Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Форум

ФОРУМ

Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»

Спасибо!


Текущая тема

Автор

костя
31.08.2010 - 22:36:40
Гость
Тем: 1
Сообщений: 5

Сообщение

ОТЛИЧИЕ МОЛИТВЫ ОТ САМОВНУШЕНИЯ

Здравствуйте, уважаемый отец Владимир и участники форума.
Поясните, пожалуйста, разницу между православной правильной молитвой и самовнушением.
У святителя Феофана Затворника в его книге "Четыре слова о молитве" в первой главе я прочел: "... Итак, - приступая к молитвословию, утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в сие время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь сие молитвенное к Нему обращение, - и соответственное тому возбуди в душе настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце......
В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, - иначе - понимай, что читаешь и понятое чувствуй...."
Молясь и руководствуясь правилом "понимай и чувствуй" я обращаюсь к Богу вызывая в себе необходимые чувства для предстояния перед ним(чувство своего недостоинства, Божьего величия, Божьей милости и т.д.), но похожее я могу сделать и при выполнении процедуры самовнушения, используя текст молитвы,
то есть я не буду обращаться к Богу, а я буду представлять, что якобы обращаюсь к нему.
Поскольку ответом Бога на мои молитвы будет, скорее всего, благодатное воздействие, выражающееся по словам Феофана Затворника в чувстве зависимости от Бога, видении своих грехов и сокрушении о них и т.д.("Путь ко спасению."), то у меня возникает вопрос: как отличить, занимаюсь я самовнушением или общаюсь с Богом, ведь результатом самовнушения тоже могут возникнуть такие же чувства?

 

   Добавить сообщение   К темам

 

Автор

Сообщение

13

валерий
18.04.2011
06:37:11
Гость
Тем: 2
Сообщений: 36

RE: RE:

Уважаемый отец Владимир мне кажется что различие между молитвой и само внушением хорошо определил Иоанн кронштадтский ----Что есть молитва?
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души перед Ним, как перед Творцом, дающим всем жизнь; забвение для Него всего окружающего нас, пища души, воздух и свет, животворная теплота, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его.
Молитва - постоянное чувство (сознание) своей немощи или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напоящий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, светильник жизни, успех в делах, равноангельное достоинство, утверждение веры, надежды и любви.
Молитва - сообщество с ангелами и святыми, от века Богу угодившими.
Молитва - исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами, желание небесных благ, ожидание всемирного Судии, общего воскресения и жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение перед очами Божиими; блаженное вверение себя всесоздавшему и всеисполняющему Творцу; * * *
Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствуетсердцу погружаться в покаяние и пребывать в нем. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие для достижения такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением.
Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединенной с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о Суде Божием. Такая молитва, соединенная с такими воспоминаниями, есть превосходное богомыслие.
Свойственно умной молитве открывать страсти, скрывающиеся и тайно живущие в сердце человеческом. Она и открывает их, и укрощает. Свойственно умной молитве открывать тот плен, в котором мы находимся у падших духов. Она открывает этот плен и освобождает от него. Следовательно, не должно смущаться и недоумевать, когда восстают страсти из нашего падшего естества или когда они возбуждаются злыми духами. А так как страсти укрощаются молитвой, то и нужно, когда они восстанут, неспешно и очень тихо творить умом молитву Иисусову, которая мало-помалу уймет восставшие страсти. Иногда восстание страстей и нашествие вражеских помыслов бывает так сильно, что возводит человека в душевный подвиг. Это - время невидимого мученичества. Надо исповедать Господа перед лицом страстей и бесов молитвой продолжительной, которая непременно доставит победу.
Святитель Игнатий Брянчанинов.
живая вода души.
Молитва - вмещение в сердце всех людей любовью; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: к нему приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 23).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
также не плохо сформулировал суть и смысл моливы Игнатий Брянчинов -----

Ответить  

12

игумен Владимир
17.04.2011
20:25:39
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE:

Слово имеет ту особенность, что энергетика там небольшая. Действенность его зависит не столько от того, как много сил человек вложил в свои слова, сколько от того, насколько точно он знает кому он говорит и что именно нужно сказать. От того, насколько слово соответствует адресату. Потому что действенность слова раскрывается, в конечном итоге, в слушающем, а не в говорящем. Исполняет слово слышащий!

