|
|
|
На главную Форум
|
ФОРУМ |
| Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»
Спасибо!
|
Текущая тема |
Автор | Юрий-2 26.10.2009 - 11:26:00 Пользователь Тем: 2 Сообщений: 126 |
Сообщение | ТАЙНА ДЕВЯТОЙ ГЛАВЫ Дорогие о.Владимир, братья и сестры.
Речь идет о гл.9 Ев. От Иоанна. На днях взглянул на ее содержание по-новому. Хотел бы с вами поделиться.
Сначала, как сказал бы математик или физик, дадим определения.
1. Слепорожденный. Это духовное состояние падшего человека, нуждающегося в спасении. Это – каждый из нас. И это - состояние каждого из нас. Мы «слепы» от рождения и не видим ни света Божьего мира, ни замыслов Божьих. Не видим и не понимаем.
2. Брение из плюновения. Земной прах, сединенный с плюновением Иисуса Христа. Т.е. тварный мир, принявший в себя Божественное вмешательство. Брение олицетворяет собой преображенный тварный мир. И это преображение преображает того, кому дается. И в этом смысле можно сказать, что брение – это также и ВЕРА.
Теперь рассмотрим содержание главы.
Иисус и ученики разговаривают между собой о слепорожденном. Тот СЛЫШИТ слова Иисуса о том, что ни он, ни его родители греха не совершали. И, вероятно, у него впервые появляется надежда. Иисус делает брение, мажет глаза слепого (дает ему ВЕРУ) и отправляет его умыться в купальне. И слепой идет, потому что уже верит. Хотя и идет «вслепую» (!). Эту ситуацию можно уподобить тому периоду нашей жизни, когда мы, будучи неверующими, начали читать Писания (СЛУШАТЬ Слово Божие), начали общаться с уже верующими людьми и через них снова СЛУШАТЬ Слово. И после слушания приобрели ВЕРУ (получили брение) и начали «вслепую» двигаться к своему спасению, преображению. Теперь важно отметить, что слово «апостол» на древнееврейском языке означает «посланник», «посылаемый». Звучит – шелИах. А купальня Силоам – «посланный» (ст7). Звучит – шалУах. Можем предположить, что Иисус отправил слепого с брением на глазах (т.е. уже имеющего веру) к Апостолам с целью УМЫТЬСЯ, т.е. отправил его в Церковь (Апостолы олицетворяют собой Церковь) и принять водное крещение. И, действительно, слепой, сделав все это, исцелился, ПРОЗРЕЛ. УВИДЕЛ мир в истинном свете, увидел дела Божьи.
Он пришел обратно. Возможно, желая теперь не только СЛЫШАТЬ Иисуса, но и ВИДЕТЬ Его Самого. Он искал ЛИЧНОЙ ВСТРЕЧИ с Иисусом.
Пока Иисуса он не встречает. Но он уже стал другим человеком. Он открыто исповедует Иисуса перед людьми. Он смело (в отличие от своих родителей, ст21-22) исповедует Иисуса перед фарисеями, не боясь даже того факта, что исцеление произошло в Субботу, называет Иисуса пророком (ст17). Смелость и преображенность его таковы, что он даже учит и обличает фарисеев (ст27-33), за что принимает от них поношение за Него (ст34).
И вот теперь, после всего этого, Иисус САМ НАХОДИТ его. Происходит их ЛИЧНАЯ ВСТРЕЧА. Во время нее бывший слепой уже прямо перед Лицом Иисуса исповедует Его как Сына Божия и поклоняется Ему (ст35-38). Это важно, т.к. «видящие» фарисеи (вернее, мнящие, что они видят) Христа «не увидели». А «слепой» - УВИДЕЛ (ст39-41). Т.е. Иисус говорит не просто о слепоте слепорожденного, а о духовной слепоте неверующих в Него, что позволяет предположить правильность толкования гл.9 как иносказание.
Иносказание в том, каковы этапы духовного пути человека. Конечно, духовный путь у каждого свой, поэтому эти этапы не являются неким алгоритмом. Они лишь показывают общую схему, закономерности продвижения.
Каковы же закономерности.
