Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Форум

ФОРУМ

Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»

Спасибо!


Текущая тема

Автор

Павел Ц
30.07.2018 - 13:43:23
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

Сообщение

ОБ ИЗУЧЕНИИ ФИЛОСОФИИ.

А что было бы, если б философию изучали всем человечеством?

Попробую нарисовать, как это мне представляется.

"Зачем? Для чего мне эта ваша философия?" Это самый первый и частый вопрос, который я слышу от прагматиков, т.е. тех, кто твердо стоит на земле, кто за реальную жизнь, а не абстракции.

"Это вред и изучать ее не нужно", — так говорят некоторые религиозные собеседники. Слава Богу не все. И на нашем курсе по истории философии учатся даже люди в сане.

Зачем человечеству философия? А действительно, зачем она нам?

Если бы все изучали философию, и не поверхностно, а глубоко, то как бы изменился мир?

***

Философия не годится ни для чего, что способствует животному воспроизводству человека: ни для выращивания генномодифицированных растений, ни для пластической хирургии тел, ни для создания роботов и гаджетов, ни для сверхколлайдеров, ни для виртуальной реальности и пр.

Не годится она как средство обустройства общества. Не годится для написания картин, создания скульптур и зданий. Не годится для религиозного культа.

Зачем она нам, такая негодная? Философия годится для своего дела.

В классической философии мы можем найти определение, что философия - это мыслящее познание Истины. Занятие философией помогает повернуть ум к Истине. Совершить метанойю.

Занятие философией помогает человеку в истинном путешествии. Это путешествие - это не смена места, это поворот внимания. Этот поворот от невежества к просвещению, от теней к Солнцу, популярно описан у Платона в "мифе о пещере" (диалог Государство, Книга VII). Эта же мысль в книге "Чайка по имени Дж. Ливингстон" Ричарда Баха.

Платон говорит, что человека надо учить не познавательным способностям, они прекрасно развиваются при занятиях науками. Человека надо учить изменить направление познания. Не просто глазеть на видимое, слышать слышимое, ощущать чувственное, а понимать что именно видим, слышим, чувствуем, а что лишь кажется.

Платон выражается еще резче: каким изощренным бы ни было знание теней — это все есть невежество в знании Солнца.

Направление познания надо сменить от чувственного мира на само мышление.

Т.е. занятие философией - это овладение специфическим способом познания специфического предмета. Овладение разумным познанием разумного предмета. Разве было бы худо, если б человеки разумные становились действительно разумными?

***

Этот процесс должен начинаться с закладывания предпосылок.

Сходу овладеть философским мышлением невозможно в принципе. Так же как невозможно ухватиться за росток и вытянуть произвольным образом из желудя могучий дуб. Он должен вырасти. Сам. Сам в специальных условиях.

Образование никогда не может быть лишь обучением, оторванным от воспитания. Даже если кажется, что идет только обучающий процесс, все равно обучают питая. А не всякое питание полезно. Не все равно, что воспринимает в себя ребенок обучаясь. Не всякое познаваемое содержание является благим питанием.

Не всякое произведение рук и ума человеческих питает индивида. Для развития индивида, сам изучаемый материал должен быть результатом работы развитого индивида, постигающего Истину, а не просто абы каким чувственным материалом, фантазиями или нелепостями.

Лучше всего учебный материал с питательным содержанием брать в своей совершенной форме. Овладевать нужно совершенным.

Совершенное для начальной школы это все великие произведения искусства древности, как общемировые, так и национальные. Для средней школы добавляется содержание мировых религий. Важное методическое требование: содержание должно даваться не в непосредственной форме, а опосредованной разумной мыслью.

Благодаря этому материалу молодежь воспримет великие исторические и художественные воззрения индивидуумов и народов. Этот материал представит им законы и обязанности людей в живых образах, в виде нравов и доблестей, принципов, а не в форме абстрактных предписаний.

Второе, что очень важно в школе для формирования предпосылок к философскому познанию — изучение логики, древних и современных языков.

Ценность и значимость школьной подготовки оказывается не в тренировке индивидуальной познавательной способности, и не в социализации индивида путем усвоения моральных норм, а главная ее значимость — в подготовке развития духа.

Ребенка надо пробудить к духовному содержанию, иначе, по отношению к Истине, Абсолютному, он будет глух и встанет на позицию презрения и софистики.

