|
|
|
На главную Форум
|
ФОРУМ |
| Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»
Спасибо!
|
Текущая тема |
Автор | костя 31.08.2010 - 22:36:40 Гость Тем: 1 Сообщений: 5 |
Сообщение | ОТЛИЧИЕ МОЛИТВЫ ОТ САМОВНУШЕНИЯ Здравствуйте, уважаемый отец Владимир и участники форума.
Поясните, пожалуйста, разницу между православной правильной молитвой и самовнушением.
У святителя Феофана Затворника в его книге "Четыре слова о молитве" в первой главе я прочел: "... Итак, - приступая к молитвословию, утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в сие время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь сие молитвенное к Нему обращение, - и соответственное тому возбуди в душе настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце......
В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, - иначе - понимай, что читаешь и понятое чувствуй...."
Молясь и руководствуясь правилом "понимай и чувствуй" я обращаюсь к Богу вызывая в себе необходимые чувства для предстояния перед ним(чувство своего недостоинства, Божьего величия, Божьей милости и т.д.), но похожее я могу сделать и при выполнении процедуры самовнушения, используя текст молитвы,
то есть я не буду обращаться к Богу, а я буду представлять, что якобы обращаюсь к нему.
Поскольку ответом Бога на мои молитвы будет, скорее всего, благодатное воздействие, выражающееся по словам Феофана Затворника в чувстве зависимости от Бога, видении своих грехов и сокрушении о них и т.д.("Путь ко спасению."), то у меня возникает вопрос: как отличить, занимаюсь я самовнушением или общаюсь с Богом, ведь результатом самовнушения тоже могут возникнуть такие же чувства? |
Добавить сообщение К темам |
|
Автор |
Сообщение |
13 |
валерий 18.04.2011 06:37:11 Гость Тем: 2 Сообщений: 36 |
RE: RE: Уважаемый отец Владимир мне кажется что различие между молитвой и само внушением хорошо определил Иоанн кронштадтский ----Что есть молитва?
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души перед Ним, как перед Творцом, дающим всем жизнь; забвение для Него всего окружающего нас, пища души, воздух и свет, животворная теплота, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его.
Молитва - постоянное чувство (сознание) своей немощи или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напоящий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, светильник жизни, успех в делах, равноангельное достоинство, утверждение веры, надежды и любви.
Молитва - сообщество с ангелами и святыми, от века Богу угодившими.
Молитва - исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами, желание небесных благ, ожидание всемирного Судии, общего воскресения и жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение перед очами Божиими; блаженное вверение себя всесоздавшему и всеисполняющему Творцу; * * *
Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствуетсердцу погружаться в покаяние и пребывать в нем. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие для достижения такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением.
Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединенной с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о Суде Божием. Такая молитва, соединенная с такими воспоминаниями, есть превосходное богомыслие.
Свойственно умной молитве открывать страсти, скрывающиеся и тайно живущие в сердце человеческом. Она и открывает их, и укрощает. Свойственно умной молитве открывать тот плен, в котором мы находимся у падших духов. Она открывает этот плен и освобождает от него. Следовательно, не должно смущаться и недоумевать, когда восстают страсти из нашего падшего естества или когда они возбуждаются злыми духами. А так как страсти укрощаются молитвой, то и нужно, когда они восстанут, неспешно и очень тихо творить умом молитву Иисусову, которая мало-помалу уймет восставшие страсти. Иногда восстание страстей и нашествие вражеских помыслов бывает так сильно, что возводит человека в душевный подвиг. Это - время невидимого мученичества. Надо исповедать Господа перед лицом страстей и бесов молитвой продолжительной, которая непременно доставит победу.
Святитель Игнатий Брянчанинов.
живая вода души.
