Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Форум

ФОРУМ

Дорогие друзья, прежде чем начать работать на форуме просим вас познакомиться с «Правилами форума»

Спасибо!


Текущая тема

Автор

игумен Владимир
13.02.2008 - 21:49:50
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

Сообщение

ХРИСТИАНСТВО И НАУКА

Вот уже 8 лет я каждый год приезжаю на физический факультет МГУ где в рамках Рождественских Чтений проходит конференция "Христианство и наука". Каждый год я делаю доклады и наблюдаю в какую сторону развивается диалог верующих с учеными. Увы, главное впечатление, - это то, что мы сами плохо понимаем, что в результате этого диалога должно получиться.
Да, делаются доклады. С трудом и с большим запозданием печатаются сборники докладов (тираж 500 экз.), но иной цели не ощущается. Хотя у многих есть какое-то смутное чувство, что диалог верующих и ученых может оказаться важным и для одной, и для другой стороны.
Но пока мы друг друга не слышим. В следующем году я, наверное, не буду брать какую-то богословскую тему и пытаться заинтересовать ученых, как делал это до сих пор. Может быть лучше попытаться задуматься над тем как и ради чего верующие вступают в общение с учеными, а те с верующими. Пока же открываю на форуме тему "Христианство и наука" и прошу высказать на этот счет ваши соображения.

 

  СТРАНИЦЫ 

[7] [6] [5] [4] [3] [2] [1]

 

   Добавить сообщение   К темам

 

Автор

Сообщение

78

Лебедев Игорь
25.05.2010
18:39:00
Гость
Тем: 5
Сообщений: 232

RE: НАУКА ИЛИ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

Уважаемый Павел Анатольевич! Вы совершенно правы, говоря о МЕТОДЕ. Да, существует научный метод, в основе которого лежит логика, но это все же лишь инструмент. Наука имеет плоть: разработанные теории, проверенную практику. Но есть еще и основа, скелет - это идеи. Да, плоть наращивается методом, но идея-основа возникает иррационально, внелогично. Это есть и ВСЕГДА было. Вся нынешняя наука - результат духообщения человека, ну и конечно труда, где и бывает необходим МЕТОД. Нильс Бор высказал знаменитую фразу: "Идея должна быть достаточно безумной, чтобы быть истинной", по-видимому интутивно догадываясь (или точно зная?) о внелогичном происхождении идей.
Времена ВЕЛИКИХ открытий минули, современный ученый знает только о МЕТОДЕ, уверен в его всесильности, и даже не противопоставляет МЕТОД другим способам познания - он их начисто отрицает! Сам же при этом нищ на идеи именно революционного масштаба, все больше по мелочи. Т.е. я вовсе не отрицаю научного мировоззрения, но считаю его неполным, если точнее, ущербным.

Ответить  

77

Лебедев Игорь
25.05.2010
18:13:46
Гость
Тем: 5
Сообщений: 232

RE: НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК

Отец Владимир! Я и не сомневаюсь, что творческий потенциал человека неисчерпаем! И объекты исследований: мир и человек - тоже неисчерпаемы!
Я же говорю, что потенциал этот может быть блокирован Богом, если употребляется на противные Богу цели. Я предположил это в поисках причин "тупика" и хочу знать Ваше и других участников мнения.
В моем представлении сложилась некая иерахия целей и задач человека, в которой верховное место занимает обожение человека. Все остальные могут и должны быть подчиненными, или хотя бы люди должны думать о них так. Если происходит отклонение, человек быстро "вытаптывает" то поле, что попустил ему Господь и дальше все, тупик. Выход из тупика подразумевает смену мировоззрения и целей (не смену или отказ от метода!). И второе, метод науки необходимо сознательно обогатить молитвой, духообщением. Здесь огромная роль Церкви, которой хорошо известно, что не всякое духообщение одинаково полезно.
К сожалению, наука в целом все еще склонна к противопоставлению себя Церкви, помните отчаянное письмо "10 академиков" президенту? Довольно комичный кстати документ, но он отражает позицию, что тут скажешь.

Ответить  

76

Цветков Павел Анатольевич
25.05.2010
09:20:27
Гость
Тем: 3
Сообщений: 66

НАУКА ИЛИ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

День добрый, о. Владимир и все участники!

