Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Статьи Что такое философия

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ

Предмет философии - Главное, самое важное в человеческой жизни и главное, наиболее существенное в мире.

Такое определение достаточно для того, чтобы решить, что не является философией, но слишком мало говорит о том, что она собой представляет. Действительно, что же для человека главное, в чем смысл его жизни? – Определенного ответа на этот вопрос нет. Мы можем более-менее точно указать предмет исследования физики, биологии и других наук. При этом мы знаем, что тот, кому адресовано определение этих наук уже что-то о них знает, уже способен выделить предмет данной конкретной науки относительно другого.

Специфика философии в том, что главное всегда не определено. Главное - это то, чего для нас ещё нет сейчас, - это то, чему еще только предстоит быть явлено. Поэтому задачей философии всегда было и будет отыскание, определение своего предмета. В ходе этой работы удавалось выделить конкретные объекты исследования. Но как только эти объекты становились достаточно определёнными, достаточно наполненными содержанием, появлялась возможность возникновения специальной науки и философия уступала ей найденный ею предмет исследования. В недрах философии возникли и от неё отделились физика и химия, биология и психология, общественные науки. Философии обязана современная наука и тому, что называют научным методом.

Развитие специальных наук привело к отрицанию роли философского знания как знания главного. Очень многие учёные, не без основания считая, что у современной науки имеются свои собственные, выработанные в ходе развития самой этой науки, объекты и методы их изучения, полагают, что философия ничего существенного дать им не может. Действительно, при изучении частных вопросов существующих методов как правило бывает достаточно. Однако развитие важнейших идей и фундаментальных теорий всегда бывает связано с необходимостью обращения к философии. Так, теория относительности привела к необходимости более глубокого понимания таких категорий, как пространство, время, движение, взаимодействие. Возникновение квантовой механики в новом контексте поставило старый вопрос философии o причинности. Безусловно, что дальнейший прогресс и квантовой механики, и теории относительности, и теории элементарных частиц в очень большой степени будет зависеть не только от усилий физиков, но и от результатов работы философов.

Если говорить о возможном вкладе философии в развитие специальных наук, то стоит обратить внимание на то, что развитие некоторых из них, таких как биология и психология очень сильно тормозится недостаточной разработанностью их основных понятий именно в философском плане. Например, биология изучает живое. Провести границу между живым и неживым чаше всего бывает несложно и биолог всегда найдёт объект для своего изучения. Но на вопрос, какое именно качество отличает организм от неодушевлённого предмета, в чём сущность жизни ни биологи, ни философы удовлетворительного ответа дать не могут. В результате биолог, изучая живое, зачастую изучает и находит в живых организмах неспецифические качества и приходит к выводу, что организм - это не более чем очень сложный, очень высокоорганизованный механизм. Жизнь оказывается потерянной, а биолог перестаёт понимать разницу между биологией с одной стороны, и биофизикой и биохимией с другой.

Имеет ли смысл говорить о восстановлении того положения философии, когда она была „наукой наук"? - И да, и нет. Нет, потому, что современная наука имеет свой собственный критерий главного - конкретность и определённость методов и получаемых ею результатов. Философия же использует другой критерий главного - общность. Философия не должна заниматься специальными вопросами - следовательно, и не должна указывать как их решать.

Да, потому, что как бы отдельные науки не упивались своей самостоятельностью, в их основе, определяющей их лицо, лежат категории и законы, разработанные и найденные методами философии. От того, насколько хорошо осмыслены эти основы, от того, насколько они развиты в очень большой степени зависит и развитие, и содержание самих специальных наук. Да, потому, что философия должна обобщить полученные конкретными науками основные результаты и выделить в них главное. Понимая главное, она должна участвовать в определении путей дальнейшего развития науки и всего общества.

Однако для того, чтобы философия смогла занять среди других наук должное место, она должна стать соответствующей этому месту. В наш век бурного развития науки и техники происходящая в этих областях дифференцировка научного знания и промышленного производства отразилась и в философии. Специализация среди философов привела к тому, что каждый из них избрал себе свой очень ограниченный участок проблем. Философы пришли к выводу, что при всей сложности науки и общественной жизни один философ в принципе не способен охватить весь круг философских проблем. Считается, что Гегель был последним, кто попытался создать всеобъемлющую философскую систему. Такое положение дел таит для философии опасность возможности потери ею своего предмета. Главное - то чем должна заниматься философия - это не совокупность отдельных важных вопросов. Главное должно быть цельным. Если же все философы занимаются очень важными, но частными проблемами, то главное расплывается, теряется в них из виду. Следовательно, для философии совершенно необходимо, чтобы были люди, занимающиеся непосредственно главными вопросами. Главное же они смогут выделить только тогда, когда круг их интересов изначально не ограничен и достаточно широк. Направление их работы при этом должен определять сам предмет - Главное, а в какой конкретно форме это главное предстанет в тот или иной момент - вопрос второй.

