Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Книги По плодам познаете древо Глава 3. Немного о методе

ГЛАВА 3. НЕМНОГО О МЕТОДЕ

Прежде чем двигаться дальше, давайте поговорим о том, как вообще следует подходить к толкованию Священного Писания. Первый вопрос, на который следует ответить, — это вопрос о том, считаем ли мы Библию действительно книгой святой или для нас это всего лишь одна из множества других книг. Если Она для нас свята, — она для нас является источником вдохновения, источником жизни. Поэтому при изучении Её, требуется особая осторожность. В науке разные объекты исследования требуют разных методов изучения. Если мы хотим исследовать жизнь, живое, — мы не можем без потери самого предмета изучения раздроблять и затем вновь конструировать живой организм так, как мы это делаем с предметами неодушевлёнными. Если мы хотим узнать другого человека или разобраться в своей душе, то требование внимательного и осторожного обращения с «предметом» понимания становится ещё более актуальным. Точно также и Библия требует к себе особого отношения. Требует, если и не уверенности, то хотя бы допущения возможности Её святости.

Наличие жизни, и, тем более, духовной жизни заставляет нас, если мы действительно хотим что-то понять, признать за ней определённые права по отношению к нам. Так, например, познавая другого человека, необходимо учитывать его интересы. Никто не хочет оказаться в роли подопытного кролика и, если человек заподозрит, что мы его изучаем, то вместо того, чтобы быть естественным, открыться, он, наоборот, скроется под какой-нибудь маской. Изучая Библию, мы стремимся понять себя и других людей, понять Бога. Поэтому условие необходимости соблюдать интересы не только свои, но Бога и других людей является очень критичным по отношению к тому, что же именно мы узнаем. Будет ли это истинное знание о Боге и людях или знание «личины», маски. Самое достоверное знание о людях мы получаем тогда, когда они сами откровенно рассказывают о себе. Также и при чтении Священного Писания. Настоящее знание человеку открывается по желанию Того, Кто стоит за содержанием Книги.

Далее, следует отметить тот факт, что знание о другом оказывается для нас очень не безразличным. Оно, в той или иной степени, изменяет и нас самих. Поэтому, чем более значим для нас этот «другой», тем больший отпечаток наложит на нашу жизнь и полученное нами знание о нём. Так, если мы вдруг ошибёмся, то цена ошибки будет тем больше, чем ближе нам тот, о котором мы знание получили. Наиболее впечатляющим примером подобной ошибки является история грехопадения. Никто не был так близок человеку, как был близок ему Бог. И знание, которое он получил, -  было знанием о Боге. Об этом ведь говорит не только змей: «будете, как боги» (Быт. 3,5); это подтверждается Самим Господом: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3,22). Однако это знание коренным образом изменило взаимоотношения человека и Бога, изменило и самого человека. Если ранее он любил Бога и полностью Ему доверял, то теперь стал бояться Его, прятаться от Него.

Библия почти ничего нам не сообщает о том, что же конкретно узнал человек. Из сказанного там никак не следует, было ли ложно само знание или, наоборот, оно было истинным, но человеку оказалось не по силам правильно его понять. Тем не менее, гораздо вероятнее второе, ибо древо Познания добра и зла появилось по воле Божией и не мог Тот, Который «есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин. 1,5) создать что-либо дурное. Нам же из сказанного следует сделать вывод, что поскольку, пытаясь понимать Священное Писание, мы можем получить и такое «знание», которое способно принести нам огромный вред, нужно заранее определить для себя какого же мы знания ищем. Так, у человека есть лицо, есть глаза, которые, — «зеркало души», но есть и другие части тела, которые могут сказать о человеке гораздо меньше. Поэтому совсем не безразлично, куда мы смотрим: на лицо, глаза или на что-то иное.

Следует ли из сказанного вывод, что, читая Библию, нужно обращать внимание только на то, что приятно для глаз, что хорошо нам понятно и закрыть глаза на имеющиеся там странности?  — Отнюдь нет! Именно вера в то, что Библия — книга святая позволяет нам искать разрешения недоуменных вопросов и верить, что эти решения есть. Да и сама вера, дающая нам силы искать и находить ответы, укрепляется именно по мере решения стоящих перед нами проблем. Уход от них — признание своего бессилия, признание ущербности нашей веры. Ведь если мы сами будем избегать острых вопросов, — их зададут нам другие. И тогда нам либо придётся признаться в своём непонимании, либо в спешке искать какого-либо подобия ответа, делать вид, что мы понимаем, хотя настоящего понимания нет. А это уже ложь и лицемерие! И не дай нам Бог прибегать к помощи «человекоубийцы» диавола, который есть «лжец и отец лжи» (Ин. 8,44). Лучше уж признаться в своём бессилии. Но ещё лучше поставить проблему, самим и попытаться решить её заранее.

