Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Статьи Взаимодействие религии и науки

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ И НАУКИ

Даже весьма поверхностное знакомство с историей позволяет обнаружить, что взаимоотношения религии и науки отнюдь не всегда бывали мирными. Так, в частности, само возникновение науки, в современном её понимании, происходило не без борьбы. Сильная Церковь опасалась, причём отнюдь не без оснований, что попытки что-либо в мире понять, объяснить или изменить, не принимая во внимание каким образом полученное знание соотносится с волей Творца, чреваты возникновением всевозможных ересей и лжеучений. Поэтому, естественно, распространению “свободомыслия”, без которого немыслима наука, Церковь сопротивлялась. Разрешилось противоборство между наукой и религией чисто по-Евангельски: “кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф. 22,21). Религия продолжила свои богословские изыскания и попечительство о душах людей, а наука занялась изучением “естественной” природы.


Позже, уже в нашем веке и в нашей стране мы видим новое столкновение науки и религии. На сей раз опьянённая своими успехами и заражённая революционным духом наука решила перешагнуть свои границы и попытаться воцариться в той области, которая традиционно принадлежала религии. Учёные решили, что они могут познать человека, не зная Бога. Думали, что, поняв человека, можно и жизнь устроить по- человечески. Получилось, как мы знаем, совсем не то чего ожидали.


Возможно ли вообще мирное сосуществование, а тем более плодотворное сотрудничество, между религией и наукой? - Судя по тому, что есть люди, которые смогли соединить в себе и большого учёного и глубоко верующего человека, ответ видится положительным. Совсем недавно, например, был канонизирован как святой Лука Воино-Ясенецкий. В Церкви он известен как епископ, в науке же как видный учёный, автор известных работ по гнойной хирургии. Замечательно, однако, что в области науки он оставался учёным, а, служа Богу, был просто верующим, а не учёным. В науке, там, где человек может проверить сказанное на опыте и где нет прямого противоречия церковным догматам ссылаться на авторитет никакой необходимости нет. С другой стороны, разум должен знать свои пределы и не переходить их, ибо многие рассуждения о вере людей, пусть очень умных, но имеющих малый опыт веры, очень напоминают “научную” фантастику.


Поскольку счастливое соединение в одном человеке серьёзного учёного и практикующего верующего встречается отнюдь не часто, задача выглядит сложной, а кому-то кажется и неразрешимой. Действительно, как можно соединить “несоединимое”, как примирить науку и религию, каждая из которых отнюдь не желает быть поглощённой своей соперницей? Начнём всё же с веры, что решение есть и посмотрим, не поможет ли его нам найти Божественное Откровение.


Когда Иисус Христос посылал Своих учеников на проповедь, Он сказал им странные слова: “Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф. 10,16). Что станет с овцой, попавшей к волкам? - Очевидно, её съедят! Но разве для того, чтобы они погибли посылал учеников в мир Господь? - Конечно, нет! Более того, из дальнейшего мы узнаём, что проповедь апостолов была весьма успешна и все они вернулись к своему Учителю целыми и невредимыми.


Загадка разрешается, по-видимому, тем, что помимо задания, Христос дал Своим ученикам и средство, с помощью которого это задание становилось исполнимым. Он заповедал им быть мудрыми, как змии и простыми, как голуби. В тексте на церковнославянском языке это звучит так: “будите убо мудри яко змия и цели яко голубие”. Соединяя две эти заповеди воедино, получаем: “будьте целомудренны”. Приобретайте добродетель, о которой сейчас мы почти не слышим, но которая достаточно хорошо была известна нашим отцам. И означало слово “целомудрие”, как следует из сказанного, не только нравственную чистоту, но нечто большее - чистоту, непосредственность ребёнка соединённую с мудростью старца.


Зададимся теперь вопросом чем заняты учёные? - Ответить не сложно, ибо сами о себе они свидетельствуют, что они стремятся найти для себя и открыть другим истину. А чем заняты люди верующие? - Ответ тоже кажется простым - служат Богу. Однако простота эта обманчива, ибо тем кто хочет по-настоящему понять зачем люди ходят в храм, но о Боге пока не знают, приходится говорить на понятном им языке. И здесь первое, что приходит в голову, это утверждение Иоанна Богослова: “Бог есть любовь” (1Ин. 4,8). То есть для многих людей служение Церкви выглядит как служение любви.


Безусловно “Бог есть любовь”. Однако посмотрим, что о Себе говорил Сам Иисус Христос, Которого Христианская Церковь почитает как Бога: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14,6). Оказывается, Бог есть не только любовь, но и истина. Можно ли на этом основании утверждать, что и учёные в своих поисках истины служат Богу? Вопрос, конечно, интересный. Тем более, что ответить на него ни простым “да”, ни простым “нет” мы наверное не сможем. Но об этом поговорим немного позднее. Сейчас же констатируем тот факт, что служители истины идут в научные лаборатории, а желающие послужить любви идут в храм, а не наоборот. Учёные подобно змеям ( а змий в Библии назван мудрейшим из всех зверей (Быт. 3,1); он - символ мудрости) стремятся быть поближе к земле, к опыту; верующие же пытаются получить от Бога дары Духа Святого, сошедшего на Христа в виде голубя, да и сами умом, подобно птицам, не прочь вознестись на небеса.


