|
|
|
На главную Форум
|
ФОРУМ |
| Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»
Спасибо!
|
Текущая тема |
Автор | игумен Владимир 07.09.2013 - 20:27:27 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
Сообщение | О ПОКАЯНИИ: ИСТИННОМ И ЛОЖНОМ Рискну утверждать, что в большинстве случаев когда люди говорят о покаянии, понимают они его неверно. И результатом "покаяния" бывает погружение во всё большие и большие грехи.
Сейчас под покаянием люди понимают избавление от греха. Поэтому последовательность действий должна быть такая. Во-первых, обнаружить грех (нечистый дух) и, во-вторых, изгнать его. Обычный результат бывает как в притче. "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом." (Мф 12,43-45)
Настоящее покаяние заключается в отказе от такого покаяния.
Покаяние должно приносить добрые плоды, а не злые. А чтобы приносить добрые плоды совсем не обязательно копаться в своих грехах и гонять бесов. Делать нужно! Доброе делать.
Переход к деланию - это и есть покаяние. Ибо жатвы много, а делателей мало. |
Добавить сообщение К темам |
|
Автор |
Сообщение |
65 |
Павел Ц 19.12.2016 10:09:50 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
RE: ПАСТЫРЬ И "ОВЦЫ" Большое спасибо за приглашение, о. Владимир.
Пока не хватает на все сил и времени. Конец года, закрытие проектов, три тренировки в неделю и семья, которая видит папу лишь урывками и на выходных. Очень трудно куда-то выбираться. А так , конечно, с большим удовольствием принял бы участие в общении, спасибо! Ответить |
64 |
игумен Владимир 16.12.2016 19:59:36 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
ПАСТЫРЬ И "ОВЦЫ" Павел, большое спасибо!
Тема которую Вы в последнем посте ставите на обсуждение действительно очень важна. Как устроена наша церковная жизнь? На чём она базируется и к каким целям ведёт?
В следующее воскресение я собираюсь провести у нас в монастыре беседу "Пастырь и "овцы"" где мы как раз и обсудим какие существуют и какими должны быть взаимоотношения епископов, священников и мирян. Если будет возможность и желание приехать - милости просим. Ответить |
63 |
Павел Ц 13.12.2016 14:13:37 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
RE: О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ Здравствуйте, о. Владимир.
Проблема единства лично для меня носит довольно умозрительный характер. Я уже давно "выстроил отношения" с церковной средой. В том смысле, что лучше в эти отношения особо не лезть. Меня многое не устраивает в современной церковности. О чем я и пишу, стремясь использовать ясную и убедительную по возможности аргументацию. И не только критиковать (критиков всегда хватает), но и предлагать конкретные решения. Что касается единства, то я исхожу из того, что на глубине своей церковь остается единой. Т.е. те, кто видят свой идеал во Христе, и следуют именно этому пути, уже по факту едины между собой. Хотя видимого(!) единства может и не быть.
Для меня лично было большим открытием, что Вы, как священник, спокойно и уважительно относитесь к высказываемой мною точкe зрения, хотя имеете полное право проявить свой "авторитет" и жестко настаивать на принятой сегодня священнической практике в плане той же исповеди, например. Для меня это - явное исключение из общепринятого в церковной среде отношения "пастыря" и "пасомых". В церковном собрании прихожане не имеют права голоса. У нас не принято, когда на подобном собрании "рядовые христиане" открыто высказывают точку зрения, которая отличается от мнения пастыря. Максимум, что дозволяется, это задавать вопросы и испрашивать благословения. Нет ничего удивительного в том, что актуальные вопросы христианской жизни словно "выпадают" из сферы интересов священника. Тем более, что последний и так бывает перегружен сверх всякой меры повседневной текучкой... Обсуждать темы покаяния, Евхаристии, крещения, церковного единства с богословской и с практической точки зрения - это все зачастую "непозволительная роскошь" для приходских батюшек. Да еще и небезопасная к тому же ...
А между тем дискуссии на эти и другие актуальные вопросы никогда не затухали. С развитием интернета все эти темы практически сразу туда и переместились. Да там и остались, так сказать. То, о чем я сейчас с Вами говорю, обсуждали еще 15 или 20 лет назад. Было бы время, поискал бы старые линки и ссылки. Да думаю, ни к чему это ... :) |
Ответить |
62 |
игумен Владимир 12.12.2016 17:08:11 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ Павел, соглашусь с Вами, что действительно есть миф о единстве Церкви. Его поддерживают те, кто верит, что это мифологическое единство может привести, в конце концов, к единству реальному.
