Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 1-10

1-10

<<< 1 >>>
Прелюбодеяние или любовь

В заповедях Моисея упоминаются два на первый взгляд похожих, но на самом деле сильно отличающихся греха: воровство и прелюбодеяние. Казалось бы, первый грех более страшный, так как, воруя, один человек отнимает у другого то, что ему нужно и, следовательно, действует вопреки интересам другого. Однако в Новом Завете Христос гораздо больше внимания уделяет именно греху прелюбодеяния. И действительно, этот грех куда более страшный, чем первый. Страшный именно своей неявностью и неочевидностью. Это тоже волк, тоже хищник, но в овечьей шкуре.

Действительно, когда совершается кража, то и вору, и тому, у кого крадут, ясно, что совершается беззаконие. Прелюбодеяние же совершается по взаимному согласию и разглядеть, что же в этом плохого, гораздо сложнее.

Прелюбодеяние внешне очень похоже на любовь, но, по сути, в корне противоположно ей. Каждая интимная связь предполагает не только удовольствие, но и взаимные обязательства. В любви доминируют обязательства, ибо любящий прежде всего заботится о благе любимого. В любодеянии на первое место выходит удовольствие и, прежде всего, свое, личное. Случайная связь тем и притягательна, что она, вроде бы, ни к чему не обязывает. Двое встретились, получили удовольствие и разошлись. Однако, как показывает жизнь, именно такой легкий способ как раз и наиболее чреват негативными последствиями, Но они появляются не сразу и потому кажутся случайными.

Христос, провозгласив, что каждый, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в душе своей, тем самым расширил понятие прелюбодеяния. Попробуем расширить его еще более. Если в качестве принципа, отличающего прелюбодеяние от любви мы возьмем доминирование удовольствия над ответственностью, то окажется, что область отношений мужчины и женщины – это лишь частный, хотя может быть и наиболее показательный, но все же лишь частный случай более общих отношений. Если же смотреть шире, то прелюбодеянием является и лесть, и ложь «во благо», и пьянство, и объедение, и вообще следование любой своей страсти. Во всех случаях мы не идем «против природы», а вроде бы, наоборот, удовлетворяем естественные потребности. И все стороны, вроде бы, в выигрыше. Но это ложь «во благо» в какой- то момент осознается как ложь, разоблачается, и может принести лжецу уже не благо, а зло. Лесть осознается как лесть и породит недоверие льстецу. Спекулянт и взяточник могут оказаться в тюрьме или стать объектом вымогательства. Потакание своим страстям также, в конце концов, оборачивается либо болезнью, либо еще какой – либо бедой. Во всех случаях явный выигрыш оборачивается не столь явно с ним связанным, а потому кажущимся случайным, проигрышем. Причем суммарный баланс склоняется в пользу второго.

С любовью же дело обстоит как раз наоборот.

Вопрос, можно ли создать группу, отношения внутри которой и отношения которой с остальным миром строились бы на любви, а не на прелюбодеянии, как строятся все другие партии и организации? Каковы должны быть отношения в группе? Ясно лишь, что нельзя стремиться привязать других к своей идее даже тем, что многое им даешь. Ведь привязать к себе другого – это в каком-то смысле взять его душу. Душа же должна быть отдана не кому – либо или чему – либо, а лишь Богу.

<<< 2 >>>
Апостол Павел – новозаветный Вениамин

1)Павел происходит из колена Вениаминова

2)Рахиль назвала сына Бенони – «сын моей печали», однако Иаков переименовал его в Вениамина – «сына десницы». Подобное превращение мы видим и у апостола. Сначала его имя Савл и он активный гонитель Церкви Христовой, приносит Ей скорбь. Затем он превращается в Павла и, как он сам свидетельствует, более других поработал для Церкви (1Кор. 15,10). Подобно правой руке.

3)Павел рожден к новой жизни Христом, сидящим одесную Отца, т.е. «десницею» Отца

<<< 3 >>>
Волки, Пастырь и овцы

Имя Рахиль означает «овца». Дети овцы, по-видимому, тоже должны быть овцами. Дети эти – Иосиф и Вениамин.

Перед смертью Иаков, благословляя сыновей, назвал Иосифа отраслью плодоносного дерева и сказал также: «оттуда Пастырь и твердыня Израилева» (Быт. 49,24). Тот, кто является «овцой» по природе должен произвести Пастыря. Здесь есть некая полнота, ибо в одном совмещается и пастырь и пасомый. Кроме того, эта «овца» должна стать «отраслью плодоносного дерева» - тоже странное совмещение животного начала и растительного. Однако, если вспомнить, что первые сыновья Адама были Каин – земледелец и Авель – пастырь, то такое совмещение может свидетельствовать опять же о некоторой «полноте» человеческого существа в Иосифе.