1. Состояние «слепорожденности». Духовная слепота, непонимание Творения и Творца. Невозможность исцелиться самостоятельно. Потребность в спасении и Спасителе.
2. СЛУШАНИЕ Слова Божьего. Изучение Писания, общение с верующими дает веру и надежду на спасение. Веру человек получает от Бога (брение). Как дар. По неким тайнам человеческой души, знаемой только Богом.
3. Приход в Церковь. Крещение. «Прозрение».
4. Возвращение в мир. После крещения человек душою становится не от мира сего. Но телом пока еще живет в этом мире. Вынужден жить.
5. Исповедание пред людьми своей веры.
6. Исповедание своей веры пред начальниками земной церкви, настроенными в большинстве своем консервативно, зашоренно. Сравним с ветхозаветной Церковью: простые люди – иудеи – принимали Христа тысячами, от них и Дева Мария, и Иоанн Креститель, и Апостолы, и первые мученики и святые; начальники же иудейские – за небольшим исключением (Никодим, Иосиф Аримафейский) – не приняли Христа. Думаю, аналогия с новозаветной Церковью уместна.
7. Поношение и гонение от земной церкви. Но твердое и смелое стояние в своей вере.
8. Пункты 5,6 и 7 одновременно являются и доказательством своей верности Христу. Поэтому после того, как человек все претерпел, Иисус САМ приходит к нему. Происходит ЛИЧНАЯ ВСТРЕЧА.
9. Важно при личной встрече УЗНАТЬ Христа (ведь мы Его еще НЕ ВИДЕЛИ!). И уже пред Ним исповедать Его как Сына Божия и поклониться Ему.
10. СВЕРШИЛОСЬ… Теперь мы ПО-НАСТОЯЩЕМУ со Христом. Только теперь – после ВСТРЕЧИ – приходит уверенность, что ты спасен, начинается жизнь со Христом.
Как вам кажется: правильна ли эта схема? применима ли? возможны ли варианты? |
Добавить сообщение К темам |
|
Автор |
Сообщение |
6 |
Юрий-2 02.11.2009 11:39:50 Пользователь Тем: 2 Сообщений: 126 |
RE: ВОПРОСЫ .... Дорогой Павел, как я уже писал, Евангелие от Иоанна – мое любимое среди других Евангелий. На счет, как Вы пишите, его «неврейскости» могу лишь сказать, что, на мой взгляд, это Евангелие наднационально: написано и для Иудея, и для Эллина. Что касается авторства, то, поскольку не являюсь специалистом в этом вопросе, и рассуждать об этом не берусь. Но кем бы оно ни было написано, у меня лично нет повода сомневаться – и это самое главное – в его истинности. Ответить |
5 |
Павел Ц 02.11.2009 10:34:43 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
БЫЛ ЛИ ИОАНН АНТИСЕМИТОМ ? :) Здравствуйте, о. Владимир.
Конечно, я несколько утрирую. Но невозможно не заметить один простой факт: противостояние Иисуса и враждебно относящихся к нему евреев обострено до крайней степени именно в четвертом евангелии. При желании можно перечислить немало таких свидетельств и у синоптиков, но нигде не видно такой крайней степени разделения. Это разделение уже доходит до Неба, ибо из слов Иисуса в четвертом евангелии следует только одно: нет и не может быть никакого примирения с теми, кто враждует против Него.
Интересно привести одно простое сравнение. Едва ли не самым жестким стихом у синоптиков является следующий:
"Кто не со мною, тот против меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Посему говорю вам : всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"
Мат. 10:12
И даже в этом стихе мы видим, что Иисус готов простить тех, кто настроен лично против него, против Сына Человеческого. Только те, кто враждует против Всевышнего ( и Его Духа), не могут быть Им ( Всевышним) прощены.
А что говорит Иоанн?
Иоанн утверждает, что, оказывается, у разных иудеев в зависимости от того, принимают они Иисуса или отвергают Его, оказывается и разный бог. Очевидно, что у отвегающих бог их - дьявол. Хотя Библия утверждает следующее
Втор., 32:6: Сие ли воздаете вы Господу (YHWH), народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?
Ис., 64:8: Но ныне, Господи (YHWH), Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей.