В школьном образовательном процессе это пробужденное в душе воспитанника содержание нужно довести до формы представления и тем самым сформировать все предпосылки для становления понятийной формы этого духовного содержания в высшем образовательном заведении.

В высшем образовательном заведении должно идти изучение исторической и логической формы философии. Это либо университет, где философия изучается в полноте, либо особенные институты, где особенные предметы наук изучаются на базе философски организованного процесса.

В ВОЗ студент овладевает методом мышления, а не только внешним предметом.

В итоге мы получаем личности пробужденные к духовному содержанию, развившие его в себе и для себя в понятийной форме.

Настоящие Homo sapiens.

******************************

Автор - Владимир Климентьев ( https://vk.com/wklim )

 

  СТРАНИЦЫ 

[3] [2] [1]

 

   Добавить сообщение   К темам

 

Автор

Сообщение

36

Павел Ц
03.09.2018
10:51:18
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

О РАЗУМЕ И ЧУВСТВАХ - 4.

Продолжу излагать причины, которые подвинули меня к изучению философии.

Итак, с одной стороны, возникла острая потребность найти смысл в том, в чем, казалось, смысла никакого не было. А было просто чувство бессилия перед лицом неизбежной смерти близкого человека.
С другой стороны, была интуиция о том, что возможно обрести полную внутреннюю целостность через "подключение" к Единому. Найти тот "океан", куда можно залететь в виде "капли".

В христианстве я такой совершенной целостности найти не мог. Почему?
Этому есть очевидные для меня причины. Подчеркну - именно для меня. Для других мои размышления могут оказаться пустыми. Ну и ладно. Мой ответ - это мой ответ. Он не претендует на то, чтобы стать поучением для кого бы то ни было еще. Но хотелось бы, тем не менее, чтобы меня кто-то хотя бы попытался понять.

Итак, попробую сформулировать главную проблему христианства.

Эта проблема - дуализм.

Есть Бог, Творец, а есть - человек. Тварь. И между ними - пропасть. Мои мысли - не ваши мысли, как говорит от лица Всевышнего пророк Ветхого Завета.
Причем пропасть эта принципиальна непроходима. Бердяев эту пропасть углубляет еще и тем, что отстаивает полную автономию человека от Бога в форме личной свободы. Он задает известный вопрос, представляющий из себя логический богословский парадокс: может ли Бог сотворить такой камень, который Сам не мог бы поднять? И ответ Бердяева таков: да, и этот камень - человек. Бог не только сотворяет человека как бесконечно далекую от себя тварь (пусть и по образу и по подобию созданную) , но и отправляет его в совершенно свободное плавание..
Казалось бы, приход Мессии - Христа - должен был эту пропасть устранить. Спасение, примирение, искупление грехов на Кресте. И что - устранило? Похоже, что как-то не очень .. Поэтому то, что кажется достаточным для протестантов, для православных явно мало. Ведь не случайно же возникло православное учение об обожении. Это учение пыталось заполнить эту пропасть между тварью и Творцом на путях мистического преображения человека. Мы тут видим ту же интенцию, ту же интуицию, что и на Востоке. Пусть в других формах и в других словах, но проблема решалась та же самая - обретение истинной целостности. Отсюда же ведь - и культ святых. По сути дела святые - это такие полубоги, которые обрели свое истинное место перед Божественным Престолом. Они одновременно и люди, и как бы уже и не люди. Вот почему им воздают такое сверх-почитание, которое (с точки зрения строгих монотеистов) подобает только Богу Единому.

Итак, в православии есть явное желание и попытка выйти из дуализма строгого монотеизма. Но это именно - попытка. Почему? Потому что в богословском мышлении православие по-прежнему оперирует представлениями Ветхого Завета. В частности, это касается истории грехопадения первых людей. В этой истории четко показано, как и почему человек отпадает от Бога. С последующим жестким выдворением из Эдема.
В последующие века пропасть между Богом и человеком только возрастала. Христианство весь мир видело утонувшим во грехе практически полностью и бесповортно. В средние века к этому добавилась повсеместная вера во всесильность дьявола. Что, разумеется, довело стену между Богом и человеком практически до абсолютного предела. В эпоху Возрождения была попытка восстановить единство Бога и человека, но уже на гуманистической основе. Но эта попытка не была успешной: эпоха великих географический открытий и последовавшей научной революции, а также колоссальный подъем международный торговли и промышленности оттеснили религию на задний план. Где она с тех пор и пребывает и живет "своей жизнью", практически повсеместно сдавая свои позиции . В случае нашего православия - это такая жизнь, которая законсервировалась на уровне российской исторической действительности конца 19 века.. И до сих пор христианская практика любит делить и мир и самого человека на две части: на духовную сторону ( часто - невидимую) и на мирскую. Такой дуализм особенно сильно поддерживается монашеской традицией.
И выхода из этой ситуации нет. До Второго Пришествия. Вот потом, когда мы умрем и изменимся, когда воскресем, вот тогда только мы и достигнем истинной целостности. А я так долго ждать не могу. Мне нужно обрести смысл и целостность уже в этой жизни.

