<<< 231 >>> Интеллигентность и благородство
В моём понимании интеллигентность ассоциируется прежде всего не с интеллектом, а с благородством. Благородство - это не просто происхождение человека из благого рода. В этом случае происхождение играло бы решающую роль. Благородство - способность, умение человека порождать вокруг себя благо. Образец благородства в этом смысле - Богородица. Почти всё что мы знаем о Ней - то, что она родила и воспитала Иисуса Христа. Казалось бы, так мало, а на самом деле так много!
Другой антипример - Лев Николаевич Толстой. По происхождению граф, по силе интеллекта - высочайшая вершина. Но была ли мощь его ума благородной? Пойдя в народ, он не столько возвысил его, сколько дал этому народу ложное понятие о благе. Не высочайшем божественном благе, возводящем человека из звериного состояния к божественному, а о благе примитивном, ограниченном, гордом, требующим у Бога своего признания! А Бог этот гордый революционный дух взял и не признал!
По плодам познаете дерево!
<<< 232 >>> Творение жизни
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.» (Быт. 2,18) Далее Бог творит человеку жену – помощника, которая позже названа Евой – «Жизнью».
Попробуем на эту историю посмотреть с точки зрения взаимоотношения человека с его жизнью. И наше собственное пожелание и, как это следует из Библии, пожелание Бога состоят в том, чтобы наша жизнь соответствовала нам самим. Нашим глубинным желаниям, ценностям, воле. Но мало кто оказывается вполне удовлетворённым своей жизнью. Гораздо чаще люди сетуют на то, что их жизнь не такова какой она должна бы была быть. Их жизнь, как они считают, НЕ соответствует им. Что же делать? Как добиться соответствия?
Высказав пожелание создать человеку жену, Бог начинает с того, что образовывает из земли животных и приводит их к человеку. Человек всем им даёт имена, но подобных себе в них не находит. (Быт. 2,19-20) И лишь после этого Бог изымает у Адама ребро и создаёт из него жену.
Соответственно, когда мы являемся в этот мир, существовавший уже до нашего появления, мы входим в соприкосновению с жизнью бывшей до нас. Бог даёт нам соприкоснуться с разными сторонами жизни для того чтобы мы поняли, что эта жизнь «не наша». Возникает нужда в «своей» жизни. И Бог начинает созидать для человека это «своё». Созидать также, как создавал Адаму его жену, т.е. забирая у человека часть «его», преобразовывая это «ребро» в нечто другое и затем приводит к нему как некие жизненные обстоятельства, уже соответствующие самому человеку.
Когда люди нетерпеливы и хотят чтобы жизнь как можно быстрее соответствовала их пожеланиям, Бог может пойти им навстречу. Но чтобы много дать нужно много взять. Когда же Бог начинает у нас что-то дорогое нам забирать, мы часто отказываемся принимать это решение Божие. При этом как обиженные дети часто отказываемся принять от Бога и то, что Он нам возвращает как «наше», не хотим принять себя такими, какие мы есть (нетерпеливые, обидчивые, гневные…). Не приняв же, мы лишаем себя возможности покаяния, становимся не способными измениться.
А ведь Бог дал человеку уникальную возможность с Его помощью творить самих себя и свою жизнь, быть «как боги»!
<<< 233 >>> Послушание и страх Божий
«А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21,28-31)
Эта притча рассказанная Господом раскрывает перед нами смысл таких двух важнейших понятий как «послушание» и «страх Божий».
Кто из двух сыновей выглядит более послушным? – Кажется что второй. Однако исполнил волю отца не он, а тот который казался непослушным. «Послушный» легко соглашается исполнять волю отца. Однако если он соглашается даже и не подумав, как он будет исполнять работу и по силам ли она ему, то, чаще всего, столкнувшись с трудностями, такой легкомысленный соглашатель отступает и дело не делает. «Непослушание» же второго может происходить не из простого упрямства, а из понимания того, что дело слишком сложно и как его сделать он не знает. Разум и «трезвая» оценка ситуации заставляют его отказаться от дела. Раскаяние же и исполнение его совершается часто не по разуму, а вопреки ему – по вере.
Сопоставим две библейские истории происшедшие с Моисеем и Петром. Когда Бог повелел Моисею вывести народ Израиля из Египта, Моисей изо всех сил пытался отказаться. Он был «непослушным». Но в конце концов задание Божие исполнил. С другой стороны Петр, услышав от Иисуса, что все ученики соблазнятся о Нём, слишком быстро согласился со столь естественным желанием остаться верным дорогому Учителю и заявил: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26,33) А потом не устоял и предал.
