Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Статьи Кванты творения

КВАНТЫ ТВОРЕНИЯ


Начало двадцатого века было ознаменовано появлением идей, приведших к коренному изменению наших представлений о природе физической реальности. Ранее существовали две теории света – корпускулярная и волновая – каждая из которых объясняла лишь часть наблюдаемых феноменов. Это были две независимые и, более того, конкурирующие между собой теории света. И вот, в 1900 г. Макс Планк, пытаясь объяснить спектр излучения абсолютно чёрного тела на основе электро-магнитной теории света Максвелла, ввёл предположение, что свет излучается порциями – «квантами». Получился некий странный симбиоз двух ранее независимых теорий. Но предположение Планка настолько хорошо работало, что к нему вынуждены были отнестись серьёзно.


Далее в 1923 г. Луи де Бройль распространил представление о дуализме частиц и полей уже на случай микрочастиц. Он предположил, что каждая частица имеет некие волновые характеристики, параметры которых соответствуют энергии частицы. Предположение это было затем подтверждено экспериментально и физики всерьёз заговорили о квантово-волновом дуализме микромира.


Следующим шагом в этом направлении было появление квантовой механики – теории, с одной стороны, хорошо описывающей наблюдаемые факты и, с другой стороны, вводящей нас в какой-то совершенно другой мир. Следующие из этой теории выводы очень трудно было совместить с привычным здравым смыслом, но, поскольку квантовая механика очень хорошо работала, физики вынуждены были признать существование новой физической реальности, которую необходимо было как-то осознать.


Чтобы составить себе какое-то представление об этой новой реальности давайте попробуем вначале понять, в чём принципиальное отличие классического мира от квантового. Когда мы приступаем к изучению классической физики, основой которой является механика, то начинаем обычно с представления о свободном движении тела в пространстве. Свободное непрерывное движение – это основное понятие, на базе которого строится вся остальная механика. Наоборот, квантовая физика начинается с признания того факта, что не всю физическую реальность можно описать на языке непрерывных процессов. Здесь базовым понятием является устойчивое состояние и предметом изучения становится переход из одного такого состояния в другое.


В результате попыток понять события происходящие в микромире, выяснилось, что многие странности, необъяснимые с точки зрения классической физики, «понятны» если поведение микрочастиц сопоставить с поведением имеющих свободную волю и разум людей. Во всяком случае, есть очевидные корреляции. Также как и в социологии, законы микромира носят статистический характер. Поведение же отдельной частицы также непредсказуемо, как и поведение отдельного человека. Кажется, что микрочастицы как будто обладают разумом и волей. Обратим поэтому наше внимание на то, что происходит в духовном мире человека.


Здесь мы сразу обнаруживаем, что наш духовный мир в гораздо большей степени является квантовым, чем классическим. Наше мышление – это переход от одной определённой мысли к другой. Наше внимание переходит от одного объекта к другому и происходит это тоже скачками. Мы выделяем отдельные настроения, желания и состояния и описываем их разными понятиями, которые выражаются отдельными словами. Когда мы шутим, мы понимаем, что говорим иначе, чем когда говорим серьёзно. Когда нам грустно, мы, может быть, и хотели бы порадоваться, да не можем. То есть духовный мир – мир квантовый.


А что такое наша воля? – Мы говорим о воле в тех случаях, когда хотим достичь некоторой цели. То есть мы осознаём, что находимся в одном состоянии, но хотим быть в другом – в котором цель уже достигнута. Когда же мы цели достигаем, то часто обнаруживаем, что достигли не совсем того, чего хотели. Оказывается, что мы в это новое состояние каким-то образом попали, оказались там. Причём не только благодаря своей воле.


То есть мы видим, что духовный мир человека, который, безусловно, проявляется и во внешней нашей жизни – квантовый. Если же мы обратимся к источнику наших знаний о Боге – Библии, то уже в самом начале первой книги Бытие мы также обнаружим указание на квантовую природу творения мира Богом. Подобно тому, как воздействие света осуществляется не непрерывно, а отдельными порциями – квантами, так и Бог творит мир как бы отдельными порциями, названными в книге Бытие днями творения.


