Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 251-260

251-260

<<< 251 >>>
Разделённая ответственность

Каждый день творения заканчивается словами: «и был вечер, и было утро» (Быт.1,5; Быт. 1,8…) Бог, создавая нечто, вначале отделяет Своё творение от всего остального (отделил Бог свет от тьмы (Быт. 1,4)), а потом предоставляет сотворённому им хорошему (свету) соприкоснуться со всем остальным (тьмой). В результате вначале возникает вечер (свет убывает=сотворённое деградирует) и лишь потом утро (свет увеличивается=тварь утверждается в мире, обретает самостоятельность)

В шесть дней творения Бог Сам решает в какой момент дать самостоятельность Им сотворённому. Поскольку Он – единственная Причина того, что начинается вечер, то Он же является и единственным Гарантом того, что наступит утро. В седьмой же день творения, когда появляется человек, созданный Богом по образу Своему и задуманный Им как подобие Божие, ситуация существенно другая. Чтобы быть подобием Божиим человек должен делать то же, что делает Бог, т.е. сам сделать нечто, что уведёт его во тьму вечера и сделать нечто, что вернёт его в свет утренний.

Уход во тьму и наступление вечера мы связываем с историей грехопадения. А возвращение в свет утренний называем историей нашего спасения. Если мы в истории грехопадения причину происшедшего будем видеть только в твари (человек или змей), то на них же, и только на них должна лежать ответственность за наше спасение. Однако опыт показывает, что без Бога человек сам спастись не может. В то же время переложить ответственность за происшедшее в истории грехопадения только на Бога мы тоже не можем. Поэтому остаётся единственный вариант – разделённая ответственность когда человек понимает, что без своих усилий он настоящим человеком не станет. И, с другой стороны, он также не может обойтись и без помощи Божией. При этом Бог от Своей ответственности никогда не отказывается, но требует и от человека того-же.


<<< 252 >>>
Какого Иисуса мы знаем?

Господь сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22,13). А в другом случае: «справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4,37-38). В первом случае один и тот же человек и сеет и пожинает плоды содеянного, а в другом – сеет один, а пожинает другой.

Сам Господь говорит о себе, что Он «начало и конец, Первый и Последний». Но почему-то когда евреи ждали одного Мессию явились двое: Иоанн и Иисус. Не были ли эти двое сеятелем и жнецом, соответственно?

Когда Иисус пришёл креститься от Иоанна, тот «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14) Очевидно, что первым должен исполнить своё дело сеятель, а не жнец и в этом смысле Иоанн был совершенно прав. То есть ему должно было креститься от Иисуса, ему должно было получить Духа Святого, ему силою Духа должно было совершить многие чудеса и ему должно было умереть на Кресте. Однако в этом случае в людях оставалось бы разделение: один сеет, а другой жнет. То есть последователи Иоанна умели бы сеять, но не могли бы пожинать плоды своих трудов. И, наоборот, последователи Иисуса могли бы хорошо использовать для себя посеянное другими, но сами бы не могли передать приобретённое ими другим.

Когда Иисус настоял на том чтобы Иоанн крестил Его первым, Он, по природе Своей будучи жнецом, принял на Себя и обязанности сеятеля. Приняв таланты Духа Святого, Он должен был их использовать по назначению – «посеять». Что Он и сделал. Но при этом Его собственное предназначение быть жнецом – Тем, для Кого всё совершалось – осталось в тени. Было сказано, что будет Второе Пришествие в котором Иисус явится как Господь для Которого творилась вся история христианства. Но не было показано КАК собирается жатва. И это похоже уже наша задача, получив в крещении от Христа мины, пустить их в оборот и собрать десятикратно.

История Церкви Христовой, подготавливающей Пришествие Господа – это история исполнения миссии, которую призван был совершить Иоанн Креститель и о которой сказано: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.» (Лк. 3,4-6) То есть Церковь всё время пытается исполнить прежде всего служение Иоанна, а не Иисуса. Однако, в последние времена – времена жатвы мы должны разглядеть во Христе не сеятеля, а жнеца, не только Первого, но и Последнего.


