Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Книги По плодам познаете древо Вместо заключения

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Книгу, как и любое дело, необходимо как-то закончить. И очень хотелось бы, чтобы этот конец был бы «венцом» всей работы. Но здесь мы сталкиваемся с некоторой сложностью. Книга эта для автора отнюдь не конец, а лишь начало большой работы. Концом же её может быть лишь Царствие Божие. То есть говорить о какой- то завершённости в данном случае не приходится. И в конце книги должна стоять не точка, а многоточие.

Почему задача должна ставиться по максимуму? — Потому, что до тех пор, пока в мире не воцарится Господь любое наше достижение, любая наша победа окажутся лишь временными. Чтобы вывести космический корабль на устойчивую орбиту необходимо сообщить ему некоторую, достаточно большую скорость. Если скорость будет меньше, корабль будет падать, сколько бы раз мы ни пытались его запустить. Когда наступит Царство Божие, решатся многие проблемы «неразрешимые» сейчас. В то же время попытки решения частных вопросов без решения общей задачи могут оказаться столь же безуспешными как и попытка поэтапного запуска космического корабля.

Я верю, что наступило время жатвы. Верю, что есть немало людей, которые не только желают наступления Царствия Божия, но и хотят быть «делателями», и могут быть ими. Верю, что многие люди, стремящиеся к совершенству и идеалу, ищущие смысла жизни,  желающие реализовать данные им таланты прийдут в Церковь и принесут Ей свои духовные сокровища. Верю, что мы сейчас находимся на пороге нового открытия для себя христианства. Та религия, о которой многие думают, что она устарела и исторически не сумела доказать своей истинности сейчас переживает период новой молодости и расцвета. Хотя большинство людей, даже и среди верующих, наблюдая происходящие изменения в жизни Православной Церкви этого пока ещё не поняли и считают, что нынешний подъём — всего лишь временное явление.

Состояние христианства сейчас можно, пожалуй, сравнить с состоянием науки на рубеже XIX и XX веков. Тогда тоже был момент, когда казалось, что время фундаментальных открытий уже прошло. Оставалось, как будто, лишь уточнить некоторые детали и разобраться в отдельных частных вопросах. И вдруг одно за другим последовали такие открытия, которые в корне изменили всё наше представление о мире в котором мы живём. Там, где казалось всё уже понятно, вдруг открылись совершенно головокружительные перспективы дальнейших исследований. Также и в христианстве, поверхностному взгляду может показаться, что на все существенные вопросы мы имеем вполне удовлетворительные ответы. Непонятно, правда, почему, если нам так всё ясно, мы ещё не достигли Царствия Божия и почему не все святые ...

В теоретической физике был сформулирован принцип экстремального действия, в соответствии с которым устойчивыми могут быть не только состояния минимального, но и состояние максимального «действия». Если говорить о жизни и, тем более, жизни духовной, минимум означает смерть, уход в небытие. Когда же речь заходит о максимуме, то нам представляется, что этот максимум достигается при каких-то чрезмерных, запредельных усилиях, которые мы совершенно не в состоянии выдержать. Это, безусловно, ошибка, ибо максимум должен быть устойчивым, а такое чрезмерное усилие может быть лишь очень кратковременным. Однако эта ошибка имеет для нас последствия поистине катастрофические. Зная о другом устойчивом состоянии минимума, мы, стремясь «отдохнуть» устремляемся туда. Бог призывает нас в Своё Царство, в Котором человек обретает максимум из всего того, что он вообще может иметь, а мы, стремясь к минимуму, сами уходим в область неустойчивости, где даже сохранить то, что мы имеем, нам не по силам.

Жить в Боге  — это жить «по-максимуму». Но остаётся вопрос по максимуму чего? Мир отвечает  — по максимуму удовольствия.  Сам же, чем дальше, тем больше погружается в бездну страданий. Церковь даёт другой ориентир. Цель христианской жизни — стяжание (приобретение) Духа Святого. Но эта цель только тогда будет действительно Целью, если человек опять же ставит перед собой Задачу- максимум. Решая отдельные частные жизненные проблемы, мы часто оказываемся в положении лебедя, рака и щуки из басни И.А. Крылова. Усилий прикладывается очень много, а «воз и ныне там». Если же Цель — Царствие Божие для нас одна, одна во всех наших намерениях и делах, тогда есть надежда, что мы к Ней приблизимся.

