Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 271-280

271-280

<<< 271 >>>
Человек разумный

Мы предполагаем, что после вкушения от дерева познания добра и зла Адам и его жена что-то действительно познали или научились рассуждать о добре и зле. Но глядя на современных людей мы видим, что самостоятельно и правильно рассудить способны не так уж многие. Большинство полагается на чьё-то мнение. Посмотрим с этой точки зрения на ответы Богу Адама и его жены.

Ответ Адама, на первый взгляд, как будто показывает, что он ответственность за происшедшее перекладывает на другого. Однако, если бы у Адама была цель просто сложить с себя ответственность, то он скорее всего просто указал бы на жену. И всё! Идти дальше и указывать на Бога в том случае, когда чувствуешь себя виноватым, либо глупо, либо дерзко.

Другое дело, если у Адама была надежда на благоприятный исход суда Божия. Только этот вариант оправдывает поведение Адама.

Почему же, за что Бог мог оправдать Адама? – За то, что он сумел увидеть смысл (Бога) в том, что с очевидностью кажется не только бессмысленным, но и невозможным (запрет Бога). Его ответ не останавливается на жене как на причине происшедшего. Но он и не идёт дальше к причине, которая тоже не имеет самостоятельного смысла (змей), а восходит к единственной Причине – Богу, Который и является источником всех смыслов. При этом он не придумывает, не приписывает смысл тому, что смысла не имеет. Он говорит только то, что есть (Бог открывает нам это в Библии).

Наоборот, ответ жены делает бессмысленным (там нет Бога) величайший дар, который они с Адамом могли бы получить.

Адам пытался вывести из небытия (невидимого мира) смысл, присутствующий во всём что делает Бог. Жена же за очевидностью причин, которые она знала, этот смысл не разглядела.

За что же прокляты Адам и остальные? За то, что окончательное решение Адама было принято не самостоятельно (осознанно), но вслед за женой. В результате возобладала не способность Адама видеть неочевидный смысл, а неспособность жены отрешиться от очевидности знания и воспринять смысл сказанного Адамом. В результате они Бога (смысла) испугались.

Адам – совесть; жена – «знающая». В принятии решений жена должна следовать за Адамом, а не наоборот! Со-знание – Совесть и следующее за ней знание.


<<< 272 >>>
Истина и результативность

Вглядываясь в жизнь или читая Библию, мы можем обнаружить множество противостояний, где воля одного человека противостоит воле другого человека. Более того, часто люди обнаруживают противоречие и в самом себе, противоречие между «хочу» и «надо», испытывают муки совести. Почему эти противоречия столь живучи?

По большому счёту все противоречия сводятся к одному – противоречию между истиной (правильным восприятием) и результативностью (действием, в результате которого получается желаемый результат) или «эффективностью».

Увы, эффективными считаются сейчас дела, приводящие к результату и использующие ЛЮБЫЕ ДОСТУПНЫЕ (почти любые, потому что какие-то пределы закон, мораль, страх наказания всё же ставят) средства. Включая и те, которые мы называем грехом – ложь, предательство, насилие… Однако истина в том, что «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5,5) – те, которые ограничивают себя в использовании средств достижения цели. То есть нынешнее наше понимание эффективности само по себе ложно и по большому счёту приводит совсем не к тому результату (итогу жизни) к какому человек стремился.

Есть ли принципиальное противоречие между истиной и результативностью? – Конечно нет! Более того, настоящей результативности в своих делах человек смог добиться только, используя истинные знания, получаемые наукой. Другое дело, что понятие истины в науке ограничено. Оно относится только к поискам законов, соответствующих реальности, в которой мы живём, и исключает все личностные характеристики такие как любовь, ценности, свобода…

Истина же – это не закон, а Личность – Бог. Он же и Творец всего, т.е. самый результативный Деятель. И в Нём противоречий между истиной и результативностью нет!


<<< 273 >>>
Мало избранных

Высказывание Христа о том, что «много званых, а мало избранных» (Мф. 20,16; Мф. 22,14; Лк. 14,24), часто воспринимается людьми как некое утверждении о предопределении. Бог зовёт в Царствие Божие всех, но принимает туда только тех, кого Сам захочет. При этом не принимается в расчёт, злой ты или добрый (Мф. 22,10). Более того, приглашаются туда нищие, увечные, хромые и слепые (Лк. 14,21) То есть создаётся впечатление что Бог не принимает во внимание наше стремление к доброму и отдаёт предпочтение тем, кому в этой жизни плохо. Странный, однако, Бог! Как-то не очень хочется за таким следовать.