Но есть и другой, "дополнительный" миф: На деле есть три категории христиан, которые живут словно в параллельных мирах. |
| Хотя Вам кажется, что это "на самом деле" так и есть, но это тоже заблуждение.
Да, реально жизнь епископов сильно отличается своим наполнением от жизни священников, а жизнь последних также отличается от жизни прихожан. Но это данность, которую вряд ли удастся преодолеть какими-либо демократическими преобразованиями. Уж насколько "демократичен" был митрополит Антоний Сурожский, но он был, тем не менее, митрополит и очень сильно отличался и от священников и от своих прихожан.
Другой вопрос, насколько эти миры хорошо ВЗАИМОдействуют. Или, наоборот, выстраиваются баррикады и каждый из "миров" воспринимает другого как противника.
Что касается лично меня (но, думаю, многие батюшки меня поддержат), то для меня эти "баррикады", если и не трагедия, то факт, порождающий многие проблемы. Но я отчётливо понимаю, что бесполезно искать виноватых, бесполезно предпринимать какие-то организационные меры и проч. Отношения между священником и епископом, между священником и прихожанами ВЫСТРАИВАЮТСЯ. Хорошо, когда с Божией помощью.
То что Вы читаете в интернете - это отзвук как раз неустроенных отношений. Люди жалуются, что им НЕ УДАЁТСЯ общаться с представителями других "миров" так, как им хотелось бы. Но на самом деле проблема шире. Также недостаточно устроено общение и в пределах каждого из этих "миров". Те же проблемы мы видим и в семейных отношениях. Но это всё свидетельствует лишь о недостаточности присутствия во всех нас благодати Божией. И решаются эти проблемы обычно отнюдь не в интернетном общении, о котором Вы сами пишете, что оно сильно отличается от реального общения, а самой жизнью.
Главный же вопрос, готовы ли мы эти проблемы решать или только ждём чтобы они решились кем-то?!Ответить |
61 |
Павел Ц 11.12.2016 15:23:35 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
RE: RE: RE: АБСУРД ИЛИ НЕТ Здравствуйте, о.Владимир.
Вероятно, ответ заключается тоже в простой вещи: Вы просто стояли "по другую сторону барррикады" все эти 20 лет. Особенность нашей церковной жизни заключается как раз в том, что единство нашей РПЦ - это фикция. Это видимость единства. На деле есть три категории христиан, которые живут словно в параллельных мирах. Это рядовые прихожане, это священники, это епископат. Чаще предпочитают говорить о епископах, конечно. Что они совершенно и полностью оторваны от реальности. Что они не понимают нужд обычного приходского священника. И могу предположить, что так и есть. Хотя каждому епископу известны десятки (если не сотни) священнослужителей...
Что касается самой темы, то она представляет собой известную проблему не только для меня лично. Но и для других (и даже многих) прихожан. Сужу об
этом по интернету. Где эта тема довольно активно обсуждается. И откуда я и взял ссылку с текстом о. Петра. Ответить |
60 |
игумен Владимир 09.12.2016 21:50:00 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
RE: RE: АБСУРД ИЛИ НЕТ Павел, добрый вечер!
Простите что долго не отвечал. У нас 7 декабря был престольный праздник и много сил и времени пришлось уделить его подготовке.
Часто когда мне задают вопрос, то ответ у меня уже есть, поскольку тот же вопрос уже раньше неоднократно приходилось слышать, было время обдумать и найти решение. Ваш вопрос меня застал врасплох. Я более 20 лет священник и за это время мне пришлось принять огромное количество исповедей разных людей. Но вопроса который ставите Вы раньше почему-то до сих пор просто не вставало. Люди совершенно спокойно воспринимали исповедь перед причастием как норму. И если возникали проблемы, то не потому, что ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ, а просто потому что люди просто или не умеют, или боятся исповедоваться. БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО К ПРИЧАСТИЮ.
Мне кажется, что Вы Вашу личную проблему воспринимаете как чуть ли не как общецерковную. Но решать-то похоже нужно именно Вашу проблему и при этом лично Вам.
На мой взгляд главная проблема в том КАК ВЫ ВОСПРИНИМАЕТЕ СИТУАЦИЮ. Если для других людей всё нормально, то для Вас исповедь перед причастием - обязаловка, абсурд, духовное насилие...
