Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Форум

ФОРУМ

Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»

Спасибо!


Текущая тема

Автор

Юрий Т
10.01.2014 - 12:01:56
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

Сообщение

ЧЕЛОВЕК

Кто-то из неверующих спросил владыку Антония Сурожского действительно ли существует Бог. Владыко ответил притчей собственного сочинения. По джунглям шел дикарь и нашел карманные часы. ЧТО должен был подумать дикарь о том человеке, Который Создал Эти Часы?
Эти часы – МЫ. Наш Создатель – БОГ. Именно ПО НАМ можно судить о Боге. В том смысле, что ПОЗНАВАЯ, ПОНИМАЯ себя, мы можем приблизиться (всего лишь!) к познанию и пониманию Бога – нашего Создателя.
Тема названа так потому, что очень хочется понять: ЧТО за ТВОРЕНИЕ – ЧЕЛОВЕК. Зачем он? Почему? Ради чего? И т.д. Суть притчи владыки Антония в том, что через творение можно пытаться понять творца. Таким образом, пытаться понять Человека – это означает пытаться ПОНЯТЬ БОГА, Его замысел. Ведь, может быть, если я пойму «зачем я», то я хоть немного в своем понимании приближусь к Богу.

 

  СТРАНИЦЫ 

[16] [15] [14] [13] [12] [11] [10] [9] [8] [7] [6] [5] [4] [3] [2] [1]

 

   Добавить сообщение   К темам

 

Автор

Сообщение

160

Павел Ц
10.10.2016
16:59:52
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

"ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК" И БУРАТИНО.

Все прекрасно помнят эту сказку Алексея Толстого. А как же?

Отважный деревянный человечек сумел открыть заветную дверь. По сути дела сказка Толстого на этом и заканчивается. Цель достигнута. Путем ловких махинаций и смелости Буратино с друзьями сумел перехитрить Карабаса-Барабаса. И так войти в "Царствие Небесное".

Настоящая сказка выглядит совсем иначе. Увы, нам она известна куда меньше. В сказке Карло Коллоди Пиноккио должен пройти через многие испытания и злоключения до тех пор, пока он не научится честно трудиться и жить по совести. И только тогда он превращается из деревяшки в настоящего живого мальчика.

Поэтому я и говорю, что вера - это не "золотой ключик".

Вы совершенно верно отметили, что вера первична. Она "аксиоматична" в этом смысле. Если обратиться к истории, то мы обнаруживаем колоссальную разницу в менталитете при сравнении эллинской эпохи с эпохой раннего средневековья - христианством.
Идеал греков - это красота и мужество. Все их искусство - великолепное искусство! - говорит только об этом. Но где же сострадание? Где идеал милости и любви? А ведь сострадание возникает из любви к слабому и несчастному. А ее нет, - нет этой любви! Аристотель был уверен в том, что раб заслуживает своей участи. Раб - это говорящее животное. Но почему? - А потому, что если человек предпочел смерти ТАКУЮ жизнь, то он уже не заслуживает другого отношения. Если бы он хотел остаться свободным, он должен был убить себя. Да, конечно, Аристотель призывал относиться к рабам милосердно; раб - это по сути член семьи. Он жил под одной крышей с господином, но при этом оставался рабом. Но никого сочувствия к своему рабскому состоянию он вызывать не мог. Греческий идеал этого допустить никак не мог.

Христианство кардинально изменило ситуацию. Достоинства силы, красоты, смелости, мужества и даже ума были вытеснены другими идеалами - верой, самопожертвованием, смирением. Любовью и совестью. ЭТО стало главным. И с тех по так и пошло. И каждый человек, который чувствует эту новую жизнь в христианстве, не может не измениться. Происходит неизбежный переворот в его сознании. Появляется новая аксиома, если угодно.
И все-таки вера не становится от этого ключом решений для всех вопросов. Я так говорю как на основании собственного опыта, так и опыта людей, которых знаю.

Но об этом имеет смысл поговорить отдельно.

В сказке Толстого все заканчивается вместе с открытием заветной дверцы золотым ключиком. А в жизни тут все только начинается...

Ответить  

159

Павел Ц
10.10.2016
10:52:44
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

О НАШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Спасибо за ответ, о. Владимир.