<<< 253 >>>
Духовная наследственность

В шестой главе книги Исход помещено родословие Моисея. Выглядит оно следующим образом. Левий родил Каафа, Кааф родил Амрама и Амрам был отцом Моисея и Аарона. Тут же мы узнаём, что Левий жил 137 лет, Кааф – 133 года и Амрам – 137 лет. Кроме того, мы знаем, что Моисей начал выводить народ Израиля из Египетского рабства когда ему было 80 лет. Если мы сложим эти цифры, то получим число 487. В то же время мы знаем, что народ Израиля находился в Египте 430 лет. Если мы учтём также что Иосифу, когда он воцарился в Египте, было не менее 30 лет, а Левию – его старшему брату – ещё больше, то получится, что дети у Левия, Каафа и Амрама должны были родиться незадолго перед их смертью. Очевидно, что здесь какая-то нестыковка.

По-видимому, речь здесь идёт не о плотской, а духовной наследственности. Может быть о передаче некоторого служения. Мы ведь знаем, что Иисуса называли Сыном Давидовым, хотя между ними было как минимум 28 родов. То есть пребывание в Египте разделяется как бы на 4 периода: Левий («Привязанность») - снизхождение в Египет, Кааф («Собрание») и Амрам («Народ Вышняго») - пребывание в Египте и Моисей («Вынутый из воды») - исход из Египта. Это похоже на 4 периода, указанных у Марка (13,35) – вечер, полночь, пение петухов и утро.


<<< 254 >>>
Плоть и кости

Кость – жёсткая; плоть – мягкая

О злом человеке говорят, что он жёсткий, жестокий. О добром человеке говорят, что он уступчивый, мягкий. С другой стороны, о мягком человеке, который не имеет в себе духовного стержня, своей воли говорят, что он бесхребетный и это уже воспринимается отнюдь не как положительное качество. То есть в идеале человек своей обращённостью к другим, вовне должен быть мягким, но какие-то свои убеждения он должен соблюдать для себя твёрдо. Получается как бы скелет обложенный плотью по подобию строения тела человека и животных.

У насекомых принцип построения тела иной. Снаружи – твёрдая хитиновая оболочка выполняющая функцию опоры, скелета, а внутри – мягкие части тела. Подобным образом может быть построено и мировоззрение некоторых людей. Они жёстко, автоматически (инстинктивно) реагируют на любую попытку извне вмешаться их жизнь. И происходит это, как правило, потому что внутри они беззащитны.

При сотворении жены Бог извлёк ребро, т.е. кость человека и из этой кости создал ему жену. При этом сделано было нечто странное, противоречащее обычному порядку вещей. То, что обычно сокрыто внутри Бог сам извлекает и выводит наружу. Назовём кость «злом», а плоть «добром». Тогда при создании жены Бог, как бы противореча Сам Себе (Бог есть любовь), выводит наружу зло и нечто творит из него. Тем не менее, человек признаёт в жене часть самого себя: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2,24).

Не было ли его отпадение от Бога и появление сатаны связано с непониманием этого последнего акта творения Бога? Не пожелал ли тот, кого мы называем сатаной, чтобы всё продолжало оставаться «хорошо весьма» как это было после шести дней творения? Ведь именно такое желание Петра оставить всё как есть и не допустить смерти Христа привело к тому что он стал противоречить Господу, на что Господь сказал: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16,23).

В строении человека отмечается одна важная особенность. Если общий план строения самого тела – это скелет на котором находится плоть, то строение головы обратное – это череп (кость) внутри которого находится мозг (плоть). Не есть ли голова – «жена» для нашего тела. Не пожелал ли Бог и в духовном плане обеспечит человека (человечество) «головой»? Действительно, Бог изъял из этого мира Христа также как изымает и других людей через смерть. Но Христос, в отличие от других людей, стал Главой Церкви – земного Своего Тела. К голове принадлежат, по-видимому, и все святые попавшие в Царство Небесное.

Символ христиан – Крест, на Котором распят Христос. Убери Крест и христианство станет гораздо более «мягким», понятным, приемлемым. Но это будет уже не христианство. Крест – это скелет, каркас христианства.

С другой стороны, с Христом были распяты и разбойники. Совершенно понятно, что крест разбойника хулящего Господа совсем не тот же самый, что Крест Христа. Крест Господень – это кость (зло) внутри которой находится жизнь - мозг (добро). Крест разбойника – кости сухие, мёртвые.

Когда мы принимаем те скорби и испытания, которые даёт нам Бог – мы принимаем и несём по жизни свой крест. Когда принимаем ради Христа, мы имеем в Нём опору для нашей души. Принимая зло страданий в себя, мы одновременно учимся быть снисходительными и мягкими в общении с другими людьми. Человек не прошедший через страдания, как правило, мягким к другим быть не может – не умеет.