Бывает, что неприятие ситуации связано с ошибками конкретного священника. Это частность. Но если Вы не принимаете ситуацию ВООБЩЕ, то, может быть, всё дело в Вас, а не в церковных установлениях? |
Ответить |
59 |
Должикова Ирина Николаевна 09.12.2016 21:26:17 Гость Тем: 1 Сообщений: 120 |
RE: О ПОКАЯНИИ: ИСТИННОМ И ЛОЖНОМ Ты думаешь, Голгофа миновала,
При Понтии Пилате пробил час,
И жизнь уже с тех пор не повторяла
Того, что быть могло - единый раз?
Иль ты забыл? Недавно мы с тобою
По площади бежали второпях,
К судилищу, где двое пред толпою
Стояли на высоких ступенях.
И спрашивал один и сомневался,
Другой молчал, - как и в былые дни.
Ты всё вперёд, к ступеням порывался...
Кричали мы: распни Его, распни!
Шёл в гору Он- ты помнишь?- без сандалий...
И ждал Его народ из ближних мест.
С Молчавшего мы там одежды сняли
И на верёвках подняли на крест.
Ты, помню, был на лестнице, направо...
К ладони узкой я приставил гвоздь.
Ты стукнул молотком по шляпке ржавой-
И вникло острие, не тронув кость.
Мы о хитоне спорили с тобою,
В сторонке сидя,у костра вдвоём...
Не на тебя ль попала кровь с водою,
Когда ударил я Его копьём?
И не с тобою ли у двери гроба
Мы тело сторожили по ночам?
..........................................
Вчера, и завтра, и до века, оба-
Мы повторяем казнь- Ему и нам.
Зинаида Гиппиус.
Я поместила эти стихи в тему "О покаянии истинном и ложном" У Гиппиус есть ещё стихи о душе, где она бесстрашно снимает с неё покровы, пронзительные стихи... Но где грань, между мужеством, заглянуть себе в душу и жизненным деланием в духовном плане? Мы можем восхищаться прекрасным творением художника, поэта или музыканта, но сами то не можем . Ни стихов написать,ни картины ! А о душе говорить-она любит покой, комфорт, себя любит... Иногда, в крайнем случае проснётся, как у благоразумного разбойника... Но, наверное для Бога именно это малое делание души важнее нашего отстранённого понимания. |
Ответить |
58 |
Павел Ц 05.12.2016 09:34:04 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
RE: АБСУРД ИЛИ НЕТ Конечно, о. Владимир, есть такая проблема.
Но тут тоже все просто: у нас в приходе обычно объявляют перед причастием, что те, кто давно не был на исповеди или пришел в храм впервые, просьба воздержаться от причащения. И подойти к священнику после службы в указанное место (обычно возле Креста) для беседы. Все очень просто.
Второй момент тоже прост. Если человек (совершенно незнакомый или случайный или неадекватный и проч) все же подходит к Чаше, то священник может вынести ему освященный хлеб - антидор. Это тоже такой выход из деликатной ситуации.
И третье. Это уже моя личная попытка понять ситуацию изнутри. Если бы у меня были сомнения по поводу того, случайный стоит человек передо мной или христианин, то при прочих равных условиях, я бы выбирал второе. Почему? Потому что сущность христианской веры состоит только на одном: в доверии Богу. Мой личный опыт настолько мал и настолько ничтожен в духовном отношении (как и опыт всякого человеческого существа), что вполне естественно, что Бог лучше разбирается в том, о чем я имею лишь смутные и ограниченные представления. Доверяя Богу и человеку, я снимаю с себя "жреческие" функции и становлюсь тем, кем и являюсь по сути: просто христианином. |
Ответить |
57 |
игумен Владимир 04.12.2016 15:33:04 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
АБСУРД ИЛИ НЕТ Павел, Вы действительно поступаете просто и незамысловато. Объявляете исповедь перед причастием абсурдом, а потом предлагаете не от исповеди отказаться (упаси Боже!), а ОТ АБСУРДА! Ну кто же не согласится отказаться от абсурда...
Но, я не думаю, что в Церкви всё так глупо устроено. У нас много людей которые в храм приходят не часто или впервые и которым объективно есть что исповедовать. Стоит только объявит исповедь необязательной как все эти люди пойдут к причастию НИЧЕГО НЕ ЗНАЯ И НЕ ПОНИМАЯ. А этого допустить нельзя ибо "кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем." (1Кор. 11,29) Ответить |
56 |
Павел Ц 04.12.2016 11:31:02 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
RE: RE: ИГУМЕН ПЕТР МЕЩЕРИНОВ ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ. О. Владимир, полагаю, что все просто.
Рассуждаю я с точки зрения прихожанина, конечно. У Вас вполне может быть иная и по-своему обоснованная позиция.