Кроме того, приглядимся к слову «избранный». Мы привыкли видеть в нём некое преимущество. Людям хочется оказаться среди избранных. В тоже время корень этого слова «брань» означает «вражда», «война». А оказаться на войне нам как раз не хочется! Хочется думать, что тебя изберут и заберут с театра военных действий чтобы ты наслаждался миром. Когда все остальные продолжают воевать! Совместимо ли такое представление с тем что «Бог есть любовь»?

Разрешается это противоречие через обращение к Ветхому Завету и конкретно к истории победы Гедеона над мадианитянами. Бог обещал Гедеону победу в битве, но при этом было одно условие. Победа должна быть такой, чтобы всем было очевидно, что одержана она не человеческой силой и волей, но Божией. Поэтому, когда Гедеон собрал народ на битву, Бог сказал: «народа с тобою слишком много» (Суд. 7,2) и повелел оставить только желающих идти на войну. Однако и этих оказалось слишком много. Тогда Гедеон по повелению Божию привёл их к воде, наблюдал кто как пьёт и избрал только тех, кто пил воду с руки. Таких оказалось только триста человек. Именно с ними Гедеон и одержал победу.

Гедеон избрал воинов на битву. Но это была битва которая должна была обязательно закончиться победой! Он избрал людей в славу победы, а не удалил их с поля битвы.

Осталось теперь только добавить, что битва за новую «Землю обетованную» - Царство Божие тоже требует избранных. Тех, которые в словах Писания и в жизни видят не один лишь поверхностный смысл (лакают воду наклонившись к ней). Для них эта «вода жизни» - притча в которой нужно обнаружить тот смысл, который вложен в них Богом. И они не склоняются перед жизнью, но пользуются ею умеренно (берут воду рукой).


<<< 274 >>>
Забота дня

В высказываниях Иисуса Христа мы часто встречаем противоречия. И, естественно, возникает вопрос как разрешить то или иное противоречие. Вот, например, в одном месте Он говорит: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф. 6,34). А в другом месте: «кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лк. 14,28-30). Понятное дело, что строительство башни займёт не один день!

Противоречие это может быть разрешено тем, что день в данном случае – это не астрономический день, а период, в течение которого совершается конкретное дело. В этом смысле строительство башни требует одного дня. Также как один день потребовался Богу чтобы создать землю или животных. При таком понимании, действительно, каждый день должен заботиться о своём.


<<< 275 >>>
Осмысленная жизнь

Мы обретаем смысл своей жизни, соприкасаясь со смыслом, который находится вне нас. Но не может быть большего смысла чем в Том, Кто является источником всех смыслов! Поэтому познание Бога и исполнение Его воли могут наполнить нашу жизнь смыслом в наибольшей степени.

Познавать Бога трудно, ибо «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» (Ин. 1,18) Но ведь было это явление Бога! Жизнь и Воскресение Христа - это историческое событие. И заведомо не найдётся более значимого, более осмысленного события чем победа жизни над смертью! Поэтому если мы ищем в жизни смысла, но пренебрегаем Христом, то мы точно где-то заблудились!


<<< 276 >>>
Неверный управитель

В притче о неверном управителе (Лк.16,1-9) должнику прощается 50 мер масла и 20 мер пшеницы. В принципе то, что прощено, равноценно дару, некоему богатству которое можно пустить в оборот и приумножить.

Допустим, 50 мер масла мы продали за 5 талантов. Приумножив их, как это сделано в притче о талантах в 2 раза, мы можем на 10 талантов приобрести 100 мер масла и отдать весь долг. Далее 20 мер пшеницы мы продадим за 2 мины. Отдав их двум работникам в притче о минах, мы можем приумножить богатство как минимум в 5 раз, купить 100 мер пшеницы и опять же отдать весь долг.

Числа, во сколько раз увеличиваются таланты и мины взяты из Ветхого Завета. Первенец в семье получал долю наследства вдвое большую чем остальные, а последний младший сын Иакова Вениамин получил от Иосифа в Египте в пять раз большую долю чем остальные братья. То есть умножение в два и пять раз соответствуют приобщению человека к делу, которое совершает первый или последний. Первый – сеятель, второй – жнец.

Кроме того, в книге пророка Аггея, посвящённой восстановлению Храма после Вавилонского пленения, говорится: «Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать.» (Агг. 2,16) Как мы видим, то что ожидали получить, точно соответствует количеству масла и пшеницы в притче о неверном управителе. Посмотрим теперь сколько же смогут заработать получившие двадцать мер масла и десять мер пшеницы. Следуя логике притч о талантах и минах, мы придём к выводу, что человек может получить 4 таланта за масло и 5 мин за пшеницу. Это как раз те цифры, которые мы обнаруживаем в притчах о талантах и о минах.