Зачастую я избегаю говорить от себя. Вы тут верно подметили. Для этого есть свои причины.
Главная причина - сознание своей ограниченности и малограмотности. Стремлюсь преодолеть свое отставание, но происходит это медленно, крайне медленно... Времени нет на серьезное чтение и учебу. На самом деле я только в последние годы стал осознавать степень своей дремучести... Чем нас учили в школе и вузе? В школе гуманитарный курс был откровенно слабым. А то, что в нем было стоящего, зачастую было "завалено" хламом советской идеологии. В институте дело обстояло не лучше. Я учился в МАИ на факультете прикладной математики. Пять с половиной лет - одна сплошная математика и немного программирования. В наши мозги впихивали огромные массивы технической (математической) информации. Мозги плавились, трещали по швам , но в итоге - какой из всего этого толк? Подлинная культура и образованность не мыслима без знания языков, истории, истории искусства и философии. Литературы, разумеется, тоже. Но ничего этого у нас не было (а то, что было, вызывает лишь жалкую улыбку). Мы стали настоящими "техническими дикарями". Да таковыми и остаемся по сей день. Увы. Сейчас(!) догонять упущенное крайне сложно. Но без этого багажа знаний обойтись просто невозможно, когда речь идет о мировоззренческих вопросах. Да, за последние лет 20 я несколько "поднаторел"в религиозных вопросах. Но все это носит довольной узкий и по сути дела - все тот же "технический" характер. Словно закончил еще один, но на этот раз уже не технический, а "религиозный" вуз. Но это мало что меняет.

О "золотом ключике" отвечу позже.

Ответить  

158

игумен Владимир
04.10.2016
14:42:30
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?

Павел, большое спасибо!
Наконец-то я услышал самого Павла! Не Экхарта, ни Бердяева или Волошина, не буддиста, христианина или еврея, а Павла!
Павел, когда Вы говорите о своём - мне интересно и хочется с Вами общаться и что-то обсуждать. Когда же Вы отсылаете к Экхарту, показываете своё знание еврейского языка или буддизма - это более скрывает Вас как человека, а не открывает!
И православие меня интересует не само по себе, а в той мере, в какой я ощущаю его "своим".
Когда Вы говорите о вере, то у меня складывается мнение, что Вы говорите о чём-то внешнем, для меня искусственном во что мне не очень-то верится, но я должен поверить.
Для меня вера - совсем иное. Когда я говорю о вере, я говорю об аксиомах - положениях принимаемых не исходя из опыта, а прежде опыта. Не опыт определяет аксиоматику, а наоборот, наши принимаемые на веру (душа согласна) установки определяют какой опыт мы будем приобретать, ценить и использовать, а какой просто игнорировать.
Теперь по поводу всего ли мне хватает в православии. Если исходить из реалий церковной жизни, из опыта, то, конечно, не хватает многого. Но если говорить об основной аксиоматике - то я не вижу ничего другого похожего на христианство с чем бы моя душа так согласилась как с ним. Поэтому мне хватает христианства.
Вы пишете, что вера не является "золотым ключиком" открывающим путь к истине. Но, может быть, Вы его ещё не нашли? Или нашли ключик "позолоченный"? Или не знаете как им пользоваться?
Для меня вера (правильная вера) - как раз и есть такой "золотой ключик" благодаря которому открываются многие преграды. Именно благодаря вере я получил ответы на многие важные для меня вопросы. Может быть потому, что я стараюсь примирить своё "верю" со своим "верится".

Ответить  

157

Юрий Т
03.10.2016
20:57:46
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

ИГОРЮ ЛЕБЕДЕВУ

Некоторое время назад возник момент непонимания между нами (так назовём).
ПРОШУ Вас вернуться к АКТИВНОМУ обсуждению. С мыслью, что называется, невзирая на лица. Игорь – мы братья во Христе! Что нам делить?! Если это принято Вами, то предлагаю перейти на «ТЫ», так же, как сказал апостол Пётр Христу: «Господи! Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин 21: 17). Пожалуйста, пишите чаще. Не бросайте отца своего духовного Владимира. Если Вы (ты) или, так. наз., другие дух.дети его бросят его на форуме, то – кто вы? Кто ты после этого? Ты бросишь его: «…если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт он, а другого нет, который поднял бы его» (Екклез. 4 : 10).

Ответить  

156

Павел Ц
03.10.2016
09:26:08
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?

О. Владимир, Вы затронули важную, но вместе с тем и болезненную тему. Возможно, сами того не желая.