Другое дело, какие вопросы ставить и какие проблемы решать. Ведь искать понимания можно в самых разных направлениях. Мы же, следуя призыву Господа «ищите Царствия Божия», будем искать ответы прежде всего на те вопросы, которые появляются на нашем пути к этому Царствию. Остальное всё «приложится» (Лк. 12,31).

Попробуем теперь определить статус тех идей, которые уже высказаны и о которых речь пойдёт в дальнейшем. Когда мы читаем пророческие книги, мы часто встречаем слова пророков о передаваемых ими людям сообщениях: »так говорит Господь». Свидетельство Истины было для них столь явным, что давало им великое дерзновение говорить от лица самого Бога. Однако случалось, что даже и пророки изрекали ложь. Вот что поведал пророк Михей вопрошавшему его царю Ахаву: «я видел Господа, седящего на престоле Своём, и всё воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлёк бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошёл и пал в Рамофе Галаадском? И говорил один так, другой говорил иначе. И выступил один дух, и стал перед лицом Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он: ты увлечёшь его, и успеешь; пойди и сделай так.» (2Пар.18,18-21). Замечательно, что и сам пророк Михей вначале сказал царю ложь и лишь после того, как царь заклял его не говорить ничего, кроме истины, пророк сказал правду. Нечестие царя привело к тому, что даже и пророки стали говорить ему ложь. Если же мы теперь зададимся вопросом, насколько благочестива жизнь тех, к кому обращена эта книга и насколько свят автор, то, понятно, ответ оставит желать лучшего. Поэтому, бесполезно, конечно, искать в книге «истин в последней инстанции». Даже такой светильник нашей Церкви, как апостол Павел, писал: »Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.» (1Кор. 13,12). Что ж говорить о нас!

Тем не менее, надеюсь, наши попытки лучше понять сказанное в Библии не окажутся бесполезными. Многие, наверное, слышали, а кто-то возможно и видел, голографические изображения. Голограмма — это особым образом зафиксированное на фотопластинке оптическое изображение предмета. Замечательной особенностью её является то, что целое изображение предмета можно восстановить и по отдельной части голограммы. То есть даже в том случае, если мы разобьем фотопластинку с голограммой на отдельные кусочки, каждый из них даст нам изображение целого предмета. Единственно только качество изображения будет хуже. Если же мы, наоборот, отдельные части голограммы будем собирать вместе, то полученное изображение будет всё более и более чётким. С подобным явлением мы сталкиваемся и в живой природе. Так, оказалось, что перелётные птицы гораздо лучше способны определять направление полёта, если они собраны в стаю. Но ведь нечто подобное мы можем наблюдать и в своей жизни. Когда мы пытаемся решить какую-то сложную жизненную задачу, то вначале появляются лишь какие-то очень туманные идеи по поводу того, что и как делать. Однако, по мере их накопления задача становится всё более и более определённой.

А сам человек, не является ли он такой же  маленькой частицей большой «голограммы»? Многие из вас наверное замечали, насколько легче и продуктивнее работает голова, когда рядом с вами единомышленники. Поэтому, если мы идём к Истине не поодиночке, а вместе, соборно, путь наш может оказаться намного короче.

Эту мысль о приоритете соборного разума над разумом одного человека можно распространить и на тот случай, когда собора единомышленников ещё нет и человеку приходится пытаться понять что-либо самому. С Божией помощью, естественно. Многие святые, уходившие от людей в пустыню или в затвор, не переставали себя мыслить принадлежащими к «единой, соборной и апостольской Церкви». В результате, одно только это ощущение своего единства с Церковью позволяло им избежать многих ошибок и соблазнов.

Тот же принцип голограммы позволяет нам понять и тот странный манёвр, который мы предприняли, пытаясь понять, почему была проклята смоковница. Действительно, если появляется какой-то вопрос, естественно, казалось бы, решать его, а не обращаться к другим парадоксам и ставить новые вопросы. Ведь постановка новых вопросов как будто бы удаляет нас от цели — получения ответа. А оказывается, возможен и иной результат: обращение ко второй задаче может позволить решить первую. Почему? — Да потому, что по сути в двух упомянутых случаях речь идёт об одном и том же; мы имеем дело с двумя осколками одной «голограммы». Соединив их вместе, мы гораздо лучше понимаем, что же именно нам не понятно, вопрос становится гораздо более определённым. Соответственно и решить его теперь намного легче.