Вениамин в благословении Иакова назван еще более странно: «Вениамин, хищный волк….» (Быт. 49,27) Здесь в одном человеке совмещается и овца, и волк. Первая ассоциация, возникающая в связи с этим – это волк в овечьей шкуре. Однако, в данном случае, речь идет, скорее всего, об обратном, ибо Вениамин – «овца» по рождению, по природе, а «волком» становится позже по благословению.

Пастырь идет перед овцами (Ин. 10,4); волк же появляется сзади, он – «завершающий», подобно тому, как и Вениамин – последний из сыновей Иакова.

О Вениамине в пророчестве сказано также, что он «утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Быт. 49,27). Посмотрим, каков может быть смысл этого высказывания. В притче о злых виноградарях (Мф. 21,33-44) господин посылает к виноградарям сначала рабов и в конце своего сына. По-видимому, аналогично и по отношению к овцам вначале вместо пастыря к ним посылаются наемники, которые при виде волка бегут и волк разгоняет овец. Это вечер (вечером волк делит добычу). Затем лишь появляется пастырь добрый, который «душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11). То есть вместо овец пастырь отдает волку Себя. Что это, как не прообраз Евхаристии. Когда же «волк» принимает эту жертву, тогда начинается утро («утром будет есть ловитву»).

Евхаристическая жертва соединяет всех овец – христиан в единое Тело Христово – Церковь. Но среди них, как видим, должны оказаться и овцы в волчьей шкуре, которые ответственны за завершение всего дела собирания «христовых» воедино. Тем не менее, эти овцы страшны и при отсутствии настоящего пастыря их приближение не приближает наступление утра (т.е. конца: «и был вечер, и было утро» (Быт. 1, 13)), а, наоборот, отдаляет. Тьма сгущается и наступает вечер. Разрешает эту «неразрешимую» задачу соединить «несоединимое» Пастырь.

<<< 4 >>>
Укорененность в жизни

Появление в нашей жизни всего нового совершается как бы в два этапа или, иначе можно сказать, что необходимо два условия.
1)Новое должно быть выведено из небытия в бытие, оно должно явиться миру, родиться.
2)Новое должно укорениться в мире, стать его неотъемлемой частью, перейти из разряда временного и случайного в разряд вечного и необходимого.

Обычно наше внимание сосредоточено, прежде всего, на первом. Мы озабочены, чтобы новое это появилось на свет, считая, что остальное само собой «приложится». Мы радуемся рождению ребенка, забывая, что самое важное начнется потом. Ребенок должен вырасти, стать самостоятельным, стать полезным для людей и для Бога. Мы радуемся, когда рождается новая семья, забывая, что самое важное начнется потом. Мы с радостью начинаем какое-либо дело, не думая о том, что самое важное – это то, чем дело завершится. Каковы будут его плоды.

Сейчас я все более и более начинаю понимать фундаментальную важность второго момента. Не столь важно как новое появляется, сколь важно как оно становится «сущим», как обретает устойчивость в этом мире, как встраивается в логику законов по которым живет этот мир. Ведь по большому счету настоящую жизнь мысли, какому-либо явлению нашей жизни, какому-либо творению или существу дает не столько тот, кто явил его в жизнь, сколько тот, кто обеспечил ему устойчивое существование. Без этой устойчивости все рожденное было бы лишь мимолетным случайным всплеском, лишь мечтой, иллюзией (майя, как говорят на востоке).

Чрезвычайно важно при этом, каким образом новорожденное дитя (человек, идея, дело …) обретает эту устойчивость, становится сущим, копит богатство своего «существования». Другими словами, какими путями это существо пытается стяжать себе Духа Святого – Бога, Который явил Себя с именем «Сущий» (Иегова). Часто мы видим, как люди пытаются завоевать себе бытие в ущерб другим людям или пытаются жить вопреки законам общества, природы. Кончается это всегда плохо. Нельзя забывать, что жизнь других людей, законы природы и все, с чем мы встречаемся в этом мире, укоренены в Боге и, вступая в борьбу с ними, мы вступаем в борьбу с Тем, от Кого, по большому счету, ожидаем милости.