Чтобы несколько определить предмет философии, выявить главное в настоящий момент рассмотрим то, что в своё время было для философии главным, рассмотрим основные её результаты.

Одним из основных и чрезвычайно важных достижений философии было то, что она научилась выделять конкретные объекты своего исследования. Можно сказать, что абстрактное главное через познавательную деятельность людей, через усилия многих философов смогло определяться, воплощаться в конкретные формы - понятия (категории) и законы.

Выделение первых таких понятий «Я» - «не-Я» (мир) произошло естественно ещё до возникновения философии. (Вполне возможно, что первым осознанным противопоставлением было не Я - Мир, а Мы (точнее племя) - Мир). Появление же таких категорий как субъект и объект связано, очевидно, уже с работами философов. Однако ещё до того как эти понятия оформились в виде осознанного знания, в виде философских категорий, они объективно уже существовали, оказывая своё влияние на дальнейшее развитие мировоззрения людей. Понятие «субъект», в противоположность «объекту» сконцентрировало в себе качества главного, желаемого. Субъект активен, обладает свободой, сам по своему усмотрению претворяет в жизнь свои планы. Объект наоборот пассивен, подчинён (субъекту или закономерности).

Противопоставления Я - Мир и субъект - объект не являются жёстко скоррелированными. Первоначально, пока «Я» не выделилось еще достаточно хорошо, главным понятием в паре Я - Мир был, по-видимому, Мир. Следовательно, соотношение двух пар противоположных членов было следующим:


Мировоззрение, резвившееся из такого соотношения, получило в современной философии название «идеализм».

Позднее, когда человек осознал свою значимость и самоценность появилась возможность мыслить в качестве субъекта уже не Мир, а человека. Следующая схема:


отражает мировоззрение, называемое сейчас «материализмом».

Можно ли сказать, что с возникновением материалистического взгляда на мир и человека необходимость идеализма отпала или, более того, что идеалистическая философия ложна? - По-видимому, нет. Мир развивался и эволюционировал ещё и до появления человека. Взгляд на человека как на одно из творений природы, как на часть, принадлежащую, а не противостоящую миру в целом не стал менее актуален в настоящее время. Сейчас философия пришла к выводу, что мир един и развивается. Но что в таком случае обеспечивает это развитие, что обеспечивает его единство при наличии в нём противоположностей ? Очевидно, что заслуга в этом принадлежит не человеку. Было бы слишком большой самоуверенностью утверждать, например, что человек - не объект, а субъект эволюции.

Материализм и идеализм - два противоположных полюса философии. Взаимодействие между этими полюсами, между этими противоречиями как раз и является движущей силой развития философии. Если же один из полюсов удалить (чего добивается каждая сторона), то прогресс философского знания резко затормозится. И материализм, и идеализм - необходимые, дополняющие друг друга течения. Каждое из них имеет свои преимущества перед другим и свои недостатки. Посмотрим какие.

Материалистическое мировоззрение предполагает выделенность, отчуждённость человека от Мира. Чтобы преодолеть это отчуждение человек должен взаимодействовать с окружающим его миром. Такое взаимодействие он осуществляет двумя путями. Первый из них - практическая деятельность, в результате которой человек отображает себя во внешнем мире. Второй путь - познание, в ходе которого мир отображается в человеке. Поскольку то, что отображает себя в другом является активным членом пары, а то, в чём происходит отображение - пассивным, то в случае материалистического мировоззрения для человека-субъекта главным является деятельность, а не познание. Познанию же отводится вспомогательная функция обеспечения деятельности.

В идеализме выделенность человека не предполагает, однако, отчуждения. Человек, будучи выделенным из мира, ощущает себя не как противочлен, а как часть, миру принадлежащая. Поэтому главной задачей в этом случае является поиск своего места в мире, познание. Деятельность же рассматривается прежде всего не как реализация себя, не как активность, идущая изнутри, а как реализация общего глобального замысла. Чтобы правильно действовать человек должен познать этот замысел. В идеализме, таким образом, главным взаимодействием с миром является познание.