А не путаем ли мы разные вещи? Наука - это прежде всего МЕТОД. Это практика постижения конкретных явлений. Физических, биологических и прочих. Материальных в основном. В меньшей степени - социальных, языковых. И чем ближе наука к человеку - тем становится сложнее. Медицина, психология .... Потому что человека невозможно свести к просто материальному объекту. А духовными вещами (нематериальными) наука не привыкла заниматься. Потому что невозможно замерить прибором то, что не материально (пока невозможно во всяком случае). Такое состояние науки вполне понятно. Наука - это только метод. Причем метод ВНЕШНИЙ. Знание и опыт наука получает ИЗВНЕ человека. Все внутренние (духовные) ресурсы не исследуется, поскольку их нельзя измерить ИЗВНЕ. И привлекать такие ресурсы в качестве инструмента исследования тоже невозможно. Поскольку это считается СУБЪЕКТИВНЫМ. Т.е. чем-то ненадежным, НЕ НАУЧНЫМ. А вот прибор и формула - другое дело.

Но почему же внешние методы науки стали восприниматься в качестве МИРОВОЗЗРЕНИЯ ?
Сейчас мы понимаем, что тупик этого мировоззрения обусловлен тупиком самого метода исследования. Ведь с помощью современно науки невозможно практически понять, что есть душа, что есть сон, что есть смерть, что конкретно происходит с душой после смерти физического тела и т.д. Нельзя ответить на вопрос о том, почему человек заболевает той или иной болезнью без явных и очевидных причин к этому ... И почему в результате один умирает от простого гриппа, а иной исцеляется от рака, когда врачи отказываются уже лечить. А ведь именно такие вопросы действительно важны! Важны для каждого из нас.

Христианство тоже далеко не всегда может ответить на подобные вопросы. На некоторые может, да. Но только на уровне веры. А не практического знания. Наука тем оказалась сильнее религии в 20-ом века (следует признать этот печальный факт), что давала пусть и ограниченные , но все-таки конкретные ответы на вопросы повседневной жизни. Христианство настаивала почти исключительно на вере. Веруй так-то и так-то. Но разве невозможно получить практические знания о том, что есть душа и смерть? Что есть бессмертие? Я полагаю, что это возможно. Но возможно, опять-таки, не внешними методами. А только за счет внутренней интенсивной практики. Разве не этим когда-то занимались монахи в отдаленных монастырях? И не только в христианской традиции. Но и в других мировых религиях. Не следует ли нам попытаться обнаружить, актуализировать этот опыт? Этот метод практического знания о духовных вещах? И тогда, как знать, это практическое знание сможет потеснить господство внешних и поверхностных представлений о человеке и об окружающем нас мире ?

Ответить  

75

игумен Владимир
24.05.2010
21:26:13
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК

Игорь, ты пишешь о том, что наука исчерпала свои ресурсы. Возможно, ты в чём-то прав. Сейчас не совершается таких открытий, которые могли бы изменить наше мировоззрение. Но делается великое множество маленьких дел, которые в целом очень сильно меняют нашу жизнь. И это тоже плоды науки.
Скорее всего, и этот преобразовательный потенциал иссякнет. Но это не означает, что иссяк творческий потенциал человечества. Вероятнее, что он найдёт себе новое применение. И наша задача помочь ему реализоваться там, где мы этого ожидаем. Термин "православная наука" мне не очень нравится, т.к. православные при этом как бы узурпируют право на эту "новую" науку. Наша (православных верующих) задача - открыть новое направление приложения сил для науки. Попробовать показать, что изучение человеческой (и не только!) ЖИЗНИ, основанное на знаниях, данных нам в Откровении, может быть чрезвычайно плодотворным! А уж кто и как будет затем разрабатывать эту золотую жилу - Господь знает.

Ответить  

74

Лебедев Игорь
24.05.2010
15:47:59
Гость
Тем: 5
Сообщений: 232

RE: ХРИСТИАНСТВО И НАУКА

Да Юрий, здравствуйте! И я рад вновь пообщаться с Вами. Я думаю, что "православная наука" - может быть сильно сказано, но вот о православных подходах в науке вполне можно и нужно говорить.
Ну какой ученый не мечтает об оригинальной, блестящей идее, которая откроет ряд новых явлений и ляжет в основу нового, а главное, достоверного знания? Радость открытия, радость понимания - любой ученый желает этого! Но, во-первых, на все Воля Божия, а во-вторых, какова будет Воля Божия зависит как раз от мотивов и целей, движущих этим ученым. А ведь знание всегда утилитарно, мало кто ищет знание ради знания, но больше в ключе будущего применения его. Да, было время, открытия косили, как траву на лугу, но нынче, по всему видать, прошло это время.