Продолжение следует.

Ответить  

35

Павел Ц
01.09.2018
19:08:54
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

О РАЗУМЕ И ЧУВСТВАХ - 3

"Каплю воды можно уберечь от высыхания, бросив ее в море."

Как можно понять эту фразу?

Конечно, различно. У меня есть своя версия.
Восток правильно указывает на то, что наши жизни - это такие капельки. В общем-то - эфемерные сами по себе. В отрыве от своего источника капли высыхают моментально.
Соединиться со всеобщим - вот, что поистине необходимо. Но как соединиться? И с чем именно - соединиться? С Дао? С Путем, который не имеет ни начала , ни конца? С мировым Атманом? Войти в состояние Нирваны и обрести окончательное освобождение? Увы, Восток тут скуп на пояснения. Все дело - в практике. В подготовке своего ума, в нравственном очищении и медитации. Восток не хочет ничего особо объяснять. Потому что это в словах не выразимо. До этого можно только самому дойти.

Вот, как это происходит в дзен-буддизме.

"Однажды я стер в своем уме все представления. Я отказался от всех желаний. Я отбросил все слова, которыми я мыслил. Я чувствовал себя как-то странно - как будто меня куда-то относит, или меня коснулась какая-то неизвестная мне сила... и бац! - я вошел. Я потерял границы своего физического тела. Конечно, у меня оставалась кожа, но чувствовал я себя стоящим в центре вселенной. Я что-то говорил, но слова уже потеряли свое значение. Я видел людей, подходивших ко мне, но все они, казалось, были одним и тем же человеком... И этот человек был я! Я никогда не знал этого мира. Прежде я думал, что был создан, но теперь я вынужден был изменить свое мнение: я никогда не был создан; я был вселенной; никакого индивидуального господина Сасаки не существовало"

Цитата по Алан Уотсу "Путь дзен"

Для меня было открытием то, что мои ощущения по поводу птиц и деревьев столь точно соотвествовали мистическому опыту японского монаха.

Но затем появилась необходимость понять(!) , что же за этим могло стоять. Восток тут мне помочь никак не мог. Восток не любит выносить на уровень мышления то, что происходит в духе человека. Но мы ведь живем не на Востоке. Мы устроены иначе.

Продолжение следует.

Ответить  

34

Павел Ц
30.08.2018
15:50:49
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

О РАЗУМЕ И ЧУВСТВАХ 2.

Добрый день всем. Извиняюсь за задержку, но быстро отвечать не получается. Пишу по мере готовности. Спасибо за понимание.. Продолжение.


"Каплю воды можно уберечь от высыхания, бросив ее в море."

Еще до того, как моя мои чувства получили столь мощную встряску, а жизнь моих родителей накрыла тень близкой смерти, я часто задумывался о том, как тесно моя жизнь связана с жизнью окружающего меня мира. Вот, летит птица.. Кто она, эта моя деревенская сорока? Разве я вот так не летал бы, если бы вылупился из яйца сороченком? - Разумеется! Я был бы просто сорокой. И шмелем. И мышью. И даже - дикой яблоней. И женщиной я мог бы быть. И монахом. Или каким-нибудь бедуином в пустыне. Я чувствовал, что все мы - живые существа - очень похожи друг на друга. Нет между нами стен и засовов. Все открыто. Удивительно: с одной стороны наши чувства нас соединяют, а с другой - разделяют. Вражда. Злоба. Обида. И так далее .. Но - даже и этого мало. Ведь и вражда и злоба - это все-таки отношения между людьми. Пусть вот такое скверное , но - отношение! А есть еще иное. - Одиночество. Это такое чувство, которое словно "запирает" нас изнутри ... Чувство, которое поистине ставит преграды между живыми существами. Но откуда оно берется? - Из нас самих. Мы сами создаем и питаем это свое чувство. И иногда - тонем в нем...

