Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 11-20

11-20

<<< 11 >>>
Люди и ангелы

Нуждающемуся в рыбе можно либо дать рыбы, либо научить его ловить рыбу самому.

Предположим, до вкушения от запретного древа познания добра и зла, человек был со-детелем Бога и, хотя и делал лишь малую часть того Дела, которое делает Бог, но, тем не менее, он был причастен этому Делу.

Вкушение от запретного древа привело к тому, что Бог и человек стали делать разные дела. Бог - давал, человек - получал. По-видимому, человек конечно и раньше многое просто получал от Бога, но не осознавал, что это для него. Взяв же от запретного древа, он вполне осознал этот факт. Но одновременно он понял свою зависимость от Бога, ибо получить можно лишь то, что дадут. Это была его нагота. Покрыть эту наготу он попытался, использовав те знания, которые дало вкушение от Древа (опоясания из листьев).

Кроме того, Бог дал ему и кожаные одежды. Возможно, кожаные одежды – наше тело, наша жизнь в мире сем. Однако кожаная одежда ветшает и, если её изготовил не сам, то она, в конце концов, разорвётся, и ты её лишишься. В этой жизни для нас выбор: либо латать старую одежду, пытаясь вновь получить нужное нам от Бога в готовом виде, либо научиться делам Божиим и самим «изготовить» себе новую одежду.

Два взаимоотношения: 1) содетелей, соработников в одном деле и 2) дарителей и получающих мы назовём

1)ангельскими (однополыми) взаимоотношениями и

2) плотскими (разнополыми) взаимоотношениями.

Ангельские взаимоотношения порождают любовь сотрудничества. Люди тянутся друг к другу подобно двум однонаправленным токам ( дело – динамика, движение).

Плотские взаимоотношения порождают любовь обладания. Один может дать другому то, чего нет у другого. В развитом виде любовь обладания порождает не только добро (возможность дать другому то, что ему нужно), но и зло (потребности, которые не могут найти удовлетворения и одновременно невостребованные дары).

В связи с этим вспоминаются слова Христа, что по воскресении не женятся и не выходят замуж, но пребывают подобно ангелам, которые бесполы.

Наоборот, наша жизнь – жизнь мира сего делает ставку на плотских взаимоотношениях людей (прежде всего половых отношениях мужчины и женщины), на развитие, разжигание потребностей и средств их удовлетворения.

Чем более развиты ангельские взаимоотношения, тем менее человек нуждается в плотских. Человек должен делать Дело. Если же душа находится в безделии, если образуется пустота, – тогда разгораются страсти.

Кстати,обращаясь к Богу "дай", а не "научи", мы пытаемся навязать Ему плотские взаимоотношения, хотя и считаем, что Он - бесплотный!

<<< 12 >>>
Дать место гневу Божию

Встречаясь с противодействием других людей и усматривая в этом противодействии противостояние не мне лично, но истине и справедливости, нам очень хочется что- то сделать, чтобы истина и справедливость восторжествовали. Но, пытаясь отстаивать Божие, мы не замечаем при этом, что действуем – то мы сами, своей волей. И наказать другого хотим уже мы, а не Бог.

Чтобы почувствовать разницу между моей волей и волей Божией, нам нужно уметь отступать, отказываться от активного действия. Но! Отступление это не ради уступки тому, кто противостоит мне и (как мне кажется) истине (Богу), а ради того, чтобы уступить место Богу, дать Ему возможность Самому действовать, Самому исправлять то, что плохо, Самому наказывать зло.

В этом как раз и заключается смысл прощения и терпения. Мы должны в этом случае не делать, но видеть, что и как делает Другой. (Дать место гневу Божию).

<<< 13 >>>
Гармония жизней

Каждый человек – «песня» со своей мелодией, ритмом, акцентами. Но обычно каждый исполняет свою песню довольно плохо, поэтому угадать в этом исполнении что-то замечательное, красивое, довольно трудно. В то же время хороший музыкант и за плохим исполнением может уловить своеобразие и красоту песни, может почувствовать, как бы она зазвучала в хорошем исполнении. Он может сам попытаться, подпеть человеку, исполняющему свою «песню», может помочь найти ему верный тон, нужный ритм, громкость и прочее для того, чтобы песня зазвучала.

