<<< 261 >>> Фаворский свет
Когда наши благие намерения встречают препятствия, у нас обычно возникает отрицательная реакция. Свет (благо) в столкновением с препятствием порождает тьму (тень).
Утверждают, что фаворский свет не создаёт тени. Благо, происходящее от Бога и предназначенное кому-то определённому, никто похитить не может. Господь говорит о таком богатстве (свете) как о сокровище небесном: «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6,20)
Когда я живу с уверенностью, что моего (данного мне Богом) у меня никто не отнимет, я верю в фаворский свет. Когда меня не смущают препятствия и я знаю, что самого главного, самого нужного мне Бог от меня не утаивает, а, наоборот, как сыну Своему хочет дать, я пребываю в любви Божии – в фаворском свете. Когда же я убеждаюсь в истинности этой своей веры – я фаворский свет вижу.
<<< 262 >>> Два мира
Мир в котором мы живём - один для всех. Однако, пытаясь описать законы, действующие в этом мире, физика обнаружила как бы два мира. Первый - описываемый классической физикой - это тот привычный мир который мы наблюдаем и в котором действуем. Другой - микромир, мир квантовых явлений, происходящих совсем по другим законам. Сначала человек стал изучать и преобразовывать "классический" мир. Но настоящий прорыв в знаниях и в возможностях человека произошёл тогда, когда люди заинтересовались микромиром - явлениями столь ничтожными, что в обычной жизни мы их просто не замечаем.
Каждый человек также живёт одновременно в двух мирах. Первый - "классический" - привычный нам мир окружающей действительности. Второй - "квантовый" - мир духовный, в котором внимание скачками переходит от одного впечатления к другому, от одной мысли к другой. Пока человек овладевает внешним, "классическим" миром. Лишь малая часть людей пытается понять что происходит в их внутреннем "микромире". Кому это в какой-то степени удаётся, воспринимается другими людьми как человек необычный. В зависимости от направленности интересов такие люди становятся либо святыми, либо волшебниками и колдунами.
Овладение законами квантового мира на уровне человечества может привести к колоссальным изменениям нашей жизни. Либо положительным, либо отрицательным. В первом случае человечество выйдет на сознательный уровень и решатся многие "неразрешимый" человеческие проблемы. Во втором случае, если человечество будет искать не Бога, а удовлетворения своего эгоизма - нас ждёт гибель.
<<< 263 >>> Свет, который есть тьма
«Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11,35)
Свет – это всегда свободное согласие двух воль: воли дающего дар (источника) и воли принимающего дар (приёмника).
Свет, который есть тьма – добро, полученное своей волей, в одностороннем порядке, а не как дар Божий. Именно такой свет Адам и жена получили при вкушении от дерева познания добра и зла. Это достаточно очевидно. Не очевидно то, что через змея Бог мог предложить этот плод как дар. Если бы люди поняли это и убедились в этом, получив подтверждение от Бога, они приняли бы любовь Божию и вкусили бы от дерева жизни.
Ложный свет может породить и попытка навязать другому своё добро. Согласия можно добиться силой или хитростью. Но это согласие всегда будет лишь временным и ненадёжным и такой свет обязательно сменится тьмой. Ложное понимание Бога заключается в том, что считают, что Бог устраивает мир лишь силой, а не в согласии с тварью. Силой можно вывести нечто из небытия, но укорениться в мире, стать сущим может лишь та тварь, которую тварный мир с радостью принимает как своё.
<<< 264 >>> Репка
Детям и взрослым хорошо известна русская народная сказка «Репка». И смысл её кажется вполне понятным – не пренебрегай малой помощью (мышкой) так как благодаря этому малому вкладу может быть сделано большое дело.