Ответить  

73

Лебедев Игорь
24.05.2010
13:51:04
Гость
Тем: 5
Сообщений: 232

RE: ХРИСТИАНСТВО И НАУКА

Дорогой отец Владимир! Наверное я взял неверный тон и судил слишком самоуверенно, сам не будучи силен ни в науке, ни в религии. Простите меня. Я прошу, не называйте меня на "Вы".
Я действительно много думал в последнее время именно о связи религии и науки, и хочу все же высказать ряд соображений.
Что я думаю о причинах "творческого тупика" в науке. Наверное, будет разумно обратиться к целям, которые преследует наука. Скажем, религия полагает высшей целью обожение человека. Достижение этой цели разумеется высшим благом для человека, и я согласен с этим! Наука тоже трудится во имя некоего абстрактного "блага человечества". На поверку это "благо" в конечном счете оказывается комфортом физического проживания человека на земле. Безотносительно к его нравственности и личным целям. Как видим, цели религии и науки существенно различаются, и это один из критериев сравнения, о котором писал в предыдущем посте.
Я - православный христианин и верю, что никакие события не могут происходить вне Воли Божией. В том числе и в науке. Человек довольно быстро (в 3-4 века) освоил пространство научных фактов, отведенное ему Богом. По мере развития науки (и технологий) снижалась зависимость человека от "сил природы", укреплялась иллюзия "всемогущества разума", религиозный дух постепенно изгонялся из науки. Сегодня он изгнан (или сам ушел?)окончательно и наука омертвела.
Очень возможно, Господь ставил перед человеческой наукой цель достижения некоторого уровня безопасности и даже комфорта человека на земле. Но эта цель давно достигнута. Вот я и думаю, что одной из причин обездушивания науки может являться тот факт, что цель достижения еще большего комфорта, а тем более для отдельных групп людей да к тому же на фоне всеобщего падения нравственности, - ПРОТИВНА Богу. Смена цели, а точнее встраивание в движение к общей и высшей цели - религиозной, вот что может вывести науку из кризиса. И вот здесь именно Православное Христианство может и должно внести свой вклад в историю новейшей науки! Я вижу по крайней мере два основных критерия обновления:
1. Всякая промежуточная цель или задача науки должны прямо или косвенно служить высшей цели - обожению человека. Это могут быть самые разнообразные задачи, решение которых позволит, например:
- уцелеть и укрепиться государству, народ которого является носителем Православной Веры,
- обрести новые возможности для сохранения физической среды обитания человека - земли, ибо она, как и тело наше - Дар Божий,
и многое другое.

2. Способ поиска новых идей должен быть религиозным, молитвенным. Да, я думаю, что мир идей существует, но только носители этих идей - живые существа, Ангелы Божии, ученый должен понимать с кем и для чего он ищет связи.

Невозможно перевести на "новые рельсы" всю науку, (впрочем это и не нужно), а вот отдельных ее представителей - вполне возможно! Думаю, наука не просто выиграет от союза с религией, но это вообще единственный выход из тупика.
Думаю, именно ученым необходим диалог с религией, наверняка многие из них понимают это. Не могут не понимать.

Ответить  

72

Юрий-2
24.05.2010
10:12:59
Пользователь
Тем: 2
Сообщений: 126

НЕБО НА ЗАМКЕ?

