Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 291-300

291-300


<<< 291 >>>
Противоречие между "надо" и "хочется"

«…не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.» (Рим. 7,24)

Чтобы не возникло путаницы нужно сразу подчеркнуть, что «хочу» апостола Павла – это совсем не то же самое что наше привычное «хочу» (точнее – «хочется»), которое именно и приводит к тому что Павел делает то, что ненавидит. Потому что Павел хочет небесного, а мы обычно хотим земного. Павел хочет пребывать в любви Божией, а мы хотим наслаждаться теми подачками, которые нам иногда подают содержащие нас в рабстве страсти.

Когда же я буду говорить «надо», то буду иметь в виду отнюдь не внешнее принуждение, исходящее от таких же страстных, как и я, людей, а некое соответствие глубинной Истине – воле Божией, когда человек понимает, что он поступает «правильно» или «как надо». Именно этого «надо» и «хочет» апостол Павел.

Противоречие между «надо» и «хочется» в нашей жизни обычно порождает два вопроса:

1) Что делать, если «хочется», а «нельзя»?

2) Что делать, если «не хочется», а «нужно»?

Первая проблема описана в библейской истории грехопадения. Вторая – в истории крестной смерти Христа. Поскольку это две стороны одного противоречия между «хочется» и «надо», то вместе они составляют одно (дерево).

А может ли это противоречие исчезнуть? Могут ли эти два вопроса найти положительное решение, а древо познания добра и зла может ли превратиться в древо жизни? То есть в том случае, когда «хочется», то оно только потому и хочется, что есть возможность получить желаемое. Или по мере попыток получить становится понятно, что желаемое не очень-то и нужно и желание пропадает. В этом случае принципиального противоречия на самом деле нет! Также и когда очень «не хочется» возможен вариант, отменяющий нужду в нежелательном действии.

На первый взгляд кажется, что такие мысли исходят от лукавого. Но если попытаться взглянуть на проблему без лукавства, то обнаружится, что в истории «грехопадения» противоречие между человеком (носителем «хочется») и Богом (источником того, что «надо») может возникнуть не на этапе деяния, а на этапе понимания Божия замысла человеком. Да и история крестной смерти и Воскресения нужна лишь постольку, поскольку человек не понимает Бога: «о, если бы и ты (имеется в виду Иерусалим) хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк. 19,42)

Господь пришёл на землю, чтобы показать к каким разным последствиям приводит непонимание Бога, с одной стороны, и понимание (приятие) Его замысла, с другой. Ученики Христовы поверили в Него и получили благословение - дар Духа Святого. А те, кто отказался от Христа, не понял Его, получили проклятие – «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27,25)


<<< 292 >>>
Смерть Кощея

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8) «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.» (1 Ин. 4,18) Однако в нас живёт страх. Страх потерять жизнь, потерять то, что нам дорого, потерять Бога. Этот страх и есть тот самый Кощей «бессмертный».

Страх смерти настолько связан с жизнью, что мы часто их путаем. Страх потерять жизнь заслоняет собой саму жизнь.

Посмотрим, как в русских народных сказках Иван («благодать») царевич побеждает Кощея.

Смерть Кощея на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, а ларец на высоком дереве. Начнём же вместе с Иваном добираться до смерти Кощея. Из Библии мы знаем, что грех и страх смерти возник в человеке в связи с вкушением плода от дерева посреди рая. Однако плодом какого дерева – дерева жизни или дерева познания добра и зла – он является, зависит от того, хотел ли Бог или не хотел, чтобы человек от него вкусил и понял ли человек замысел Божий.

Итак, на дереве посреди рая висит ларец или ковчег. С ковчегом же у нас связана память о ковчеге Завета – видимым символом Завета Бога с человеком. Каким будет результат вкушения этого Завета? Понятно, что поскольку Завет дан Богом, то он должен быть плодом дерева жизни. Но, как мы видим уже из Нового Завета, иудеи вкусили от дерева познания добра и зла. Результат зависел от того, как Завет был ими понят. Точнее, не понят!

Итак, вкушение произошло – дерево повалено, ковчег разбит. Из него выскакивает заяц – животное земное. Завет понят по-человечески, по-земному и он начинает от человека ускользать. Настигается это земное животное таким же земным зайцем. Разрушается ложное человеческое понимание также человеком – Иисусом Христом. При этом из зайца вылетает утка – птица небесная. Теперь уже христиане начинают по-своему понимать Христа как Бога – существо небесное. Однако настоящий Христос и здесь настигает Своё ложное подобие, нападает на него и на свет появляется яйцо – источник всякой жизни.