Другой ложный путь – искать поддержку у других тварных существ или опереться только лишь на законы человеческого бытия и законы природы. Следование за ними, попытки «заигрывать» с ними поддерживаются надеждой, что именно они обеспечат мое существование в вечности. Но те, в свою очередь, также хотят использовать меня, воспользоваться моим «потенциалом существования». Одна тварь не может быть для другой твари самостоятельным источником Духа Святого. Таким источником может быть только та Тварь, которая имеет постоянную связь с истинным источником Духа – с Богом. Но эта Тварь для других – это уже не тварь, а Бог. Такой Тварью, в принципе, должен стать каждый человек. Но этот Человек, очевидно, чтобы даровать существование в вечности другим, Сам должен быть бессмертным.

Жена рождает дитя, являет его миру. Муж должен дать ему бессмертие. Это следует из того, что Бог – Отец, а не Мать.

<<< 5 >>>
Жена, спасающая мужа

После того как Бог послал Моисея вывести народ Израиля из Египта рассказывается о том, что Бог, найдя на спящего Моисея хотел его умертвить. Спасла Моисея его жена Сепфора, которая обрезала своего сына, т.е. сделала то, что по закону должен бы был сделать сам Моисей и чего последний, живя среди язычников, не сделал (Исх. 4,24-26).

Здесь дело, которое предлагается сделать Моисею или, по крайней мере, его начало совершается в два этапа. Первый этап – Бог дает задание Моисею, понуждая его согласиться. Это волевое действие Бога. Но воля эта вначале выводит из небытия, а затем готова опять вернуть все в небытие, поскольку обнаруживает в исполнителе несовершенство. Второй этап – «рождение» женой. Уже не Бог, но человек совершает нечто для того, чтобы дело все же совершилось. И это человеческое дело приводит к тому, что воля Божия утверждается и начинает в мире действовать как реальность, а не как возможность.

<<< 6 >>>
Действие воли и веры

воля изводит нечто из небытия и вновь возвращает в небытие

вера отбирает то, что согласно с ней и дает устойчивость в жизни – реализацию

воля соотносится с желаемым (целью)

вера соотносится с истиной (сущим)

воля и вера имеют каждая свой язык

осознание – процесс встраивания нового, важного и имеющего смысл в систему устоявшегося мировоззрения


нечто подобное осознанию осуществляется и в жизни когда что-то или кто-то обнаруживает себя перед всеми вначале как нечто необычное и значительное, а затем становится привычным, неотъемлемым от этого привычного уклада жизни (усваивается)


<<< 7 >>>
Преодоление смерти через исполнение жизни

Закон можно попытаться преодолеть, действуя вопреки ему, нарушая его. Однако если даже такая попытка и будет успешна, то успех этот будет лишь временный и частичный. Дело в том, что закон потому имеет силу и потому устойчив, что в основе своей он имеет некое благо. Преодолевается закон не через противодействие ему, а через его исполнение. То есть человек, устраивающий свою жизнь в соответствии с законом, обнаруживает (в этом и заключается его духовная работа), что, несмотря на ограничения, закон оставляет огромные возможности для свободного поведения. Так человек глубоко нравственный не нуждается в нормах морали. Он и так соответствует морали и даже выше ее.

Это вступление было необходимо чтобы высказать другую важную мысль. Смерть преодолевается не через противоборство со смертью, а через ее исполнение. То есть человек должен исполнить, совершить то, что от него требуется. Смерть не есть абсолютное зло. Через смерть человек может получить такое благо, которое обычно недоступно ему при жизни. В этом заключается оправдание смерти. Человек не может отказаться от смерти потому что слишком значимо для него то благо, которое душа его может обрести после смерти. Но я верю, что человек может вкушать от того же блага и при жизни, вкушая, причащаясь смерти, будучи живым.

Смерть подобна однократному посеву всего содержания человека. То есть человек лишается всего, что связано с его телесной жизнью. Но возможен вариант, при котором человек теряет что-то частично. При этом, если за время жизни посеянное успеет созреть и дать плоды, то человек может приобрести более, чем потерял. То есть, если он будет сеять и жать постоянно, то он может приобретать жизнь (собирать), постоянно теряя ее (сея).

Человек – существо, соединяющее в себе как бы два существа: телесное – здесь он подобен животным; и духовное – здесь он подобен ангелам (или бесам). Во время земной жизни в наибольшей степени реализуется та сторона существа человека, которая связана с животной природой. После смерти, наоборот, в большей степени реализуется духовная «составляющая» человека.