Альбер Камю писал об этом так:

"Трагедия не в том, что ты один, а в том, что ты не можешь быть один. Иногда, кажется, я отдал бы все на свете, лишь бы не иметь никаких связей с миром людей. Но я часть этого мира, а значит, мужественнее всего — принять его, и трагедию с ним вместе."

[Записные книжки, 1951-1952 гг.]

Оригинальный выход нашел Камю: трагедия одиночества становится поводом для единства с миром - в самой этой трагедии...

Но, конечно, это тоже нельзя назвать решением проблемы - проблемы чувств, которые нами владеют. Если эти чувства достаточно сильны, то не всегда возможно к ним приспособиться или заглушить их с помощью каких-то иных чувств - противоположных по своему содержанию.

Подлинное решение вообще не лежит в сфере чувств. Быть может, оно может быть найдено в религии?
Христианская религия стоит на двух китах: на уповании и на вере.
Причем они настолько тесно друг с другом связаны, что невозможно отделить одного от другого без потери самой сути религии. Если внимательно посмотреть, то сама вера - это на 90% чувство. Пусть оно имеет мощное подкрепление в виде традиции, в виде особого отношения к Священному Писанию или страха Божьего. Это все равно - в значительной степени чувство. Об этом так и пишут журналисты: " чувства верующих". Так и в соответствующих законах прописано "об оскорблении чувств верующих". .. И хотя мы понимаем, что вся(!) религия чувствами не исчерпывается, но все-таки будем откровенны: без обращения к чувствам людей христианство никогда бы не завоевало их сердца.
Является ли такая ситуация ущербной для религии? -Для религии - нет, не является. Но она является ущербной для меня лично. Как я уже упомянул выше, в поединке чувств победителем всегда выходит сильнейшее... И совершенно не факт, что таким чувством будет именно христианское упование на лучшую долю в загробном мире . Не всегда можно утешиться христианским утешением. И это - тоже факт жизни. Мне такие примеры хорошо известны..

Поэтому вопрос остается. Что может победить чувства? Что может быть сильнее?
Восточная традиция тоже с древнейших времен задавалась таким вопросом.
На мой взгляд, ответ Востока может быть сформулирован притчей из художественного фильма "Самсара". Фильм мне очень понравился.
А вот и цитата из фильма:

"Каплю воды можно уберечь от высыхания, бросив ее в море."

Продолжение следует ..

Ответить  

33

Павел Ц
27.08.2018
09:02:08
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

RE: К №28

Привет, Юра.

Я исхожу из одного известного тезиса, который высказал какой-то известный писатель или ученый. Не помню, кто.
Тезис такой: в мире куда больше непонимания, чем дураков.

Из этого и исхожу.

Исхожу из презумпции невиновности. Каждый иногда может брякнуть нечто лишнее. И ты, и я - не исключения в этом отношении. И осознавая это, легко проявлять смирение.

И еще одно: не считаю нужным предъявлять свои претензии личного плана . И выставлять их на публичном пространстве. Если мне кто-то не нравится, я просто перестаю с таким человеком общаться. Но не буду его ни в чем упрекать или давать личные характеристики. Я вижу в этом не смирение христианское, а самоуважение к себе как к участнику диалога. Если бы я начал раздувать свое раздражение и давать нелестные оценки личности оппонента, то в своих глазах я тут же оказался бы склочником. А мне это самому не нравится. Поэтому чаще лучше смолчать, чем отвечать нечто обидное. Так что если кто-то и начинает между собой ругаться, то - без меня. Я - пас.

Ответить  

32

Павел Ц
27.08.2018
08:57:05
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

RE: RE: ОБ ИЗУЧЕНИИ ФИЛОСОФИИ.

Здравствуйте, о. Владимир.

Итак, я так понял, продолжаем тему. Очень хорошо.

Экзистенциализм тут ни при чем. Ну, по крайней мере дело не в нем . Я ведь не закончил ответ, а только начал. Давайте так договоримся: сначала все-таки я договорю, а потом обсудим. Иначе будут возникать вот такие недоразумения.

Но буквально пару слов о Вашем замечании.
Действительно, для экзистенциализма очень важно то, что происходит в сфере чувств. Это - "моя ситуация в жизни". Все правильно. Такая ситуация как раз и дает необходимый толчок к поиску смыслов. Но если экзистенциалисты словно "застревают" на этой ситуации, останавливаются на ней и начинают охать и ахать, и , разумеется, не видят никакого выхода, то это поэтому и не является подлинной философией. Надо идти дальше. Но если все время "плавать в чувствах", то выхода действительно не будет. Вот почему экзистенциализм по сути своей бесплоден. Но об этом я напишу продолжение.