Я же вижу все очень просто. В других христианских общинах (не РПЦ) не делают проблемы из обязательной исповеди перед причастием.
Само словосочетание "обязательная исповедь" несет в себе (для меня) отчетливый привкус абсурда. Как подлинная исповедь может быть ВЫНУЖДЕННОЙ? Либо я не понимаю значение этого слова, либо мы имеем дело с привычным абсурдом в нашей христианской жизни.
В других общинах (православных , католических, протестантских) как-то обходятся без этого абсурда. И при этом как-то ведь живут! Не чихают и не кашляют (по крайней мере не больше, чем у нас).
Поэтому мое предложение действительно незамысловатое. Просто перестать требовать(!) исповеди. Т.е. отказаться от заведомого абсурда. И только.
Можно вполне оставить общую исповедь. Если никак невозможно отказаться от дисциплинарного момента на литургии (тут могут разные точки зрения, согласен), то глубоко проведенная общая исповедь действительно доходит до сердца. Знаю по себе. |
Ответить |
55 |
игумен Владимир 01.12.2016 20:40:09 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
RE: ИГУМЕН ПЕТР МЕЩЕРИНОВ ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ. Павел, сучок мы видим и много можем говорить о том каков он. Другое дело, ставится ли вопрос о том, чтобы его вынуть?
Если ставится, то тогда сразу вспоминается: "вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда (выделено мной) увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего." (Лк. 6,42; Мф. 7,5) Если отнестись к сказанному Христом серьёзно, то становится понятно, что для того чтобы вынуть сучок нужно намного больше потрудиться чем если просто рассматривать сучок и негодовать по поводу его наличия.
Для меня непонятно, во-первых, хотите ли Вы отмены исповеди перед причастием. Если да, то что взамен?
Во-вторых, если даже нам понравится Ваше предложение, как Вы предполагаете его вводить. Кто и как это будет делать?
Если вернуться к статье о. Петра, то он, рассуждая о таинстве исповеди, говорит о великолепном пире. Но на пир мы попадаем редко, а кушать нам нужно каждый день. Одно не отменяет другое.
Ответить |
54 |
Павел Ц 01.12.2016 13:14:06 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
ИГУМЕН ПЕТР МЕЩЕРИНОВ ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ. Неожиданно для себя нашел полное подтверждение высказываемой мною позиции у довольно известного и умного человека.
"Двадцать лет я совершаю Таинство исповеди. За эти двадцать лет я могу вспомнить не более двух десятков случаев, когда исповедь была настоящим «Таинством второго крещения», когда люди свидетельствовали перед Крестом и Евангелием подлинную метанойю, переменяли свою жизнь и не возвращались более к исповеданным тяжёлым грехам. И все эти исповеди совершались отдельно от Литургии, в пустом храме, без очереди за спиной исповедника. И в такой исповеди и мною, и исповедующимся христианином явственно ощущалась радость совершающегося Таинства, любовь и милость Христа, невидимо соприсутствующего нам.
Совершенно очевидно, что такое великое церковное действие невозможно в рамках нашей общепринятой исповеди перед причастием, и не только потому, что последняя совершается в условиях “поджимающего времени” в окружении большого количества людей, но прежде всего потому, что такое покаяние – действительно духовное событие, равнозначное Таинству Крещения, и оно не может и не должно совершаться каждую неделю.
Что же происходит на нашей исповеди перед причастием? Ещё в начале 90-х годов прот. Владимир Воробьёв здесь всё разложил по полочкам. Предпричастная исповедь – это смесь из дисциплинарного фильтра по допуску к Чаше (или, если хотите, “благословения на причастие”), осуществляемого священниками, и отчёта в повседневных, повторяющихся, одних и тех же мелких грехах со стороны мирян, этакое своеобразное “откровение помыслов” – профанированное, незаконно привнесённое в церковную повседневность редчайшее и высочайшее монашеское делание. К собственно Таинству Покаяния это всё зачастую имеет малое отношение.
Я отставляю сейчас в сторону вопрос о том, как сложилось в нашей практике такое положение дел, о связи дисциплинарной исповеди с причащением и т.п. Об этом уже давно всё сказано, неинтересно двадцать лет повторять одно и то же. Гораздо более важный вопрос – как православные воцерковлённые христиане воспринимают сегодня само покаяние и Таинство исповеди.... "
Полный текст статьи см. тут http://igpetr.org/ob-ispovedi/ |
Ответить |
53 |
Павел Ц 07.11.2016 16:07:51 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
RE: ТЕМА НЕ КОНЧАЕТСЯ... Это смотря , что мы обсуждаем, о. Владимир.
