Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 281-290

281-290


<<< 281 >>>
Прошлое и будущее

Интересное начало второй главы книги Бытие. Вначале говорится о том, что Бог завершил Свои дела и почил, а потом говорится о том, чего ещё нет, но что должно быть. То есть Бог прежде чем почил создал некий план будущего. И, по-видимому, человек должен был быть исполнителем этого плана. Сознательно же исполнить можно только то, что знаешь. То есть человек должен был когда-то вкусить от древа познания добра и зла. Но как ученик для того чтобы понять предмет должен изучать его по порядку, а не случайно, так и вкушение от этого дерева могло принести пользу лишь под руководством Учителя.

Предположим, что жена – это память человека, хранилище его прошлого. Змей же – это его будущее. Это предположение основано на том, что сам змей говорит о будущем: «будете как боги», а рассуждения жены опираются на прошлое: «сказал Бог». Тем не менее, чтобы понять новое (будущее) нужно иметь язык (хранилище прошлого опыта) и поэтому змей обращается к жене.

После вкушения плода древа познания пред человеком открылся План того что он должен был совершить. Но План этот был столь грандиозен и невыразим через прошлый опыт, что человек понять его не мог и реально ощутил свою наготу. То же самое мы видим и в общении людей со Христом: «какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6,60)

Прошлое отвергает то, чего не понимает, отвергает будущее. Тем не менее, будущее обязано реализоваться и эта необходимость становится источником вражды между ними: «вражду положу между тобою и между женою»(Быт. 3,15) Место в котором встречаются прошлое и будущее - там где кончается прошлое и начинается будущее. Именно поэтому семя жены будет поражать змея в голову (начало будущего), а змей будет жалить его в пяту (конец прошлого)

Чтобы сознательно действовать человеку, тем не менее, нужно какое-то представление о будущем. Обычно это будущее созидается самими людьми на основании прошлого опыта путём его логической экстраполяции. В этом случае мы имеем жену – блудницу (опыт человека) и великого древнего змея (идола будущего) (см. Откровение Иоанна Богослова). Но это совсем не тот змей который был в раю и которого создал Бог. Взаимоотношения между ними описаны в книге Эсфирь: «и вот, вышли два больших змея, готовые драться друг с другом; и велик был вой их, и по вою их все народы приготовились к войне» (Эсф. 1,1)

Примирить их может только жена (носительница прошлого), рождающая не от человека, а от Бога (не по логике, а по откровению) – Богородица. Мария родила наше будущее – Христа. И Бога и человека.


<<< 282 >>>
Два разбойника

«не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин. 6,70) Сказаны эти слова были об Иуде Искариоте. В списке апостолов у всех евангелистов он стоит на последнем месте. А на первом всегда стоит Пётр, которому Господь сказал: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16,23) Случайно ли это?

Сатана и диавол – это одно лицо или два? Когда Иисус сказал свои страшные слова Петру, Он противопоставил Божие и человеческое. И нам кажется очевидным, что человек всегда, не раздумывая, должен исполнять волю Божию. Но Библия даёт нам и другие примеры. Моисей, когда Бог хотел погубить народ Израиля, спорил с Господом о судьбе его и умолил Бога о пощаде (Исх. 32,9-14). Ниневитяне, когда Иона сообщил им о том, что Бог через сорок дней истребит город, не стали готовить себе гробы, а стали искать вариант остаться живыми: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион. 3,9) Да и Сам Иисус Христос до кровавого пота (Лк. 22,44) молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!» (Лк. 22,42)

Во всех таких случаях, когда было определение Бога о смерти, оказывалось, что Бог на самом деле хотел не смерти, а покаяния. Богу не нужно простое согласие. Ему нужно, чтобы человек перед лицом выбора между жизнью и смертью избрал жизнь: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор. 30,19)

Очень наглядно разница между сатаной и диаволом показана в книге Иова. Жена Иова, глядя на его страдание, предложила: «похули Бога и умри» (Иов 2,9) Это предложение, очевидно, исходит от сатаны – «противника». Друзья же Иова предлагали другой вариант «согласный», как им казалось, с волей Бога – признайся в том, в чём не виноват, похули себя. Но Бог отверг и этот вариант, подсказанный лукавым диаволом. А прав оказался Иов, который мучался, терпел, но, тем не менее, стоял в истине.

