|
|
|
На главную Форум
|
ФОРУМ |
| Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»
Спасибо!
|
Текущая тема |
Автор | Павел Ц 04.10.2013 - 19:37:09 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
Сообщение | О ЗАКОНЕ, ПОКАЯНИИ И СПАСЕНИИ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ Уважаемые участники форума. Решил открыть новую тему, которая выросла из темы об истинном и ложном покаянии. Послед обсуждения этой новой темы надеюсь вернуться в прежнюю тему. Поскольку такой частный (на первый взгляд) вопрос о том, что называть покаянием, и о том, какова практика в современной церкви, требует на самом деле возвращения к истокам нашей веры. |
Добавить сообщение К темам |
|
Автор |
Сообщение |
3 |
Павел Ц 13.10.2013 19:33:43 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
ЧАСТЬ 1. ИИСУС , ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ И ЗАКОН. 1.3 Иисус и человеческая праведность.
Новый Завет свидетельствует: Иисус не дистанцировался от грешных людей, как это полагалось всякому учителю Закона Божьего. И это наводило многих на мысль о том, что и сам Учитель не далек от греха. Но дело обстояло прямо противоположным образом: Иисус, в отличии от других учителей Закона, относился ко греху куда более серьезно. В чем было дело? В древнем иудаизме неприятие греха являлось фактом несомненным: сам человек ответственен за свой грех, а все беды и неудачи объяснялись последствиями его собственных греховных деяний. Исключений быть не могло: древний иудаизм был в этом отношении безжалостен (единственное исключение — Книга Иова, которая и так слишком сильно «выпадает» из всего корпуса книг Священного Писания) Парадоксальным образом такая жесткая позиция на практике неизбежно должна была смягчаться. И , как мы видим на примере фарисейского движения, это происходило двояким образом: с помощью казуистики и с помощью идеи заслуг. Казуистика рассматривала каждый грех изолированно: как нарушение одной из 613 заповедей Торы письменной и Торы устной — Галахи. Грехи подразделяются на умышленные и неумышленные, на тяжелые и легкие. Главное — не делать тяжелых грехов. Но тем самым игнорировалась сама суть греха: ведь любой грех — это бунт против Бога.
Идея заслуг заключалась в том, что, с одной стороны, каждый иудей может полагаться на «багаж праведности», накопленный праведными отцами и учителями; сама принадлежность к Израилю сама по себе уже давала надежду на лучшее. С другой стороны, совершая добрые дела, человек самостоятельно накапливает необходимую массу заслуг, которая на Последнем Суде, очевидно, должна перевесить те незначительные и легкие неумышленные грехи, неизбежно совершаемые в повседневной жизни. Фарисей был уверен, что именно так с ним и случится. Но преуменьшение серьезности греха с помощью казуистики и идеи заслуг приводит к страшным последствиям: стремящийся к праведности человек начинает переоценивать себя , он полагает, что Бог благоволит именно к нему, потому что он — набожен, потому что он — не таков, как «иные грешники». Но подобная переоценка самого себя губительна: она приводит к тому, что такой человек и Бога перестает воспринимать всерьез, он перестает видеть, где кончается его человеческая праведность и начинается Святость Божия. Подобные люди стремятся занимать первые места, желают, чтобы их именовали учителями, они с готовностью начинают судить и давать указания другим, как им следует жить и славить Бога. Участь таких людей наиболее печальна, ибо на самом деле они отстоят от Бога еще дальше, чем грешники. Подобный итог одновременно парадоксален и закономерен: Закон, данный Богом как Дар Жизни и Благо, губит тех, кто забывает о своей человеческой ничтожности, о своем истинном положении твари, пребывающей под Судом своего Творца. |
Ответить |
2 |
Павел Ц 04.10.2013 19:46:46 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
ЧАСТЬ 1. ИИСУС , ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ И ЗАКОН. 1.2 Иисус и Закон Божий.
Возникает закономерный вопрос: почему все-таки Иисус столь «либерален», почему так легко (по мнению многих законников) относится к проблеме грешника и его греха?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть по существу отношение Иисуса к Закону. Не имея возможности сделать это подробно в данной теме, приведу лишь основные соображения на этот счет. Иисус ни коем случае не отвергает Тору. Но Он делает относительным Закон, лишая его абсолютной и безусловной силы. Наиболее ярко это проявляется в следующих примерах.
Он отвергает примат ритуальной
корректности и чистоты, требуя взамен
чистоты сердца.
Он отвергает постнический аскетизм
даже ценой заслужить репутацию
обжоры и пьяницы.
Он не слишком церемонится с субботними
предписаниями, делая самого человека
мерилом субботы.
Он утверждает, что даже храм не вечен, и
не он является главным в деле спасения; в
деле спасения гораздо важнее примириться с
братом и лишь после этого можно идти в храм
со своим даром. Это означает, что
ПРИМИРЕНИЕ и СЛУЖЕНИЕ имеют явное
преимущество перед отправлением культа.
Такое истолкование воли Божией нельзя назвать иначе, чем духовной революцией! Это звучало вызывающе и во времена Христа, это звучит не менее революционно и сегодня.