Если речь идет о личном покаянии, - то это одна история.
Если речь идет по существу значения этого слова - то уже другая.
Я предлагаю понимать слово "покаяние" в его изначальном смысле: как изменение ума, как разворот всего человека к Богу. Если этого покаяния не произошло, то (в моем понимании) довольно бессмысленно годами ходить на исповеди , рассказывая священнику примерно об одном и том же. Хотя Вам, наверное, виднее. Вы в процессе, так сказать. Я же могу судить только по себе...
..Конечно, мы остаемся грешными людьми даже и в том случае, если мы пережили подлинное покаяние. Под грехом тут можно понимать разное: от почти юридических оценок человеческих поступков (сравнивая их на соответствие библейским заповедям) до всевозможных наших немощей, глупостей, предубеждений и страстей любого рода (грехи нашей "природы")
Не всегда легко, конечно, самостоятельно производить суд над собой и своими делами. В идеале это должна делать наша совесть. Но человек лукав. Можно убедить свою совесть в том, что "не все так просто", что "жизнь сложнее любой заповеди" и прочее в этом духе. Например, так легко оправдывать свои привычные грехи, которые уже стали частью натуры. Например, пристрастие к наркотикам или спиртному. Человек убивает себя водкой или "дурью" ,и у него на все есть удобное оправдание. И хотя наркомания и алкоголизм - это болезнь, но болезнь особого рода. Которая начинается по собственному почину и с собственного добровольного согласия. И всегда можно найти "подходящие" причины, извиняющие такого человека (христианина) в его собственных глазах. И тут уж ничего не поделаешь. Но что трудно человеку, - то легко Богу. Для того и нужен Последний Суд. |
Ответить |
52 |
игумен Владимир 07.11.2016 13:43:54 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
ТЕМА НЕ КОНЧАЕТСЯ... Павел, возможно для Вас на какое-то время вопрос закрыт. Но тема об истинном покаянии закончится не может. Или мы уже все святые? Ответить |
51 |
Павел Ц 04.11.2016 20:44:16 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
RE: RE: ТАК ПОКАЯНИЕ ИЛИ ДУХОВНАЯ БЕСЕДА? Здравствуйте, о. Владимир.
Большое Вам спасибо за добрый ответ. Я подумаю над Вашим предложением. Конечно, в моем вопросе уже содержался ответ. Поэтому у меня не может быть каких-то особенных ожиданий на этот счет. Все мы люди, все "человеки". Но просто одни люди готовы услышать других людей, а иные слушают только самих себя. Вы принадлежите к первой категории. Именно таким в моем понимании и должен быть священник.
Что касается самой темы, то я прихожу к выводу, что обсуждать уже больше нечего. Вы сказали то, что хотели. И я тоже высказался, наконец. Давно хотел это сделать, хорошо, что у Вас есть такой форум, спасибо. Подчас мне приходит мысль о том, что Вы несколько со своим форумом "промахнулись". Т.е. создавали его с одной целью, а фактически вышло иначе. Т.е. приходят всякие "павлы" и иже с ними, начинают "втирать" свои мысли и идейки, делиться своими переживаниями и воспоминаниями. И получается так, что по факту автор форума уже не только Вы, а кто-то еще. У кого язык подвешен, и кто норовит доказать свою правоту. А Вы с удивительным видимым спокойствием все выслушиваете и вступаете в обмен мнениями. Доброжелательно и тактично. Я бы так не смог. ;) |
Ответить |
50 |
игумен Владимир 25.10.2016 21:12:56 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
RE: ТАК ПОКАЯНИЕ ИЛИ ДУХОВНАЯ БЕСЕДА? Ч2 Теперь отвечу на вторую часть.
Исповедь это НЕ духовная беседа. Об этом я уже писал: Бывает (и часто) что вместо исповеди люди пытаются вести просто беседу. Я эти беседы обычно останавливаю и объясняю, что от человека требуется. |
| И покаяние на исповеди есть дело не одного человека (кающегося ИЛИ священника), а обоих. При этом помогает им делать это дело Господь.
"Ритуальность" исповеди - это примерно то же самое как я набираю сейчас текст сообщения, а потом "ритуально" нажимаю кнопочку "добавить" после чего сообщение становится доступным не только мне. Разрешительная молитва - это также своего рода включение суда Христа над ситуацией происшедшей на исповеди. То есть я как следователь готовлю дело на суд, как адвокат прошу о прощении и, в конце концов, этот суд вершится Судьёй.