Такими же как друзья Иова оказались и обвинявшие Иисуса сыны диавола (Ин. 8,44) иудеи. Христос принёс людям Жизнь, а они требовали «ради Бога» эту Жизнь убить.

Таким образом, получается, что сатана и диавол – это две крайности человеческого поведения: человекоугодие и «богоугождение». Это те самые два разбойника распятые вместе со Христом. В левом разбойнике действовал сатана, а в правом диавол. Но в этих разбойниках нетрудно увидеть и нас, людей которые в критических обстоятельствах разделяются на «согласных» и «противящихся». Они борются друг с другом, отстаивая каждый свою правоту. А Христос не согласен ни с одним и ни с другим. В Нём полнота и человеческого, и Божьего которые уже не противоречат друг другу, а вполне согласны.

Кстати, тут же возникает вопрос, должны ли мы соглашаться с определением о смерти вынесенном Адаму в раю Богом? Особенно после воплощения и Воскресения Христа!


<<< 283 >>>
Сын плотника

В западной традиции Иисуса Христа называют Сыном плотника. Почему этот момент может оказаться важным? Дело в том, что крест для распятия должен был изготовить никто иной как плотник. А кто приготовил Крест Христу? Если распятие совершилось по воле Божией, то значит Крест был приготовлен Богом. То есть Плотником был Сам Бог, а Сын Плотника означает Сын Божий.


<<< 284 >>>
Два меча

«Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.» (Лк. 22,38) Что это за мечи? Евангелия упоминают только об одном: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.» (Ин. 18,10) Малх – раб с именем «Царь». А кто такой человек как не создание Божие, призванное быть царём над миром, но реально являющееся рабом греха!

Отсечение же уха может означать лишение возможности слышать. Событие это произошло резко - так, как будто меч разделил прошлое состояние и будущее. Но такое же резкое изменение произошло, по-видимому, и тогда, когда Господь Малху ухо исцелил. Это и есть второй меч. Первым мечом владеет человек Пётр, а вторым – Сын Божий Христос. Первое событие уже совершилось. Люди сейчас не слышат Господа. Второе должно совершиться благодаря Христу.

Кстати, обращающийся меч херувима, поставленного стеречь дорогу в райский сад (Быт. 3,24) и меч выходящий из уст «подобного Сыну Человеческому» (Откр. 1,13-16) – скорее всего два других образа этих же двух мечей – одного лишающего чего-то важного, а второго исцеляющего.


<<< 285 >>>
Стояние в истине

В начале своего служения и Иоанна Предтеча и Иисус Христос призывали: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2; Мф. 4,17) Покаяние – изменение, т.е. люди должны были измениться. Но в какую сторону? И требовалось ли покаяние им самим?

Мы веруем во Христа как Бога. Это должно означать, что Он Сам в покаянии не нуждается. То есть когда Он общается с другими людьми, когда возникают разногласия, измениться должен другой человек, но не Он.

В общении же между людьми действует другой закон: «вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7,5; Лк. 6,42)

В ситуации Иова тоже возникает противоречие Иова с женой и друзьями. Предложение жены: «похули Бога и умри» (Иов 2,9) Иов просто отвергает как безумное. С друзьями же Иов спорит. Те предлагают ему фактически похулить самого себя. Найти в себе неправду которой нет. Но Иов не поддаётся и этому совету, он стоит в истине и в конце концов оказывается прав.

Что происходит с нами, когда мы пытаемся отстоять истину Божию перед правдой человеческой? Эта человеческая правда действует как проказа. С одной стороны, она вроде как непорочна (белый цвет проказы (Исх. 4,6) – цвет непорочности). С другой стороны, это болезнь, разъедающая тело истины.