Для материалистов субъект - человек определён хорошо, а объект недостаточно. Поэтому в центре внимания материалистов находится поиск и изучение именно объектов. Объект по определению пассивен, лишён самостоятельности, воли. Объект не способен осуществлять выбор. Поэтому взаимодействие между двумя объектами в фиксированных условиях должно происходить определённым, фиксированным способом - закономерно. И наоборот, если взаимодействие подчиняется какому-либо закону, можно говорить о наличии объектов. Понятия «объект» и «закон» развивались, по-видимому, параллельно, черпая своё содержание друг в друге и своим развитием они обязаны прежде всего материализму. Поэтому вполне справедливо утверждение, что естественные науки основываются прежде всего на материалистическом мировоззрении и что учёные как правило - стихийные материалисты.

Для идеалистов наоборот, поскольку человек не субъект, а объект, более определённым понятием является объект. Идеалисты заняты поиском субъекта, пытаются определить его содержание. С одной стороны, абсолютным субъектом для них является Мир в целом (бог, идея). Наблюдаться же, исследоваться могут только его отдельные проявления. Поиск субъекта в этом случае заставляет идеалиста искать единое во многих окружающих его объектах. С другой стороны, человек, будучи по отношению к миру объектом, безусловно обладает также и качествами субъекта. У него есть воля, свобода выбора, он способен к творчеству. Кроме того, другие объекты - другие люди, животные, растения находятся в том же самом отношении к Миру, что и человек - они его части, его творения. Следовательно, у них можно ожидать наличия тех же особенностей, что и у человека - активности, свободы воли и прочее. Идеалист, таким образом, везде обнаруживает субъектов. Взаимодействия же с объектами окружающего мира описываются в форме субъект-субъектных отношений. Возникновение диалектики именно в рамках идеалистической философии является отнюдь не случайным фактом. Диалектика решает вопросы, поставленные именно идеалистами: Как единое может существовать во многом ? и Как взаимодействие многих субъектов со своими собственными интересами и целями может приводить к возникновению целостности? Развитие же этого целостного объект-субъект есть следствие субъект-субъектных отношений его составляющих.

Идеализм, полагая, что главное, субъект находится вне человека, по необходимости большое внимание должен уделять вере.Если деятельность человека, как практическая, так и познавательная, определяется прежде всего не им самим, то основным отношением его к миру является либо отношение доверия, либо отношение недоверия. Главным вопросом в этом случае становится вопрос чему и в какой степени верить. Идеалистическое течение, таким образом, проявляется прежде всего в вере, в религии.

В материализме субъект - человек, а главное отношение с миром - практическая деятельность. Здесь, следовательно, человек верит прежде всего себе, полагается прежде всего на результаты своей деятельности. В мышлении он делает упор на поиск закономерностей мира и на выработку закономерностей самого мышления. Получаемое в результате логическое, а позже научное мышление есть результат прежде всего деятельности самого человека. Направление такого мышления внешними объектами определяется лишь по необходимости. Вообще же, мышление материалистически настроенного человека стремится само определять направление своего развития (Это относится и к материализму в целом). Можно в связи с этим сказать, что материалистическая установка порождает волю, произвольное внимание (обеспечивает его глубину), даёт человеку возможность эффективно действовать в определённом направлении, эффективно достигать своих целей, если эти цели достаточно ясны.

В то же время сконцентрированность на себе имеет и оборотную сторону – она затрудняет объективную оценку своего положения в мире (чтобы провести объективную оценку надо мыслить себя объектом). Установка идеализма, наоборот, легко решает эту сторону вопроса, давая возможность шире взглянуть на вещи. Эта способность очень важна при выработке человеком своих целей, определении своего жизненного пути.

Для материалиста главным является дискурсивное, опосредованное знание, являющееся результатом активности самого человека. Ему, для того, чтобы доверять своему знанию, нужно видеть в нем свою деятельность, себя. Ему нужно знать из каких посылок и как это знание логически (закономерно) вытекает. Дискурсивное знание в своей основе содержит доверие человеку и его действии и недоверие миру, таит в себе сомнение и скепсис относительно непосредственного знания. Для идеалиста же на первом месте стоит непосредственное знание, интуиции, откровение. Поэтому с недоверием и сомнением люди с идеалистическим мировоззрением относятся наоборот к науке и научному методу.

Что представляет собой философское знание? С одной стороны, философия всегда стремится быть наукой, использовать логический вывод и доказательство. Однако сравнение с естественными науками показывает, что доказательная сила её логических выводов гораздо меньше. Используя одну и ту же логику, но стон на разных позициях, разные философы делают совершенно противоположные выводы. Если учёный-естественник, проводя доказательство, исходит из ясных и недвусмысленных предпосылок, то основания, на которых строит своё доказательство философ, всегда сами должны быть обоснованы. Это состояние для философии принципиально неустранимо, т.к. оно вытекает из принципиальной неопределенности пред-мета философии - главного. В результате, философия, стремясь быть наукой, находя и определяя объекты для научного исследования, порождая науку, сама наукой стать никогда не сможет. Она слишком связана с верой.

