«Итак Он для вас, верующих, драгоценность,
а для неверующих камень, который отвергли строители, но который
сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который
они претыкаются, не покоряясь слову на что они и оставлены.»
(1 Пет. 2,7-8)
|
|
Иисус Христос - Тот, кто для стал для христиан величайшей драгоценностью, кого мы называем Сыном Божиим – был, как мы знаем из Евангелий, «своими» иудеями отвергнут. Причём отвергнут категорически как величайший соблазн. Хотя сам Господь утверждал, что Он пришёл не нарушить закон, но исполнить, иудеи увидели в его деяниях именно нарушение закона и распяли Сына Божия как богохульника.
Можно, конечно, думать, что породил этот соблазн сам Христос. Ведь, нарушив, как думают иудеи, Ветхий Завет, Он действительно установил Новый. Но о соблазне, исходящем от Самого Бога, сказано уже и в самом Ветхом Завете. Пророк Исайя говорит, что Господь Саваоф будет для Израиля «камнем преткновения и скалою соблазна» (Ис. 8,14). Итак, Бог соблазняет? – Да не будет! Просто люди соблазняются не только тогда, когда их соблазняют, но и тогда, когда они склонны соблазняться сами.
Замечание это я посчитал необходимым сделать для того, чтобы книга породила как можно меньше соблазнов. Ведь у христиан на некоторые рассматриваемые в ней вопросы уже есть определённые ответы. Поэтому сразу следует сказать несколько слов о том, почему я всё же решаюсь вынести книгу на суд читателей, надеясь на их снисхождение и милость
Дело в том, что христианство, выросшее из Ветхого Завета, некоторые содержащиеся там идеи приняло без обсуждения и критики просто потому, что они казались очевидными. Так, например, история грехопадения в христианстве толкуется практически также, как и у иудеев. Этот факт выглядит очень странным. История грехопадения повествует о появлении первого греха. Но лекарство, которое предлагают христиане для лечения от этой болезни - веру во Христа как в Спасителя мира — иудеи категорически отвергают, видя в нём не лекарство, а яд. С другой стороны, если мы - христиане продолжаем настаивать, что вера во Христа спасительна, то, казалось бы, мы должны были бы переосмыслить своё отношение к первопричине появления нашей, ведущей к смерти, болезни. Этого, однако, нет.
Крест, на котором был распят Иисус, православные христиане называют древом Жизни. Но, поскольку древо Жизни, согласно Библии, находится в раю, то события, происшедшие при Кресте, вновь вводят нас в рай, где присутствует и древо Познания добра и зла. Случайно ли это, что лекарство находится там же, где и яд? — Конечно не случайно. История нашего спасения теснейшим образом связана с историей грехопадения. Понять одно из этих событий можно, лишь более глубоко понимая другое. Но, с другой стороны, из этого следует вывод, что, если события происшедшие с Адамом и его женой нам «понятны» настолько, что никаких вопросов даже и не возникает, при том, что спасаются, очевидно, отнюдь не все, то это свидетельствует скорее о том, что как в истории грехопадения, так и в истории нашего спасения мы понимаем пока не так уж и много.
Прошу читателя извинить меня за столь категоричное утверждение. Сделано оно
отнюдь не потому, что я хочу вступить с кем-то в спор. Увы, я вынужден сделать такой вывод, прекрасно понимая,
что не вступить в полемику после такого начала будет очень трудно. Тем не менее,
я очень надеюсь, что удержаться от противостояния традиции
мне всё же удалось; по крайней мере, я изо всех сил старался вести изложение
в конструктивном ключе, а не в полемическом. Будучи членом Православной Церкви,
я тоже чту традицию. Ту традицию, которая установлена Христом и Его апостолами.
В то же время нельзя забывать, что смерти Спасителя требовали тоже почитатели традиции.