Яйцо, тем не менее, попадает не в руки Ивана, а падает в море и пропадает в нём. Вода – исходная стихия из которой Бог творит и землю и небо и всех их обитателей. Всё живое происходит из яйца – первичной «земли», первичной определённости, а последнее произведено водой. Яйцо же, скрывающее смерть Кощея, не порождено водой, а привнесено в неё извне. И оно в принципе другое. Если обычное яйцо скрывает в себе жизнь, то в этом яйце находится игла или жало. Именно это жало смерти и требуется сломать.

Обратим внимание также на то, что Ивану (человеку) всегда помогают помощники. Причём помощники, соответствующие делу, которое нужно исполнить. Соответствие же человеку достигается тем, что человек мог бы этих помощников убить, получив от них для себя пользу, но он их пощадил. Адам («человек») подарил (точнее, не отнял) жизнь и получил в результате Еву («жизнь») – помощника, соответствующего ему.


<<< 293 >>>
"Жена" Иисуса

Нет, конечно мы будем говорить не о каких-либо выдумках о том, что у Господа была женщина или дети. Речь пойдёт о другом, библейском смысле слова «жена». В книге Бытие Бог, решив создать человеку жену, сказал: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.» (Быт. 2,18) Нуждался ли Господь в помощнике соответственном Ему?

Допустим, да. И таким «помощником» или другом Христа был Лазарь, имя которого означает «помощь Божия».

У Лазаря были две сестры – Марфа и Мария. Исходя из истории посещения Христом их дома, мы можем сделать вывод, что Марфа – деятельный помощник, а Мария – слушающий и понимающий. Вместе же они как раз и делают «одно» (Лк. 10,42) дело. При этом Марфа – это непосредственный делатель, а Мария – та, которая обеспечивает соответствие делаемого дела тому, что нужно Господу.

В библейской истории грехопадения мы видим нарушение соответствия жены первозданному Адаму. Её ответ Богу абсолютно игнорирует сказанное мужем. А нарушение соответствия разрушило и замысел Божий о жене.

Мария же, исходя из истории двух сестёр – это та, которая призвана соответствие жены новому Адаму восстановить. Именно поэтому, по-видимому, на Богородичные праздники и читается отрывок Евангелия о двух сёстрах. И отнюдь не случайно Матерью Христа была Мария и первой узнала о Его Воскресении тоже Мария, названная Магдалиной. Кстати, и узнала она Иисуса по призыву «Мария!» (Ин. 20,16)

Характер у сестёр Марфы и Марии разный. Чтобы исполнить важное дело нам обычно требуются делатели. И чем их больше, тем лучше. Поэтому Марфа пытается и Марию призвать себе в помощницы и, тем самым, заставить отказаться от её «благой части». (Лк. 10,42) В этом она, кстати, похожа на Каина. Но, слава Богу, Иисус не даёт ей «убить» Марию, подчинив её деланию Марфы.

Для узнавания же Господа помощники не нужны. И не случайно Воскресший Господь открывается Марии Магдалине в одиночестве.

И ещё одно замечание. Заповедь о Субботе в Ветхом Завете означала необходимость присутствия «слышания» в жизни евреев. Шесть дней они могли работать – быть «Марфой», но в седьмой день они должны были быть «Марией». В этом смысле можно сказать, что Иисус был «сыном субботы». Однако, придя в зрелый возраст, Он стал её Господом.


<<< 294 >>>
Суббота - Ветхозаветная Мария

Когда Иисус пришёл к в гости к Марфе и Марии, Марфа много трудилась чтобы устроить для Него угощение, а Мария как будто бы ничего не делала. (Лк. 10, 38-42) Так это выглядело для Марфы. На самом же деле, как оказалось, Мария исполняла благую часть общего дела – слушала и старалась понять Бога! И Господь сказал, что эта благая часть не отнимется у неё. В этом противоречии между человеческим желанием побольше сделать и Божиим требованием слышать и понимать Его просматривается противоречие между требованием Господа Бога соблюдать субботу и человеческим желанием жить привычной жизнью, зачастую наполненную суетой трудов не дающих времени и возможности человеку подумать о Боге.

С этой точки зрения понятно почему требование соблюдать субботу было столь важным для евреев. Ведь без субботы не было бы и Марии, а без Марии не было бы Христа!