Ответить  

31

игумен Владимир
27.08.2018
05:42:06
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: ОБ ИЗУЧЕНИИ ФИЛОСОФИИ.

Юрий, если бы все боролись с бестактностью как Вы, то от такта уже давно ничего бы не осталось!

Павел, как это может быть не покажется Вам странным, но для меня Ваши впечатления о жизни тоже более интересны чем Ваша философия. Но! Тема то у нас другая. Мы с Вами, если и не осознаём ясно, то по крайней мере чувствуем важность способности любить мудрость и умения правильно мыслить.
Другое дело что сами мы пока неумехи. Но навыки и умения приобретаются в деле. Поэтому я не предлагаю как Юрий закрыть эту тему. Наоборот, я надеюсь что добрые плоды ещё впереди.
Давайте проследим за направлением Вашей мысли. Она действительно течёт, часто меняя своё направление. Проследим её повороты и посчитаем их.
1) Вы собираетесь отвечать на вопрос Юрия зачем Вам нужна философия
2) Заявка на то, что Вы хотите показать взаимосвязь разума и чувств.
3) Дальше идут воспоминания (чувства)
а) о самокате и ощущении детства в зрелом возрасте.
б) о детстве, доме в котором Вы жили, перце который заготавливали сами, о маме.
4) Ваши взаимоотношения с мамой, её болезнь.
5) Вы возвращаетесь к философии и делаете такой "философский" вывод:
Чувства - это такая очень сильная штука. Они захватывают человека и несут. Куда? - Да никуда конкретно. Жизнь как совокупность чувств и переживаний - это просто поток. Такой поток, который сильнее тебя. Который подчиняет себе твое настроение, твои эмоции, в конце концов - даже твою душу.

Может быть и можно это назвать какой-нибудь философией экзистенционализма. Но для меня такой вывод равнозначен отказу от философии и простому погружению в жизнь. К чему, как мне кажется, и призывает Юрий.

Ответить  

30

Юрий Т
26.08.2018
23:38:20
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

К №28

Паша.
Только разместил свой №29, как увидел твой № 28.
Жизнь заставила от философского высокомудрия снова вернуться к христианскому смирению? Бывает. Но в данном случае – твоё смирение ложное. И вот почему. Да, ты выгораживаешь о.Владимира, готов его простить. Это хорошо и правильно. Но это не означает, что с его стороны не были допущены бестактность и хамство. Это надо осознавать. Действительно, не наше дело понимать «чувства и реакции о. Владимира» (Бог ему судья), но при этом надо ЧЁТКО ПОНИМАТЬ с КЕМ ты имеешь дело; кому ты «даёшь свою святыню» и перед кем ты «мечешь бисер». И сделать после этого соответствующие выводы.

Ответить  

29

Юрий Т
26.08.2018
23:15:06
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

К №27

Паша, а разве ты пишешь только ради модератора? Неужели? Для меня, например, важно то, что ты дальше напишешь. Уверен, что для пассивных участников форума - тоже. Я уже рад написанному тобой: услышал, наконец-то, живое слово, а не пересказ чьих-то чужих мыслей.

Ответить  

28

Павел Ц
26.08.2018
23:12:34
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

RE: К №25

Юра, думаю, ты не прав. Смотри сам : я описал ситуацию, когда на твоих глазах деградирует, а точнее, - умирает - самый близкий тебе человек. Если бы дело было в стенобитной машине, то не было бы никакой реакции. Но реакция была:: это поток сознания. Да, это поток. Но вполне опредленный. И вопрос: почему именно такой была реакция ? - Нет, это не от эмоциональной черствости. Дело тут в ином, полагаю. Но это - не наше дело. Наше дело - это понять свои чувства и свою жизнь. А не чувства и реакции о. Владимира.

Ответить  

27

Павел Ц
26.08.2018
22:28:51
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

RE: RE: О РАЗУМЕ И О ЧУВСТВАХ 1.

Знает, куда. Впрочем, если Вам не интересно, не буду продолжать. Без обид, о. Владимир..