Молитва - вмещение в сердце всех людей любовью; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: к нему приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 23).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
также не плохо сформулировал суть и смысл моливы Игнатий Брянчинов ----- |
Ответить |
12 |
игумен Владимир 17.04.2011 20:25:39 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
RE: Слово имеет ту особенность, что энергетика там небольшая. Действенность его зависит не столько от того, как много сил человек вложил в свои слова, сколько от того, насколько точно он знает кому он говорит и что именно нужно сказать. От того, насколько слово соответствует адресату. Потому что действенность слова раскрывается, в конечном итоге, в слушающем, а не в говорящем. Исполняет слово слышащий! Ответить |
11 |
валерий 16.04.2011 20:50:06 Гость Тем: 2 Сообщений: 36 |
RE: МОЛИТВА С ВЕРОЙ Здраствуйте уважаемый отец Владимир,давайте тогда попробуем определиться в том что все таки представляет собой истинная молитва ,что это?всплеск и выброс высоко организованной формы энергии или просто данное нам от господа благо общения с богом недоступное нашему пониманию мне кажется это должно помочь нам разобраться и понять разницу между психологическим опусом и истиной верой ,что касается формы молитвы господу или языческой то всякая энергия имеет свою полярность и в зависимости от того во что верит человек таму он и становиться подобен Ответить |
10 |
игумен Владимир 16.04.2011 10:00:49 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
МОЛИТВА С ВЕРОЙ Валерий, я с Вами согласен и вслед за Павлом скажу: "все, что не по вере, грех" (Рим. 14,23) Но и у язычника может быть вера. И те кто занимается самовнушением тоже должны верить в действенность своего внушения. Так что от вопроса, какова вера нам никуда не уйти. Ответить |
9 |
валерий 15.04.2011 18:21:01 Гость Тем: 2 Сообщений: 36 |
RE: RE: ОТЛИЧИЕ МОЛИТВЫ ОТ САМОВНУШЕНИЯ Здравствуйте, уважаемый отец Владимир и участники форума.Мне кажется здесь надо рассмотреть еще один маленький аспект -наличие веры как мне кажется любая молитва без истиной веры просто самовнушение или бессмысленное повторение заученных текстов в то время как даже самая короткая и простая молитва произнесенная с искренней верой не может быть самовнушением!Это нечто гораздо большее чем просто слова или мысли , об этом очень хорошо сказано у святых Антония и Феодосия печерских и в киево печерском патерике Ответить |
8 |
игумен Владимир 31.03.2011 04:36:37 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
RE: ОТЛИЧИЕ МОЛИТВЫ ОТ САМОВНУШЕНИЯ Простите, что долгое время ничего не писал в этой теме. Мне было важно услышать от других людей, что мышление тоже может быть молитвой и, услышав это, я был на время удовлетворён, успокоился, а потом тема просто ушла из поля зрения и оказалась незаслуженно забытой. Тем не менее, тема эта очень важная и хотелось бы к ней вернуться.
Как молитва, так и мышление могут быть правильными и ошибочными. Как в мыслях, так и в молитве можно быть собранным, а можно рассеяться и потерять Бога. В то же время, даже если и собран, то совсем не факт, что при этом думаешь о Боге, молишься Богу, а не какому-то созданному твоим воображением идолу.
Бог - Отец, Учитель. Человек в молитве должен почувствовать себя учеником, устремить своё внимание к заботливому и, в то же время, требовательному Отцу. Только для того, чтобы возникла нужда в Учителе святые призывают всмотреться в свои грехи и сокрушаться о них. Но это лишь подготовительный этап молитвы и правильного мышления.
Сама молитва - богообщение, в котором уже не человек своей волей определяет содержание этого общения, а доверяет быть ведущим Другому. Дай только Бог не спутать тут Бога с чем-то иным и не заняться самовнушением!
Если обратиться к священной истории, то мы видим, что следование Богу и исполнение Его воли требуют мужества и большой аккуратности или страха Божия. Этого же требует и молитва. Эти же качества нужны и для богомыслия! Бог может сказать тебе или потребовать от тебя такого, что хочется как Моисею закричать: " Господи! пошли другого, кого можешь послать" вслед за Христом воскликнуть: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия"! Но нужно позаботиться о вере дающей мужество сказать: "впрочем не как Я хочу, но как Ты" |
Ответить |
7 |
костя 04.09.2010 12:26:00 Гость Тем: 1 Сообщений: 5 |
RE: МОЛИТВА И МЫШЛЕНИЕ Уважаемый отец Владимир, по поводу вашего вопроса: может ли быть мышление - богообщением, т.е. молитвой?, я думаю, что может, если процесс мышления будет проходить в молитвенном духе (например, перед началом любого дела христианин обращается к Богу" Господи благослави!")