<<< 295 >>>
Творение жены Христу

Творение Церкви – «Невесты Христовой» происходило также как творение жены Адаму.

На Адама Господь Бог навёл глубокий сон – Христос умер на Кресте.

Господь Бог извлекает у Адама ребро – воин ударяет копьём в ребра Христа и истекают кровь и вода.

Ребро преобразуется в жену – через Крещение водой созидается Тело Церкви, а через Причащение Его Крови это Тело оживляется.

Господь Бог приводит жену к Адаму – Церковь должна прийти ко Христу, стать соответственной Ему.


<<< 296 >>>
Ты мне дал

Рассмотрим повнимательнее ответ Адама Господу Богу: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3,12) В ней есть несколько смыслов.

1) "я ел"

2) "жена ... она дала мне от дерева"

3) "которую Ты мне дал"

В какой степени эти смыслы соответствуют вопросу Господа Бога: "не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?"

1) "не ел ли ты?" - "я ел" Полный ответ "да".

2) "не ел ли ты от дерева?" - "жена дала мне от дерева" Ответ "да".

3) "Я запретил тебе есть?" - "которую Ты мне дал" Ответ "нет"!

То есть своим ответом Адам утверждает, что есть то он ел, но ел от дерева "посреди рая" (Быт. 2,9), которое есть дерево жизни.

Это подтверждается ещё и тем, что даже после всех проклятий произнесённых Господом Богом Адам даёт своей жене имя Ева - "Жизнь", то есть как праведный Иов настаивает на своей правоте.


<<< 297 >>>
Продолжение притчи о блудном сыне

Притча о блудном сыне (Лк. 15,11-32) заканчивается попыткой отца успокоить старшего сына и устранить его обиду. Мы думаем, что конечно старший сын послушается отца и с любовью примет младшего. Однако если мы в этом месте сопоставим притчу о блудном сыне с историей Каина и Авеля, то обнаружим большое сходство. В последней Бог также пытался убедить Каина в том, что сделанное Авелем сделано для его же блага, но попытка эта оказалась неудачной. Каин не понял, зависть и обида его остались и в результате он Авеля убил. Но ведь то же самое может сделать старший сын и в притче о блудном сыне!

Из сказанного следует вывод, что, возвращаясь к отцу, младший сын должен подумать не только о встрече с отцом, но и о встрече со старшим братом. Встреча эта таит для него большую опасность. Идти на неё следует не без страха. Подобно тому, как Иаков шёл на встречу с братом Исавом, у которого он ранее украл благословение.


<<< 298 >>>
Крест и человеческое тело

Первое и очевидное соответствие человеческого тела кресту было явлено на Кресте Господнем. Это соответствие не было просто некоей странной идеей, случайно на досуге пришедшей в голову какому-то любителю порассуждать. Оно было дано дано через боль и страдание. Оно было буквально «пригвождено» ко Кресту и выставлено на позор, так чтобы все видели! Результат – Крест стал «животворящим».

Следующее соответствие связано с устройством человеческого рта. Если взять направление которое задают губы и соединить с направлением которое задаёт язык, то мы получим крест. При этом, что замечательно, совместное действие этих «перекладин» креста – губ и языка рождает речь, способно породить слово. И тут мы вспоминаем: «В начале было слово» (Ин.1,1). То есть слово тоже обладает некоторым творческим потенциалом.

Рот и, соответственно, способность говорить есть у каждого человека независимо от его пола. А разделение полов связано с тем, что женщинам досталось подобие губ, а мужчинам – подобие языка. Совместное же их действие при совокуплении способно породить новую жизнь.

И ещё одно соответствие. С одной стороны, оно относится к некоторому исключительному Человеку и исключительному событию. С другой – это событие произошло ради всех людей и постоянно воспроизводится в Таинстве Евхаристии. После смерти Иисуса один из воинов копьём проткнул Тело Христа. Вместе древко копья и рана на Теле Иисуса тоже образовали крест. При этом копьё прообразовало собой мужской детородный орган, а рана на теле Иисуса – женский. И как у всех взрослых женщин из этой раны истекли кровь и вода.

Ещё важно отметить, что рана была нанесена в рёбра. Как мы помним, жену человеку Бог создал из ребра Адама. Также и Церковь – «невеста Христова» созидается через Причастие того Тела, которое проткнул сотник и той Крови, которая при этом истекла.