Можем ли мы вынуть сучок из глаза брата, считающего себя правым, но уклонившегося от истины? И можем, и должны! Но, будучи людьми, мы при этом должны вынуть бревно из глаза своего. Исцеление – прекращение противоречия между правдой человеческой и истиной Божией. Это исцеление требует труда понимания и, возможно, страдания Иова и Христа.

Пример такого исцеления мы видим в истории борьбы Иакова с Богом (Быт. 32,24-29) в результате которой он получил благословение и обещание: «ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь»

Что происходит с Иаковом и Иовом? Бог, любящий их и утвердивший их в Своей истине, даёт им вступить в борьбу с правдой человеческой. Истина требует оставаться непреклонным и не уступать, не изменять ей. Человеческая же правда требует от нас изменения. Эта, наверное, главная проблема общения.

Верую, что эта проблема решается Христом!


<<< 286 >>>
Проповедь из лодки

Притчу о сеятеле в Евангелиях от Матфея и Марка Господь рассказывает из лодки, а народ стоит на берегу на суше. При этом подчёркивается значимость этой притчи: «не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» (Мк. 4,13)

Разделение на сушу и море символизирует собой наличие в притче двух пластов смысла – очевидного и подразумеваемого. Суша – это нечто определённое, понятное, тогда как море – нечто неустойчивое и неопределённое. То есть народ, стоявший на земле, воспринимал в притче определённую, очевидную часть. То же содержание, которое имел в виду Христос, было для них неопределённо и непонятно.

Для того чтобы понять этот второй и главный смысл нужно иметь веру. Тогда по этой вере внимание, разумение человека как смоковница может пересадиться в море (Лк. 17,6) – туда где Господь, Который только это понимание и даёт.


<<< 287 >>>
Недоделать или сделать лишнее?

Анализируя ответы Адама и его жены Богу, мы обнаруживаем одну интересную особенность. Адам «недоделывает», а жена, наоборот, делает лишнее. В вопросе Адаму Бог напоминает ему о запрете вкушать от дерева познания добра и зла и ждёт от него оценки происшедшего. Однако Адам лишь ссылается на некоторые «объективные обстоятельства», но конечного ответа не даёт. Наоборот, жену Бог лишь просит сказать, что произошло. Оценки Бог не требует, однако жена эту оценку даёт. В утверждении что змей «обольстил» меня явно присутствует негативная оценка происшедшего.

Во взаимоотношениях Адама и жены видна та же картина. Когда жена отвечает змею что не только есть, но и прикасаться к плодам дерева «среди рая» нельзя она усиливает запрет, добавляя нечто от себя. Однако эта «ошибка» могла произойти и от того, что Адам «недоделал» - недостаточно хорошо и точно объяснил жене волю Бога.

Задача исполнения воли Божией состоит как бы из двух частей: 1) понимание того что Бог от тебя ждёт и 2) исполнение того что понял. Хорошо, если ты понял Бога точно. Только в этом случае мы можем надеяться на точное исполнение. Что лучше, недопонять или «понять» но ложно, привнеся в это понимание дополнительно что-то своё личное?

В первом случае мы, осознавая, неточность воспринятого, можем либо задавать вопросы и уточнять наше понимание, либо осторожно начать делать с надеждой, что, если что-то пошло не так, нам подскажут и мы исправим с минимальными потерями. Во втором случае ситуация гораздо более опасная. Сделав не то что нужно, мы исказим волю Божию, то есть совершим грех.

В истории грехопадения действие было совершено. Но возможность исправить была. Тем не менее жена «перестаралась» - совершила суд без Бога, хотя Адам явно указывал на то, что Бог участвовал в ситуации и без Него решение суда выносить было нельзя!


<<< 288 >>>
Отбойные течения и страсти

Отбойное течение – течение направленное от берега в море. Оно может быть настолько сильными, что даже хороший пловец может оказаться не в силах его преодолеть. В этом случае течение может утянуть человека в море и человек погибнет.