Можно ли соединить землю и небо и, если это возможно, то как? Посмотрим, что об этом говорит Библия. Когда Иаков бежал от гнева своего брата, то на пути из Вирсавии в Харран он видел сон: “вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней...” (Быт. 28,12-13) Чтобы понять о чём здесь сказано, сравним описание сна Иакова с отрывком из пророчества Исайи: “В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне - в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Моё - Израиль” (Ис. 19,23-25). Две великие державы Египет и Ассирия, которые будучи соседями Израиля, то порабощали богоизбранный народ, то вступали в союз с ним, державы, которые, пытаясь распространить своё могущество, воевали друг с другом, наконец обрели мир и благословение Божие. И мир этот достигнут благодаря тому, что между ними появилась “большая дорога”, которая, судя по дальнейшему тексту, есть Израиль. То есть предназначение созданного Богом народа заключается в том, чтобы быть посредниками между людьми (Египтом) и делами Божиими (Ассирией), быть “лестницей Иакова”, соединяющей землю (людей и, шире,- тварный мир) и небо (мир ангельский, исполняющий дело Божие).


Далее вспомним первый день творения. “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1,1). А затем был сотворён свет, который был третьим наряду с небом и землёй. Свет этот был сотворён словом Божиим ( “И сказал Бог: да будет свет” (Быт. 1,3)) и был он “хорош”. Если сопоставить это начало книги Бытия с началом Евангелия от Иоанна, то мы увидим несомненное сходство. И в то же время различие. Евангелие не говорит о творении неба и земли. Зато гораздо пространнее рассказывает о явлении в мире Света (“Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир” (Ин. 1,9)), приходящего в мир по слову Божию ( “В начале было Слово...” (Ин. 1,1)).


Из сказанного напрашивается вывод, что история Ветхого Завета - это история творения неба и земли, история разделения твари и Творца. История же Нового Завета - история нового Израиля - это история рождения в мире Света, соединяющего небо и землю. Соответственно ожидаемое нами Второе Пришествие Христа - это событие явления миру Света уже не в виде кратковременной вспышки, а в виде “большой дороги”, соединяющей небо и землю ( “как молния” ) по которой тварь может восходить на небо, а Бог снисходить к нам и являть Себя в мире сем.


В контексте сказанного понятно сколь значимой может быть задача установления диалога между изучающей тварный мир наукой и обращающей свои взоры к небу религией. Если этот диалог из отдельных, не всегда удачных, попыток сотрудничества превратится в “большую дорогу”, он, во-первых, может помочь многим учёным стремящимся к истине найти Её во Христе и, во-вторых, может быть очень полезен для желающих более глубоко понять свою веру верующих. Безусловно, вера наша должна быть сознательной, чтобы всякому требующему у нас отчёта в нашем уповании мы могли “дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пет. 3,15).


Обратим также внимание на две описанных в Библии истории, происшедших одна в Египте, а другая в Ассирии. В первом случае праведный Иосиф, правильно истолковав сновидение фараона, смог спасти многие народы от голодной смерти. Во втором Даниил, пересказав и истолковав сон царя Навухудоносора спас от гибели халдейских мудрецов. Никто не мог понять значение снов фараона и царя Навуходоносора кроме представителей народа Израиля, которым смысл загадочных снов открыл Сам Бог. Замечателен и тот факт, что находившиеся в плену Иосиф и Даниил были, благодаря помощи Божией, возвышены до положения первых людей после царя.


Глядя на пример Иосифа и Даниила, мы можем понять кем должны быть те, кто названы именем “Израиль”. Стать “большой дорогой” по которой, нисходя на землю, ангелы Божии сообщают нам волю Божию и помогают делать Его дела, а восходя на небо, доносят до Бога наши мольбы, могут лишь люди, которые, оказавшись в подчинении людям или обстоятельствам не бунтуют, а стремятся на своём месте исполнить волю Того, Кто их на это место поставил. При этом верующий человек убеждён, что каждому исполнителю, в конечном итоге, будет дано то место, которое ему соответствует. Задумываясь над смыслом служения нового Израиля, которым является Церковь, не лишне вспомнить и о том, что своё имя “Израиль” праотец Иаков получил в нелёгкой борьбе с Самим Богом. Причём борьба эта заключалась не в том, чтобы отвергнуть Борющего его, а в том, чтобы удержать Его и получить в конце концов Его благословение.