Здравствуйте, Игорь. Очень рад возможности пообщаться с Вами.
Кажется, Платон делил людей (видимо, свободных) на три категории: философы, воины и поэты. В понятие «поэты» включались не только сами поэты как таковые, но все люди искусства – интеллигенция, так сказать. И отношение к ним (к интеллигенции) у Платона было примерно такое же, как и у советской власти: Платон считал, что «поэтов» надо изгнать из государства. Должен признаться, что одно время я тоже так думал. В том смысле, что считал, что ИСТИНУ ни наука, ни искусство познать не могут. Но относительно недавно я понял, что был неправ: и наука и искусство МОГУТ познать ИСТИНУ. НО! В своем объеме! В рамках своих возможностей! Ведь мы не требуем от ребенка больше того, что он может сделать. Мы ожидаем от него ровно столько, сколько он в состоянии дать. Не так ли? Если он «дает» меньше, чем взрослый, откажемся ли мы от него? Как говаривал апостол Павел – никак! Поэтому отвергать науку, как метод познания, на мой взгляд, не стоит. Конечно, она уступает во многом религиозным методам познания, но, как ребенок, дает то, что может дать. Как-то где-то я уже писал, что методом познания, которым владел Адам (видеть «вещь в себе», говоря языком Бергсона), наука уже не владеет. Ну, что ж! Владеет, чем может! Но если мы с Вами видим рамки действия науки, то, видимо, имеем возможность эти рамки как-то сместить. Дело, по-видимому, в выборе ПРАВИЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ. В свое время И.А.Непомнящих проявился на сайте с мыслью создания «православной», «христианской» науки. Может быть, стоит подумать в этом направлении?
Действительно, может показаться, что «небо на замке». Но ключ-то – У НАС! Висит на гвоздике на видном месте. Это еще Адам понял! Правда, за это его и «выгнали». Но – потому, что взял без спросу! А если - попросить?

Ответить  

71

игумен Владимир
24.05.2010
05:23:52
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: RE: ХРИСТИАНСТВО И НАУКА

Да, Игорь, во многом Вы правы. Но когда я говорю о науке, я имею в виду не столько конкретное состояние науки, сколько деятельность человека ради получения знаний. В этом смысле те поступки людей в результате которых они получают откровения, - это тоже "наука". Но в последнем случае связь религии и такой науки очевидна.
Николу Тесла мы считаем учёным, однако большинство его открытий - это откровения.
Понятно, что для того чтобы получать знания о человеческой жизни и о человеке существующего научного инструментария явно недостаточно. Диалог с учёными, на мой взгляд, потому и важен, что сама наука, оказавшись в творческом тупике, должна искать выход из него. Религия в этом смысле может как раз указать то направление, где находится этот выход.

Ответить  

70

Лебедев Игорь
23.05.2010
19:29:13
Гость
Тем: 5
Сообщений: 232

RE: ХРИСТИАНСТВО И НАУКА

Здравствуйте отец Владимир!
Много копий сломано на поле сближения "науки и религии", но самого сближения как не было, так и нет. В самой постановке темы: "Наука и религия" подразумевается некая равновеликость или хотя бы соизмеримость этих двух явлений. Говорится также о возможной "взаимной" пользе, будь такое сближение. Я вот думаю, что может быть нет видимого сближения как раз потому, что упомянутые явления несоизмеримы. Если точнее, наука ничтожна в сравнении с религией.
В конце концов, ученый - это лишь профессия. Верующими людьми могут быть и ученый и горшечник. Никому однако не приходило в голову сблизить религию и горшечное дело.
По правде говоря, не научный инструметарий и вообще методология научного познания мира дали открытия, но озарения одиночек. Более того, именно по мере развития инструментария убывало число открытий. Сегодня наука имеет могучий аппарат и ноль открытий. Для меня нет сомнений - в основе всего ДОСТОВЕРНОГО научного знания лежит Откровение. Сегодня нет откровений, небо на замке, стало быть современная наука в тупике. Теоретики наваяли маловразумительных химер, прикладная наука практикует статистический метод "научного тыка". Сегодняшний прогресс не научно-технический, а технологический, в основе которого лежат идеи многолетней давности. Эту ли науку мы хотим привлечь на помощь религии?
На мой взгляд, сегодня куда более уместно религии протянуть руку помощи "малым сим", когда бы они, отбросив глупые гордость и противупоставление, согласились ее принять. К слову сказать, из истории науки известно, что большинство открывателей и пионеров науки были в той или иной степени религиозными людьми. Т.е. их религиозность определяла мировоззрение, которое делало возможными открытия.

Ответить  

69

игумен Владимир
05.05.2010
10:42:29
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: "КУДЫ БЕЧЬ-ТО?"