Когда нам приходится принимать решение в критических случаях, когда речь идёт о жизни и смерти, когда нужно пройти в «тесные врата» нам нужно понять, принимаю ли я положительное решение, понимая свою немощь и доверяя Богу, или это решение необдуманно и самонадеянно. А поскольку понять это трудно, то и возникает страх ошибиться, страх Божий.
Бог – это «исключение из правил». Во всех живых языках помимо грамматических правил существуют исключения. Например, неправильные глаголы в английском языке. При этом «неправильные» совсем не означает «плохие». Наоборот, зачастую именно они являются наиболее важными и нужными. Неправильность их не в том, что они произвольны и неопределённы, а в том, что определённость их особая, отличающаяся от определённости остальных. И чтобы хорошо владеть языком нужно знать и правила и исключения.
Ребёнок, осваивая язык, овладевает правилами и пытается всё строить по ним. Но тут он сталкивается с тем, что, в случае исключений, сказанное «правильно», т.е. по известным ему правилам, оказывается неправильным с точки зрения языковой нормы. Приходится осваивать и исключения. Хотя отступление от привычных правил выглядит своего рода разрушением основ. Так в обычной жизни, где не требуется ни сверхусилий, ни быстроты принятия решений согласие второго сына совершенно нормально и приветствуется. Но в исключительных случаях оно становится уже опасным.
Страх Божий – это «знание» или «ощущение» того, что в жизни могут возникнуть неожиданные и исключительные ситуации которые нельзя все предусмотреть. Что Бог может потребовать от тебя как от Моисея невозможного с точки зрения правил логики и здравого смысла. Но это, в то же время, и готовность исполнить, пройдя по очень узкому пути Божия промысла. Понимание своей беспомощности без Бога и, в то же время, вера в то, что Бог всё что от нас хочет – может! А вместе с Ним можем и мы.
<<< 234 >>> Подготовка к работе
Начнём с факта. Многие священники страдают от варикозного расширения вен. Почему? Ответ кажется простым – потому что им много приходится стоять, и они обычно мало ходят. Но есть и другие профессии и малоподвижные, и где приходится стоять, но где заболеваемость реже. Ответ на эту загадку заключается, скорее всего, в том, что переход от отдыха к напряжённой работе у священников совершается обычно более резко, чем в других профессиях. Батюшке обычно не нужно утром идти на работу, поскольку либо он живёт рядом с храмом, либо едет туда на машине. А на службе сразу же приходится стоять – давать большую нагрузку на сосуды ног.
Те, кто когда-то занимался спортом, знают, что прежде чем браться за напряжённую работу, необходимо размяться – постепенно подготовить организм к работе. Если этой подготовки нет, то и результат будет хуже, и велика вероятность получить травму.
Необходимость разминки возрастает с возрастом. В молодости люди могут быстро включаться в работу, а к старости приходится быть гораздо более осторожным. Так, например, заниматься спортом можно и в пожилом возрасте, но на подготовку к основной работе приходится тратить времени гораздо больше.
Сказанное относится не только к физическим нагрузкам, но и к психическим также. Чтобы эффективно действовать нам требуется «проснуться». Кому-то это пробуждение даётся легче, кому-то труднее. Разные виды деятельности также требуют пробуждения (разминки) своих специфических систем. Так, певцу нужно пробудить свой голосовой аппарат, школьнику нужно разбудить своё внимание – утренняя зарядка, поэтому, может заключаться не только в выполнении физических упражнений. Батюшкам же можно, наверное, порекомендовать утром перед службой погулять, потом немного отдохнуть и идти на службу.
<<< 235 >>> Знание и жизнь
Книга Иова даёт нам представление о различии между знанием и переживанием. Главный герой книги праведный Иов переживал страдания, не понимал, за что они посланы Богом, мучился сомнениями. Друзья же его были вне этого страдания, но, будучи снаружи, они имели знание о том, что Иов страдает, что ему нужна помощь. И, в то же время помочь ему ничем не могли.
Будучи вне страдания, они были «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Но в этом «как» заключалось не только подобие Богу, но и существенное различие. Они подобно Богу могли видеть страдания Иова, могли (частично) понять, что с ним происходит, но в отличие от Бога не могли ничего изменить.
Знание – это «спящая» жизнь. Иногда её можно разбудить и тогда знания приносят пользу, что-то в жизни меняют. Иногда разбудить не удаётся и тогда знание оказывается мёртвым.
Знание о Боге – это такая же «спящая» Жизнь. Какими бы значимыми вообще или для кого-то эти знания ни были, в каком-то конкретном случае эти знания могут не работать, потому, что они не пробуждают жизни в этом конкретном человеке, не дают «знания» Бога – сопереживания божественной Жизни.
В нашей повседневной жизни мы иной раз путаем знание и непосредственное переживание. Иной раз приходится слышать: «батюшка, Вы меня не понимаете»! Чего при этом хочет человек? Чтобы у меня было абстрактное знание о его душевных переживаниях или он хочет, чтобы я сопереживал ему?
