|
|
|
На главную Форум
|
ФОРУМ |
| Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»
Спасибо!
|
Текущая тема |
Автор | Павел Ц 26.09.2018 - 09:36:00 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
Сообщение | ЭПИКТЕТ. "В ЧЕМ НАШЕ БЛАГО?" Попался замечательный отрывок из этого древнего философа. По-моему, его мысль - это прекрасное руководство к ведению любой серьезной дискуссии.
"Показать всем людям, в чём они ошибаются, и убедить их в том, что разумно, — это не в твоей власти. Тебе дана власть убеждать только самого себя. Убедился ли ты сам в том, в чём хочешь убеждать других? Знаешь ли ты-то сам, в чём добро, в чём зло? Живёшь ли ты сам как следует? Ты знаешь, что можешь жить, как следует, только тогда, когда будешь свободным, когда откажешься от всего того, что не в твоей власти. А разве в твоей власти сделать так, чтобы люди не ошибались? Ты заботишься об этом, огорчаешься этим, значит, ты сам ещё не твёрдо знаешь, в чём добро, в чём зло! Так не лучше ли тебе оставить в покое других людей и учить только самого себя? Сам ты знаешь себя больше всех и убедить себя можешь лучше, чем других. Другие сами увидят, полезно ли им ошибаться. " |
Добавить сообщение К темам |
|
Автор |
Сообщение |
2 |
Павел Ц 01.10.2018 09:50:29 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
ЖИВАЯ ПРОПОВЕДЬ. Добрый день, о. Владимир.
Полагаю, Вы верно обратили внимание на важное отличие между тезисами Эпиктета и словами Христа.
Эта разница состоит в том, на что направлено мое основное внимание: на себя или на ближних.
Миссия Христа - это евангелие. Т.е. задача тут ставится именно такая: ты делаешь это не ради самого себя, а ради других людей.
У стоиков, а Эпиктет был стоиком, задача ставится в ином ключе: как самому обрести истину и свободу.
Эпиктет был рабом и не отличался крепким здоровьем. Его хозяин был жестоким человеком; он даже сломал своему рабу ногу в порыве гнева. Впрочем, впоследствии он раскаялся в содеянном. И даже отпустил Эпиктета на свободу. Но это произошло уже много позже , когда удивительная мудрость, чистота и сила духа этого человека стала широко известной среди жителей Рима.
Как обрести свободу, если весь мир - против тебя? Когда ты стал рабом не только у людей, но даже и у собственного тела? Эпиктет учил о том, что дух может сохранять свободу вопреки всем внешним обстоятельствам жизни. Ничто и никто не может отнять у тебя свободу, если твой дух свободен. Вот почему мысли Эпиктета сосредотачивались не внешнем и не на ком-то другом, но на самом себе. Даже тогда, когда сам император стал к нему благоволить, когда к бывшему рабу стали стекаться толпы, желающие его увидеть и чему-то от него научиться, он не изменил своим правилам: оставался крайне бедным (т.е. нищим) , скромным и искренним человеком.
У меня нет сомнений в том, что в наше время его бы называли просто - "человек божий".
Поэтому хотя мы и наблюдаем отличие , но в конечном счете цель одна и та же: как придти к истине. Эпиктет не был миссионером. Но если ты не только говоришь мудрые слова, но и имеешь мужество жить в соответствии с ними, то эти слова словно "сами по себе" становятся проповедью, обращенной ко всем и к каждому. Живая истина естественным образом отзывается в людских сердцах. |
Ответить |
1 |
игумен Владимир 01.10.2018 05:43:28 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
RE: ЭПИКТЕТ. "В ЧЕМ НАШЕ БЛАГО?" Павел, добрый день!
Исходный пункт рассуждений Эпиктета я вполне принимаю. Да, я не могу поставить на чьи-то плечи свою голову и заставить другого человека поступать "правильно" если он сам не убедится в том, что предлагаемое мною действительно правильно, если у него своей головы на плечах нет. Более того, оказывается что моя собственная голова не может справиться со всеми теми задачами которые предлагает мне моё собственное тело и моя собственная жизнь. Поэтому в чём Эпиктет прав, так это в том, что необходимо сместить акцент внимания с переделывания или воспитания других людей на воспитание самого себя и устроения своей собственной жизни.
По большому счёту всё что предлагает Эпиктет содержится в высказывании Христа: "как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Лк. 6,42)
Но в утверждении Христа содержится большее - не отказ от того чтобы вынимать сучок из глаза близкого человека, а, наоборот, показывается условие при котором только твои действия окажутся успешнуми. И в этом случае смещение внимания с сучка в чужом глазу на бревно в своём имеет целью не отказ от того чтобы помочь брату своему увидеть истину, а наоборот - указание на реальный путь, следуя по которому ты своему брату можешь сделать благое дело сделать.
Слепой не может вести слепого. Вначале нужно приобрести зрение самому (вынуть бревно из своего глаза) и только после этого решаться на то чтобы помочь обрести зрение и другому. При этом нужно опять же понимать, что до тех пор пока он сам не захочет вынуть бревно - стать зрячим, ты ему ничем не поможешь. И помощь твоя не столько в окончательном решении его проблемы, сколько в том чтобы у него появилось желание стать зрячим и желание учиться. А это всего лишь сучок. |
Ответить |
|
|
|
Добавить сообщение К темам |
|
| |
|
|