Однако в сказке есть и ещё один смысл. Приглядимся к действующим лицам и их отношениям друг к другу. Самые близкие отношения – у дедки и бабки (не будем забывать, что в сказке отношения должны быть такими, какими они должны быть!). Далее следуют отношения бабки и внучки. Конечно же и они очень тёплые! Да и Жучку внучка тоже, наверное, ещё любит. А вот у Жучки с кошкой отношения уже, прямо скажем, как у кошки с собакой. И что уж далее говорить о том, как мышка «любит» кошку!
Мы видим переход от любви к страху и неприязни, от желания помогать до, по-видимому, явного нежелания! Тем не менее, мышка помогает. И дело, которое они все делают (репку тянут), настолько для всех значимо, что его соглашаются делать и те кто не хочет и боится.
Вопрос только, пришла ли мышка помогать добровольно, преодолевая страх, или делает это под страхом смерти? Два этих варианта порождают и две разные сказки про «Репку» - жизнь нашу.
<<< 265 >>> Игра на выигрыш
В игре на выигрыш важны два момента: 1) выигрыш и 2) красивая игра – неожиданные творческие решения. Первый обеспечивает воля, второй – вера. Выигрыш – результат (плод). Но важно и то, каким путём результат достигнут.
Выигрыш в обычной жизни – это реализация моей воли.
Красивая игра интересна для других (может быть и для меня). Она порождает умение и знание. Красивая игра – это совместное творение многих ценителей игры.
Выигрыш может заключаться не только в достижении результата противоположного интересам и воле другого, но и в получении результата нужного всем, общего результата. Пример – обучение.
<<< 266 >>> С чего начинать
Понимание истории грехопадения можно начать либо с понимания взаимоотношений человека и Бога (предлагает Адам) либо с понимания взаимоотношения человека с тварью (предлагает жена). Результат будет принципиально разный!!!
Замечательно, что хотя в книге Иова мы с самого начала узнаём, что беды Иова происходят по действию сатаны, сам Иов нигде о сатане не говорит ни слова! Его интересуют прежде всего его взаимоотношения с Богом. У жены же и друзей Иова внимание сосредоточено прежде всего на страданиях Иова и в результате оказывается в своих рассуждениях о Боге они ошибаются.
Наука имеет дело и с опытом и с идеальными представлениями (прежде всего это математика). До тех пор пока понимание мира шло от опыта – науки как таковой не было. Наука родилась в головах философов с идеи о существовании законов, с мысленных экспериментов и с идеи возможности проверки идей опытом.
Пока понимание человеческой природы идёт от опыта понимание это будет весьма ограниченным. Настоящее понимание человека должно начинаться с осознания человеком себя как образа и подобия Божия. С раскрытия смысла его бытия. Смысл же этот опять же раскрывается не столько в личном жизненном опыте, сколько в смыслах, заложенных Богом в Писаниях.
Опыт мы приобретаем, а идеи (откровения) даруются. Так что в начале должен быть дар!
<<< 267 >>> Разный выбор
Мы часто рассуждаем о свободе как о свободном выборе и о том, как правильно сделать этот выбор. Но часто этот выбор оказывается случайным (слепым) и приводит к ошибкам. Так, рассуждая о людях, поступках, жизненных обстоятельствах, предметах, мы пытаемся совершить суд, хороши они или плохи, приемлемы или неприемлемы они для нас. При этом выбор между «хорошо» и «плохо» часто совершается на уровне эмоций и неосознанно.
Однако существует и другой выбор. В названии запретного дерева посреди рая присутствуют не два, а три слова: 1) познание 2) добро и 3) зло. Когда мы вершим суд мы совершаем выбор между добром и злом. Однако Господь в Евангелии часто говорит: «не судите»! То есть мы можем совершить выбор и между судить или не судить. При этом выбор в пользу «не судить» зачастую бывает очень трудным, поскольку обстоятельства часто бывают такими, что требуют нашего участия. Так вот, не судить можно не только тогда, когда ты отказываешься что-либо делать, но и тогда, когда ты пытаешься понять (познать) происходящее.