Подобно этому и мы можем попытаться почувствовать что происходит в другом человеке, помочь ему исполнить то, что в нём есть, чтобы в другом раскрылась сокрытая до этого красота. Однако, для этого необходимо, чтобы этот человек, будучи рядом с нами, оставался самим собой, пел свою «песню», а не копировал чужие, пытаясь сделать то, что ему не дано.

Теоретически, если бы мы были достаточно чувствительными, мы могли бы, «подпевая», например, разговаривать с иностранцем на его языке, хотя до этого бы мы его и не знали. Могли бы понимать друг друга, с полуслова и, может быть, даже раньше, чем человек сам поймёт себя (взрослый, понимающий ребёнка). Для нас не было бы чужих людей, ибо мы легко могли бы « срезонировать» на внутренний мир другого человека и глубоко понять его проблемы, радости и печали, его ценности и заблуждения…

<<< 14 >>>
Культура разума

В книге пророка Даниила даны не только видения, бывшие пророку, но и их истолкования. Последующее исполнение их может привести к мысли, что это историческое истолкование является исчерпывающим. Мы действительно видим, как усилилась Греция («козёл» у Дан.8,1-12), как Александр Македонский завоевал огромные территории и как потом его империя распалась на четыре (на месте большого рога вышли четыре малых). Мы видим также крушение как Греции, так и Рима (Дан. 2,27-45).Всё исторически сбылось.

Но попробуем подойти к толкованию этих видений не исторически только, но и духовно, усматривая в них действие различных духовных начал соответствующих Греции, Риму, Израилю… Греция для нас – это страна, славная своей культурой. Завоевания Греции могут означать, следовательно, завоевания, совершённые человеческой культурой. В то же время, сама по себе культура в нашем цивилизованном обществе разделяется на четыре части:

1) культуру зрения – изобразительное искусство, скульптура, архитектура, дизайн, кино…

2) культуру слуха – музыкальная культура

3) культура речи (общения) – словесность, литература.

Есть ещё и четвертая культура, существенно отличная от предыдущих трёх. Это

4) культура разума - философия, наука.

Именно она – это один из четырёх рогов, который разросся, «вознёсся до воинства небесного и низринул на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал их, и отнята была у него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его» (Дан.8,9-11).

<<< 15 >>>
Наше соучастие в творении

Открытия делаются теми, кто входит (или выходит). Кто уже вошел, - тот по привычке ничего особенного уже не замечает.

Привыкание, ощущение что я все уже знаю и понимаю, делают нас слепыми по отношению к тому, что может находиться у нас прямо перед глазами. Так, глаз лягушки видит только то, что движется, а глаз человека постоянно движется сам, чтобы видеть неподвижное. Все это - известные факты. Я же хочу обратить внимание на то, что, изучая новый язык, попадая в новую среду общения, знакомясь с новым человеком, я не только могу познакомиться с тем, что уже есть, но и обнаружить то, чего не только я не знал, но чего до этого ни в этом человеке, ни в этом языке действительно никто не обнаруживал (не было). Происходит (точнее, - может происходить) открытие - творение чего-то нового. Главный же вопрос, - что при этом родится

В связи с этим замечанием становится понятной фраза, сказанная Христом: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет." (Иоан.10:9)

<<< 16 >>>
"Отче наш" и наука

Небольшие открытия, сделанные при изучении латинского языка:

1) небо по-латыни caelo ("цело"). В связи с этим церковнославянское "будите... цели яко голубие" (Мф.10,16) может означать не только простоту, как это понимается в переводе на русский язык, но может указывать на небо, на принадлежность голубя небу, а не земле.

