Соприкосновение света с тьмой может давать два возможных результата: вечер и утро. В одном случае то доброе, что создано Богом исчезает, уходит в небытие. В другом случае оно утверждает себя в этом мире, обретая устойчивость и самостоятельность.

Посмотрим действие этой схемы на примере народа Израиля. Бог создает этот народ и затем отделяет его (свет) от остальных языческих народов (тьма). Тем не менее, евреи живут не на другой планете и так или иначе общаются с язычниками. Результат – отпадение от Бога и поклонение языческим «богам». Вся история Ветхого Завета – это демонстрация закона, в соответствии с которым соприкосновение света с тьмой порождает «вечер» - победу тьмы над светом. К моменту пришествия Христова евреи этот закон усвоили и когда Он продемонстрировал им другую возможность, то возможность эта была воспринята как великий соблазн. Христос, имея в себе свет истинный, будучи Сам Светом (Ин. 1,9) возводил к свету других. Но что при этом происходило, терял ли Он сам свое божественное достоинство или, наоборот, возводил к Богу других? – ответить на этот вопрос оказалось не просто.

К чему вело следование за Христом, к чему приводило соприкосновение света с тьмой к утру или к вечеру? Нам, верующим, что Христос – Сын Божий, хочется быстрее сказать: «конечно, пришествие Христово знаменовало собой наступление утра». Однако вспомним, что каждый день творения завершается словами «и был вечер, и было утро». т.е. первый результат – вечер, а не утро. Никакое благо, дарованное Богом (свет), не усваивается сразу. Вряд ли пришествие Христово было исключением из этого правила.

Появление возможности совсем не означает, что этой возможностью сумеют правильно воспользоваться. Замечательный пример в этом смысле описан в Деяниях апостолов: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.» (Деян. 19,13-17)

<<< 25 >>>
Служение архангелов Гавриила и Михаила

Два наиболее известных архангела Гавриил и Михаил исполняют, соответственно, два разных служения: «сеяние» и «жатву». Архангела Гавриила мы видим в начале евангельского повествования. Его имя означает «Сила Божия» и посылается он Богом на то, чтобы сообщить людям о чудесах Божиих и исполнить их. Однако чудеса эти совершаются Богом не для того, чтобы просто удивить людей могуществом Бога. Важнейшее чудо – это явление Бога среди нас. Как сказал один из святых «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом». Рождество Христа и Богоявление, хотя и совершились с участием людей, но были делом по преимуществу Божиим.

Вторая же часть задачи «…чтобы человек стал подобным Богу» должна быть исполнена человеком. В то же время, как начало (сеяние) совершалось и Богом и человеком, так и завершение (жатва) не может быть совершена человеком без помощи Божией. Но именно помощи…

Почему люди не стремятся к Богу, - потому что поглощенные множеством «нужных» дел забывают о важнейшем, «засыпают». Разбудить их, по-видимому, и призван архангел Михаил, имя которого означает «Кто как Бог?» Вопрос этот, а точнее призыв, обращен не к кому-то постороннему, а к каждому из нас. Лишь откликнувшись на этот призыв (но не как совершенный взрослый, а как немощный младенец или как блудный сын (Лк. 15,11-32)) человек и может совершить свое предназначение, совершить «жатву».

<<< 26 >>>
О крещении

Смысл нашего крещения не в омытии грехов – это крещение Иоанново, - а в явлении миру того, что в нас от Бога. Священник, подобно Иоанну Крестителю, должен хотя бы попытаться увидеть в том, кого он крестит богоподобие, должен хотя бы допустить ту возможность, что тот, кого он крестит, может оказаться большим его. Остальное сделает Господь.

<<< 27 >>>
Где взять и куда деть

«…всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.» (Лк. 19,26)

Странное высказывание… Что можно отнять у неимеющего? А, если есть что отнять, то почему человек тогда назван «неимеющим»?

Ответ на этот вопрос, по-видимому, заключается в том, что человек может многое иметь, но не осознавать это как ценность. Думать о том, чего у него нет и пренебрегать тем, что есть. Наша задача - осознать, что мы уже имеем, стать «имеющими», ибо через это осознание, через благодарность Дарителю за Его дары как раз и осуществляется умножение нашего духовного богатства.

Допустим теперь, что мы получили богатый «урожай» и перед нами стоит вопрос в какие дела, в какие результаты этих дел (в какие «житницы») должны воплотиться полученные нами духовные богатства. Притча о безумном богаче (Лк. 12,16-21), помимо прямого указания на то, что богатеть нужно не в себя, а в Бога, предостерегает также от попыток разорять старое прежде чем появится новое.

С другой стороны, у Луки Господь говорит: «…никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.» (Лк. 5, 36-38) То есть нельзя пытаться латать старое в ущерб новому. Истинный путь – вначале создать новое и, когда старое само явит свою ветхость, - поменять одежду.

В том случае, когда готово новое, а люди держатся за старое, лучше для них самих дать дорогу этому новому, ибо появление новых мехов указывает на появление нового вина. Если же молодое вино влить в старые мехи, - это чревато разрушением.

Пример негативного варианта развития событий – борьба ветхозаветного Израиля с новозаветной Церковью. Закончилась она разрушением ветхого.