Ответить  

11

валерий
16.04.2011
20:50:06
Гость
Тем: 2
Сообщений: 36

RE: МОЛИТВА С ВЕРОЙ

Здраствуйте уважаемый отец Владимир,давайте тогда попробуем определиться в том что все таки представляет собой истинная молитва ,что это?всплеск и выброс высоко организованной формы энергии или просто данное нам от господа благо общения с богом недоступное нашему пониманию мне кажется это должно помочь нам разобраться и понять разницу между психологическим опусом и истиной верой ,что касается формы молитвы господу или языческой то всякая энергия имеет свою полярность и в зависимости от того во что верит человек таму он и становиться подобен

Ответить  

10

игумен Владимир
16.04.2011
10:00:49
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

МОЛИТВА С ВЕРОЙ

Валерий, я с Вами согласен и вслед за Павлом скажу: "все, что не по вере, грех" (Рим. 14,23) Но и у язычника может быть вера. И те кто занимается самовнушением тоже должны верить в действенность своего внушения. Так что от вопроса, какова вера нам никуда не уйти.

Ответить  

9

валерий
15.04.2011
18:21:01
Гость
Тем: 2
Сообщений: 36

RE: RE: ОТЛИЧИЕ МОЛИТВЫ ОТ САМОВНУШЕНИЯ

Здравствуйте, уважаемый отец Владимир и участники форума.Мне кажется здесь надо рассмотреть еще один маленький аспект -наличие веры как мне кажется любая молитва без истиной веры просто самовнушение или бессмысленное повторение заученных текстов в то время как даже самая короткая и простая молитва произнесенная с искренней верой не может быть самовнушением!Это нечто гораздо большее чем просто слова или мысли , об этом очень хорошо сказано у святых Антония и Феодосия печерских и в киево печерском патерике

Ответить  

8

игумен Владимир
31.03.2011
04:36:37
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: ОТЛИЧИЕ МОЛИТВЫ ОТ САМОВНУШЕНИЯ

Простите, что долгое время ничего не писал в этой теме. Мне было важно услышать от других людей, что мышление тоже может быть молитвой и, услышав это, я был на время удовлетворён, успокоился, а потом тема просто ушла из поля зрения и оказалась незаслуженно забытой. Тем не менее, тема эта очень важная и хотелось бы к ней вернуться.
Как молитва, так и мышление могут быть правильными и ошибочными. Как в мыслях, так и в молитве можно быть собранным, а можно рассеяться и потерять Бога. В то же время, даже если и собран, то совсем не факт, что при этом думаешь о Боге, молишься Богу, а не какому-то созданному твоим воображением идолу.
Бог - Отец, Учитель. Человек в молитве должен почувствовать себя учеником, устремить своё внимание к заботливому и, в то же время, требовательному Отцу. Только для того, чтобы возникла нужда в Учителе святые призывают всмотреться в свои грехи и сокрушаться о них. Но это лишь подготовительный этап молитвы и правильного мышления.
Сама молитва - богообщение, в котором уже не человек своей волей определяет содержание этого общения, а доверяет быть ведущим Другому. Дай только Бог не спутать тут Бога с чем-то иным и не заняться самовнушением!
Если обратиться к священной истории, то мы видим, что следование Богу и исполнение Его воли требуют мужества и большой аккуратности или страха Божия. Этого же требует и молитва. Эти же качества нужны и для богомыслия! Бог может сказать тебе или потребовать от тебя такого, что хочется как Моисею закричать: " Господи! пошли другого, кого можешь послать" вслед за Христом воскликнуть: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия"! Но нужно позаботиться о вере дающей мужество сказать: "впрочем не как Я хочу, но как Ты"