К счастью, Суд Божий на исповеди сильно отличается от земного. В земном суде решают как наказать. На исповеди же решается вопрос, можно ли помочь (помиловать) и как это сделать. Дальше следует помощь или наказание от Господа, которые осуществляются в самой последующей жизни кающегося.Ответить |
49 |
игумен Владимир 25.10.2016 18:49:27 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
RE: ТАК ПОКАЯНИЕ ИЛИ ДУХОВНАЯ БЕСЕДА? Пока отвечу на первую часть. Павел, Вы пишете: Мне этого тоже не хватает. Чтобы кто-то мудрый, кто-то движимый Св. Духом в таинственном присутствии самого Христа сказал мне что-то важное и полезное... - Да где ж такого взять? |
|
Понимаете, в последнем вопросе уже содержится ответ - "Негде". Но если Вы так самому себе отвечаете, то, очевидно искать не будете и, следовательно, не найдёте.
Вы ставите вопрос так, что если бы найти человека заслуживающего АБСОЛЮТНОГО доверия, то, конечно же бы Вы к нему прислушались. Т.е. Вам нужен опять Мессия...
Ваш вопрос на самом деле решается гораздо проще. Не претендуя на то чтобы быть для Вас Мессией, я приглашаю Вас на личную беседу или, если сможете, на исповедь. Единственно, снизьте планку своих ожиданий. В гору не заскакивают одним скачком, а поднимаются понемногу и постепенно.
Ответить |
48 |
Павел Ц 24.10.2016 14:20:23 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
ТАК ПОКАЯНИЕ ИЛИ ДУХОВНАЯ БЕСЕДА? Большое спасибо за конкретный ответ, о. Владимир.
Разумеется, очень многим действительно необходимо вести подобные беседы со священником. У меня тут как-то не сложилось. Может быть, я как-то сильно отличаюсь от других . Мне всегда было немного удивительно, о чем же так долго и при этом почти постоянно(!) можно вести разговоры с батюшками. Обычно я списывал это на присущую многим женщинам потребность в доверительном общении. У себя я такой потребности особо не наблюдал. А в тех редких случаях, когда такая потребность возникала, какой-то продолжительной беседы "по душам" просто не было. Я говорил что-то, что меня сильно волновало или тревожило, священник кратко отвечал (или иногда просто молчал), на сем дело и заканчивалось. В общем, для меня это было нормой - такой стиль общения. И польза тоже была, конечно. Тревога уходила и волнение прекращалось. Но потом я научился самостоятельно решать подобные внутренние проблемы , и потребность в таких беседах как-то сама отпала. Вероятно, я просто стал взрослее... Были и другие причины личного характера, о которых нельзя говорить публично. Вот Юрий рискнул сделать подобное признание, и ничего путного из этого не вышло. Действительно, обсуждать в интернете священников (даже не называя напрямую имена) - это не самое лучшее занятие. Поэтому я избегаю это делать.
Итак, беседы - это хорошо. Беседы, направленные на то, чтобы человек глубже стал понимать христианство и свое место в нем, - это еще лучше. И многим это действительно необходимо и действительно полезно. Мне этого тоже не хватает. Чтобы кто-то мудрый, кто-то движимый Св. Духом в таинственном присутствии самого Христа сказал мне что-то важное и полезное... - Да где ж такого взять? Вы сами видите, сколько у меня скопилось вопросов по одному единственному поводу - по поводу исповеди. А ведь есть масса такого, о чем я вообще не упоминал и даже упоминать не собираюсь. С ЭТИМ как быть?
Теперь вернемся к исповеди. Итак, я полностью согласен с Вами, что подобные беседы важны и нужны. Вот только два момента остаются.
1. Исповедь , как правило, не сопровождается покаянием. Исповедь - это духовная беседа, это действительно так. Но это - не покаяние по факту. А значит, даже таинством в строгом смысле не является
2. Из Ваших слов не понятно, каким образом и почему духовные беседы оказываются привязанными к причащению. Беседа - это беседа. Причастие - это причастие. Каким образом одно связано с другим?
3. А связь эта может быть только в одном единственном случае: когда исповедь рассматривается в качестве метода очищения души. А это чисто ритуальный момент. Разумеется, этот ритуал предваряется духовной беседой. Но в конце ее человек склоняет голову и получает отпущение грехов. Вот так "таинственным образом" происходит ритуальное очищение. Я лично вижу в этом элемент магизма. Магизм - это такой тип веры, который предполагает эффективность определенных манипуляций "самих по себе". При этом от человека не требуется подлинного покаяния...