Ответить  

26

Юрий Т
26.08.2018
22:16:25
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

К №25

У меня был сослуживец, который сталкиваясь с людскими выходками, подобными в №25, говорил таким людям: «У тебя чувство такта, как у стенобитной машины…».
Грустно… Нетерпимость – не самое лучшее качество священника и монаха…

Ответить  

25

игумен Владимир
26.08.2018
20:41:32
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: О РАЗУМЕ И О ЧУВСТВАХ 1.

Павел, увы, впечатление от того что Вы пишете - поток который сам не знает куда течёт.

Ответить  

24

Павел Ц
26.08.2018
10:48:41
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

О РАЗУМЕ И О ЧУВСТВАХ 1.

Все, что я буду писать в своем ответе, пишу не для полемики и не для того, чтобы кого-то чему-то поучать. Это просто мой ответ и не более того.

Итак, о разуме и о чувствах.

Вчера был обычный день. Будничные дела. Отогнал машину на ТО, автосалон близко, поэтому возвращался домой на самокате.
В последнее время я полюбил это средство передвижения. Купил я этот самокат года три назад для дочки. И теперь по мере надобности сам им пользуюсь. Сначала было странное чувство: вроде как взрослый дядя, а на самокате катается. Но это чувство быстро прошло: сейчас многие так делают. Да и самому "прикольно": вроде снова в детство возвращаешься. Кстати, сами дети теперь уже не удивляются, когда видят взрослых на "детских" средствах передвижения. Они заинтересовано и иногда с завистью смотрят, как мимо них мчатся "лихие ездоки".

Ну так вот, еду это я, значит, на своем самокате. Выбираю именно такой путь, который хорошо знаком мне с самого детства. Те же дома, те же дорожки..Мимо того места, где когда-то стоял мой старый двухэтажный деревянный дом на два подъезда. Там стояло три таких дома буквой "П". Мой составлял верхнюю планку в этой букве. Потом дома снесли, и построили один огромный кирпичный дом той же самой буквой "П" и обнесли его железным забором с калиткой на кодовом замке.
И вдуг до меня доносится запах тушеного перца. Конец августа - самое время делать заготовки. Когда-то в такие запахи погружались все окрестные дворы. Теперь это почти исчезло: почти все можно купить в готовом виде. Да и готовят теперь хозяйки гораздо реже. Или дома просто стали выше..
Вот он, привет из моего детства. Моя мама тоже делала перцы. Теперь уже вряд ли сможет сделать. Примерно полтора года назад у нее диагностировали глиобластому головного мозга. Хирург сказал, что если операцию не делать, то проживет полгода. Если сделать - то не более года. Операцию сделали. С тех пор прошло уже полтора года. Пока план удалось "перевыполнить" на полгода. Может быть, еще протянуть удастся сколько-то..
Химиотерапия не проходит бесследно. Да, пока удается сдерживать рост опухоли. Но какой ценой? Мама что-то хочет сказать, но часто не находит слов. Слова забывает. Т.е. умственные способности в норме. Она все понимает. Только слова куда-то выпадают из памяти.
Еще она едва видит. Это для нее давно не новость, но все равно ... И лекарства от давления теперь постоянно приходится принимать. Это - тоже последствие химии. Но еду пока готовит сама. Периодически выбирается на прогулку по двору. Она пока может самостоятельно ходить. И слава Богу.
Но это все - тело. А есть еще душа и есть эмоции. С этим тоже не все в порядке. Оно, конечно, понятно. Ей трудно разговаривать, она предпочитает молчать. Ушла в свою "раковину". Наверное, это такая защитная реакция , не знаю. Отцу это очень трудно переносить. Но все пока на нем и держится. Он у меня молодец, конечно...

Признаться, я не был готов к этому всему. Да и никто не может быть готов, наверное.
Чувства - это такая очень сильная штука. Они захватывают человека и несут. Куда? - Да никуда конкретно. Жизнь как совокупность чувств и переживаний - это просто поток. Такой поток, который сильнее тебя. Который подчиняет себе твое настроение, твои эмоции, в конце концов - даже твою душу. Что с этим делать и как с этим жить?

Продолжение следует...

Ответить  

23

Юрий Т
22.08.2018
17:06:38
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

RE: RE: ЮРИЮ

Спасибо, отец Владимир. Ваша позиция ясна. Подожду теперь полного ответа от Павла.