Смерть разделяет единого Человека (человечество) на две части: на живущих в мире сем и способных пользоваться благами мира и на умерших – тех, кто живут уже жизнью духовной. Разделение это, однако, не абсолютно. Между живыми и умершими существует духовная связь. Эта связь может ослабевать когда мы ценим только «свое», т.е. живые ценят только блага мира, а умершие только духовные блага. Но эта связь может стать и настолько сильной, что обе части разделенного Человека вновь соединятся воедино. Не сольются, но именно соединятся, будучи разделенными, подобно тому, как голова соединена с телом, не сливаясь с ним. Голова (умершие), которая видит, слышит, разумеет даст это чувствование и разумение телу (живым), а тело даст голове силу действовать в этом мире.

Пока соединения (это будет при Втором Пришествии Христа) не произошло притяжение двух частей Человека приводит к тому, что, с одной стороны, живущие земной жизнью восхищаются в царство мертвых, а последнее порождает жизнь новых людей, несущих в себе наследство (наследственность) всех тех людей, которые умерли ранее (но прежде всего наследство своих близких).

<<< 8 >>>

сущее=смысл * согласие

<<< 9 >>>
Разочарованный человек

Человек, вкусив от запретного древа познания добра и зла разочаровался. Змей обещал: «будете, как боги» (Быт. 3,5), однако, когда у человека открылись глаза, он увидел свою наготу – то, чего он же и устыдился. Бог ранее говорил, что после вкушения от запретного древа человек смертию умрет, но и этого тоже сразу не произошло. То есть возникла ситуация, при которой человек почувствовал себя обманутым со всех сторон. Его, как будто, обманули и змей и Бог. Человек остался одиноким, ему некому стало больше доверять кроме своей очевидности, которая, увы, открывала его наготу.

Наготу можно прикрыть, но что делать со «знанием», что ты предан, оставлен, брошен или даже проклят Богом. Нормальные отношения человека к Богу Отцу – это доверие и любовь. Ни то, ни другое невозможно там, где есть разочарование.

Тем не менее, в своем разочаровании люди могут найти поддержку друг от друга, могут согласиться друг с другом и «полюбить» друг друга за эту поддержку, которая есть не более чем круговая порука.

Если сущее = смысл * согласие, то возможна искаженная реальность, в которой «смысл» - это «знание» разочарованного человека о том, что то, что ему дорого, что он любит, к чему стремится его душа – ложно, недоступно, невозможно. Если люди находят согласие друг с другом относительно этого «смысла», то возникает новая сущность, порожденная уже исключительно человеком, а не Богом. На место Бога может стать другой «творец» - сильный, умный, … но человека не любящий. Этому «богу» тоже можно служить, получая от него крохи выгоды, вместо хлеба любви.

<<< 10 >>>
Для чего нам дается свобода

16.08.2002

1 Буквально еще вчера я изнемогал от бессилия что-либо изменить не только во внешней жизни, но и внутри себя. Хотя нельзя сказать, что я дошел до отчаяния и уже «тонул», но я отчетливо понимал, что все то, что я делаю, - это не более чем бултыхание руками и ногами по воде, которое, как будто, ни к чему не ведет кроме траты сил. Но вот, вечером я поисповедовался и сегодня ситуация кардинально изменилась. Ощущение такое, что как будто я тянул воз, изнемогая от его тяжести, и вдруг после исповеди связь с этим возом «порвалась» и я получил свободу и силы.

2 Подобное ощущение легкости было у меня после перевода в монастырь. На приходе я так «впрягся», что уже не мог отмаливать свои болячки. После же перехода в монастырь все они разом прошли и появилось ощущение легкости, хотя сердце «болело», глядя на то, как без меня приход разваливается.

3 Нечто подобное произошло с Церковью в 1988-1989 гг. Связь ее с миром как бы разорвалась. Церковь получила свободу от мира; мир получил свободу от Церкви и каждый пошел в свою сторону. Но связь осталась. Она подобна резиновому жгуту: пока расхождение невелико, этого жгута не чувствуешь, но чем дальше расходишься, тем более чувствуешь, что тебя тянет обратно.

Проблема: Время от времени мы получаем от Бога свободу (временную) и связанные с этой свободой силы. На что они должны быть направлены? Я что-то должен в своей жизни изменить, найти некоторую устойчивую опору, за которую я мог бы «уцепиться» и изменить, в конечном итоге, общее состояние системы ( я + то, с чем я связан ). Это и есть покаяние. Если же я ничего менять не собираюсь, то я вернусь к прежнему состоянию, только, скорее всего, в еще более худшем и тяжелом для меня варианте.

Исповедь, на которой мы получаем «разрешение грехов», дает нам временную свободу маневра и силы. Очень важно сознательно отнестись к этому дару и направить силы на достижение желанных для меня и значимых для Бога целей.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group