Рассмотрим вторую сторону «основного вопроса философии» - вопрос о познаваемости мира. Для философа материалиста вопроса тут как правило нет - мир безусловно познаваем, надо лишь решить вопрос об эффективности познания. Для него решить вопрос в сторону непознаваемости значило бы существенно ограничить возможность мыслить себя как субъекта.Для идеалиста же вопрос оказывается гораздо сложнее. С одной стороны, философия представляет собой активную познавательную деятельность и результатом ее должно быть логически выводимое, опосредованное знание. С другой стороны, главным остаётся всё же опосредованное знание. В результате философ может поставить под сомнение возможность логического познания мира, т.к. такое познание не главное и прийти к агностицизму. Если же идеалистически настроенный философ высоко оценивает возможности философского метода, то он обязан решить вопрос о единстве непосредственного и опосредованного знания, о противоречивом единстве философии и религии.

Из того, что до сих пор было сказано о материализме и идеализме можно сделать вывод, что материализм в целом - гораздо более цельное и однородное течение чем идеализм. Он содержит в себе гораздо меньше противоречий. Это даёт ему безусловное преимущество в области действия, эффективности воздействия на мир. С другой стороны, это приводит к большему консерватизму материализма по сравнению с идеализмом.

Взаимодействие между двумя основными течениями философии можно представить, по-видимому, следующим образом. Идеализм, как более подвижный, гибкий и более чувствительный быстрее находит новые объекты и новые законы. В то же время когда объект более-менее определён, материализм способен хорошо анализировать связи этих новых объектов и законов с уже имеющимися. При этом материализм более эффективно чем идеализм способен наполнять содержанием те формы, которые обнаружены идеализмом. Если идеализм заботу о целостности получаемого знания во многом перекладывает на Мир как целое (субъекта, Бога), то материализм обязан добиться целостности самостоятельно. Включение же нового знания в целостную систему знаний предполагает значительное увеличение его содержания. Материализм концентрирует и сохраняет всё ценное, что добыто философией.

Взаимодействие между материализмом и идеализмом сходно с взаимодействием между сознанием и бессознательным. Возникновение нового происходит на бессознательном уровне (идеализм). Новых связей (мыслей) образуется при этом гораздо больше, чем сознание (материализм) способно включить в себя. В этом смысле бессознательное гораздо «шире» чем сознание. Момент, когда сознание (материализм) обнаруживает, во-первых, важность данной мысли (закона, объекта) и, во-вторых, возможность включения её в систему имеющегося знания и начинает её «осваивать» есть момент осознания. Также как материализм и идеализм, сознание и бессознательные процессы находятся в противоречивом отношении друг к другу. Примеры таких противоречивых отношений можно найти у Фрейда и других учёных, изучающих бессознательное. От того, насколько хорошо согласовано взаимодействие сознания и бессознательного зависит насколько хорошо развивается психика. От того, насколько хорошо налажен контакт между материализмом и идеализмом очень сильно зависит успешность развития философии.

До сих пор, когда говорилось об идеализме, имелся в виду объективный идеализм. Что же представляет собой субъективный, идеализм? Попробуем исходить из того же главного пункта - взаимосвязи и взаимоотношения субъект- объект. Пока что своё внимание мы сосредотачивали на членах этого соотношения - на субъекте и на объекте. Однако, чтобы эти члены существовали, необходимо их взаимодействие. Субъективный идеализм как раз и сосредотачивает своё внимание на взаимодействии человека с миром, объявляет его главным моментом из которого должно быть выведено всё остальное.

Предыдущий анализ указал на наличие двух достаточно хорошо определённых типов субъект-объектных взаимодействий - деятельности и познания. Кроме того, человек взаимодействует с миром и на уровне объект-объект. Такое взаимодействие осуществляется чётко определённым образом, оно закономерно. Четвёртый тип - взаимодействие на уровне субъект-субъект, хотя и представляет исключительную важность, недостаточно оформлено и, следовательно, получить объективного знания о нём мы не можем. Поэтому ограничим дальнейшее обсуждение только тремя типами взаимодействий - деятельностью, познанием и закономерным поведением человека.

Все эти три типа взаимодействий имеются уже у новорождённого. Закономерное поведение представлено у него безусловными рефлексами. Познание осуществляется на уровне первичных ощущений, а деятельность, помимо рефлексов, вызывается внутренне присущей ребёнку очень неопределённой активностью. Заметной особенностью этих типов взаимодействий является большая автономность их друг от друга.