Человек, приходя в мир, получает от Бога и таланты – некий промысел Божий о себе и мины – способность эту жизненную задачу исполнить. Но он о своём богатстве не знает и теряет его как те кто зарыл талант в землю или спрятал мину в платок. Если он получает частичное прощение, но не знает Бога, то при всех своих стараниях он может получить лишь часть из того, что Бог хотел бы ему дать. Если же он строит в своей душе храм Божий, то он может получить полноту – 10 талантов или 10 мин. И тогда в храм его души приходит Господь. И тогда человек может расплатиться с долгами и войти в Царство Божие где человек свободен.

Прощает долги – Христос. И именно благодаря этой Его «неверности» человек получает возможность вернуть свой долг Богу!


<<< 277 >>>
Разномыслие

В первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.» (1Кор. 11,19) Если сказано «надлежит», то вряд ли эти разномыслия находятся в противоречии с замыслом Божиим. То есть возможны формально различные или даже противоположные взгляды на одно и то же, которые по сути не противоречат друг другу. А возможно даже дополняют друг друга.

В истории «грехопадения» как раз, по-видимому, и был дан пример такого разномыслия. Можно ли или нет вкушать от плода дерева познания добра и зла? В принципе возможны оба варианта ответа и «нет», и «да». Ответ «нет» очевиден. Ответ «да» в принципе возможен если изменились условия в которых запрет на вкушение был дан. И они действительно очень сильно изменились, поскольку Бог создал человеку жену – помощника. Каждый из ответов имеет своё обоснование и поэтому могут исходить из одного источника – Бога.

Протестанты очень любят изображать взаимоотношения Бога и человека следующей картинкой:
До Христа между человеком и Богом была пропасть, а теперь есть мост, соединяющий два края пропасти. Раньше человеку, желающему перейти к Богу, можно было однозначно сказать – нет, нельзя ибо ты упадёшь в пропасть и разобьёшься. После же появления моста появилась возможность сказать можно. Нужно только добавить: «условно можно»! Переходить по мосту – можно, переходить там, где моста нет – нельзя. То есть оба варианта ответа и «можно», и «нельзя» имеют место быть, но не один из них не является абсолютным.

Теперь представим себе, что и в случае «грехопадения» появилась альтернатива. «Нельзя» сказанное Богом и «можно» сказанное змеем – на самом деле не противоречащие, а дополняющие друг друга варианты. Змей догадался, что, сотворив человеку жену, Бог дал человеку шанс сделать то, что до этого было строго запрещено. Человек же не допустил возможности разномыслия, он посчитал что возможен только жёсткий выбор либо-либо. Либо «да», либо «нет». Почему так произошло? По-видимому, потому что произошла подмена. Вопрос «можно или нет вкушать от дерева познания?» был подменён другим: «можно или нет нарушать волю Бога?» На последний же вопрос ответ очевиден – однозначно «нет»!

Возможность разномыслия даёт человеку шанс находить решение «неразрешимых» задач. Это его положительная сторона, которую мы называем творчеством. Настоящее же творчество всегда совершается в согласии с волей Творца – Бога. Но есть и оборотная сторона разномыслия когда «творец» делает дело, ориентируясь только на своё желание и с Богом не считается. В этом случае Богом заданного образа, который человек лишь являет миру, нет. Поэтому и результат часто оказывается безобразным. В этом случае разномыслие становится источником безобразия и греха.


<<< 278 >>>
Жизнь - Задача

Мы в своей жизни решаем много разных задач, но и всю жизнь в целом можно также воспринимать как Задачу. Есть то, что есть, но должно быть по-другому, иначе! И дальше возникает проблема как от того что есть прийти к тому что должно быть.

Решать задачу намного проще, если точно знаешь каков должен быть ответ. В этом случае решение может строиться с двух сторон: со стороны исходных данных и со стороны конечного ответа. Исходное состояние обычно воспринимается как «плохо», как то, что должно быть изменено, а решение видится «хорошим». То есть естественное направление движения – от плохого к хорошему. И, наоборот, движение от хорошего к плохому обычно воспринимается как противоестественное.

Однако, когда врач идёт к больному, учитель к ученику, богатый помогает бедному всё это отнюдь не выглядит противоестественным. Мы считаем, что именно так и должно быть и всё это выглядит как бы составляющей частью Решения.

Решают христиане Задачу тогда, когда не просто соглашаются со Христом «да приидет Царствие Твое», а когда веруют, что ответ уже есть, но только на не на земле, а на небе - в мире невидимом. И для того, чтобы приблизилось к нам Решение, что-то делают.