2)Молитва "Отче наш" в русском переводе заканчивается словами: "но избави нас от лукавого." На латыни же это окончание следующее: "sed libera nos a malo." Буквальный перевод слова "malo" - больше хотеть, лучше желать, предпочитать. Все это указывает на предвзятое отношение и поэтому окончание молитвы "Отче наш" на латинском языке выглядит в переводе на русский примерно так: "но избави нас от предвзятого отношения к чему-либо". Непредвзятое отношение к предмету познания (объективность) - это краеугольный камень науки. Не удивительно, поэтому, что наука родилась именно на западе, где языком ученых была латынь и исследователями были верующие люди, часто читающие молитву "Отче наш".

<<< 17 >>>
Что такое целомудрие

Из жития великомученицы Екатерины известно, что Христос, надев ей на палец кольцо, Сам обручил ее Себе в невесту. Единственную из всех девиц, посвящавших Ему свою жизнь и называвшихся невестами Христовыми. Почему? - житие прямого ответа на этот вопрос не дает. Тем не менее, попробуем по крайней мере сформулировать правдоподобную гипотезу.

Прежде всего, имя Екатерина означает "всегда чистая". Безусловно, чистота, простосердечие, непричастность скверне - качество само по себе очень ценное. Но в житии великомученицы мы встречаем и другую ее особенность, о которой постоянно напоминает написанный в честь ее акафист: "Радуйся, Екатерино, невеста Христова премудрая." В Екатерине сочетаются, с одной стороны, чистота и простота, и, с другой стороны, мудрость.

Теперь обратимся к Евангелиям: "... Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби." (Мф.10,16). Окончание фразы нам уже знакомо, а начало звучит весьма странно... Действительно, "пастырь добрый" (Ин. 10,11) не ограждает своих овец от волков, а, наоборот, посылает их к волкам! Как же так можно, ведь их съедят?!

Тем не менее, из дальнейшего ясно, что все "овцы" вернулись целыми и невредимыми. Более того, они оказались победителями: совершили много чудес и привели к вере во Христа множество народа. Как такое оказалось возможным? И вот тут мы вспоминаем окончание фразы: "будьте мудры, как змии, и просты, как голуби." Не иначе как именно это сочетание мудрости и простоты дало возможность овцам жить среди волков, не превращаясь в последних и не погибая.

Упоминание о голубе и змее наводит также на мысль о небе (где летает голубь) и земле (змея ближе всех к земле). Небо на языке Церкви - мир духовный, ангельский. Земля же - мир видимый, материальный. В таком случае призыв быть похожими и на голубя, и на змею означает указание на необходимость для людей соединить в себе "несоединимое" быть по телу такими же, как все животные, а по душе - как ангелы. Не пренебрегать одним в пользу другого, а именно ценить и то, и другое.

Качества, свойственные голубю и змее, совместить трудно, потому что они у нас проявляются в разные периоды нашей жизни. В детстве, когда ребенок окружен заботой близких, когда его любят не трудно быть простым и непосредственным. В это время душа бывает чистой как лист бумаги, на котором еще ничего не написали. Мудрость же приобретается в скорбях и по прошествии многих лет. Как это чаще всего бывает, обретая при этом одно, вдруг обнаруживаешь, что много потерял в другом. Соединенить же и мудрость, и простоту может, кажется, только чудо.

Интересно как звучит Евангельский отрывок на церковно-славянском языке : "будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие". Два слова "цели" и "мудри", соединенные в одном дают слово "целомудрие". Вот, по-видимому, та добродетель, которой так богато была наделена святая Екатерина.

В современном русском языке, кстати, слово целомудрие во многом потеряло свою родственную связь с мудростью ...

<<< 18 >>>
Древо человечества

Когда в нашем Символе веры мы обращаемся к Богу: "чаю воскресения мертвых...", то это "чаю", по-видимому, не должно быть пассивным ожиданием того, что Бог Сам, без нашего участия, совершит чудо воскресения. Оно предполагает какие-то и наши действия. Какие?