То, что обычно происходит на исповеди, покаянием трудно назвать. Это в лучшем случае СОЖАЛЕНИЕ о содеянном. Часто это вообще разговор не о конкретных грехах, но о каких-то общих проблемах данного человека. Его страхах, надеждах, волнениях, немощах и т.д. Зачастую там даже нет предмета(!) для покаяния. Точнее, эти предметы находятся, но чисто формально. Ну, скажем, у прихожанки стал пить муж. Она жалуется священнику, что не может ничего сделать, что опускаются руки, что "согрешает унынием". Значит, грех-таки нашелся! Уныние. Вот его можно исповедовать. Не так ли? Но на самом деле это вообще не тема для покаяния. Просто человек нуждается в поддержке и утешении. Требовать от него какого-то "изменения ума" и "отвращения от дел тьмы" просто язык не повернется. Духовная беседа - это именно то, что может помочь и поддержать такого человека. И если мы называем духовные беседы ТАИНСТВОМ, то давайте их так и называть. Духовными беседами. Вот только покаяние тут как-то совсем уже сбоку оказывается.. Это просто о другом. |
Ответить |
47 |
игумен Владимир 24.10.2016 12:24:49 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
RE: О СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ИСПОВЕДИ В РПЦ И О ПОДЛИННОМ ПОКАЯНИИ Павел, если бы исповедь была тем, что Вы о ней думаете, то, возможно, и следовало бы внести изменения в нашу литургическую практику. Но пока изменять нужно не эту практику и бороться отнюдь не с ней, а с ложным пониманием Таинства исповеди.
Глядя на то, что происходит, Вы констатируете, что исповедь стала неким ритуальным очищением. Допускаю, что где-то это так и Вам пришлось реально с таким отношением столкнуться. НО! Это отнюдь не норма!
В норме исповедь - это общение пастыря-священника со своим подопечным. Если Литургия - это Богообщение, то исповедь - общение священника с другим человеком, человеческое общение. Но, общение это особое. Во-первых, оно осуществляется в присутствии Христа, Который и является настоящим совершителем Таинста. И здесь не может быть и речи о каком-то формальном исполнении ритуала! В присутствии Жизнодавца общение это обязано быть не формальным, а живым. Любой священник, который это понимает, реально ощущает присутствие божией помощи. И в том, что иной раз скажешь именно то, что человеку нужно, причём, не всегда осознавая при этом, что "попал в точку" - об этом, как правило сообщают потом. И в том, что сам вдруг понимаешь то, над чем ранее просто не задумывался.
Особенность общения заключается также и в том, что оно направлено на покаяние, имеет его своей целью. В обычном общении этого нет. Бывает (и часто) что вместо исповеди люди пытаются вести просто беседу. Я эти беседы обычно останавливаю и объясняю, что от человека требуется. Исполнить это требование - принести покаяние трудно. И трудно не только кающемуся, но и исповедующему священнику.
Если же трудность эта преодолевается, то результат бывает очень важный - человек видит себя и свои дела другими глазами! При этом многие вещи начинает ВПЕРВЫЕ ОСОЗНАВАТЬ.
Павел, допускаю, что Вы внимательны к своей духовной жизни и МОЖЕТ БЫТЬ для Вас нет большой нужды в помощнике. Но, поверьте, что для большинства людей ситуация совершенно иная. Людей которые могут трезво оценить свои поступки и действительно покаяться без помощи священника очень мало. Поэтому отменить для них исповедь - это значит лишить их возможности получать от исповеди реальную помощь.
Да, исповедь - это самостоятельное Таинство. Самостоятельность эту никто не умаляет и исповедовать можно в любое (почти) время и в любом (почти) месте, а не только во время Литургии. И, действительно, я соглашусь с Вами, что привязка к Литургии вынуждает человека идти на исповедь.
Вы видите в этом насилие и только. Да, насилие, но не большее чем то, которое заставляет человека ходить в школу или на работе исполнять свои обязанности или подчиняться закону.
Сейчас в нашей Церкви вводится требование перед крещением проводить со взрослыми или с крёстными и родителями младенца катехизические беседы. Понятное дело, кто-то воспринимает это как насилие. Однако когда я, пользуясь "насилием" стал проводить такие беседы, то убедился в их большой пользе. Люди слушают с большим интересом, потому что, как правило, почти ничего не знают.
Однажды, в конце нашей последней беседы молодой человек стал рассуждать о необходимости и важности свободы. Я ему сказал: "Хорошо. Предыдущие беседы ты был обязан пройти и по всему вижу, что тебе они были интересны. Далее у тебя передо мною нет обязательств, но я тебя приглашаю прийти ещё на сей раз свободно."