Можно очень долго говорить о том, чего не хватает в современном православии и современном христианстве. Да и вообще - в христианстве как таковом. Но мне не хочется это делать: действительно, Вы же форум не для этого создавали. Не для критики православия. И хотя ничего предосудительного я не вижу в спокойной и доброжелательной критике любой(!) религии, а не только своей собственной, но в нынешних реалиях церковной жизни этого лучше не делать. Тут все понятно, так что не будем на этом останавливаться.

Я имел в виду все-таки другое. Вот Вы сами предложили свою интерпретацию истории грехопадения первых людей. Но - зачем? Ведь исписаны буквально тома богословской литературы, которые всестороннее исследуют этот важный вопрос. Вам-то чего не хватало в христианстве? Выходит, чего-то не хватало. Причем весьма существенного. Вы предложили интересный взгляд, который лично мне показался и глубоким, и оригинальным. Там есть, над чем подумать, есть, что развивать.

Итак, значит, можно все-таки "искать Царствия"? Можно искать в христианстве новые пути? - Да! Конечно, можно. Но при чем тут тогда НЕхристианские учения и традиции? Они-то зачем нам нужны? На это можно ответить коротко, а можно длинно. Если отвечать коротко, то ответ будет таким. Христианство учит вере. Собственно, даже не само христианство. А евангелия. Все остальное в христианстве - это лишь комментарии. Но не только. Это еще и попытка ответить на вопрос о том, как жить ЗДЕСЬ и ТЕПЕРЬ. Не вообще жить, а жить именно мне. И тут одной веры оказывается мало. Вера не решает все насущные вопросы моей жизни. Например, можно быть глубоко верующим человеком и постоянно страдать. Терзаться внутренними противоречиями. Как от них избавиться? Как достичь мира в душе и гармонии с окружающими тебя людьми? Вера не является универсальным "золотым ключиком", который способен открыть любой замок. Вера дает основной вектор жизни, это так. Но искать ответы на вопросы жизни все равно приходится самому. Ни один священник или мудрец не сделает этого за тебя. Мудрость - это не набор готовых изречений или правильных ответов. А плод собственного поиска. Разве не так?

Ответить  

155

Юрий Т
02.10.2016
15:24:23
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

ЕЩё ДОБАВЛЕНИЕ К №152

Отец Владимир, цитирую Вас: «Юрий, не удивительно что люди не поддерживают ваших с Павлом обсуждений».
Мой ответ прост: форум Ваш! Вы его открыли, Вы – его редактор. Почему же Вы называете наше с Павлом обсуждение «вашим» (т.е. наше с Павлом)? При таком подходе, если оно – наше, значит, Вы – НЕ НАШ. Ибо Вы ОТСТРОНЯЕТЕСЬ от обсуждения. Но ведь это Ваш форум. Вы здесь распорядитель, определяющий направление развития форумских дискуссий. А Вы переваливаете ответственность за обсуждение на рядовых обсуждантов (Пашу и Юру). Но как могут отвечать за активность обсуждения неких Васи и Пети на ВАШЕМ(!) форуме некие Паша и Юра.
Поэтому, простите меня, о.Владимир, но не «поддерживают» не нас с Павлом, а – Вас (см.Ваш №121 и мой №125).

Ответить  

154

Юрий Т
02.10.2016
10:14:00
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

ДОБАВЛЕНИЕ К №153

В п.3 неточно выразился об учении Экхарта. Оно совпадало с учением Церкви, и никто(!) не мог уличить Экхарта в ошибочности или искажении. Но Экхарт неким внутренним путём почувствовал НЕЧТО и СУМЕЛ это НЕЧТО выразить СВОИМИ словами. Это как в Поэзии: многие, глядя в море, видят парусник, но только один напишет: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…». То же – в др. видах искусства, в науке и т.д. ВИДЕТЬ или СЛУШАТЬ могут многие, но способность УВИДЕТЬ(!), УСЛЫШАТЬ и ВЫРАЗИТЬ, имеют только единицы. Именно благодаря Экхарту, я понял, что значит "нищие духом", хотя слышал о них почти 30 лет, находясь в церкви. Священники говорили о смиренн, кротости и т.п., чему их научили в семинарии. И всё это правильно. Но ЖИВОГО слова не было.