Юрий, а давайте-ка не будем спешить. Я думаю что многое, из того что на сайте есть, осталось незамеченным именно потому, что мы всё время спешим, не можем остановиться и задуматься над уже сказанным.

Ответить  

68

Юрий-2
04.05.2010
14:59:39
Пользователь
Тем: 2
Сообщений: 126

"КУДЫ БЕЧЬ-ТО?"

Дорогой отец Владимир.
Наконец-то вышли на главное!!!
Отвечаю на Ваш вопрос: кое-что нашел. Да. За что – искреннее большое Вам спасибо.
И?

Ответить  

67

игумен Владимир
04.05.2010
14:48:27
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE: ЗАСТАВИТЬ - НЕЛЬЗЯ. А - ПРОСИТЬ?

Юрий, этой постановкой вопроса я занимаюсь с самого начала создания сайта. Худо-бедно, но я уже делаю то, о чём пишу! Неужели на моём сайте Вы не нашли для себя ни одного ключа к пониманию?!

Ответить  

66

Юрий-2
04.05.2010
14:16:12
Пользователь
Тем: 2
Сообщений: 126

ЗАСТАВИТЬ - НЕЛЬЗЯ. А - ПРОСИТЬ?

Дорогой отец Владимир.
Вы напрасно мечите бисер передо мною! Я же именно условно употребил слово «заставить» (из контекста, мне кажется, это понятно).
Далее. О какой «природе», от которой не надо ждать милостей, Вы говорите?
О кротости – понятно. Кто же станет спорить!
Ну, а дальше-то – ЧТО?
Или это с Вашей стороны просто очередная постановка вопроса для НАШЕГО размышления?

Ответить  

65

игумен Владимир
04.05.2010
13:47:25
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

БОГА НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ

Юрий, даже в кавычках, даже иносказательно не стоит пользоваться словом "заставить" по отношению к Богу! В том-то и проблема науки, что она "не ждёт милостей от природы", а стремится взять от неё столько сколько может (а не столько сколько природа может дать).

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"! (Мф. 5,5)

Насколько мы будем успешны в нашем понимании зависит от того, насколько близкими учениками Господа мы будем. Притчи ведь Он разъяснял им наедине, да и то, когда они догадались что это притча и спросили о её значении. (Лк. 8,9-10)

Ответить  

64

Юрий-2
04.05.2010
13:22:17
Пользователь
Тем: 2
Сообщений: 126

RE: ДЛЯ RE:

Дорогой отец Владимир.
Именно я и думаю, что «великие научные открытия» совершались НЕ только человеческими усилиями. Поэтому и задал вопрос – КТО? Но и роль человека, безусловно, ПРИЗНАЮ. Я верю, что Бог так создал Человека, что тот может понять ВСЁ, созданное Богом. Ибо, всё созданное, - для Человека же и создано. И все наши «дела» в этом мире, по существу, сводятся к одному – установление взаимоотношений между Человеком и Богом. Итак, как же (ставлю Ваш и уже свой вопрос несколько иначе) Человеку прийти к Пониманию? Как «ЗАСТАВИТЬ» (выделил для усиления смысла слова) Бога дать нам ключи понимания? Ведь, совершенно очевидно, что Бог именно НАМ дал определяющую роль в деле ПОЛУЧЕНИЯ КЛЮЧЕЙ. Просто просить?

Ответить  

63

игумен Владимир
04.05.2010
12:52:24
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

RE:

Юрий, неужели Вы думаете, что великие научные открытия совершались только человеческими усилиями? Тесла, например, совершенно определённо говорил о том, что не он настоящий автор всех его изобретений. Тем не менее, мы знаем его и знаем, что без него и других творцов науки сами бы по себе открытия не появились бы!
Я ничуть не сомневаюсь, что ключ к разумению может дать только Господь и, в то же время, не сомневаюсь, что Он хочет, чтобы мы поняли сказанное Им!

Ответить  

62

Юрий-2
04.05.2010
11:23:33
Пользователь
Тем: 2
Сообщений: 126

RE: ДВЕ НАУКИ

Отец Владимир.
Мне кажется, Вы поставили очень интересный вопрос.
Ключевыми фразами Вашего сообщения являются, как мне кажется, фразы «возникает задача понимание именно того смысла, который содержится в Библии» и «Задача новой "науки" найти те ключи, которые откроют сокровенный смысл Писаний».
Золотые слова!
Но вот КТО же откроет нам эти смыслы и даст нам ключи понимания?
Неужто – мы сами?