Первое, что приходит в голову, - это участие в воскрешении тех мертых, которые как будто живы (см. Лк. 9,60; Откр. 3,1). Не только многие окружающие нас люди мертвы по отношению к настоящей жизни. Очнувшись иногда милостию Божией от сна погруженности в суету, мы понимаем, насколько сами мы далеки от этой полноты жизни! Кто бы лишний раз разбудил, кто бы оживил! Но сказано:"во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки." (Мф. 7,12)

Другая возможность - молитва об усопших. Опыт Церкви, - не просто догадки или фантазии, но опыт (у разных людей, конечно, разный) говорит о том, что человек со смертью физической не умирает совсем, что он имеет в себе какую-то жизнь и может даже участвовать и в нашей земной жизни. Однако возможность этого участия умерших в нашей жизни зависит от нашего участия в их жизни.

Человечество в целом (Адам) подобно дереву, корни которого в земле (это мы - живые, погруженные в земную жизнь мира сего), а крона обращена к солнцу (умершие, оставившие землю, приобщаются к миру духовному, и могут получать от Бога то, что обычно не доступно нам). В живом дереве есть два потока: один от кроны к корням и другой от корней к кроне. Прервется один из них, - оскудеет и другой. Так и мы можем получать благодать Божию по молитвам умерших тогда, когда есть наши молитвы о них.

У Адама голова (умершие) видит, слышит, разумеет. Тело же (живые) имеет силу действовать в этом мире. Мы можем передать умершим эту возможность участвовать в делах мира, а они могут поделиться с нами своими знаниями мира духовного. И то, и другое обеспечивает полноту жизни.

<<< 19 >>>
Взаимоотношения человека с Богом

Человек совершает грех потому, что прельщается возможностью получить для себя некое благо. При этом он не желает думать о том, сколь велика расплата и как он свой долг будет возвращать.

Тем не менее, если грех совершён, то какова должна быть мера наказания? Вопрос этот принципиально важен, ибо наказание безмерное возможно либо там, где Бог терпит от действий человека бесконечно много (а это абсурд), либо просто там, где отсутствует закон и царит беззаконие. Если же расплата за грех конечна, то согрешивший имеет право, узнать меру своего долга перед Богом. И, если эта мера человека устраивает, то он может сознательно пойти на то, чтобы, заплатив, получить желаемое.

Понятно, что взаимоотношения человека с Богом, при которых господствуют рыночные отношения, – отнюдь не самые лучшие. Тем не менее, это шаг вперёд, по сравнению с отношениями дозаконными.

Дозаконные взаимоотношения – когда некие запреты абсолютны. Законные взаимоотношения – когда, заплатив некую сумму, человек может получить то, что хочет. При этом появляется новое качество человеческой воли – возможность добиваться желаемого, настойчивость. Бог может потерпеть такие взаимоотношения в том случае, если долги возвращаются – в этом случае мир, созданный Богом, по Его закону не разрушится, ибо есть средства, на что восстановить нарушенное. Но беда в том, что законом могут завладеть «мытари», которые взимают за грех плату более, положенной по закону.

Избавиться от мытарей может лишь тот, кто, хорошо зная закон, сам отдаёт положенную плату, не дожидаясь, пока её отберут. Здесь уже начинаются взаимоотношения надзаконные, когда человек не мелочится перед Богом, не пытается что- то выгодать. Зная, что он получил от Бога много больше, чем дал Ему, человек с радостью и с избытком платит за то, что Ему хочется. Но это предполагает, что человек сам уже богат и может быть щедрым – может миловать, может прощать.

<<< 20 >>>
Связь двух пророчеств

Обратим внимание на очевидную связь содержания 13 главы Откровения Иоанна Богослова с видениями пророка Даниила о последних временах. Так, у Иоанна из моря выходит зверь, который совмещает в себе четырёх зверей, виденных Даниилом, и которые тоже вышли из моря. Этот зверь (Откр. 13,1-4) имел семь голов и десять рогов подобно четвёртому зверю у Даниила (Дан.7,7) , был подобен барсу - третьему зверю у Даниила (Дан.7,6), ноги у него как у медведя - второго зверя по Даниилу (Дан. 7,5), а пасть как у льва - первого зверя в видении Даниила (Дан.7,4).

Интересно, что порядок перечисления этих зверей у Иоанна обратный тому, какой дан у Даниила.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group