По мере развития ребёнка первичные взаимодействия его с миром развиваются и становятся всё более и более опосредованными друг другом. На их основе возникает восприятие, целенаправленная деятельность, познавательная активность. Эти более сложные виды взаимодействия человека с миром являются результатом взаимодействия основных, первичных типов связи человека с миром. Они являются уже не простыми, а «синтетическими».

Пример подобного развития можно наблюдать в математике. Математическое знание также начиналось с простейших „очевидных" понятий, не выводимых ни из чего другого. На основе этих понятий возникали новые. Так, например понятие „окружность" возникло на базе понятий «точка», «линия», «плоскость», «расстояние», «равенство». Многочисленные закономерности, обнаруживаемые математиками, рассматривались как свойства, изначально присущие математическим объектам. Задачей математики в этом случае было лишь найти те свойства изучаемых ими объектов, которые у них уже есть.

Позднее ситуация в математике изменилась. Во-первых, были подвергнуты анализу её основания. Те понятия, которые ранее считались простейшими и исходными оказались не столь уж простыми. Выявилась их зависимость от других понятий. Во-вторых, в качестве основополагающих в математических теориях стали выбирать не только те положения, которые заведомо очевидны и понятны, не только те абстракции которые „есть", но и те, которые „могут быть". Появились аксиоматические теории. Однако с их появлением остро встал вопрос о том, каковы критерии выбора аксиом. Как из многочисленного набора возможных вариантов найти наиболее важные и полезные.

Развитие математики привело к пересмотру и развитию основ математического знания, тех исходных понятий, из которых выводятся многие другие понятия и их свойства. Математика пришла к тому, что аксиомы стали удовлетворять не только критерию объективности, но и критерию практики (полезности).

Если вернуться к типам взаимодействия человека с миром, то можно сказать, что имеющиеся у нас ощущения - те же исходные невыводимые аксиомы. Как развитие математики привело к необходимости развития её основ, так и развитие современной физиологии и психологии привело к тому, что была обнаружена зависимость „элементарных" ощущений от психического и физиологического состояния человека, от взаимодействия различных ощущений. Психологи обнаружили также возможность формирования чувствительности к ранее неощущаемым воздействиям. Всё это говорит о том, что, хотя ощущения и являются элементарными, хотя на них строится всё здание современного знания, сами они подвержены изменениям и развитию.

В каком направлении пойдёт развитие ощущений дальше? Все имеющиеся в настоящее время у человека ощущения, все имеющиеся у него органы чувств возникли и сформировались до появления у него сознании. Поэтому для человека как сознательного субъекта они даны объективно. Однако развитие людей идёт в том направлении, что человек всё в большей степени становится субъектом. Поэтому можно ожидать, что дальнейшее развитие системы ощущений и органов чувств будет чем дальше, тем больше определяться потребностями человека уже не как организма, а как личности.

Различные философские течения из всего набора „элементарных" основополагающих взаимодействий человека с миром выбирают лишь некоторые, которые считаются действительно элементарными, главными. Остальные взаимодействия и понятия при этом выводятся из этих главных. Беркли и его последователи в качестве «кирпичиков» из которых построено знание и весь мир выбрал ощущения. Позитивисты в качестве главного принимают научное знание, связанное с объект-объектными отношениями. Экзистенциалисты, напротив, считают таким главным «экзистенцию», т.е. первичную, ничем не определяемую сущность, определяющую человеческую деятельность.

Развитие философии, также как и развитие математики, зависит от того, что выбрано ею в качестве основополагающих понятий (аксиом), что считается главным. Изменяется же при этом, развивается не главное, а второстепенное. Поэтому, для того, чтобы происходило развитие всех основополагающих положений философии, необходимо, чтобы главное было разным.

Развитие и смена основных философских течений и направлений не является случайностью или чьей-либо ошибкой. Появление разных философских учений является необходимым следствием развития самой философии.

Философия должна стать сознанием общества. О появлении сознания у человека можно говорить лишь в тот момент, когда человек осознает его как необходимость. Человек лишь в тот момент начинает чувствовать себя личностью, когда приходящие ему в голову мысли осознаются не случайными, а связанными с его потребностями, его знаниями, его «Я». Аналогично и философия только тогда сможет стать сознанием общества, когда обнаружит неслучайность своего настоящего состояния, необходимость основных направлений развития философской мысли.

Для развития философии сейчас очень важно осознать, что она собой представляет. Осознать себя в своей целостности, необходимости и связи с жизнью человечества и вселенной. Философия должна развить своё самосознание. Это, по-видимому, в настоящий момент для неё и есть главное.


 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group