Если продолжить аналогию со строением тела человека, то кроме головы, имеющей «обратный» план строения, есть ещё таз и грудная клетка со сходным планом творения. Правда таз незамкнут: закрыт сзади и открыт спереди, а грудная клетка не сплошная, состоящая из 12 пар рёбер. Таз, по-видимому, соответствует ветхозаветному Израилю (завет через обрезание крайней плоти), а грудная клетка – христианству (завет через Духа Святого). Соответствие 12 апостолов 12 рёбрам в этом смысле не вызывает удивления. А 12 колен Израиля, по-видимому, говорят о том, что Ветхий Завет имеет часть в Новом.

Тело человека получает кислород (духа) через лёгкие, находящиеся в грудной клетке. Аналогично и христиане несут ответственность за то, чтобы Дух Святой оживотворил всё человечество.


<<< 255 >>>
Падающая стена

Предположим, что в какой-то момент вам показалось что стена, стоящая рядом с вами, начинает заваливаться и вы, упёршись в неё, стараетесь её поддержать. Однако когда вы нажмёте на стену она, в свою очередь, также будет давить на вас. При этом причин думать о том, что стена падает, у вас будет больше, ведь реально стена на вас давит. Если вы нажмёте посильнее, то сильнее будет давить на вас и стена. Возникает порочный круг. Вы думаете, что стена падает, и поэтому вы её держите, хотя на самом деле всё наоборот: вы давите на стену, и поэтому она давит на вас.

Думаю, что многое в нашей жизни происходит по подобному сценарию. Люди берут на себя обязательство контролировать те процессы, которые до этого и без их участия вполне удовлетворительно происходили. При этом в попытках преодолеть сопротивление «стенки» расходуется впустую масса сил, которые мы могли бы потратить на действительно важные дела.

Более того, в человеческих взаимоотношениях, например, когда человек берёт на себя чужие обязанности, «стенка» реально начинает «заваливаться». То, что до этого совершалось «само», теперь начинает требовать нашего участия.


<<< 256 >>>
Голова или раковая опухоль?

Между мозгом и раковой опухолью есть одно важное функциональное сходство. Когда организм испытывает какой-либо дефицит, то мозг снабжается в первую очередь. Тело может сильно исхудать, вплоть до дистрофии, но мозг будет получать полноценное питание. Также и раковая опухоль умеет забирать у организма то, что нужно ей для роста.

Разница же между ними та, что мозг обеспечивает интересы всего организма, а опухоль только свои.

В здоровом организме существует развитая и хорошо работающая система иммунитета, которая позволяет различать «своё» от «чужого» и, соответственно, борется с чужим. Парадокс раковой клетки – это её перерождение. Клетка (или орган), до поры до времени обеспечивающая интересы организма и являющаяся «своей» в какой-то момент начинает работать на себя, истощая других, т.е. становится «чужой». При этом осуществлять свою вредоносную деятельность она может только в том случае, если её продолжают считать «своей».

Интересы головы и раковой опухоли противоположны. Раковая опухоль может развиваться только в атмосфере лжи, только тогда, когда её – «чужую» принимают за «свою». Голова же должна обеспечить интересы Истины, знать настоящие интересы организма и научить организм отличать истину от лжи.

Поскольку интересы головы и раковой опухоли противоположны, постольку они друг с другом борются. Но методы борьбы разные! Голова борется за Истину и Любовь и действовать она должна теми же методами, которыми действует в мире Бог – Глава всего мироздания. Методы борьбы раковой опухоли сатанинские – ложь, клевета, насилие, подкуп… При этом «ангелы» сатаны для того чтобы иметь успех должны выглядеть для всех ангелами Света. Главное оружие их – ложь и лицемерие, когда ложь выдаётся за истину, а настоящая любовь подменяется одним из множества её суррогатов.

Опасность перерождения власти в лице царя предвидел пророк Самуил. В Библии об этом говорится следующее: «…вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит [их] у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.» (1Цар. 8,11-18)

Переродиться в раковую опухоль стремится не только власть, но и человечество в целом. Противоположный путь становления человека Человеком предложен нам Христом и назван он покаянием.


<<< 257 >>>
Человеческое в человеке

Мы живём в очень странное и одновременно интересное время. С одной стороны, мир становится всё более удобным, комфортным для человека. А, с другой стороны, он становится всё более бесчеловечным.