Вспомним теперь, что и каждый из нас несёт в себе, по большому счёту один и тот же вопрос. В чём (а для верующего — в Ком), смысл моей жизни? Как найти этот смысл, как приникнуть к источнику любви, истины, красоты? Каждый из нас отчаянно пытается самостоятельно разглядеть что-либо через «тусклое стекло» и, если что и видит, то лишь гадательно. У нас часто не хватает сил решать свои собственные текущие проблемы и, если кто-то предлагает нам ещё и свои, мы стремимся избежать их. А вот апостол Павел, который, наверное, лучше нас понимал суть христианства, утверждает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6,2). Участие в решении «чужих» проблем может помочь решить свои собственные.

Почему же мы, если это утверждение истинно, не ощущаем этого в опыте нашей повседневной жизни. Ведь если бы такой «механизм» решения своих проблем работал, то все давным-давно бросились бы помогать друг другу. Дело в том, что для того, чтобы получать пользу от решения чужих проблем необходимо видеть (верить или хотя бы смутно предполагать) их связь с нашими собственными, видеть их единство. Решая ту или иную задачу, нельзя ограничиваться только ею, необходимо пытаться решать её в общем виде. В этом, и только в этом случае мой опыт может оказаться полезным для других и, наоборот, только в этом случае я смогу воспользоваться чужим опытом. Фактически речь идёт о том, что для успешного решения практических вопросов необходима развитая теория — теория Жизни или, на языке Церкви, — глубокое познание Бога. Познание же Бога — это устремление к сути всех вещей, ибо Бог открыл себя людям с именем «Сущий» (Иегова) (Исх. 3,14).

В некоторых случаях читатель обнаружит, что автор, всё время обращаясь к доводам разума, сам, как будто, нарушает правила формальной логики. Вначале некоторое положение высказывается как гипотеза, далее из него делаются некоторые выводы, а затем гипотеза незаметно превращается в как бы доказанное утверждение. Действительно, с точки зрения логики, имеющей целью нечто однозначно доказать, такой приём недопустим. Однако задачей книги  является отнюдь не доказательство чего-либо. Вместо этого мне хотелось бы читателю показать то, что увидел в Библии я. Если то же увидят и другие, — значит есть надежда, что увиденное не есть лишь иллюзия.

С точки зрения этой, другой задачи, упомянутый логический приём уже ошибкой не будет. Древо познаётся по плодам. Поэтому, если какая-либо гипотеза приводит к важным для нас выводам, статус её, естественно, повышается.

Прежде чем мы вновь перейдем к Библии, хочется сделать ещё одно методическое замечание. Охотясь на лис, охотник может либо долго (и часто безуспешно) гоняться за лисой по её следам, либо может поставить капканы на её тропах. Также, когда мы хотим получить ответ на тот или иной вопрос можно либо, забыв обо всём остальном, заниматься только поиском этого ответа, но можно и «поставить капкан», т.е. поставить вопрос и оставить его «взведённым». В одном случае мы решаем проблемы, которые чаще всего при этом приходят к нам извне (и потому, по большому счёту, — «не мои»), а в другом случае мы ставим проблемы, определяем то, что нам нужно, а решение (когда созреет!) приходит «само». Желательно, конечно уметь делать и то, и другое. Но, если решать задачи для нас — дело достаточно обычное, то постановкой проблем мы обычно не занимаемся. А напрасно, потому что плодотворность мышления на этом пути может быть гораздо выше.

Как и когда решится та или иная задача мы не знаем. Но, наверное, и не стоит торопиться и потрошить курицу, несущую золотые яйца!

Оглавление:

Введение
Глава 1. На пути в Царствие Божие
Глава 2. Первая проба
Глава 3. Немного о методе
Глава 4. Проблема четырёх Евангелий
Глава 5. История грехопадения
Глава 6. Ной и его сыновья
Глава 7. История нашего спасения
Глава 8. Второе Пришествие Христа
Глава 9. Вопрос о сроках
Глава 10. Что нас ждёт в недалёком будущем
Глава 11. Новое и старое
Глава 12. Христос, чей Он Сын?
Вместо заключения

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group