Выбор в последнем случае совершается между познанием и действием (чем завершается всякий суд). Если же мы вначале понимаем, а потом делаем, то дела наши становятся осознанными.
<<< 268 >>> Делание и понимание
Какова задача Церкви? Казалось бы, ответ очевиден: благовестие о Христе и исполнение Его воли. То есть делание . Однако, как мы знаем, организаций занимающихся воспитанием людей и переделыванием мира много. Этим занимаются и политики, и деятели культуры, и школа, и наука (социологи, историки, психологи…). То есть кроме Церкви воспитателей оказывается много и Церковь часто в этой толпе теряется.
Однако никто кроме Церкви не озабочен пониманием Слова Божия и понимания Его воли. С другой стороны, как можно исполнять волю Божию, если ты её не понимаешь?! Не этим ли должна заняться прежде всего Церковь?!
В истории с Марфой и Марией (Лк. 10,38-42) Марфа – делание дел Христа ради, а Мария – слышание Господа. Так вот, имя Богородицы, олицетворяющей нашу Церковь – Мария, а не Марфа. Хотя вместе Марфа и Мария делают одно дело.
Церковь мы называем Телом Христовым. Однако для мира – тела человечества Церковь должна быть Головой. Голова же слышит, видит, обоняет и, главное, имеет разум. Дела же делает прежде всего тело. Так и в самой Церкви, по-видимому, должно быть разделение на делателей и понимателей и именно понимание должно стать главным делом Церкви!
Католическая Церковь вместе с протестантами (Запад) породили науку, задачей которой стало понимание мира. Православие (Восток) должно породить нечто подобное науке, но задачей этой «науки» богословия должно быть получение такого знания о Боге и Его Откровении, которое было бы применимо к практической жизни Церкви. Пока же богословие существует само по себе, а практика церковной жизни сама по себе.
<<< 269 >>> Связь между небом и землёй
«…вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.» (Мф. 23,16-22)
Если судить по первой части высказывания, то храм более значим чем то, что в нём (золото) и жертвенник более значим чем дар на нём. А в выводах всё наоборот: Живущий в храме (Бог) более значим чем храм и Седящий на Престоле Божием (на небе) более значим чем сам Престол.
Не следует ли из этого, что храм и жертвенник – это промежуточное, связующее звено между землёй (золотом, даром) и небом, а также Богом, Седящем на нём.
<<< 270 >>> Две руки
Люди обычно хорошо знают крайности. Например, когда мы решаем вопрос как согласовать волю человеческую с волей Божией, то мы отчётливо себе представляем лишь два варианта: 1) моя воля без воли Божией (человеческий произвол) и 2) Воля Божия без моей воли (абсолютизм воли Бога). В первом случае я действую без оглядки на Бога, во втором я устраняюсь и всю ответственность за происходящее возлагаю на Бога. Первый вариант – безбожие; второй – отсутствие свободной воли (с ответственностью) у человека.
Понятно, что обе позиции – это крайности и что должно быть соработничество Бога и человека. Но когда мы задумываемся над тем, каково должно быть это соработничество, то прежде всего мы обычно пытаемся определить меру (долю) ответственности человека и Бога. То есть на отрезке соединяющей крайние точки мы пытаемся найти положение некоторой промежуточной точки – найти точку истинного взаимоотношения человека и Бога.
Предлагается другая модель. Крайности – это две руки, которыми человек пользуется, строя своё поведение. Сам же он (тело, голова) находится между этими крайностями. При этом человек не должен уклоняться ни в одну, ни в другую крайность (быть правой или левой рукой). Он – другой! И тело его – это способность, умение пользоваться двумя руками. То есть умение совмещать и своё свободное волевое действие и бездействие – оставление событий на волю Божию.
Два разбойника распятые рядом со Христом – согласие с происходящим и несогласие – это две руки Христа. Когда они действуют самостоятельно – они разбойники и творят много бед. Но когда между ними Христос и когда действие рук подчинено Голове – вот тогда они и творят дела Божии.
|