- Скорее всего, он ожидает сопереживания. А если его переживания греховные? Если у него обида, зависть, неприязнь, уныние? Нужно ли мне ему сопереживать?
В естественном состоянии мы хотим сопереживать доброму, хорошему, а о плохом только знать – быть вне его. Однако, если мы хотим победить зло и исправить плохое, мы не можем остаться вне его. В то же время, если мы включимся в эту дурную жизнь, мы можем там так и остаться. Жизнь, как болото, поглотит нас. По человечески сил не хватает. И здесь на помощь приходит Господь, Который вошёл в жизнь мира, мир поглотил Его, но не до конца. Воскреснув, Христос не только Сам вошёл в другую Жизнь, во и вывел с Собой верных Ему. Тех, для кого Он был жив. Для кого Он был не мёртвым или спящим знанием, а Жизнью, Которую нужно не знать, а сопереживать.
Два дерева посреди рая – два способа отношения к жизни. Первый – оставаясь вне ситуации пытаться понять (судить) хорошо ли происходящее или плохо, приемлемо ли для нас или нет. Это дерево познания добра и зла. Второй – войти в ситуацию, вкусить от неё, пережить её. Это дерево жизни.
Бог не дал человеку вкушать от дерева жизни потому, что человек вкусив, воспринял эту жизнь как неприемлемую (отказ от содеянного в истории грехопадения). Такой жизни, действительно, лучше не вкушать. Христос, наоборот, даже то, что для нас неприемлемо сумел принять и при этом получил свободный доступ к дереву жизни. Но уже не просто жизни, но приемлемой, желанной Жизни вечной.
<<< 236 >>> Гробы скрытые
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того" (Лк. 11,44)
Христос называет фарисеев лицемерами - людьми, которые скрывают своё истинное лицо за маской. Людят видят внешнее, то что выставляется напоказ, что благочестиво и красиво, а человеческого лица, самого человека не видят. Не знают его.
Человеку, скрывающему своё лицо, кажется, что так он лучше сохранит самого себя, сохранит своё "сокровенное" - свою жизнь. Но в результате жизнь без общения с миром умирает. И благочестивый образ становится для человека "окрашенным гробом" (Мф. 23,27)
<<< 237 >>> Я люблю тебя, жизнь!
До сих пор я обращал внимание на то, что ответ жены в истории грехопадения
не соответствует ответу Адама. Жена отвечает Богу, абсолютно игнорируя то, что сказал Адам и в этом смысле, поскольку соответствия нет и нарушен замысел Божий, она ему уже больше не жена. То есть как будто источником нарушения этого соответствия и воли Божией является жена. Тем более именно после ответа жены следует проклятие от Бога.
Но тут я попробовал посмотреть на ситуацию с точки зрения соответствия. Может быть ответ жены в какой-то степени соответствовал ответу Адама. Тогда в чём может быть это соответствие?
Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения не логики, не суда, а любви. Проявилась ли в ответе жены любовь к Адаму? Или, наоборот, проявилась нелюбовь? На мой взгляд, очевидно, никакой любви друг к другу в ответах Адама и жены нет! Но кто первый проявил эту нелюбовь? Или просто недостаточность любви. То есть любовь, может быть и была, но жена не смогла её почувствовать и ответить на неё любовью же.
Если смотреть на этот вопрос с точки зрения соответствия жены своему мужу, то тогда источником нелюбви является Адам. Жена же просто ответила ему тем же.
Теперь вспомним расшифровку фразы "Адам познал Еву" которую я дал в книге "По плодам познаете древо". Адам = "человек". Ева = "жизнь". Получается "Человек познал жизнь". Как мы помним, Адам познал Еву дважды. Вот и мы давайте посмотрим, что происходит, когда Адам познаёт Еву (Человек познаёт жизнь) 1) без любви и 2) с любовью. Понятно, что в первом случае он - насильник. Во втором - муж.
Кстати, в Библии сказано "познал", а не "познан", т.е. первопричиной является познающий - Адам.
Как в первом, так и во втором случае жена отвечает ему тем же. Если есть любовь - любовью. Если любви нет (или она не воспринимается, неощутима) - нелюбовью.
Тогда получается, что первый раз Человек познаёт жизнь без любви (с недостаточной любовью) При этом возникает разделение на "добро" и "зло" - рождаются два сына. Человек вкушает от дерева познания добра и зла. Второй раз человек познаёт жизнь с любовью. При этом рождается один сын. Здесь уже нет разорванности (множественности), а есть единство. И человек вкушает от дерева единой жизни плод любви.
<<< 238 >>> Точка или многоточие?