Ответить  

7

костя
04.09.2010
12:26:00
Гость
Тем: 1
Сообщений: 5

RE: МОЛИТВА И МЫШЛЕНИЕ

Уважаемый отец Владимир, по поводу вашего вопроса: может ли быть мышление - богообщением, т.е. молитвой?, я думаю, что может, если процесс мышления будет проходить в молитвенном духе (например, перед началом любого дела христианин обращается к Богу" Господи благослави!")
Мне думается, как раз эту форму молитвы имеет ввиду Иван Александрович Ильин в своей книге"Поющее сердце", в главе"Дар молитвы": "...Всех видов молит­вы «столь­ко, сколь­ко в одной душе или во всех душах может порож­дать­ся раз­ных сос­то­я­ний и нас­тро­е­ний» (Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин). Есть молит­вы бла­го­дар­нос­ти, прек­ло­не­ния, сми­ре­ния, пока­я­ния и очи­ще­ния. Молит­ва может вни­мать дыха­нию Божию, созер­цать муд­рость Твор­ца и даро­вать чело­веку оче­вид­ность; молит­ва может сом­не­вать­ся, воп­ро­шать, отча­и­вать­ся, скор­беть и при­зы­вать. Копер­ник молит­вен­но вни­мал зако­нам при­роды. Фех­нер молил­ся вмес­те с цве­тами и деревь­ями. Сеган­тини прек­ло­нял­ся перед горами, как перед алта­рями Божи­ими. Ломо­но­сов молил­ся вмес­те с север­ным сия­нием...."

Ответить  

6

Лебедев Игорь
02.09.2010
08:22:32
Гость
Тем: 5
Сообщений: 232

RE: МОЛИТВА И МЫШЛЕНИЕ

Я думаю, не всякое мышление - молитва, но всякая молитва (здесь обязательно "правильная" , действительная молитва) - обязательно мышление!
Бог задумал человека "по образу и подобию" Своему. Я думаю что образ Божий, явленный в человеке - это разум. Мы знаем, что человек употребляет разум на всякие цели. Если разум направлен не на достижение богоподобия (к сожалению, очень распространенный случай), то и образ Божий постепенно размывается, человек все менее "подобен" Богу. Если же разум устремлен к познанию Бога, тайны Его бытия, Его дел, богоуподоблению самого человека, то разум становится все более совершенным и богатым, как разум взрослого человека по отношению к разуму ребенка. Такое устремление немыслимо без обращения к самому Богу, поэтому такое мышление и молитва, и богообщение.
Правда есть такая мыслишка, смутная догадка, что никакое мышление вообще невозможно без Бога, оно происходит собственно в Боге (феномен разума вообще пока тайна для человека!). Самая способность мыслить означает присутствие Бога, ибо разум - от Бога.
Поэтому, технически, я думаю любое мышление есть молитва и богообщение.
Причем , как я думаю, можно засчитать сюда не только "высокоорганизованное" мышление человека, но и вообще всякую целесообразную деятельность живых тварей, их организмов и даже клеток - они функциональны и совершенны, всякая занята своим делом, умеет реагировать на различные ситуации, изменения условий. Их деятельность не бессмысленна, стало быть, на своем уровне разумна, поскольку устроена Богом.

Ответить  

5

Лебедев Игорь
02.09.2010
07:10:01
Гость
Тем: 5
Сообщений: 232

КОСТЕ

Да Костя! Вы правы, молитва ДЕЙСТВИТЕЛЬНА когда Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО обращаетесь к живому Богу! И опыт молитвы, как Вы правильно сказали, выражается в изменениях души (внутренних), но не только! Опыт и в объективных изменениях обстоятельств Вашей жизни, внешних событиях. Самое интересное когда Вы получаете мысли, идеи, т.е. образ предположительного пути (Вашего жизненного пути) , Бог как бы предлагает Вам самому измениться и изменить обстоятельства Вашей жизни.

Ответить  

4

игумен Владимир
01.09.2010
12:31:01
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

МОЛИТВА И МЫШЛЕНИЕ

Константин, в отношении сказанного Вами у меня нет никаких возражений. Спаси Господи!
А мне бы хотелось обсудить вопрос об отличии молитвы от мышления. Мы настолько привыкли к тому, что мысли "наши", что обычно даже и не задумываемся над тем, что они могут быть нам дарованы Богом, что мышление может быть богообщением. Лишь в некоторый случаях, когда в голову приходит совершенно неожиданная мысль в которой ощущаешь присутствие света Истины - посещает озарение - понимаешь, что это не твоё.
Вопрос же такой: когда люди думают, молятся ли они? Может ли быть мышление - богообщением, т.е. молитвой?