Мы веруем, что те, кто попали в Царство Небесное со своей стороны тоже решают Задачу. Решают, пытаясь поделиться с нами тем духовным богатством, которым они обладают. И это сделать не менее трудно, чем учителю выучить ленивого и глупого ученика.

В течение жизни нам также обычно предоставляет две возможности с какой стороны решать Задачу. Бывает и нам «хорошо». Но если при этом человек не желает от своего «хорошо» идти навстречу тому, кому «плохо», то ему придётся решать Задачу с другой стороны – ему самому будет «плохо».


<<< 279 >>>
Кто такие Каин и Авель

Каин – первый сын Адама и Евы. Если мы будем рассуждать о Человеке (Адам) и его Жизни (Ева), то обнаружим, что первое страстное желание человека – это желание справедливости. Самый, наверное, распространённый грех – это осуждение. Человек всё время проводит сравнение. Он сравнивает разных людей, свои жизненные обстоятельства с жизнью других людей, свои идеалы (что «должно» быть) с реальностью (что есть) и всё время обнаруживает различие. Кто-то сильнее, а кто-то слабее, кто-то богаче, а кто-то беднее, кто-то талантлив, а кто-то нет… И приходит к выводу, что тут что-то неправильно, несправедливо, что должно быть по-другому. Он начинает требовать от всех справедливости и осуждать тех, кто поступает неправильно.

С другой стороны, любовь – это нечто другое. А если она другая, то она, очевидно, не есть справедливость. Если справедливость – это Каин, а любовь – Авель, то понятно почему Бог предпочитает жертву Авеля.

Отношение Каина к Авелю может быть двояким. Первое, как мы знаем из Библии – это вражда Каина на Авеля и несогласие с Богом. Каин в решении Бога видит НЕсправедливость и не может её вытерпеть. Восстановить же справедливость можно двумя путями. Первый – убить любовь. Второй – обратиться к Богу с просьбой получить от Него то же, что получил и младший брат.

Подобная конфликтная ситуация возникает между братьями Исавом и Иаковом. Иаков похищает у брата благословение отца, но, хотя Иакову и грозила смерть от руки брата, тем не менее ситуация разрешается благополучно. В конечном итоге братья примиряются и Исав видит в Иакове не врага, а друга. Покаяние в данном случае – примирение человека с миром и с Богом, смирение своей праведности перед любовью Божией. Такой покаявшийся человек – это Сиф.


<<< 280 >>>
Христос и время

Понятия пространства и времени возникают из необходимости согласовать, скоординировать деятельность отдельных людей.

Важнейшая проблема времени – взаимодействие Ветхого и Нового, прошлого и будущего. Первоначально время предстаёт перед людьми в образе Хроноса, пожирающего своих детей. Прошлое явным образом доминирует над будущем. Затем появляется Зевс, свергающий Хроноса и высвобождающий всё то, что содержится в прошлом. Здесь уже явно будущее доминирует над прошлым. И в конце концов появляется Христос, пытающийся примирить будущее с прошлым.

Вначале Господь является как Новое. Попытка Ветхого поглотить, подчинить Его не удаётся и тогда Его пытаются уничтожить. Однако и эта попытка не удаётся – Христос Воскрес! Но теперь встаёт вопрос в каком качестве Он воскрес? Людьми знающими и дорожащими великим прошлым христианства Он воспринимается как Хронос. Людьми, предчувствующими победу Нового над Ветхим и ожидающими Второго Пришествия, Он воспринимается как Зевс. Но на самом деле Он – «То, что Он есть» – Сущий.

Церковь Христова для мира была вначале Зевсом, а мир для Неё был Хроносом. Мир посчитал, что он поглотил, усвоил христианство, но не понял, что проглотил и «усвоил» он не Христа а Петра – «Камень». Христос остался на свободе.

Однако в конечном итоге историческая Церковь для мира стала частью Хроноса – хранителем традиции. Мир же, получивший от Христа мощнейший импульс в будущее, сейчас ощущает себя Зевсом – победителем. Тем не менее, наступает момент, когда Христос станет для мира Тем, Кто Он есть – «Сущим», Богом.

Бог, который есть Любовь должен примирить Церковь и мир, прошлое и будущее. Для этого сама Церковь должна измениться. Она должна стать Марией, сидящей у ног Христа и слушающей слово Божие. Должна стать Симеоном Богоприимцем, обнаруживающим присутствие Бога, но не претендующим на обладание Им. Стать Иосифом, хранящим Слово и помогающим Ему расти. Помогающим, но не навязывающим Ему свою волю.


 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group