Мне думается, как раз эту форму молитвы имеет ввиду Иван Александрович Ильин в своей книге"Поющее сердце", в главе"Дар молитвы": "...Всех видов молитвы «столько, сколько в одной душе или во всех душах может порождаться разных состояний и настроений» (Иоанн Кассиан Римлянин). Есть молитвы благодарности, преклонения, смирения, покаяния и очищения. Молитва может внимать дыханию Божию, созерцать мудрость Творца и даровать человеку очевидность; молитва может сомневаться, вопрошать, отчаиваться, скорбеть и призывать. Коперник молитвенно внимал законам природы. Фехнер молился вместе с цветами и деревьями. Сегантини преклонялся перед горами, как перед алтарями Божиими. Ломоносов молился вместе с северным сиянием...." |
Ответить |
6 |
Лебедев Игорь 02.09.2010 08:22:32 Гость Тем: 5 Сообщений: 232 |
RE: МОЛИТВА И МЫШЛЕНИЕ Я думаю, не всякое мышление - молитва, но всякая молитва (здесь обязательно "правильная" , действительная молитва) - обязательно мышление!
Бог задумал человека "по образу и подобию" Своему. Я думаю что образ Божий, явленный в человеке - это разум. Мы знаем, что человек употребляет разум на всякие цели. Если разум направлен не на достижение богоподобия (к сожалению, очень распространенный случай), то и образ Божий постепенно размывается, человек все менее "подобен" Богу. Если же разум устремлен к познанию Бога, тайны Его бытия, Его дел, богоуподоблению самого человека, то разум становится все более совершенным и богатым, как разум взрослого человека по отношению к разуму ребенка. Такое устремление немыслимо без обращения к самому Богу, поэтому такое мышление и молитва, и богообщение.
Правда есть такая мыслишка, смутная догадка, что никакое мышление вообще невозможно без Бога, оно происходит собственно в Боге (феномен разума вообще пока тайна для человека!). Самая способность мыслить означает присутствие Бога, ибо разум - от Бога.
Поэтому, технически, я думаю любое мышление есть молитва и богообщение.
Причем , как я думаю, можно засчитать сюда не только "высокоорганизованное" мышление человека, но и вообще всякую целесообразную деятельность живых тварей, их организмов и даже клеток - они функциональны и совершенны, всякая занята своим делом, умеет реагировать на различные ситуации, изменения условий. Их деятельность не бессмысленна, стало быть, на своем уровне разумна, поскольку устроена Богом. |
Ответить |
5 |
Лебедев Игорь 02.09.2010 07:10:01 Гость Тем: 5 Сообщений: 232 |
КОСТЕ Да Костя! Вы правы, молитва ДЕЙСТВИТЕЛЬНА когда Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО обращаетесь к живому Богу! И опыт молитвы, как Вы правильно сказали, выражается в изменениях души (внутренних), но не только! Опыт и в объективных изменениях обстоятельств Вашей жизни, внешних событиях. Самое интересное когда Вы получаете мысли, идеи, т.е. образ предположительного пути (Вашего жизненного пути) , Бог как бы предлагает Вам самому измениться и изменить обстоятельства Вашей жизни. Ответить |
4 |
игумен Владимир 01.09.2010 12:31:01 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
МОЛИТВА И МЫШЛЕНИЕ Константин, в отношении сказанного Вами у меня нет никаких возражений. Спаси Господи!
А мне бы хотелось обсудить вопрос об отличии молитвы от мышления. Мы настолько привыкли к тому, что мысли "наши", что обычно даже и не задумываемся над тем, что они могут быть нам дарованы Богом, что мышление может быть богообщением. Лишь в некоторый случаях, когда в голову приходит совершенно неожиданная мысль в которой ощущаешь присутствие света Истины - посещает озарение - понимаешь, что это не твоё.