О седьмом дне творения в котором мы сейчас живём сказано, что Бог благословил его и почил. То есть то, что происходит в мире и что изучает наука - это есть не более, чем “сновидение”, понять и истолковать которое может лишь тот, кому смысл этого сновидения откроет Сам Бог. Науке, подобно Египту, нужен свой Иосиф. С другой стороны, и христианству нужен свой Даниил. Мы привыкли к тому, что откровение должно что-то прояснять, делать понятным. Если же говорить об Откровении Иоанна Богослова, то оно пока столь непонятно, что является единственной книгой Нового Завета, которая не читается во время богослужения.


Раз уж зашла речь об откровении, уместно вспомнить и о том, что плодами науки являются прежде всего открытия. Открытия подобны двери, которая в стене невозможного, открывает вход в мир новых возможностей. Но в обольщении получения этих новых возможностей мы часто забываем о том, что дверь эта может открыть нам путь не из тьмы к свету, а наоборот из света во тьму. Мудрейший из всех зверей змей помог совершить человеку первое открытие. Вкусив от древа познания добра и зла человек вдруг с очевидностью понял ( “открылись глаза” ) то, что всегда перед ним было, но чего он не осознавал - свою наготу. И открытие это, заставившее человека устыдиться Бога, оказалось дверью, через которую Адам с Евой были изгнаны из рая сладости. Так что, если уж мудрые “змеи” и продолжают поиски новых дверей, то неплохо бы им задуматься и над тем, куда их открытия ведут. И совсем уж было бы здорово, если бы они помогли со всей очевидностью показать людям правоту Того, Кто Сам о Себе засвидетельствовал: “Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся...” (Ин. 10,9).


Сравнивая религию христианства с наукой, следует обратить внимание и ещё на одно обстоятельство. Апостол Павел в послании к Евреям определил веру как “осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Ев. 11,1). То есть задачей верующего человека, его целью является “осуществление ожидаемого” - того, что обещано нам Богом. Наука же сейчас служит иной цели - осуществлению желаемого. Разница очень важная, ведь в конечном итоге исполняется то, что должно было исполниться. При этом, хотя люди и могут достигать желаемого, однако достижения эти оказываются лишь временными и в конце концов они всегда компенсируются появлением чего-то нежеланного, с чем нам же самим потом приходится бороться.


Высказанное утверждение - это тоже плод опыта, но уже не столько научно осмысленного, сколько опыта жизни, в особенности жизни религиозной. Вопрос о том чего люди хотят от жизни и в какой степени их желания разумны сейчас, увы, находятся практически вне области внимания учёных. Этим занимается религия. Но ведь именно этот вопрос и должен быть для науки главным, ведь мало дать человеку возможности получать то, что он хочет, важно обеспечить и какие-то гарантии, что эти возможности не будут использованы во зло. В противном случае человечество будет похоже на подростка, который хотя и достаточно силён, но пока явно недостаточно умён.


Полагая, что наука стремится к истине и в какой-то степени обладает ей, учёные могут прийти к выводу, что дело, которым они заняты - главное в жизни людей. Многие утописты в своих мечтах во главе правительств ставили учёных мудрецов; для кого-то подобные утопические идеи притягательны и сейчас. Однако такое представление ошибочно. Наука занимается отнюдь не главными вопросами, а основными. Мы пока ещё недостаточно понимаем разницу между этими двумя понятиями: “главное” и “основное”, в результате чего наше мировоззрение часто оказывается перевёрнуто вверх ногами. То, что изучает наука и что она называет объективной реальностью - это “земля” на которой человек строит всю свою деятельность. Это опора, основание. Главное же для нас - то, что позволяет нам определиться в отношении наших целей и желаний, то, что позволяет обрести смысл нашей жизни. А это уже область не науки, а религии.


Из Священного Писания мы узнаём, что человек сотворён Богом по образу и подобию Божьему. То есть сам человек является как бы книгой, “читая” которую мы можем многое узнать о Творце и мире, Им сотворённом. И одной из особенностей человека, отличающего его от животных, является его прямохождение. Ногами человек прочно опирается о землю, а головой он устремлён к небу. Однако как ни важны для человека ноги и голова, основная масса его тела находится между ними. Тамже находится и его сердце - место, в котором, по убеждению святых отцов, обитает Бог.


Человек подобен соединяющей небо и землю “лестнице Иакова”. Подобен и по внешнему виду, и по сути, ибо он есть существо не только материальное, но и духовное. Вспоминая же о замечательном сне Иакова, вспомним также и об ангелах, которые восходили по лестнице на небо и нисходили оттуда на землю. Мало констатировать значимость взаимодействия христианства и науки; следующим шагом должно быть осознание того, как оно должно осуществляться.


Понятно, что взаимодействие будет успешным, если оно приведёт к взаимному обогащению как науки, так и Церкви. Поэтому давайте задумаемся над тем, что мы реально друг другу можем предложить и какой помощи друг от друга мы ожидаем.

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group