Обращаю внимание на слова "все мы".
И Ап. Павел в письме к римлянам указывает на то, что не следует привитой маслине превозноситься над природной. Т.е. хотя иудеи в массе своей не приняли Христа, они по-прежнему остаются детьми Божьими. Ибо обетования Господни не могут быть изменены.
В этой связи некоторые исследователи полагают, что "антисемитизм" Иоанна отражают более позднюю ситуацию в отношении иудеев и христиан. К тому времени, как оно было написано ( 90-ые годы) пути христиан и иудеев окончательно разошлись. Христиане были изгнаны из Палестины. Вот откуда проистекает ожесточение четвертого евангелиста ... |
Ответить |
4 |
игумен Владимир 02.11.2009 06:04:59 Гость Тем: 21 Сообщений: 1255 |
О ПОДЛИННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА Павел и Юрий, мне удивительно, как вы перешли от заданной темы к совсем другой. Первые рассуждения Юрия с толкованием девятой главы Евангелия от Иоанна, очевидно, исходят из того, что Евангелие истинно. И с предложенными рассуждениями вполне можно согласиться. В них есть смысл. Но вот дальнейшие рассуждения о том, что Евангелие от Иоанна "заказное" и что оно вообще подложное не выдерживают никакой критики.
Во-первых, тот факт, что Иоанн написал своё Евангелие по просьбе христиан, никак сам по себе не свидетельствует о том, что в самом Евангелии есть какие-то натяжки или отступление от истины! Додумывать же, что Иоанн действовал в пользу какой-то партии, конечно можно, но эти допущения имеют такую же основательность (безосновательность) как и домыслы о Христе в какой-нибудь книге типа "Код да-Винчи".
Во-вторых, мне странно, что Павел увидел в словах Христа "отец ваш дьявол" какой-то антисеметизм. Если так рассуждать, то в Евангелиях от Матфея и от Марка можно увидеть "отвержение" Иисусом Петра: "Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое." (Мф. 16,23) Однако, как мы знаем, тому же Петру были даны ключи от Царства Небесного: "Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах." (Мф. 16,18-19) Кстати, вначале дана была власть, а уж потом Пётр назван сатаной за то, что думал только по-человечески.
В-третьих, действительно, если синоптические Евангелия говорят об Иисусе - человеке, то Евангелие от Иоанна раскрывает Его неотмирность: "вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира."(Ин. 8,23) Оно действительно дополняет синоптические Евангелия!
А возможные неточности которые мы видим в житиях Димитрия Ростовского к самому Иоанну Богослову никакого отношения не имеют. У Димитрия Ростовского довольно много сомнительных мест. Но ведь никто и не считает его "Жития святых" богооткровенной книгой. |
Ответить |
3 |
Павел Ц 30.10.2009 17:48:31 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
ВОПРОСЫ .... Приветствую, Юрий!
У меня двойственное отношение к этому Евангелию. Много вопросов оно вызывает... У меня есть серьезное сомнение в том, что оно было написано Иоанном Зеведеевым. Главным образом по той причине, что оно носит нееврейский характер.
В чем это выражается?
Прежде всего:
1. Антисемитизм ("отец ваш дьявол") .
2. Неотмирность, которая так и веет от слов и личности Иисуса.
3. Отсутствие живых и неповторимых черт личности Иисуса, которых так много в синоптических евангелиях.
Есть и другие странные для иудея моменты...
Я склонен считать, что написано это человеком, который, конечно, кое-что знал о жизни евреев того времени, но все-таки со стороны...
Допускаю вполне, что могу ошибаться. Но я сильно сомневаюсь в достоверности авторства этого евангелия... Ответить |
2 |
Юрий-2 30.10.2009 15:50:05 Пользователь Тем: 2 Сообщений: 126 |
КАК ПО ЗАКАЗУ Спасибо за ответ, Павел.
Хотел бы с ходу отметить (для Вас это чисто формальное замечание), что апостол Иоанн тоже был очевидцем. И не просто очевидцем. Единственный оставшийся в живых прямой (и любимый!) ученик Иисуса.