Ответить  

3

костя
01.09.2010
10:45:29
Гость
Тем: 1
Сообщений: 5

RE: БОГ И ОБЕЗЬЯНА

Большое вам спасибо Отец Владимир и Игорь за ответ.
Если я правильно его понял, то я немного разобрался в важных для себя понятиях!
А понял ответ я так:
главное отличие правильной православной молитвы от самовнушения на молитве в том, что при молитвенном обращении к Богу я искренне для себя действительно обращаюсь к нему, вспоминая о том, кто он и кто есть я перед ним; кем я и с кем хочу быть. Самовнушение на молитве - это суть не искреннее обращение, а лишь мой вымысел.
Опытное знание того, что Бог мне отвечает можно получить в своем индивидуальном и интимном(наверное словами не объяснимом) опыте.
Свидетельством же истинности опыта общения с Богом будут изменения моей души, указанные святыми отцами.
Правильно ли я вас понял?

Ответить  

2

игумен Владимир
01.09.2010
08:21:04
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

БОГ И ОБЕЗЬЯНА

Константин, спасибо за отличную тему!
Действительно, мысль о том, не подменяю ли я молитву самовнушением, не обманываю ли сам себя, появляется не только у Вас, но и, наверное, у каждого кто серьёзно относится к своей душе.
Дьявола часто называют обезьяной Бога - похожего, но по сути совсем другого. Различить бывает трудно и можно сказать, что весь опыт духовной жизни на протяжении всей нашей жизни подчинён этой задаче (это называют ещё различением духов). Поэтому, не дерзаю делать какие-то заключительные выводы, а выскажу лишь некоторые соображения.
Начну с очень сильного тезиса: молитва также отличается от самовнушения как Бог отличается от обезьяны.
Но человек не знающий Бога может увидеть бога и в обезьяне - обоготворить её.
Когда человек хочет познать себя и изменить себя - а в этом и есть смысл молитвы - он должен себя с кем-то сравнить. Сравнение это, если я хочу не просто познать, но и изменить себя первым результатом даёт различие: "я - другой, я - не Бог и я - не обезьяна. А дальше следует: "но я хочу быть таким как тот другой (Богом или обезьяной?)"
После этого я должен и повести себя как тот - другой. Я могу попробовать внешним образом подражать ему, не понимая сути нашего различия - "обезъянничать". Это и есть само-внушение. Либо могу вступить с Ним в общение - позволить Ему войти в меня, жить во мне, пребывать во мне. При этом, естественно, возникает страх, а не вытеснит ли этот другой меня, не уничтожит ли меня. Так вот, Бог - это Тот единственный, Который, пребывая во мне, заботится прежде всего обо мне, а не о Себе. В этом проявляются Его величие и сила, перед которой человек должен склонить свою голову - смириться.

Ответить  

1

Лебедев Игорь
01.09.2010
03:27:29
Гость
Тем: 5
Сообщений: 232

RE: ОТЛИЧИЕ МОЛИТВЫ ОТ САМОВНУШЕНИЯ

Уважаемый Костя! Хоть я сам имею очень скромный опыт молитвы, но все же скажу: я думаю, именно ОПЫТ молитвы позволит Вам различать Ваши состояния. Так например, в результате "правильной" молитвы, кроме "сокрушения о
грехах", у Вас в голове могут появляться НОВЫЕ мысли, идеи, возникать ясные ответы на Ваши вопросы, а в жизни происходить (или не происходить, в зависимости от характера молитвы) события, которые не могут быть результатом самовнушения.
Напротив, обилие чувств, возникновение состояний экстатических, эйфория часто ведут к обессмысливанию молитвы и являются, по-видимому, результатом того, что Вы называете самовнушением.
Я думаю, в молитве нужно избегать излишней эмоциональности, а обращаться к Богу разумом, в простоте и чистоте мыслей, как малое дитя обращается к родному отцу.

Ответить  

 

 

 

   Добавить сообщение   К темам

 

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group