Если раньше для ребёнка выбор дел или игр был достаточно ограничен, то теперь перед ним раскрывается огромный мир увлекательных развлечений. Но, играя в компьютерные игры, ребёнок всё меньше желает жить реальной жизнью. Его всё труднее привлечь к деланию нужных домашних дел, к учёбе. Он всё меньше общается с живыми людьми, а если и общается, то через мобильный телефон. В результате он приобретает навыки жизни в искусственном виртуальном мире и в то же время всё более теряет навыки жизни реальной.

Появление компьютеров, интернета, средств связи, с одной стороны, как будто открывает перед человеком огромные возможности сделать свою жизнь такой, какая бы его устроила, решить множество повседневных проблем. С другой стороны, они же открывают небывалые ранее возможности постороннего вмешательства в эту жизнь незванных гостей. Люди пытаются обезопасить себя от таких рисков, пытаются вынести за скобки «человеческий фактор», доверить свою судьбу умным бесстрастным машинам, но человеческого тепла, понимания, милости от них не дождёшься.

Наши правители видят источник человеческого благополучия в новых совершенных нанотехнологиях и суперкомпьютерах. Надеются, что совершенные машины сделают совершенной и жизнь человеческую. А для человека главное – жить не среди машин, имитирующих человеческие отношения, а среди людей. Настоящих, мудрых, внимательных и любящих людей! Главное – чтобы люди были Людьми, совершенными, как Отец их небесный!

Наука нашла в человеке много общего с машинами. Церковь же должна обнаружить в человеке то, что отличает его от любой машины – человеческое, Божие. Ибо только зная своё специфически человеческое, ценя его, приумножая его как главное богатство, человек и становится настоящим Человеком!

<<< 258 >>>
Осмысленность

Когда мы говорим о смысле жизни, смысле слова, смысле поступка, то почему-то говорим не о многих смыслах, а о едином. При этом мы прекрасно понимаем, что, например, какое-то высказывание может быть двусмысленным, т.е. явным образом сказано одно, а подразумеваться при этом может другое. Однако в этом случае мы обычно считаем, что настоящий, истинный смысл один. Другой же – иллюзорный, искусственный, ложный.

Единство смысла связано, по-видимому, с единством Бога. Когда же мы в двусмысленном высказывании выбираем одно мы, фактически, творим суд. Тот смысл который мы выбираем и считаем истинным мы полагаем происходящим от Бога, а другой – от лукавого. Но действительно ли этот второй смысл происходит от врага рода человеческого или происхождение его иное?

Человек – существо осмысленное, способное понимать и принимать Смысл (Бога), а также привносить смысл в мир. В первом случае мы говорим о способности воспринимать и понимать, а во втором – способность активно действовать.

Если человек воспринимает смысл Божьего промысла и осуществляет его же, то нарушения единства смысла нет. Нарушение единства происходит тогда, когда Бог задумывает о человеке одно, а человек делает другое, не соответствующее Божьему замыслу. Это несоответствие может происходить по двум известным нам причинам. Во-первых, если человек неправильно понял и, следовательно, исполнил не то, что нужно. Во-вторых, когда он Бога понял, но исполнил не Божию волю, но свою. В этом случае получается, что он привнёс в жизнь свой смысл отличный от воли Бога.

В приведённых рассуждениях предполагается, что Божий промысел о человеке всегда точно определён. Так ли это? Это, по-видимому, так только в одном случае – если человек всего лишь исполнитель воли Божией. Но тут есть одна проблема. Чтобы давать исполнителю какое-либо задание нужно знать, чего от него можно ожидать, на что он способен. В этом смысле Бог тоже не только осуществляет Свою волю, но и познаёт то, что Он создал. В частности, познаёт каждого из нас. Но из этого следует, что человеку действительно нужна способность привносить в мир свой смысл, подобно Богу реализовывать себя самого.

Способность человека делать дела ради Бога – это «Марфа», а способность слышать и понимать Бога - «Мария» (см. Лк. 10,38-42). Чтобы единство смысла сохранялось, необходимо чтобы они делали одно дело. Однако в этом едином есть благая часть – та, которую взяла на себя Мария. Ведь по-настоящему исполнить волю Божию можно лишь тогда, когда понимаешь, что Он от тебя хочет. Тогда только твои дела будут по-настоящему осмысленны.