Вопрос же такой: когда люди думают, молятся ли они? Может ли быть мышление - богообщением, т.е. молитвой? Ответить |
3 |
костя 01.09.2010 10:45:29 Гость Тем: 1 Сообщений: 5 |
RE: БОГ И ОБЕЗЬЯНА Большое вам спасибо Отец Владимир и Игорь за ответ.
Если я правильно его понял, то я немного разобрался в важных для себя понятиях!
А понял ответ я так:
главное отличие правильной православной молитвы от самовнушения на молитве в том, что при молитвенном обращении к Богу я искренне для себя действительно обращаюсь к нему, вспоминая о том, кто он и кто есть я перед ним; кем я и с кем хочу быть. Самовнушение на молитве - это суть не искреннее обращение, а лишь мой вымысел.
Опытное знание того, что Бог мне отвечает можно получить в своем индивидуальном и интимном(наверное словами не объяснимом) опыте.
Свидетельством же истинности опыта общения с Богом будут изменения моей души, указанные святыми отцами.
Правильно ли я вас понял? Ответить |
2 |
игумен Владимир 01.09.2010 08:21:04 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
БОГ И ОБЕЗЬЯНА Константин, спасибо за отличную тему!
Действительно, мысль о том, не подменяю ли я молитву самовнушением, не обманываю ли сам себя, появляется не только у Вас, но и, наверное, у каждого кто серьёзно относится к своей душе.
Дьявола часто называют обезьяной Бога - похожего, но по сути совсем другого. Различить бывает трудно и можно сказать, что весь опыт духовной жизни на протяжении всей нашей жизни подчинён этой задаче (это называют ещё различением духов). Поэтому, не дерзаю делать какие-то заключительные выводы, а выскажу лишь некоторые соображения.
Начну с очень сильного тезиса: молитва также отличается от самовнушения как Бог отличается от обезьяны.
Но человек не знающий Бога может увидеть бога и в обезьяне - обоготворить её.
Когда человек хочет познать себя и изменить себя - а в этом и есть смысл молитвы - он должен себя с кем-то сравнить. Сравнение это, если я хочу не просто познать, но и изменить себя первым результатом даёт различие: "я - другой, я - не Бог и я - не обезьяна. А дальше следует: "но я хочу быть таким как тот другой (Богом или обезьяной?)"
После этого я должен и повести себя как тот - другой. Я могу попробовать внешним образом подражать ему, не понимая сути нашего различия - "обезъянничать". Это и есть само-внушение. Либо могу вступить с Ним в общение - позволить Ему войти в меня, жить во мне, пребывать во мне. При этом, естественно, возникает страх, а не вытеснит ли этот другой меня, не уничтожит ли меня. Так вот, Бог - это Тот единственный, Который, пребывая во мне, заботится прежде всего обо мне, а не о Себе. В этом проявляются Его величие и сила, перед которой человек должен склонить свою голову - смириться. |
Ответить |
1 |
Лебедев Игорь 01.09.2010 03:27:29 Гость Тем: 5 Сообщений: 232 |
RE: ОТЛИЧИЕ МОЛИТВЫ ОТ САМОВНУШЕНИЯ Уважаемый Костя! Хоть я сам имею очень скромный опыт молитвы, но все же скажу: я думаю, именно ОПЫТ молитвы позволит Вам различать Ваши состояния. Так например, в результате "правильной" молитвы, кроме "сокрушения о
грехах", у Вас в голове могут появляться НОВЫЕ мысли, идеи, возникать ясные ответы на Ваши вопросы, а в жизни происходить (или не происходить, в зависимости от характера молитвы) события, которые не могут быть результатом самовнушения.
Напротив, обилие чувств, возникновение состояний экстатических, эйфория часто ведут к обессмысливанию молитвы и являются, по-видимому, результатом того, что Вы называете самовнушением.
Я думаю, в молитве нужно избегать излишней эмоциональности, а обращаться к Богу разумом, в простоте и чистоте мыслей, как малое дитя обращается к родному отцу. Ответить |
|
|
|
Добавить сообщение К темам |
|
| |
|
|