Ответить  

61

игумен Владимир
02.05.2010
19:44:27
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

ДВЕ НАУКИ

Приходилось слышать такое мнение, что западное христианство (католичество и протестантизм) породили современную науку и что православие, в свою очередь, тоже может породить свою, отличную от нынешней, науку.
К сожалению, серьёзной проработки этой идеи я не нашёл, но мысль показалась интересной.
Наука невозможна без свободомыслия - его наука обрела через протестантов. В то же время, свободомыслие само по себе не конструктивно. Плодотворной наука стала лишь тогда, когда стала искать законы природы, независимые от человеческой воли. В то же время понятие научного закона вряд ли бы появилось на свет, если б за образец были взяты изменчивые законы человеческие. Совсем другое дело неизменные догматы Церкви, которые содержали католики! Именно догматы, по-видимому, и послужили прообразом современных научных законов. Кроме того, понятие о неизменном законе было уже сформулировано Самим Христом: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все." (Мф. 5,18)

В момент зарождения науки православие в нашей стране было ещё слишком молодо, а вселенское слишком сильно ослаблено. Православие поэтому мало участвовало в формировании современной науки. С другой стороны, вопросы внутренней духовной жизни всегда особенно интересовали русских. И именно здесь успехи науки очень скромны. Область для понимания очень обширная, а инструментарий науки мало пригоден. Во всяком случае, искать в человеческих взаимоотношениях такие же законы как в естественных науках кажется непродуктивно.
Есть, в то же время, Священное Писание, в Котором своя логика. Бог, Который дал нам Его точно знал что Он хотел нам сказать. А мы вряд ли точно понимаем что нам сказано. Поэтому возникает задача понимание именно того смысла, который содержится в Библии. Наверняка этот смысл поможет нам понять и самих себя.
В естественной жизни никто прямо никаких законов не видел. Их как смысл притчи необходимо было открыть. Точно также в Писаниях смысл заложенный Богом сразу не видим. Но зато прямо указано, что Бог говорит с нами притчами. (Мф. 13,34; Мк. 4,34)
Задача новой "науки" найти те ключи, которые откроют сокровенный смысл Писаний.

Ответить  

60

игумен Владимир
19.12.2008
20:51:19
Гость
Тем: 21
Сообщений: 1255

ГОРДОСТЬ И ИСТИНА

Игорь, я и сам не хотел бы чтобы в Церковь толпой ринулись гордецы, желающие учить, а не учиться. Тем не менее и ты и я, имеющие научное образование, став верующими продолжаем дорожить этим образованием. Кое-чему полезному нас научили.
Для многих святых отцов занятия науками были как бы первым классом, после которого, уверовав во Христа, они перешли в следующий. Возможно ли (и нужно ли) движение в обратную сторону, т.е. нужно ли человеку верующему осваивать "научное мировоззрение", - не знаю. Но знать о том, что способные ясно мыслить люди могут принести Церкви большую пользу, люди верующие, по-моему, должны.

Ответить  

59

Лебедев Игорь
18.12.2008
08:21:05
Гость
Тем: 5
Сообщений: 232

RE: ХРИСТИАНСТВО И НАУКА

Уважаемый отец Владимир! Вы говорите о "фундаментальной науке" как о едином целом, лишенной противоречий и успешной на практике области человеческого знания. На деле это далеко не так.
Да и научный метод мало что значит сам по себе без озарений одиночек, на которых собственно и держится каркас, основа здания науки.

Есть еще одна проблема, научным методом "в крови", в мировоззрении владеют именно ученые. Они должны войти в Церковь, чтобы метод стал частью богословской науки. Но войти они должны не как эксперты, "гуру" от науки, а смиренно, как рядовые, даже последние из рядовых, имея лишь искреннее желание двигаться к Богу. Это трудно, гордость среди интеллектуалов - обычное дело.

Ответить  

 

 

 

   Добавить сообщение   К темам

 

  СТРАНИЦЫ 

[7] [6] [5] [4] [3] [2] [1]

 

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group