<<< 259 >>>
Один и Трое

Мы называем Христа "Бог Слово". Слово же (единое) существует только тогда, когда есть Говорящий и Слушающий. Более того, между ними должно происходить нечто, что мы называем Общением. Соответственно, Бог Отец - Говорящий. Он Источник всего существующего. Бог Сын - Слышащий и Понимающий. Он присутствует во всём, что сотворено непосредственно Отцом. У Него есть способность воспринять сказанное Слово и исполнить Его. Хотя эта способность присутствует во всей твари, но наиболее полно, насколько нам известно, она была у Иисуса из Назарета. И проявилась она после сошествия на Него Духа Святого - третьего лица Троицы, осуществляющего Общение между Отцом и Сыном.

Мы говорим о Троице "единосущной" и "нераздельной". Почему? Понять Другого может только Такой же, сущность которого одна и та же. Обезъяне не понять человека. Человек, говорящий на другом языке, может понять другого, но только когда изучит его язык, приобщится к единой сущности этого языка. И эта способность понимать будет присутствовать у него в той мере, в какой он усвоил язык, в какой язык стал частью его самого - его сущности. Также человек, принявший в себя Духа Святого становится способным понимать Бога и исполнять Его волю.

Теперь о нераздельности. Мы привыкли мыслить в разделяющей логике "или-или". Так, например, когда пантеист говорит, что Бог присутствует в каждой мельчайшей частице этого мира ему отвечают: "нет, Бог не растворяется в тварном мире. Он - самостоятельное Существо, не связанное с тварью". При этом предполагается, что истинно либо одно утверждение, либо другое. Я думаю, что истинны оба. Они разные, но они нераздельные. Когда мы говорим о Боге как самостоятельном Существе мы говорим, прежде всего, об Отце. Когда говорим о присутствии Бога в любой твари мы говорим, прежде всего, о Сыне. Но они не живут изолированно друг от друга, а пребывают в общении, совершаемом Духом Святым. Вот, что об этом говорит Христос: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим." (Ин. 14,23)

Человек, ощущающий в себе присутствие Божие, может в определённой степени действовать как Отец и быть творцом. Он же способен откликаться на Слово Отца, воспринимая и следуя некоему Смыслу. В этом он подобен Сыну. И он же через Духа Святого ощущает свою непосредственную связь с миром и Богом.


<<< 260 >>>
Знания и вера

Недавно слушал одну беседу учёного со священником из цикла передач «Не верю». Этот учёный был совершенно убеждён в том, что вера – это нечто незрелое, ущербное по сравнению со знанием. Он считал, что наука предназначена для того чтобы получать истинное, точное знание, а вера, соответственно, - это нечто неопределённое и качеством истинности обладать не может. При этом как-то удивительно он не понимал, что этот его тезис отнюдь не является доказанным научным фактом, а есть лишь предмет его веры.

Можно, в какой-то степени, согласиться с ним и признать, что в конечном итоге люди более дорожат знаниями, а не верой. Знание – это конечный результат, плод трудов учёного. Но если поставить вопрос откуда берутся знания, о процессе их появления на свет, то станет также достаточно очевидно, что этот процесс немыслим без веры.

Я сейчас не говорю даже о вере в Бога, а о вере вообще. Учёный, ищущий ответ на свой вопрос, должен выбрать правильное направление своего поиска. Этот выбор совершается его верой. Когда, несмотря на его усилия, задача не решается он, для того чтобы продолжать поиск ответа (получить знание) должен верить, что решение задачи существует и что он на правильном пути. Когда случаются озарения и человек получает-таки ответ на свой вопрос он должен верой принять его и лишь потом проверить. Если же не примет, то и проверять будет нечего.

Знание подобно зерну в зрелом колосе, а вера – это то растение, которое зерно произрастило. Нельзя переоценивать значимость зерна и недооценивать значимость растения!

Развитие нашей цивилизации привело к тому, что процесс получения благ сводится для большинства людей к зарабатыванию денег и приобретению благ в обмен на них. Откуда что берётся в магазине, как выращиваются овощи, как делаются вещи – этим вопросом мало кто интересуется. Поэтому мы привыкли ценить конечные блага – вещи, знания, музыку, картины, свет и тепло в доме… Однако мало кто ценит тех, кто эти блага создаёт и тот труд, в результате которого они получаются. Так что не удивительно, что в среде таких людей знания ценятся, а верою пренебрегают.

Кстати, тут вспоминается заповедь о труде, данная человеку после грехопадения: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19) Тот, кто не трудится, тот не умеет ценить усилия, которые приводят к результату. Прежде всего именно такие люди (не исполняющие заповедь Божию) и не понимают зачем им нужна вера. Они тоже верят. Но верят в сказки, в свои иллюзии, а не в истинного Бога. Вера в Бога – трудная!

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group