Естественно возникает вопрос, почему ни Господь, ни апостолы почти ничего не говорят о грехопадении. Это выглядит очень странно. Неужели нам дано столь сильное лекарство, что знать о болезни ничего не надо, неужели вылечиться — исполнить Новый Завет так легко? - Те, кто пробовал, наверняка скажут, что нет, отнюдь не легко. Тогда в чём же дело, почему Новый Завет «молчит» о грехопадении? - Предлагаемый вариант ответа - Евангелия практически только об этом и говорят! Но говорят не словами. Сами происшедшие со Христом события посвящены истории грехопадения, раскрывая её иным, чем в книге Бытия, образом. Ведь иудеи увидели во Христе именно змея искусителя, а в Его учении – плоды древа Познания, которые вкушать ни в коем случае нельзя! Важно и то, что в отличии от Ветхого Завета, Евангелия нам рассказывают не только о том, с чего всё началось, но и о том, чем всё должно закончиться (а во Христе уже и закончилось). Закончиться же всё должно Вторым Пришествием Господа и наступлением Царствия Божьего.
Царствие Божие задано для нас Господом (Лк. 12,31) как Цель. В молитве Господней
мы взываем к Отцу нашему небесному: «да приидет Царствие Твое»
и ожидаем Его не только после смерти на небесах, но и на земле тоже. На земле
обновлённой, на земле преображённой и, тем не менее, на земле. Однако, тот кто
попытается заговорить о возможности установления Царствия Божьего на земле обычно
быстро обнаруживает, что в Церкви существует как бы некий запрет на обсуждение
этой темы. Люди, причём верующие, убеждены, что Царствие Божие на земле невозможно.
К счастью (или к несчастью?) для себя я узнал об этом слишком поздно. В Ветхом
Завете рассказана история о том, как Ионафан, не зная о заклятии, отведал мёда,
хотя есть его под страхом смерти было запрещено (1 Цар. 14,24-46). Этот поступок
дал ему силы побеждать врага, но одновременно нёс угрозу смерти со стороны
отца. Подобно Ионафану я успел ощутить сладость Царства до того, как узнал,
что этого делать «нельзя».
Наверное, каждый человек, которого Господь призывает на служение Себе, ощущает
в это время, что «приблизилось Царство Небесное» (Мф.
3,2; 4,17). Но затем это острое ощущение проходит и необходимо усилие, чтобы
продолжать верить, что Бог от тебя не отступил и Царство Его от тебя не удалилось.
Вот об этой то моей вере с которой я пришёл в Церковь и пойдёт речь в книге.
Я верю, что Царствие Божие приблизилось не только ко мне и что мы можем и сами
приближаться к Нему. Верю, что, даст Бог, кто-то из ныне живущих войдёт в Него,
не вкусив смерти. Цель слишком притягательна, чтобы отказаться от неё только
потому, что это «невозможно». Ведь Бог дал человеку разум, в частности,
и для того, чтобы соделывать возможным то, что ранее считалось невозможным.
Другое дело, что этот разум начинает работать только тогда, когда задача точно
сформулирована и есть решимость ею заниматься.
Для того, чтобы избежать лишних соблазнов, следует, по-видимому, сразу подчеркнуть,
что некоторые символы имеют в книге иной, отличный от привычного, смысл. Так,
например, «змей» в книге — это не носитель зла как такового,
а скорее разум, преодолевающий все ограничения и запреты. Когда этот разум стремится
преодолеть ограничения, установленные Богом, он, безусловно, приводит ко злу.
Однако, если его суметь направить на преодоление запретов, которые ставит нам
наша человеческая ограниченность, не позволяющая узнать и исполнить волю Божию,
тот же разум может подарить нам величайшее благо.
Единственным серьёзным препятствием на пути в Царство для преодолевающего все
преграды разума может быть лишь отсутствие на то воли Божией. Однако Сам Господь
учил нас молиться: «… да будет воля Твоя и на земле, как на
небе …» (Мф. 6,10) Поэтому, если Второе Пришествие ещё
не совершилось, то причина этого, по-видимому, не в ком ином, как в самих людях.
Есть, правда, вариант, что люди не достигли Царствия Божия в результате наказания
и, подобно древнему Израилю, совершают свои «сорок лет» странствия
по «пустыне». Однако, как об этом будет сказано в книге, есть надежда,
что и эти «сорок лет» уже истекли и мы подошли к «земле обетованной»,
которую необходимо теперь завоевать...
|