Увы, больше он не пришёл. По крайней мере пока. |
Ответить |
46 |
Павел Ц 24.10.2016 09:50:06 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
О СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ИСПОВЕДИ В РПЦ И О ПОДЛИННОМ ПОКАЯНИИ Всем доброго дня!
По предложению о Владимира сформулирую тезисно свое отношение к современной практике исповеди в нашей РПЦ.
1. В его нынешнем виде исповедь не является покаянием в библейском смысле. В смысле изменения ума, метанойи. В смысле Иоанна Омывающего (Крестителя), который призывал к радикальной внутренней перемене в преддверии Судного Дня. В некоторых православных общинах именно такое понимание покаяния сегодня возрождается. Это выражается в принесении покаяния перед таинством крещения. Разумеется, речь идет о взрослых людях.
Конечно, ничто не мешает принести настоящее покаяние именно на исповеди. Но очевидно, что ТАКОЕ покаяние не может быть РЕГУЛЯРНЫМ. Подлинное покаяние происходит один раз в жизни. Иногда, конечно, обстоятельства жизни приводят к необходимости повторного покаяния. Но это все исключительные моменты в жизни.
2. В настоящем ее виде исповедь (и только в РПЦ) является "пропуском" на причастие. Суть ее заключается в символическом очищении от греха НА ВРЕМЯ ПРИЧАЩЕНИЯ. По сути - это возрождение древней ветхозаветной практики ритуального очищения. Логика ее проста и понятна: нечистое не должно соприкасаться с Божественным. Но если в древнем Израиле такая практика была предписана Торой (т.е. Словом Божьим), то в нашей православной практике она не имеет никаких оснований. Ни в Писании, ни даже в самом святоотеческом предании. Это такая относительно новая традиция.
3. Но если очищение по Торе носило внешний характер (т.е. предписывало омытие водой, принесение жерты очищения или воздержание от общения и/или приближения к ритуально нечистому), то православное очищение исповедью предполагает обязательное "внутреннее" упражнение по осознанию своих грехов и рассказа об этом священнику. И тут уже неважно, действительно ли твоя совесть спокойна и чиста, или над ней довлеет груз недавнего греха. Ты все равно обязан что-то припомнить нехорошего, даже если это "нехорошее" происходило исключительно в твоем сознании. Иными словами, необходимо сделать насилие над собой, чтобы священник смог "оценить твое состояние" и на этом основании засвидетельствовать твою "готовность" причаститься Св. Таин.
Я тут вижу целый ряд существенных изъянов.
1. В христианской духовной жизни не должно быть места насилию над совестью. И главный тут пример - пример самого Иисуса Христа.
2. В христианской жизни не должно быть места возвращения к старой практике ритуального очищения. И главный пример тут - пример самого Иисуса Христа.
3. В христианской жизни главным должен быть Сам Господь и Учитель. В том смысле, что трапеза Господня - это трапеза Господня. А не трапеза священника Х или настоятеля Y. Который по собственному произволу и почину принимает решение о том, кого допускать к Чаше, а кого - нет. Хочу подчеркнуть, что речь идет именно о христианах(!) , а не о случайных людях с улицы, которые зашли в церковь поглазеть на иконы и странного "чувака" в золоченой хламиде. Отлучение от Чаши - это исключительное дело, которое возможно только в тех случаях, когда христианин фактически(!) перестает быть христианином в своих делах и поступках.
Я знаком с литургической практикой в некоторых католических и протестантских общинах. Там причастие - это дело личной совести самих прихожан. И отлучение от причастия - это исключительное событие.
4. Вообще-то литургия, трапеза Господня, - это таинство собрания, по меткому слову про. Александра Шмемана. Собрание в Тело Христово. По идее там вообще не должно быть исповеди. Ибо если человек чувствует на душе тяжкий и нераскаянный грех (а не "колбаску в пост съела"), то ему вообще не место среди собрания верных. Именно такая была практика в древней христианской церкви. Сначала такой человек по слову Христа должен "оставить дар свой пред жертвенником", потом "пойти и примириться с братом своим" и только после этого вернуться в Храм и принести свою жертву Богу.
Но обсуждение темы Евхаристии, ее смысла и цели может увести нас далеко от нашей конкретной проблематики. Хотя, конечно, тут все тесно взаимосвязано. |
Ответить |
|
|
|
Добавить сообщение К темам |
|
| |
|
|