Пример позитивного варианта – совет Гамалиила о том, что делать с учениками Христа: «мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками.» (Деян. 5,34-39)

<<< 28 >>>
Две одежды Адама

После грехопадения человек и жена его сделали себе одежду из смоковничьих листьев (Быт. 3,7) Затем Бог сделал им одежды кожаные и одел их. (Быт. 3,21) Можно много гадать о том, что означают эти две одежды, но одно известно точно: одежда из смоковничьих листьев сделана чаловеком по своей инициативе, а кожаные одежды даны ему Богом. Исходя из этого, попробуем в смоковничьих одеждах видеть дела человеческие, а в кожаных одеждах – дела, которые тоже делает человек, но по воле Божией.

Такому пониманию соответствует также устроение палаток в которых жили люди в праздник кущей, с одной стороны, и, с другой стороны, устроение скинии, сделанной для Бога. Первые делались из ветвей деревьев (Неем. 8,14-17), а скиния сверху была покрыта кожаными покрывалами. (Исх. 26,14)

С этой стороны можно взглянуть и на историю рождения и взаимоотношения двух первых сыновей Адама и Евы. Первенец Каин был земледелец, а второй сын Авель был пастырем. (Быт. 4,2) Если учесть, что допотопным людям в пищу Богом определены были плоды растений (Быт. 1,27), а животная пища была разрешена только после потопа (Быт. 9,3-4), занятие Авеля выглядит довольно странным. Смысл занятие Авеля могло иметь только в случае, если пастырь разводит животных ради изготовления одежды их их шерсти и кожи. То есть Каин – человек, делающий дела человеческие, а Авель – человек, делающий дела Божии. Исходя из этого, становится понятным, почему Бог принял жертвоприношение Авеля и не принял дар от Каина. Не потому, что Каин принес «плохую» жертву, а Авель «хорошую», а просто потому, что Авель принес дар Богу соответствующий Богу.

Убийство Авеля Каином означает в этом смысле непонимание человеком дел Божиих, воостание против этих дел и, соответственно, против Бога.

<<< 29 >>>
О начале зла

Утверждение "Бог есть" я могу принять за аксиому, т.к. я и хочу, чтобы Он был.

Утверждение "зло есть" я ни за что не приму как аксиому, т.к. я не хочу, чтобы оно было. Существование зла - это опытный факт на уровне того факта, что никто из людей, впервые взявших в руки скрипку, не сможет сыграть на ней как, допустим, выпускник консерватории. Из чего, конечно, не следует, что сделать это невозможно в принципе

Если я принимаю тезис "зло есть" как аксиому, то я соглашаюсь с тем, что я не могу с ним бороться. Если же я хочу бороться со злом, я должен поставить тезис о предвечном существовании зла под сомнение (зло - не Бог и не может существовать вечно).

Тогда должен ставиться вопрос о начале зла.

Тогда об этом начале Библия наверняка говорит, и говорит достаточно, чтобы мы поняли. Другое дело, говорится об этом не прямо, а языком притч. Вопрос, где именно Библия говорит об этом? В истории грехопадения? - Но тогда мы приходим к выводу, что до этого зла не было, что до грехопадения человека не было отпадения ангелов во главе с сатаной и что змей действовал не со злым умыслом (зло ведь еще не родилось).

Предположение же о том, что зло родилось раньше грехопадения человека ставит вопрос, почему Библия не говорит об этом. О второстепенном говорится, а о первостепенном умалчивается? Может ли быть такое?

<<< 30 >>>
О Конце

Важнейший вопрос человеческой жизни – это вопрос о ее конце. Начало, появление мое на свет не от меня, не от моей воли зависело. А конец, результат моей жизни – это прежде всего результат моих стремлений, моих трудов, моей жизни.

Перед нашими глазами всегда присутствуют два образа конца. Первый образ – окончание трудов и получение плодов этих трудов. В частности, таким концом может быть рождение ребенка.

Второй образ – разрушение того, что кем-то и когда-то было создано. Когда вещь больше не нужна, мы ее выбрасываем или сжигаем, чтобы не занимала место и не мешала. Кроме того, вещи ломаются и становятся непригодными к употреблению. В этом случае, если не удается их исправить, мы их тоже уничтожаем. В частности, таким концом выглядит для нас смерть. По крайней мере, телесная смерть.

Результатом вкушения от древа познания добра и зла стало знание человека о своем конце. Но остался открытым вопрос, о каком конце. Если человек понимает, что для него этот конец означает начало чего-то другого, более важного, значимого, ценного, - тогда конец для него превращается в цель. Цель, собирающую его силы, его волю, его жизнь во едино. Цель, обещающую ему великое благо и великую радость.

Если же перед глазами человека только конец второго рода, если впереди только страдания и смерть, то, понятно, что такой конец выглядит для него уже не добром, а великим злом. Человек, естественно, не хочет такого конца, стремится избежать такого конца. Однако, если при этом человек пытается убежать от любого конца вообще, то целью для него в этом случае может стать бесконечная и бесцельная жизнь. Что тоже (для человека!) страшно.

Пытаясь своими усилиями избежать смерти, человек обнаруживает свою немощность и несостоятельность. Да что говорить о смерти; даже справиться с какой-нибудь страстью и то оказывается зачастую нам не по силам! Что из этого следует? – Бессмысленность наших усилий и бессмысленность нашей жизни?

- Христос Своим Воскресением открывает перед нами иную перспективу! Оказывается, то, что выглядит абсолютным концом в глазах человеческих – отнюдь не конец в глазах Божиих. И, если человек устремится к тому Концу, который уготован ему Богом, то закончится его жизнь не разрушением и исчезновением, а жизнью в Царствии Божием. Конец превратится в Начало. Недаром обстоятельства смерти и погребения Христа так сходны с обстоятельствами Его рождения!


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group