Из всех Евангелий Евангелие от Иоанна, вообще-то, является моим любимым. Хотя при его чтении постоянно испытываю странное чувство: с одной стороны, оно наиболее глубокое (м.б., в силу своей мистичности, таинственности?), с др. стороны, кажется, что события в нем передаются как-то однобоко и при этом самое главное недоговаривается.
Вы пишите: «««Евангелие от Иоанна вообще (на мой взгляд) несколько схематично. Это часто отмечают исследователи. Четвертый евангелист строил текст в соответствии с уже заведомо известной ему идеей и целью. Персонажи евангелия ведут себя в соответствии с этой идеей.»»»
В житии ап.Иоанна, написанном св. Дмитрием Ростовским, в примечании 10 сказано: «Евангелие написано Иоанном уже в глубокой старости в самом конце I века по Р.Х. Епископы Ефеса и всей вообще Малой Азии, ОПАСАЯСЬ умножившихся в то время лжеучений о Лице Господа нашего, Иисуса Христа, и ПРЕДВИДЯ СКОРУЮ КОНЧИНУ св. Апостола, ПРОСИЛИ ЕГО ДАТЬ им СВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ, "НОВОЕ, СРАВНИТЕЛЬНО С тремя уже имевшимися". Это Евангелие они желали иметь у себя РУКОВОДСТВОМ В БОРЬБЕ С ЕРЕТИКАМИ, ОТВЕРГАВШИМИ БОЖЕСТВО Христа. Иоанн УДОВЛЕТВОРИЛ ПРОСЬБУ епископов и дал им написанное им по внушению Духа Святого Евангелие, отличное от Евангелий Матфея, Марка и Луки» (выделено мной). Говоря современным языком, Евангелие было заказное… Как-то очень веет от этого конъюнктурой: уважаемый, авторитетный человек высказывает свое мнение по спорному вопросу, и одна из сторон получает веский козырь: кому надо больше верить – вам (оппонентам) или ученику?… Дело щекотливое, поскольку оппонентов «бьют» аргументом, что Евангелие написано не только ЛИЧНЫМ УЧЕНИКОМ ХРИСТОВЫМ, но и ПРОДИКТОВАНО САМИМ ДУХОМ СВЯТЫМ… Как проверишь? Только верой… Но веры в это у оппонентов как раз и нет…
К тому же, речь идет о событиях 2000-летней давности. Многие ли факты жизни ап.Иоанна удалось сохранить? Вот пример: в упомянутом житии сказано, что «…каждый год, в восьмой день месяца мая, появлялось из гроба его благовонное миро и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим…», а из других источников известно, что «…из могилы св. ап. Иоанна в мае, 8 числа, выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных…». Можно сказать, что разница не велика, но рассмотрим еще пример из того же жития (о погребении ап.Иоанна): «…когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, …апостол сказал: "Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею". И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, …до шеи, положили на лицо его покрывало, и поцеловав еще, с великим плачем покрыли его совсем.» Как-то не очень вериться, что христианин, да еще христианин из иудеев, ученик Христа, до конца позаботившийся о Его Матери, мог сказать о земле «мать моя». Так мог сказать только язычник. Учитывая всё это, невольно начинаешь воспринимать житие апостола не как биографический рассказ, а как легендарное повествование. Но если легендарно одно, то почему бы не быть легендарным и другому… Крамола? |
Ответить |
1 |
Павел Ц 30.10.2009 10:40:31 Пользователь Тем: 25 Сообщений: 784 |
RE: ТАЙНА ДЕВЯТОЙ ГЛАВЫ Приветствую. Юрий!
Конечно, применима. Не только применима, но скажу, что эта схема была прямо заложена Иоанном в основу своего повествования. Евангелие от Иоанна вообще (на мой вгляд) несколько схематично. Это часто отмечают исследователи.Четвертвый евангелист строил текст в соответствии с уже заведомо известной ему идеей и целью. Персонажи евангелия ведут себя в соответствии с этой идеей. Синоптические евангелия в этом смысле более "живые", что ли... Т.е. не продуманы заранее, но имеют своим источником воспоминания очевидцев. Ответить |
|
|
|
Добавить сообщение К темам |
|
| |
|
|