Ответить  

153

Юрий Т
02.10.2016
02:50:53
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

К 152

Отец Владимир.
1.Участников обсуждения НЕ БЫЛО ИЗНАЧАЛЬНО(!), кроме Игоря и Вас (но вы - свои, вы - не в счёт). Тема больно сложная, и многим сказать нечего да и скучно. Ну кто будет читать Экхарта, Мертона, Сабашникову и др? Пришёл в церковь, исповедался, причастился, что ж ещё. Думать о том, ЧТО и ЗАЧЕМ произошло – не обязательно. Батюшка сказал – всё, думать нечего («Партия прикажет, комсомол ответит: есть!»). Т.е "не поддерживают" не потому, что "ОТ ТЕМЫ УШЛИ".
2.Мы не ушли от темы, говорим в её русле. Человек сложен, просто учением православной Церкви о Человеке В ЛОБ немного скажешь. Так же, как Необъятен Бог, так же НЕОБЪЯТЕН и Человек, созданный Им. Поэтому привлечение др. религ. взглядов помогает (мне кажется) отнестись к Человеку стереографически, т.е. посм. на него с неск. сторон.
3.Посл. вопр. странный, ведь Экхарт был христианином. Но его суждение было СВОБОДНЫМ, не совпадало с застывшим(!) схоластическим учением Церкви. Поэтому инквизиция (церковная полиция) признала его еретиком. А в Библ. ск.:«Живу Я – говорит Господь». Он – Не застывший. Он – Живой, а, значит, всегда Другой, хоть и Тот же. Так же, как и душу Человека Экхарт называл искоркой простой и односущной, такой же «простой» и «односущной», как Бог.
4. Есть добавления к словам Экхарта и дзен, но будет длинно для Вас.

Ответить  

152

игумен Владимир
01.10.2016
21:56:33
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: ДВА БОЙЦА…

Юрий, не удивительно что люди не поддерживают ваших с Павлом обсуждений. Тема "Человек" была заявлена замечательная. Но куда от темы ушли?
Такое впечатление, что вам с Павлом в христианстве всё время чего-то не хватает и вы это что-то ищете на стороне.
Я могу допустить что где-то у Экхарта, у буддистов или неоплатоников есть интересные мысли. Но у меня нет сомнений, что человек лучше всего, глубже всего может быть понят только в христианстве.
Чего вам не хватает в христианстве?

Ответить  

151

Павел Ц
29.09.2016
09:03:51
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

RE: ДВА БОЙЦА…

Мы не знаем, по какой причине в общении на форуме участвуют регулярно только три человека. То ли почти никто его больше не читает, то ли по какой иной причине. Да и ладно.

Со своей стороны я предлагаю внимательней присмотреться к учению Экхарта. Но это требует времени. Мой ответ - не отписка, а приглашение к более глубокому обсуждению. Но для начала мне нужно кое-что понять в философском(!) основании его учения. А это неоплатонизм, насколько я успел понять. Именно это философское течение мне необходимо хорошенько уяснить перед тем, как обсуждать Экхарта. Второй момент в его учении - это мистический. Внутренний опыт. Об этом тоже можно поговорить . Но это позже. Так что предлагаю сперва почитать и подумать...

Ответить  

150

Юрий Т
29.09.2016
00:23:11
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

ДВА БОЙЦА…

Паша, ответ твой – формальный: написал что-то и ладно. Просто отписка. Если нет времени или желания писать, то лучше воздержись. Дождись времени и желания отвечать по сути. Иначе окажется, что прав будет отец Владимир, написавший пару недель назад, что обсуждение затухает.
Потом ещё допишу (мысли есть) … Или – ты напиши (если мысли ещё есть) …

Духовные дети отца Владимира его БРОСАЮТ. А мне хочется его поддержать. Выражается это в том, что мы с тобой остаёмся на форуме. Два бойца… Если уйдём, то форуму – …(это я стараюсь деликатно выражаться).

Ответить  

149

Павел Ц
28.09.2016
14:24:08
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

RE: ДОБАВЛЕНИЕ К № 147

Ответ простой: никак.

СТАТЬ кем-то не получится. Но можно идти в определенном направлении, думать об этом. Это доступно каждому. И быть может, в какой-то момент жизни это наступает.

Потом опять уходит. И так все продолжается до смерти.


Думаю, имеет смысл глубже рассмотреть учение Экхарта. Но это требует времени. Тут с наскока не получится.