Привычное и принятое понимание истории грехопадения настолько "понятно", что обычный человек ставит точку ("я понял") и начинает читать Библию дальше, к истории грехопадения уже больше не возвращаясь. Но есть и такие, которые чувствуют, что точку ставить рано - в этой истории ещё много непонятного. Они начинают "копать" вглубь.
Результаты этого "копания" бывают разными.
Одни откапывают нечто такое, что другими людьми не принимается - неприемлемое. Такие чаще всего становятся еретиками (инакомыслящими).
Другие могут докопаться до "источника великой бездны" (Быт. 7,11) и оттуда могут хлынуть такие неконтролируемые человеком потоки "воды", что человек может просто сойти с ума.
Третьи откапывают золотые самородки - то, что очень всеми людьми ценится. Их люди считают святыми.
Понятно, что "копание вглубь" может привести как к обретению клада, так и к большой беде. Так нужно ли это делать? - Да, можно подстраховаться, поставить точку, НЕ копать. Но при этом рискуешь стать бесплодной смоковницей.
Или, если копать, то не рыть в произвольном и случайном направлении, а копать, зная то, что тебе нужно найти?! Может быть нужно-то нам по большому счёту не то, что ценят люди - "золотые самородки", а то, на что нам указал Господь?! - Твёрдое основание на котором мы можем строить своё мировоззрение, своё отношение к жизни? (Лк. 6,48)
Если же будем копать в верном направлении, то заодно наверняка откопаем и множество золотых самородков - множество интереснейших мыслей наполненных глубоким смыслом.
<<< 239 >>> Радость веры
"И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью." (Лк. 24,51-52)
Можно понять радость апостолов, когда они удостоверились в Воскресении Христа, ибо они вновь обрели своего любимого Учителя, которого, казалось бы, безвозвратно потеряли. Но как понять великую их радость после того как Господь вознёсся на небеса и расстался с ними? Какая радость может быть от потери? Или, может быть, и здесь радость была от приобретения?
Действительно, перед Своим вознесением Господь обещал им послать от Отца Духа Святого. Но достаточно ли обещаний для радости? Тем более – великой! Ведь в своей привычной жизни мы так часто бываем обманутыми чьими-то обещаниями или своими надеждами, что верим лишь тому, что уже совершилось. Лучше, как говорят, иметь синицу в руках, чем журавля в небе.
В том то и дело, что обетования данные Христом – особые. Иисус многократно давал Своим ученикам возможность убедиться, что все слова Его истинны. И даже последнее, самое невероятное, предсказание о Воскресении сбылось! Как тут не поверить?! А если есть совершенная уверенность в том, что обещанное обязательно совершится, то как же тогда не радоваться?! Уже сейчас радоваться.
Вера приближает к нам исполнение того, во что мы верим. И, если нам обещано благо, то она же вселяет в нас и радость! Поэтому вера христианская должна быть верой радостной, ведь Господь обещал нам: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.» (Лк. 12,32)
Истинная вера не может быть безрадостной или пугающей. А радость – это один из критериев истинной веры.
<<< 240 >>> Четыре рыбака
Рассказ о призвании Христом учеников Своих – апостолов начинается с того, что Господь призвал четырёх рыбаков: Петра и Андрея, брата его, а также Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его. При этом Пётр и Андрей закидывали сети в море, а Иаков и Иоанн занимались не непосредственным ловом рыбы, а починкой сетей. На этом моменте мне хотелось бы остановиться.
Успешность лова рыбы (а затем человеков) зависит не только от умения ловца, но и от того, насколько хорошо ловец оснащён – насколько хороши сети. Разделение ловцов рыбы на пары в этом случае может иметь тот смысл, что в общем деле есть разделение функций. Одни занимаются непосредственно ловом рыбы, а другие обеспечивают им необходимый для этого инструментарий.
В Деле уловления человеков для Христа также может быть разделение на тех, кто непосредственно приводит людей ко Христу и тех, кто «сплетает сети». Главное дело первых – непосредственное общение с людьми. Дело вторых – богословие, общение с Богом и созидание христианского мировоззрения.
Иаков и Иоанн – сыновья Зеведея, имя которого означает «Рыбак». Указание на сыновство, подчинённость «рыбаку» может, с одной стороны, означать подчинённость богословия задаче уловления человеков (чем больше – тем лучше). Но, с другой стороны, мы должны помнить, что главный «Рыбак» - это Господь. Там где по-человечески ловля оказывается неудачной, по указанию Христа она может быть весьма успешной (Лк. 5,4-10; Ин. 21,5-6) И когда Христос призвал Иакова и Иоанна, то сказано: «они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.» (Мф. 4,22) Последнее может означать, что главная задача богословов – следовать за Христом и не быть в полной зависимости от задачи поймать «рыбы» как можно больше.
|