Короче говоря, подлинным делом Божьим является не Закон, а сам человек. Из этого не следует, что служение человеку должно заменить собой богослужение. Нет, но просто последнее должно проходить проверку первым. А если так, то подлинной Целью Закона, т. е. Замыслом Божьим о людях, было и остается одно: спасение конкретного человека здесь и теперь, не взирая на то, насколько такой человек соответствует критерияем праведности и порядочности, насколько он успел очиститься от ритуальной или греховной скверны.
В заключение данного раздела приведу слова Ганса Кюнга из его самой известной книги «Христианский вызов» :
« … Тем самым покончено с благочестием закона ветхого стиля. Обладание законом и конкретное исполнение закона не гарантирует спасения. В конечном счете закон не является решающим для спасения. Уничтожается самоуверенная религия закона, хотя и не отрицается, что закон есть благой дар Божий. Однако теперь предполагается очевидный, но противоречащий традиционному пониманию, а потому революционный тезис: заповеди ради человека, а не человек ради заповедей! » |
Ответить |
1 |
Павел Ц 04.10.2013 19:41:55 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
ЧАСТЬ 1. ИИСУС , ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ И ЗАКОН. 1.1 Иисус и прощение грехов.
Изначально возникла очень интересная задача: как лучше понять, в чем заключалось покаяние и прощение грехов в первоначальном христианстве? Но затем пришло понимание, что эта задача должна быть рассмотрена в более широком контексте: как сам Иисус относился к прощению грехов и почему?
Все началось с того, что Иисус первым в истории иудаизма лично(!) осмелился объявлять о прощении людям их отступления от Торы - Закона Божьего. Такой поступок сам по себе УЖЕ был нарушением Торы. Действительно, прощать людям может только Сам Бог и только Он. (Процедура отпущения грехов народа первосвященником в Йом Кипур носила, разумеется, не характер личного решения, а была обусловлена традицией и Законом) Справедливости ради надо отметить, что Иисус никогда не говорил : Я прощаю. Не Иисус прощал грех. Грех прощает Господь Бог. Именно по этой причине в Марк 2:5 Иисус говорит парализованному, что его грехи ему «прощены» (библейский образ мысли подразумевает в подобных случаях, что пассивная форма глагола, скрывающая субъект действия, всегда указывает на Господа Бога) .Чтобы понять, почему Иисус ведет себя столь вызывающе, следует обратить внимание вот на что. В разряд грешников попадали не только люди, совершившие очевидные преступления. Но и все те, кто по самым разным причинами были не в состонии выполнять все положенные предписания Торы устной и Торы письменной. Люди малограмотные, не слишком развитые, вынужденные зарабатывать на кусок хлеба тяжелым трудом, очевидно, мало внимания обращали в повседневной жизни на предписания Закона. Люди , страдавшие определенными заболеваниями, относились к разряду ритуально нечистых, которых нельзя было касаться , не подвергнув себя риску оскверниться. Был определенный тип людей, которые были исключены из обществ в силу своих недостойных занятий. Мытари, блудницы, а также все те, кто тесно сотрудничал с римскими властями. Евангелия говорят нам о том, вокруг Иисуса собирался именно такой круг людей, - отлученных от Торы, изгоев общества, а также простых малограмотных крестьян и рыбаков. Именно о таких людях Иисус говорил как о больных, которые нуждаются во враче. Освобождение как от физических недугов, так и социально-религиозная реабилитация — в этом суть и смысл служения Христа в преддверии близкого наступления владычества Господа Бога — Царствия Небесного. Нельзя сказать, что иудаизм и раньше не знал прощения грешникам их грехов. Прощение, согласно традиционному пониманию, -
это свидетельство того, что грешник сам исправился или хотя бы встал на путь исправления. Но Евангелия ясно говорят: Иисус не ставил грешным людям никаких предварительных УСЛОВИЙ. Прощение, которое идет от Бога, безусловно. И это прощение - всецелое. Чтобы получить прощение, достаточно просто его принять. Непростителен только один единственный грех - неприятие прощения (См слова Иисуса о хуле на Духа). Прощение грехов и исцеление (Иисус даже ставил знак равенства между ними) - это главное свидетельство единого действия Духа Божия в преддверии Нового Эона. Радостная Весть в этом и заключается: Дух Божий достиг народ Израиля. Весь (!) народ может войти в это спасение, если примет его именно так, как принимает помощь и дар ребенок: радостно и с доверием, без задних мыслей. Если не поступать , как этот ребенок, то не войти в Царство Отца Небесного .Вот почему такие «странные» примеры прощения мы находим в притчах Иисуса: блудный сын принимается отцом с радостью и безусловно, что вызывает недоумение и обиду старшего сына, а работники последнего часа получают награду наравне с теми, кто работал под палящим солнцем весь день (и это тоже вызывает ропот последних).
Иисус не ждет от людей, желающих исправиться, какой-то особой исповеди, глубокого и полного покаяния. Нет! Его не слишком волнует прошлое в принципе, а также прошлое конкретного человека в частности. Для Иисус важно другое: чтобы человек встретил новое будущее радостно и просто, и «положив руку на плуг», не оглядывался назад. Грустный святой — это жалкий для Христа святой . Тот, кто обрел прощение, обретает и радость. Нагорная проповедь — это призыв к радости, а не к печали. В этой связи достойно удивления и сожаления, что в традиционных церковных песнопениях Нагорной проповеди звучат хоть и красивые, но грустные мелодии... |
Ответить |
|
|
|
Добавить сообщение К темам |
|
| |
|
|