Ответить  

148

Юрий Т
28.09.2016
12:53:38
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

ДОБАВЛЕНИЕ К № 147

Павел, сегодня перечитал свою заметку, и мне показалось, что мы немного с тобой увлеклись Бердяевым, Волошиным, Сабашниковой и даже Экхартом, уйдя от его мысли о «нищих духом».
Если человек холост, не связан сложными проблемами на работе или житейскими, то ему относительно просто построить свою жизнь в понятиях Экхарта (т.е. – монаха). А вот если человек имеет семью: жену (мужа) детей, больных или престарелых родных, квартиру (где живёт его семья), дом в деревне, не купленный(!), а доставшийся в наследство от родных (от матери, например) и где прошло его детство (т.е. – родной дом), и теперь туда можно поехать со своей семьёй или с друзьями? Имеет хорошую (любимую) работу и высокий заработок (чтобы, опять же, содержать семью, свой дом, дом и отдых в своей деревне, покупать дорогие книги и прочее). Говоря короче: как человеку, «повязанному» путами мира сего, выбраться из них? Как ему стать «нищим духом»?
И тут мне вспоминается мною любимый протоиерей Валентин Свенцицкий (1882-1931). Много пострадал от НКВД и даже от церковных властей, поскольку не скрывал своих мыслей и открыто выражал их. Автор замечательной книги для неверующих (для их просвещения) «Диалоги» (купил её в Киеве в 1994 г., не расстаюсь с ней, очень люблю и всем советую читать). Одна из его мыслей из книги – человек должен создать «монастырь в миру». Т.е. жить в миру (в мире сем), но по правилам монастыря. По-моему это очень гармонирует с мыслями Экхарта, говорившего, что человек должен отделять вещественное от невещественного и отказаться от несущественного ради существенного. Это я - коротко.

Ответить  

147

Юрий Т
27.09.2016
23:24:16
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

RE: О ВРЕДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И НЕ ТОЛЬКО

К первой части твоих слов хочу сказать, что Волошин не только повторил мысль Бердяева (пусть и более длиннее), но учитывая годы его жизни, невозможно не отметить, что он дал ПРОРОЧЕСКИЕ слова:

О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!

Пророчество, на мой взгляд, в том, что именно с германцами с запада и с японцами с востока пришлось воевать России (СССР) в определённые годы, поскольку Россия, как Иуда, предала Христа, ПОДМЕНИВ истину ложной идеологией. И даже сам Сталин в 1943 г. восстановил церковную иерархию и структуру, как бы искупая «Иудин грех».

Ко второй части.
Понял твои слова и ценю. Но цитирую: «Люди и организации собираются вокруг чего-то ценного и интересного.» Тонкость в том, что люди по греховности своей (т.е. – искажённости) сами делают то, чего не понимают – делают ЛОЖЬ! Извини меня, но я так думаю. Как известно, есть такой феномен – феномен толпы. Один или пара человек действуют так-то, а толпа - уже по другому. И почему-то именно действия толпы проявляется более грубо, хамски, беспредельчески и т.п. Поэтому у меня любая организация ассоциируется с толпой. Ты меня понял, да? Каждый человек грешен, это известно, но когда грешники собираются в группу, кучу (толпу) сила греха у них, почему-то, усиливается. И начинается – беспредел. Поэтому не люблю любые организации. В том числе и церковную (как толпу). В Церковь я прихожу, как в Храм, ко Христу, а не к «батюшке».

Ответить  

146

Павел Ц
27.09.2016
14:08:07
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

О ВРЕДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И НЕ ТОЛЬКО

1. О Бердяеве.

Он констатировал то, что произошло. А произошла катастрофа 17-го года. Волошин писал об этом так:


С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!



2. Об организации

Так-то оно так. Но это неизбежно. Так бывает всегда. Люди и организации собираются вокруг чего-то ценного и интересного. Чтобы воспользоваться каким-то внешними плодами. Сам духовный импульс и творческая энергия со временем гаснут. Так произошло не только с учением Иисуса. Да вот хотя бы с теми же францисканцами. Тут все закономерно. Но благодаря тому, что организация есть, духовные корни сохраняются. Пусть и погребенные под толстым слоем наносной почвы и пыли. Кому надо - тот докопается. А остальные пусть довольствуются тем, "что дают". Каждому свое.