<<< 299 >>>
Царь Иисус

Когда мы читаем Евангелия, мы обращаем внимание прежде всего на содеянные Христом чудеса, Его поступки, мудрые высказывания. В целом можно сказать на Его таланты, способности, силы. Для всех людей всё это хорошо понятно и притягательно. И не даром Его последователи мечтали видеть Иисуса царём. Тогда бы и им от Его царского величия что-то перепало. Однако Господь быть царём отказался, показав тем самым, что это не Его предназначение.

С другой стороны, Пилат при распятии Иисуса велел прибить к Его Кресту табличку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Мы обычно воспринимаем это как месть Пилата иудеям, вынудившим его вынести смертный приговор Христу. Но предположим, что сам не желая того, Пилат высказал истину. Ведь иудеи должны были быть другим, отличающимся от всех остальных язычников, народом. И отличие их заключалось в том, что их Бог, кроме того что требовал от них исполнения Закона, также постоянно учил их жертвенности, терпению и перенесению скорбей. Так вот как раз на Кресте Господь и показал высочайший пример того, как следует исполнять Закон, волю Божию и как следует терпеть. Он в Своём терпении действительно царствовал над всеми иудеями.

На Голгофе было три креста и, соответственно, на них было явлено три образа терпения. Первый образ показал левый разбойник. Это образ НЕтерпения, бунта, несогласия, борьбы. И … бессильной злобы. Второй образ – терпение правого разбойника: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23,41-42) Здесь смирение перед Богом, но в то же время как и у левого разбойника забота о своём, о своей участи.

Совсем другое мы видим у Христа. Он молится о распинающих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34) Он заботится о Своей Матери, вверяя Её на попечение любимому ученику (Ин. 19,26-27) Он, забывая о своих страданиях, заботится о других! Вот она, вершина человеческого терпения!

Стремясь быстрее достигнуть цели люди думают только о возможностях и забывают об опасностях. Подобно тому как в автомобиле кроме педали газа и мощного мотора необходим надёжный тормоз, так и человеку помимо могущества необходимы терпение и смирение. Иначе буду сплошные жизненные катастрофы! Левый разбойник ради того, чтобы достичь цели, готов отказаться от тормозов. Правый соглашается с тем что тормоза нужны, но выруливает в сторону своего блага. Господь же умеет пользоваться и Своими силами, и Своим смирением, и знает, что спасать Он пришёл не Себя, а других!

Кстати, желая усилить значение жертвы Христа, мы обычно утрируем те страдания, которые Он понёс. Да, страшно было почувствовать состояние богооставленности: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27,46). Но в физическом плане Иисусу на Кресте пришлось терпеть, по-видимому, меньше чем остальным. Смерть Его (освобождение) наступила раньше, да и последних страшных мучений когда перебивают голени Он не испытал. Так что терпеть, думая и заботясь о других, легче чем если только переживаешь свои страдания!


<<< 300 >>>
Вознесение

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.» (Деян. 1,9-11)

Придёт так же как уходит? Что-то странно! Или это очередная притча, которая говорит о чём-то другом, о чём прямо не сказано?

Какие ассоциации возникают в связи с этим описанием? Во-первых, вознесение – это перемещение вверх к небу и оно похоже на восхождение. Наверху же восходящий входит в облако. Как Моисей, восшедший на гору Хорив для общения с Богом и получения Закона. Как Христос во время Своего Преображения. То есть Пришествие Христа мыслится как восхождение к Богу и преображение Плоти Его – Церкви.

Во-вторых, мы вспоминаем два стопа - огненный и облачный, которые предшествовали Израилю при его исходе из Египта. Огненный столп указывал дорогу ночью, а облачный днём. Соответственно, вспоминая что Дух Святой в день Пятидесятницы сошёл на Апостолов в виде огня, мы можем сказать, что следование за епископами и священством происходит ночью. Не всегда оно ведёт ко утреннему свету, ибо они как люди могут ошибаться. Ко утру ведёт следование за Законом Божием и Преображением: «не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор. 15,51)

Вообще, если столп облачный ассоциируется со Христом, то столп огненный ассоциируется с Иоанном Крестителем. Иоанн пришёл «в духе и силе Илии» (Лк. 1,17). Илия же был вознесён на небо в колеснице огненной. (4 Царств 2,11) Если Христос – новый Адам, то Иоанн и епископы со священством – Его помощники (если они соответствуют Христу – они Его «жена» или «тело»).

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group