Христос назвал Себя «Путём». Однако Путь этот становится реальностью только для того, кто по Нему идёт. Для стоящего же неподвижно он, увы, — всего лишь абстрактная возможность. То есть Христос близок только к тем, кто ищет Царствия Божия, верит, что он действительно уже идёт к Нему, а не только намеревается пойти когда-то. А чтобы читатель на себе смог почувствовать возможность своего приближения к Царству Божию, попробую дать один практический совет.

Попробуйте во всех тех случаях, когда вам приходится кому-то отказывать, когда хочется другому человеку возразить или когда хочется настоять на своей правоте, прежде всего сказать слово «прости».

Будь я тысячу раз прав, но сама ситуация, в которой есть несогласие, греховна. Поэтому, если я настаиваю на своей правоте, я, тем самым, перекладываю ответственность за грех несогласия (дух противоречия — это ни что иное, как дух сатанинский) на другого человека. Когда же я говорю «прости», я этим как бы заявляю о своей ответственности, о своём желании добиться понимания и согласия и прошу (а не требую) помощи другого, с кем я не согласен.

Увы, и отказывать кому-то, и отстаивать истину в мире, где слишком много дурного нам бывает часто просто необходимо. А мы, не умея этого делать, либо уступаем злу, либо, борясь со злом, сами творим не меньшее. Надеюсь, что волшебное слово «прости» сможет нас многому научить. Правда, следует добавить, что настоящие христиане, действительно исполняющие заповеди Христа, с этим словом, конечно, уже очень хорошо знакомы.

По Втором Пришествии Христа мы ожидаем, что будет новая земля и новое небо (Откр. 21,1). Новое же для нас ассоциируется с молодостью и можно видеть, как исторически, особенно в христианских странах, меняется отношение людей к молодости и старости. Если раньше старость была почитаема, если у большинства древних народов мы обнаруживаем культ предков, то теперь «в цене» молодость. По мере своего старения человечество, как ни странно, всё более впадает в детство. При этом состояние духовной жизни общества очень далеко от христианских идеалов и поэтому видеть причину духовного обнищания людей в самом христианстве, конечно, ошибочно. Тем более, что обнищание это связано отнюдь не с периодом расцвета Церкви.

Две тысячи лет назад ветхое в столкновении с новым «победило» — Христос был распят. Однако победа эта была лишь кажущейся и Новый Завет распространился по всему миру. В современном же мире мы видим как новое, молодое «побеждает» ветхое, старое. Однако эта победа оказывается тем более бессмысленной. Проходит время и всё то, что когда-то было молодым, новым становится устаревшим и ненужным. Поэтому борьба за приоритет нового над старым в случае успеха чревата потерей будущего.

Мы ценим молодость за то, что ей присущи красота, здоровье, сила. И мы очень скорбим, что с возрастом все эти дары теряем, забывая о том, что время приносит не только утраты, но и приобретения. Люди, живущие богатой духовной жизнью, видят в будущем не столько потери, сколько возможность приобретения. И, что замечательно, такие люди бывают красивы и в своей старости. При этом ту, духовную зрелость и мудрость, которые они приобретают с годами, они ценят отнюдь не ниже чем силы и даже здоровье. А скорбят они не столько о потере своих сил, сколько о том, что богатства, которые они с возрастом приобрели, не удаётся передать другим. Молодыми людьми они не ценятся, не нужны им.

Молодое поколение, подобно жене Адама, получает всё то, что имеет от Адама (Человека), однако при этом почему-то считает, что оно и есть Человек. Тем не менее, зададимся вопросом, кто же дает молодости запретный плод знания о своей «особенной» значимости? Ответ найти не сложно. Это прежде всего те бабушки и дедушки, которые любят своих детей и внуков и видят в них всё то, что когда-то они имели сами и что было ими утеряно. Старость, носитель житейской мудрости и бескорыстной любви,  — именно она, подобно древнему змею сообщает молодости веру в её особую значимость.

Книга Бытия сообщает нам, что Бог положил вражду между женою, которая названа «Жизнью» (Евой) и носителем мудрости змеем. И действительно мы видим, что в нас борются желание иметь жизнь (силы, здоровье, таланты, красоту, свободу...) с одной стороны, и желание следовать за мудростью, стремящейся ввести течение этой жизни в определённые рамки, чтобы «собралась вода под небом в свои места и явилась суша» (Быт. 1,9), с другой.