А вот, скажем, пифагорейский союз был уничтожен. Организация не устояла. В итоге об этом интереснейшем учении мало что известно достоверного.

Ответить  

145

Юрий Т
27.09.2016
12:11:19
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

О ВРЕДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ…

На п.п. 1,4 нет смысла отвечать.
О п.3. У меня такой книги Бердяева нет. Есть другие. Среди них «Судьба России», написанная в 1918 г. Издана в России в 1990 г. (т.е. в годы «перестройки»). Меня поразила(!) уже его вторая фраза, данная им же во вступительной статье: «Великой России уже нет…». И прочие аргументы. Прочитав эти слова, я понял, что дальше мне читать уже нечего…
На п.2. – есть мысли. Я бы сказал иначе. Вначале было Слово (как известно), т.е. – идея. Потом вокруг него собрались единомышленники, а потом – соединомышленники. Так родилась партия, например, большевиков (и другие партии), которых я всех (как тебе известно) не являюсь приверженцем. Именно потому, что они духовную (или другую любую) идею приводят к ОРГАНИЗАЦИИ. Они любую(!) идею приводят к формализации, омертвлению, религии (в той или иной форме). В процессе «организации идеи» они «убивают» её. Поэтому с твоими словами «И это нормально» согласиться не могу. Духовное «убийство», думаю, хуже физического, ибо физическое убийство убивает одного, а духовное – многих.

Ответить  

144

Павел Ц
27.09.2016
10:00:24
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

RE: RE: RE: К СВОБОДЕ ДУХА

1. Видимо, так.

2. Я бы так сказал: в начале без организации не обойтись. Необходимо положить основу духовной жизни, и тут требуется внешнее участие и поддержка в ее становлении. Потом все внешнее начинает уходить в сторону, уступая место самостоятельному поиску и самоуглублению. И это нормально.
3. По-моему, это "Смысл творчества". Точно не помню, лет 20 уже прошло.

4. В те времена идеи немецких мистиков - Якова Беме и Мейстера Экхарта - были популярны в среде тех представителей интеллигенции двух столиц, которые увлекались духовными вопросами. Маргарита Сабашникова сделала перевод, который активно читали и обсуждали. Бердяев не был тут исключением. Что касается Волошина , его личной и творческой жизни, то лучшими тут считаются книги Владимира Купченко. Есть еще книга из серии ЖЗЛ о Волошине (другого автора), но мне она не очень понравилась. Что касается Маргариты Сабашниковой, то семейная ее жизнь с Максимиллианом Александровичем как-то не задалась с самого начала. Затем она увлеклась учением Рудольфа Штейнера и уехала за своим учителем в Германию.

Ответить  

143

Юрий Т
26.09.2016
19:19:50
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

RE: RE: К СВОБОДЕ ДУХА

1.Начну с конца твоей заметки. Ты прав: св.Франциск умер на 100 лет раньше Экхарта, также , как на сто лет раньше умер св.Доменик, в чей орден вступил Экхарт в возрасте 15 лет. Но дело не в годах, а в принадлежности идее. Доминиканцы по сути своей – учёные-богословы. Францисканцы же – продолжатели традиций церковных, схоластических (как я понимаю). И факт признания католической церковью святости Франциска уже говорит о том, что он – свой (понятно, да?), а Экхарта не признали святым и даже сочли еретиком, поскольку он – не свой (тоже понятно?).
2.О спасении души. Нужна только ВЕРА и никакая церковь (любая конфессия), как организация(!), не поможет. Ибо только Христос – наш Спаситель и Он уже ВСЁ сделал для нашего спасения. Мне так кажется.
3.У Бердяева не встречал ссылку на Экхарта. Напиши, пожалуйста, где ты её нашёл.
4. Спасибо за информацию, что Сабашникова была женой Волошина. Я этого не знал. Если тебе известно о ней ещё что-то, напиши, пожалуйста, или на форум или мне на почту.

Ответить  

142

Павел Ц
26.09.2016
17:45:24
Пользователь
Тем: 25
Сообщений: 784

RE: К СВОБОДЕ ДУХА

Не зря Бердяев так любил этого мистика. Собственно, именно от Бердяева я и услышал об Экхарте впервые.

Можно предположить, что поскольку Экхарт настаивал на том, что Бог и душа становятся тождественными в таинственном акте забвения души самой себя, то из этого много чего вытекает.