Ответить  

22

игумен Владимир
22.08.2018
14:31:58
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: ЮРИЮ

Юрий, почитайте пожалуйста внимательно то, что я написал в посте "НУЖНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ ВЕРУЮЩЕМУ". Я, как мне кажется, вполне определённо высказал своё отношение к философии.
Что же касается вопроса изучать или не изучать ему философию - пусть каждый решит для себя сам.

Ответить  

21

Павел Ц
22.08.2018
11:13:44
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

RE: К №№ 16 И 17

Привет, Юра!

Большое спасибо за вопросы

Начну сразу со второго.

Хочу ли я нести философию "в массы" ?

Не хочу, потому что философия - не для масс. По сути своей философия - это постоянное мышление. Но дело в том, что люди не привыкли мыслить. Люди привыкли воображать, мнить, чувствовать и верить. Это все - легко. Это само(!) приходит . Просто по факту прожитой жизни. А мышление - это всегда труд. В случае философии это такой труд, за который не платят деньги. (Даже профессиональным философам, увы ... Исключения только подтверждают общее правило).

А кто будет трудиться просто "за идею" ? Только те, кому это интересно. А таких мало в силу совершенно объективной причины: философия трудна для понимания. Т.е. ситуация тут предельна ясна: тех, кто стремится мыслить философски, всегда было, есть и будет очень незначительное количество. Так что про массовость тут надо забыть сразу и навсегда.

Впрочем, были попытки внедрить философию в широкие народные массы. И такая попытка была предпринята в советское время. И называлась она одним словом - марксизм. Или более точно: диалектический материализм. К чему привела эта попытка? С одной стороны, это было уникальное предприятие: научить рабочих и крестьян основам философии(!!!) . И что-то даже удалось в этом направлении. По крайне мере слух(!) о философии "прошел по всей Руси великой"... С другой стороны, такая попытка привела к тотальной профанации философии как таковой. Элементы собственно философии были погребены под завалами идеологии и некомпетентности. ... Но здесь - целая большая история , о которой нет ни времени, ни места рассуждать. Да и знаний пока маловато, откровенно говоря...

В результате теперь философией называют почти вообще все, что угодно: от искусства и литературной прозы до популярной науки и религиозных концепций .. Справедливости ради следует отметить, что так обстоит дело не только у нас, но по всему миру.. Философская безграмотность - это общечеловеческое "достояние", увы ..

Поэтому я не несу философию в массы, а просто делюсь тем, что мне интересно.

Что касается первого вопроса, то напишу через некоторое время. Я попробую описать свою ситуацию, которая подвигла меня двинуться в эту сторону..

Ответить  

20

Юрий Т
22.08.2018
10:24:08
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

К № 18

О. Владимир.
Для Вас заметка, аналогичная Павлу (см.№ 19).
Хочу быть объективным, поэтому прежде, чем дать ответ, прошу ответить на 2 вопроса:
1.С какой целью Вы хотите изучать философию: для лучшего понимания и распространения религии или для лучшего понимания и объяснения окружающего мира (я имею в виду общее получение знаний, самообразование; знания, идущие параллельно с религией)?
2.Изучение философии Вам нужно для себя самого или Вы потом собираетесь нести свои философские знания «в народ»?

Ответить  

19

Юрий Т
22.08.2018
10:22:29
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

К №№ 16 И 17

Паша.
Хочу быть объективным, поэтому прежде, чем дать тебе ответ, прошу ответить на 2 вопроса:
1.С какой целью ты хочешь изучать философию: для лучшего понимания и распространения религии или для лучшего понимания и объяснения окружающего мира (имею в виду общее получение знаний, самообразование; знания, идущие параллельно с религией)?
2.Изучение философии тебе нужно для тебя самого или ты потом собираешься нести свои философские знания «в народ»?

Ответить  

18

игумен Владимир
21.08.2018
19:59:49
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

НУЖНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ ВЕРУЮЩЕМУ

Юрий, действительно как пишет Павел интерес к философии есть лишь у немногих людей. Вы к таким не относитесь, Вам она не нужна. Но из этого совсем не следует что она не нужна вообще и не нужна Церкви.
Вы считаете что веры (Вам) вполне достаточно. Не буду спорить. Достаточно - так достаточно. Мне не понятно только почему Вас задевают наши с Павлом рассуждения.
Да, нам не достаточно простой веры. Да, нам нужна вера разумная. Так это НАМ нужна! Вас почему это беспокоит?!
Говоря о вере, апостол Павел говорит: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом." (Евр. 11,1) В русском переводе конечное "уверенность в невидимом" звучит очень неопределённо и расплывчато. Получается "вера есть уверенность". А вот как эта фраза звучит по церковно-славянски: "Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых". Здесь смысл гораздо определённее: вера осуществляет перевод вещей из мира невидимого в мир видимый. Даёт им обличие, делает видимыми, ощутимыми.
Так вот философ - это не тот кто любит порассуждать, а тот кто доводит до других людей, делает для них доступными те смыслы, которые им до этого были невидимы. То есть философ (настоящий любитель мудрости) - человек обязательно верующий. Другое дело, какова его вера! И если направление его веры истинное, то делает он для Церкви исключительно важное дело. Он обличает в доступную форму те смыслы, которые другие люди лишь смутно чувствуют. Помогает им познавать Бога.
Быть философами также как и учёными, также как и пророками дано не всем. Но почему бы вместо того чтобы критиковать их не воспользоваться добрыми плодами принесёнными ими.
Правда для того чтобы отличить добрый плод от недоброго тоже нужна рассудительность, почитаемая всеми святыми как важнейшая христианская добродетель.

Ответить  

17

Павел Ц
20.08.2018
15:37:39
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

О ДАРАХ ДУХА И О ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ИСТИНЫ.

С праздником тебя, Юра.

У нас тут принято отвечать друг за друга.

Вообще-то это не очень хорошо, поскольку имеет форму общения по типу "базар-вокзал". Все говорят со всеми.

Но раз мы тут так приняли, так и ладно.

Что такое дар Духа? А это и есть дар разумения. Разумения того, чего хочет Бог нас.

Но по сути этот дар есть разумный дар. Логосный. Т.е. это такой дар, который связан с высшим пониманием. Это не такой дар, когда "меня несет незнамо куда непонятно почему и зачем". Ну вроде как в шаманском или магическом трансе.

Отнюдь не так обстоит дело в христианстве. Пророк - это тот, кто на понятном и разумном (в высшем смысле этого слова) языке говорит людям о Боге.

Если мы имеем в виду не пророческое служение, а "обычного" христианина, то плод духа тут иной: любовь, кротость, долготерпение и так далее. Короче все то, чего нам почему-то так часто не хватает на форумном общении..

Но если вдуматься, то и любовь и кротость и незлобие - эти дары духа - это ведь и есть самый что ни на есть разумный(!) способ отношения друг к другу. Т.е. это тоже разум, но не теоретический, а сугубо практический. Это - направление нашей воли. По Канту наша воля - это как раз практический разум (!). Это несколько непривычная трактовка воли, но она подробно разъясняется уже Спинозой, а Кант по сути дела только повторяет его в этом вопросе... Действительно, ведь любовь - это не столько чувство ( т.е. не влюбленность), сколько отношение и направленность воли(!) на благо другого человека. Вот почему Христос заповедовал нам любить врагов. Это значит: относиться к ним хорошо вопреки тому, как они к нам относятся. Ведь и Бог посылает дождь (т.е. творит благо) на праведников точно так же, как и на грешников. И в этом как раз и заключается Божественная Мудрость . Она же - милость. Совершенство Отца Небесного.

И еще один важный (с моей точки зрения) момент. Мы привыкли ставить знак равенства между рассудком и разумом. А это - ошибка. Разум - это универсальная и (не побоюсь этого слова!) - Божественная категория. С точки зрения философии , разум - это не индивидуальная способность человека просто хорошо логически мыслить (тут мы имеем дело с рассудком). Разум - это универсальная категория. Т.е. это то, что присуще не индивидууму, но всему мирозданию, включая и человека. Это Логос. А мир устроен не только логично, но и алогично. Противоречиво. Логос поэтому противоречив. Истина поэтому - противоречива. Из этого становится ясным, почему сам Христос - это вопиющее противоречие. И Бог и человек. И умер, и воскрес. Религия просто констатирует это противоречие и говорит, что в это надо просто верить. А философия дает нам понять(!), почему так и должно быть на самом деле. Просто по той причине, что Истина противоречива сама по себе. ( Это только в формальной логике все складываться как надо .. ) Обоснование этого (противоречивости Истины) тоже дает философия. Т.е. это можно понять. Хотя и трудно это дается. Тут точно за один год невозможно успеть.

Ответить  

 

 

 

   Добавить сообщение   К темам

 

  СТРАНИЦЫ 

[3] [2] [1]

 

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group