Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Форум

ФОРУМ

Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»

Спасибо!


Текущая тема

Автор

Павел Ц
26.09.2018 - 09:36:00
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

Сообщение

ЭПИКТЕТ. "В ЧЕМ НАШЕ БЛАГО?"

Попался замечательный отрывок из этого древнего философа. По-моему, его мысль - это прекрасное руководство к ведению любой серьезной дискуссии.



"Показать всем людям, в чём они ошибаются, и убедить их в том, что разумно, — это не в твоей власти. Тебе дана власть убеждать только самого себя. Убедился ли ты сам в том, в чём хочешь убеждать других? Знаешь ли ты-то сам, в чём добро, в чём зло? Живёшь ли ты сам как следует? Ты знаешь, что можешь жить, как следует, только тогда, когда будешь свободным, когда откажешься от всего того, что не в твоей власти. А разве в твоей власти сделать так, чтобы люди не ошибались? Ты заботишься об этом, огорчаешься этим, значит, ты сам ещё не твёрдо знаешь, в чём добро, в чём зло! Так не лучше ли тебе оставить в покое других людей и учить только самого себя? Сам ты знаешь себя больше всех и убедить себя можешь лучше, чем других. Другие сами увидят, полезно ли им ошибаться. "

 

   Добавить сообщение   К темам

 

Автор

Сообщение

2

Павел Ц
01.10.2018
09:50:29
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

ЖИВАЯ ПРОПОВЕДЬ.

Добрый день, о. Владимир.

Полагаю, Вы верно обратили внимание на важное отличие между тезисами Эпиктета и словами Христа.

Эта разница состоит в том, на что направлено мое основное внимание: на себя или на ближних.

Миссия Христа - это евангелие. Т.е. задача тут ставится именно такая: ты делаешь это не ради самого себя, а ради других людей.

У стоиков, а Эпиктет был стоиком, задача ставится в ином ключе: как самому обрести истину и свободу.

Эпиктет был рабом и не отличался крепким здоровьем. Его хозяин был жестоким человеком; он даже сломал своему рабу ногу в порыве гнева. Впрочем, впоследствии он раскаялся в содеянном. И даже отпустил Эпиктета на свободу. Но это произошло уже много позже , когда удивительная мудрость, чистота и сила духа этого человека стала широко известной среди жителей Рима.

Как обрести свободу, если весь мир - против тебя? Когда ты стал рабом не только у людей, но даже и у собственного тела? Эпиктет учил о том, что дух может сохранять свободу вопреки всем внешним обстоятельствам жизни. Ничто и никто не может отнять у тебя свободу, если твой дух свободен. Вот почему мысли Эпиктета сосредотачивались не внешнем и не на ком-то другом, но на самом себе. Даже тогда, когда сам император стал к нему благоволить, когда к бывшему рабу стали стекаться толпы, желающие его увидеть и чему-то от него научиться, он не изменил своим правилам: оставался крайне бедным (т.е. нищим) , скромным и искренним человеком.
У меня нет сомнений в том, что в наше время его бы называли просто - "человек божий".

Поэтому хотя мы и наблюдаем отличие , но в конечном счете цель одна и та же: как придти к истине. Эпиктет не был миссионером. Но если ты не только говоришь мудрые слова, но и имеешь мужество жить в соответствии с ними, то эти слова словно "сами по себе" становятся проповедью, обращенной ко всем и к каждому. Живая истина естественным образом отзывается в людских сердцах.

Ответить  

1

игумен Владимир
01.10.2018
05:43:28
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: ЭПИКТЕТ. "В ЧЕМ НАШЕ БЛАГО?"

Павел, добрый день!
Исходный пункт рассуждений Эпиктета я вполне принимаю. Да, я не могу поставить на чьи-то плечи свою голову и заставить другого человека поступать "правильно" если он сам не убедится в том, что предлагаемое мною действительно правильно, если у него своей головы на плечах нет. Более того, оказывается что моя собственная голова не может справиться со всеми теми задачами которые предлагает мне моё собственное тело и моя собственная жизнь. Поэтому в чём Эпиктет прав, так это в том, что необходимо сместить акцент внимания с переделывания или воспитания других людей на воспитание самого себя и устроения своей собственной жизни.
По большому счёту всё что предлагает Эпиктет содержится в высказывании Христа: "как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Лк. 6,42)
Но в утверждении Христа содержится большее - не отказ от того чтобы вынимать сучок из глаза близкого человека, а, наоборот, показывается условие при котором только твои действия окажутся успешнуми. И в этом случае смещение внимания с сучка в чужом глазу на бревно в своём имеет целью не отказ от того чтобы помочь брату своему увидеть истину, а наоборот - указание на реальный путь, следуя по которому ты своему брату можешь сделать благое дело сделать.
Слепой не может вести слепого. Вначале нужно приобрести зрение самому (вынуть бревно из своего глаза) и только после этого решаться на то чтобы помочь обрести зрение и другому. При этом нужно опять же понимать, что до тех пор пока он сам не захочет вынуть бревно - стать зрячим, ты ему ничем не поможешь. И помощь твоя не столько в окончательном решении его проблемы, сколько в том чтобы у него появилось желание стать зрячим и желание учиться. А это всего лишь сучок.

Ответить  

 

 

 

   Добавить сообщение   К темам

 

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group