Вытекает то, что для спасения души не нужны ни дела, ни таинства, ни сама Католическая Церковь.

Вот отсюда и следует вывод о еретичности этого мистика.

Эта свобода духа была с энтузиазмом подхвачена антропософским обществом, чьим активным членом и была Маргарита Сабашникова-Волошина (первая жена известного и любимого мною "Макса" Волошина).

Не ясно только, каким образом тут можно "подверстать" св. Франциска, который умер на 100 лет раньше Экхарта. И который, кстати, тоже периодически вызывал сомнения в своей правоверности ..

Ответить  

141

Юрий Т
26.09.2016
15:26:05
Пользователь
Тем: 12
Сообщений: 695

К СВОБОДЕ ДУХА

Да, Паша, я тоже обратил внимание на его рассуждения о «нищих духом». И даже уже писал тебе об этом, см.№134 (не упоминая слов «нищие духом»). Это те, кто отказался от вещественного и невещественного, вплоть до отказа от своего «я». Не понимаю, кстати, где ты нашёл у Экхарта понятий об иллюзорности «я». Отказ – есть. Но – иллюзорности нет. Это те, кто различал, что есть существенное и есть несущественное и выбирал первое. Именно в этих рассуждениях я увидел у Экхарта слова о понятии юродство (хотя он их не произносил), которое, по непонятным для меня причинам, ты не принимаешь. Ибо именно юродивые и есть истинные «нищие духом». Вероятно, ты слушал сами проповеди, а я в своей книге прочитал ещё вступление, написанное (у меня репринтерное издание 1912 г.) Маргаритой Васильевной Сабашниковой (она же переводчик проповедей со средне-верхне-немецкого (так написано в титуле) языка. Во вступительной статье она сделала очень важную оговорку: «Проповеди, составляющие главную часть сочинений Экхарта, были записаны слушателями его по памяти». Т.е. он сам ничего не писал. Ещё меня удивило противопоставление Экхарта не более, не менее как Франциску Ассизскому. Последний придерживался схоластических, т.е., в по-крупному, официально-церковных представлений, в то время как Экхарт рассуждал совершенно свободно, что называется – в духе. К слову, в конце концов, его проповеди были признаны католической церковью еретическими, а он – еретиком, и только его ранняя смерть спасла его от инквизиторской казни. И имя его в церкви не упоминается (по крайней мере, в доминиканском ордене, к которому он принадлежал), в то время как Франциск Ассизский причислен к лику святых. Типичная, многовековая история: тот, кто колеблется с линией партии, признаётся ею, а тот кто – нет, отвергается, наказывается, сажается, ссылается или умерщвляется… Это было и есть и в православии, и в католичестве, и протестантизме, и даже в отдельных сектах («осколки» протестантизма): баптисты, адвентисты, мормоны, методисты и др. Как только появляется некая иерархия, некая общественная структура, тут же появляется формализм, обрядовость и прочее, а свобода духа у них тоже исчезает (что бы эти ребята о себе ни говорили).
Поэтому вполне согласен с тобой с важностью проповедей Экхарта. Человек говорит о свободе духа и о том, как этого достичь. Считаю, что нам и нашей Церкви этого не хватает. Это как раз возврат к разговору, что есть понятие РЕЛИГИЯ (обрядовость, традиция и в т.ч. языческие представления, о которых ты писал и т.п.), а есть понятие ВЕРА (Богу, Христу, Деве Марии, апостолам, мученикам и юродивым (!) – об этом тоже писал, см.№110).
Ещё два слова. Когда я только шёл к вере, то мои наставники говорили мне чаще всего о Христе и Его учении. Но когда я ходил в церковь (в храм), то от священников я слышал о покаянии, о грехах, о праведной жизни и прочее. И всё это было правильно. Тонкость лишь в том, что о Христе никто(!) не говорил. Ты меня понимаешь? А только о Христе и надо было говорить… Главное в ВЕРЕ – Христос, а не обрядовость церковная.
Конечно же, я не всё сказал, но «боюсь» отца Владимира, строго относящегося к длинным заметкам…

Ответить  

 

 

 

   Добавить сообщение   К темам

 

  СТРАНИЦЫ 

[16] [15] [14] [13] [12] [11] [10] [9] [8] [7] [6] [5] [4] [3] [2] [1]

 

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group