Говоря о вражде между женою и змеем, а также между семенем жены и семенем змея, Бог добавляет: «оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3,15) Если голова символизирует начало, а пята  — конец истории этой борьбы, то фраза эта может означать смену приоритетов в начале и в конце. В начале побеждает жена и семя её, а в конце — змей и семя его. При этом, как одна, так и другая победа может оказаться неожиданной. Победа Христа как семени жены, как Первенца совершилась тогда, когда всем виделось очевидное «поражение» на Кресте. Победа же Его во Втором Пришествии, уже не как Первого, но как Последнего, победа воплощённой Премудрости Божией совершится, по-видимому, в мире, который, казалось бы, совсем пренебрёг мудростью старости и ценит лишь красоту и силу молодости.

Когда Бог повелел Моисею вывести народ Израиля из Египта, последний просил дать ему знамение, чтобы люди поверили и пошли за ним (Исх. 4,1-9). Тогда Господь повелел Моисею бросить свой жезл на землю и тот превратился в змея. Моисей, испугавшись, побежал от него, но Господь повелел взять змея за хвост и змей вновь превратился в жезл. То, что ранее служило Моисею опорой, превратилось в существо опасное для жизни. Когда же по велению Божию Моисей взял в руки змея, овладел тем, что ранее казалось опасным, то змей — носитель смерти вновь превратился в опору, стал помощником.

Вкусив от древа Познания, человек узнал нечто о своих взаимоотношениях с Богом (вертикальный «жезл»), однако, когда он попытался устроить подобные отношения на земле (бросил жезл на землю), результат оказался опасным для жизни (горизонтальный змей). Тем не менее, если по повелению Божию овладеть той мудростью, которую принесло человеку вкушение от древа Познания (взять змея за хвост), то она может оказаться для человека великим приобретением.

Другое знамение заключалось в том, что Моисей должен был вложить руку к себе в пазуху. После этого рука его побелела от проказы. Когда же Моисей повторил то же самое действие, то рука его исцелела. Подобно тому, как два сна фараона Иосиф истолковал как один, так и это знамение, по-видимому, означает то же самое, что и первое. Вкусив от древа Познания, человек устремился к правде, возжелал праведной жизни. Однако, дела его (рука его), став «праведными» (цвет праведности — белый), одновременно исказились (рука побелела от проказы), отклонились от того, чего ждал от человека Бог. В то же время, чтобы исцелиться, нужно, как ни странно, повторить то же самое, что было сделано вначале. Человек вновь должен познать жизнь. Но с другим конечным результатом. Ранее мир им был осуждён; теперь же этот мир должен быть оправдан. Причём не только перед людьми, но и перед Богом.

Задумываясь над тем, что нас ожидает в будущем, христиане ожидают прихода антихриста и своего поражения. Об этом, как будто, прямо сказано в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 13,15-17) Но, удивительным образом, мы не видим в том же Откровении другого. Когда Господь обращается к семи церквям, то во всех без исключения случаях  Его обетования относятся к «побеждающему» (Откр. гл. 2-3) Это очень важно, ибо победить может лишь тот, кто стремится к победе, верит в неё. Если же засесть в окопах и приготовиться к обороне, то, как бы мы хорошо не оборонялись, мы уже обречены на поражение!

Когда-то христианство победило премудрость века сего силою чудес, совершаемых именем Христа. Тем не менее, победа, как оказалось, была временной. «Смертельная рана исцелела» (Откр. 13,3) и сила уже не на стороне Церкви, а на стороне мира. Новая победа Церкви должна быть победой премудрости Божией над силой; победой Духа Святого — духа мирного — над духом соперничества и вражды; победой, в которой не будет побеждённых!

Мы ждём, мы гадаем, когда же прийдёт Господь, забывая о том, что Он обещал: «ей, гряду скоро!» Как скоро? — Да, по-видимому, как только мы устремимся к обещанному Царствию Божию и воскликнем от всей полноты души:

ЕЙ, ГРЯДИ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ!
(Откр. 22,20)

Оглавление:

Введение
Глава 1. На пути в Царствие Божие
Глава 2. Первая проба
Глава 3. Немного о методе
Глава 4. Проблема четырёх Евангелий
Глава 5. История грехопадения
Глава 6. Ной и его сыновья
Глава 7. История нашего спасения
Глава 8. Второе Пришествие Христа
Глава 9. Вопрос о сроках
Глава 10. Что нас ждёт в недалёком будущем
Глава 11. Новое и старое
Глава 12. Христос, чей Он Сын?
Вместо заключения

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group