В первый день, как сказано, сотворил Бог свет. «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.» (Быт. 1,4-5) Свет – нечто хорошее. Соответственно, вечер, когда свет убывает – это период утери хорошего – время, которое трудно охарактеризовать иначе, как «плохое». Наоборот, утро, когда света становится всё больше – время «хорошее». А между вечером и утром, хотя о ней прямо и не говорится, должна быть ночь – самое плохое время, когда света менее всего. То есть между двумя днями творения, когда всё «хорошо», присутствует разделяющая их ночь. И чтобы перейти из одного «хорошего» состояния дня в другое «хорошее» мир должен пройти через ночь, когда «плохо». Ночь, таким образом, является как бы потенциальным барьером, разделяющим два устойчивых состояния, называемых днями.


Первый день задаёт и самый первый принцип творения – творение квантами–порциями. И, по-видимому, этот принцип, как первый законченный принцип, претендует на всеобщность и должен работать во всех творческих актах, не только Божиих, но и человеческих. Мы знаем о «муках творчества», предшествующих обычно появлению тех или иных открытий, хорошо представляем себе трудности, возникающие при попытке точно сформулировать какую-либо сложную идею или при воспоминании забытого. Немалые трудности мы испытываем также пытаясь иной раз объяснить другому человеку сложный для его понимания вопрос. Когда понимание достигнуто, когда забытое вспомнено или когда задача наконец-то решена, мы испытываем радость, нам легко и «хорошо». Но между «хорошо», которое бывает до постановки задачи, и «хорошо», когда задача решена, существует напряжение поиска ответа. И, если это напряжение достаточно сильно, человек может испытывать явный дискомфорт когда ему «не хорошо».


Чтобы решить ту или иную задачу человеку вынужден преодолеть какое-то препятствие. В физике этот процесс описывают в виде двух устойчивых состояний, между которыми существует некоторый «потенциальный барьер». Причём чем сложнее задача, тем больше высота этого потенциального барьера.


Как он преодолевается? – На этот вопрос классическая и неклассическая физика дают разные ответы. В классическом случае чтобы частица из одного состояния перешла в другое, она должна получить извне энергию, превышающую высоту потенциального барьера. Если же энергия частицы меньше, то барьер оказывается для неё принципиально непреодолимым. Совсем другая ситуация возникает в мире микрообъектов. Здесь обнаруживается так называемый «туннельный эффект». Частица может пройти как бы сквозь потенциальный барьер, даже в том случае, когда энергия её меньше чем высота потенциального барьера. Образно говоря, «неразрешимая» с точки зрения классического мировоззрения задача может быть решена. То есть возможно чудо.


С другой стороны, является ли это чудо абсолютно чудесным или наша воля, наши старания могут-таки помочь чуду совершиться? Квантовая физика даёт на этот вопрос такой ответ: вероятность прохождения микрочастицы сквозь потенциальный барьер тем больше, чем больше энергия частицы. Это означает, что наши волевые усилия решить задачу могут существенно способствовать её решению. Мы это, с другой стороны, прекрасно знаем из нашего жизненного опыта, который подсказывает нам, что решают задачи, как правило, те, кто их решает, т.е. тратит на это своё время и свои силы.


В то же время мы не можем игнорировать и другие наблюдения, указывающие на то, что способность решать задачи зависит не только от количества времени, сил и средств вложенных в дело. Что-то зависит и от талантливости занимающегося творчеством человека.


Понятие о творческих талантах связано с евангельской притчей о талантах. В этой притче господин даёт своим рабам деньги – таланты чтобы в его отсутствие последние пустили их в оборот и получили прибыль. Если под господином мы понимаем Бога, а под рабами людей, то таланты – это дар Божий, позволяющий человеку творить дела. В случае, когда талант у человека проявляется в наибольшей силе, говорят о его гениальности. Слово же гений, в свою очередь, происходит от латинского слова genius – дух (ангел). Поэтому талантливость или бесталанность человека прямо зависят от того, какие ангелы помогают ему в его творческой деятельности.