Действие страстей похоже на это отбойное течение. Человек понимает, что его «сносит», пытается бороться и ничего у него не получается. Страсть оказывается сильнее.

В случае отбойных течений рекомендуется плыть не к берегу, преодолевая силу течения, а вбок. Дело в том, что отбойные течения не бывают широкими и если выплыть из него, то потом можно спокойно доплыть до спасительного берега.

Соответственно и в случае страстей следует, по-видимому, не столько бороться, преодолевая их силу, сколько найти выход из них, перейти в то состояние, когда страсть перестаёт на тебя воздействовать.

Один из ярчайших примеров страсти, которую люди пытаются «преодолеть в лоб», является желание победить в споре. Редко, когда спор заканчивается мирно. Даже в случае «победы» остаются последствия – неприязнь, обида у побеждённого и усилившаяся гордыня у победителя. А следовало бы «просто» выйти из этого состояния спора и заняться чем-то другим. Например, попытаться понять позицию противника и перестать воспринимать его как противника.

Если продолжить аналогию с отбойными течениями, то возникновение страстей можно объяснить нашим усиленным желанием достичь какой-либо важной для нас цели. Наше устоявшаяся жизнь и сложившееся устойчивое мировоззрение – это земля (берег). В Библии об этом сказано так: «И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша» (Быт. 1,9) Однако помимо этой устоявшейся, определённой жизни есть ещё много неопределённого – море. Пытаясь освоить эту неопределённую жизнь, овладеть ею, человек создаёт своего рода течение к берегу. Однако, отнюдь не вся «вода» находит «своё место». Столкнувшись с сушей она должна от берега уйти, создавая «отбойное течение» - ту или иную страсть.

В таком случае задача «борьбы со страстями» решается не столько усилием воли, преодолевающим страсть, сколько приобретением смирения и терпения. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.» (Мф. 5,5)


<<< 289 >>>
Жертвы Каина и Авеля

Каин был земледелец и принёс дар Господу от плодов земли. Авель же принёс от первородных стада своего и от тука их.

Что символизируют собой растения и животные? Позже когда Бог создал человека ему было сказано: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» (Быт. 1,28) «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» - эта часть общей заповеди вполне относится и к растениям. Это их задача. Поэтому «земледелец» Каин – это та часть человеческого естества которая ответственна за плодоношение и распространение.

Вторая часть, связанная с владычеством над животными – существами не связанными как растения с землёй, «свободными», прямо связана с вопросами свободы или господства над чьей-то свободой.

Из сказанного следует, что Каин, принеся жертву от плодов земли, ограничил свою способность распространяться, наполняться силой. Ради Бога.

Авель же ограничил свою свободу. В каких-то вопросах он уже принимает решение не самостоятельно, а следуя воли Божией.


<<< 290 >>>
Познание Бога

Начнём с цитаты:

«Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1Кор.14,6)

Подобно тому как в притче о сеятеле есть четыре почвы, так и здесь указаны четыре фазы познания Бога: откровение – познание – пророчество – учение.

1. Откровение – это когда Бог являет Себя силою очевидности через чудеса.

2. Познание – это когда сами люди начинают искать чудес и через них пытаются понять Бога.

3. Пророчество – когда нет очевидности, но Бог кому-то из пророков говорит настолько «громко», что тот не может не слышать. Очевидность работает при свете – днём; пророчество, слышание Бога – ночью, при отсутствии света.

4. Учение – сам человек начинает искать Учителя, который бы научил его слышать Бога.

Заметим, что в 1 и 3 случае инициатива общения и, соответственно, ответственность за результат находятся прежде всего в руках Божиих, а во 2 и 4 случаях – они зависят прежде всего от человека, его желания и умения.

Ключевая фраза пророка: «так говорит Бог». Но эту фразу может сказать и лжепророк. Поэтому задача людей – научиться отличать пророка от лжепророка. Задача поиска Христа – человека отмеченного (помазанного) Духом Святым.


 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group