Человека мы обычно знаем, прежде всего, со стороны телесной. Но если мы принимаем предположение Луи де Бройля, что волновую природу имеет каждая частица, то уж тем более мы должны видеть нечто подобное в человеке. Квантово-волновой дуализм в этом случае – это не что иное как признание того факта, что любой материальный объект связан с некими духовными силами (ангелами), действие которых распространяется на всё пространство.


Человек также имеет в своём распоряжении служебных духов - ангелов, данных ему от Бога как дар – таланты. В наибольшей степени эту особенность человека мир мог наблюдать во Христе и Его учениках. Иисус мог делать то, что недоступно было никому другому. Мог исцелять больных, ходить по воде, пятью хлебами мог накормить пять тысяч человек, мог даже воскрешать мёртвых.


Однако как ни впечатляющи все эти чудеса, отнюдь не они являются главным предметом внимания для христиан. Центр и вершина жизни Христа – Его смерть на Кресте и Воскресение.


Что происходит с человеком в момент его смерти? – На этот счёт мы можем сказать очень мало. С одной стороны, большинство религий и верований сходятся в том, что человек со смертью совсем не исчезает. Распаду подвергается только тело, а душа продолжает жить какой-то иной, отличной от нашей, жизнью. С другой стороны, Христос, являясь после Воскресения своим ученикам, не оставил нам никаких свидетельств о том, что нас ожидает после смерти. Сказано лишь, что каждый предстанет на суд Божий и посмертная его участь зависит от решения этого суда. Большего нам знать, по-видимому, и не нужно.


Исходя из сказанного, понятно, что смерть для нас представляет собой некоторый квантовый переход из одного состояния в другое, существенно отличное от нынешнего. Причём переход столь необходимый, что все предпринимаемые до сих пор людьми попытки противостоять ему и не умирать оказываются тщетными.


Тем не менее, Христос принёс нам не свидетельство о необходимости умереть, а свидетельство о другой жизни – жизни вечной, причём жизни в теле. Христос воскрес! И Воскресение Христа – это тоже квантовый переход. Переход души человека из состояния, в котором она находится после смерти, в жизнь после воскресения из мёртвых. И именно это состояние жизни после воскресения, а не посмертная наша участь, указано для нас как Цель!


Некое представление о будущей жизни даёт нам евангельский рассказ о Преображении Господа. Преображение – это переход от привычной нам жизни к «жизни будущаго века», минуя смерть. Примечательно, что это событие совершилось неприметным образом. Все ученики Христа, которым Он доверил наблюдать это дивное событие, в самый момент Преображения спали. Проснувшись, они сразу наблюдали Иисуса в сиянии славы беседующего с Илиёй, который, по Библии был взят живым на небо, и Моисеем, который к тому времени давно уже умер. Также и обратное возвращение Иисуса в реальность мира сего произошло неизвестно каким для нас образом. Евангелия говорят лишь, что облако скрыло Иисуса, Илию и Моисея, а когда оно рассеялось, Христос был уже один.


Такая невозможность зафиксировать переход из одного состояния в другое вполне соответствует миру микрочастиц, описываемому квантовой механикой. Если в классической физике мы можем изменение состояния частицы фиксировать непрерывно, то в квантовой физике это невозможно принципиально. Мы можем наблюдать лишь отдельные состояния; в то же время то, что происходит в промежутке между ними остаётся для нас тайной.


Обратим теперь внимание на то, сколь трудно человеку смириться с наличием в его жизни тайны! Нам хочется всё знать, иметь возможность во всём участвовать, всё контролировать. То есть мы стремимся к тому, чтобы мир предстал перед нами в классическом описании, когда всё понятно, определено и контролируемо. Когда можно строить планы и уверенно осуществлять их. Но у такого стремления есть и оборотная сторона. Мы легко и предсказуемо можем осуществлять мелкие проекты. В то же время любой крупный проект, любая крупная задача встречают на пути своего осуществления множество непредвиденных препятствий и задача оказывается, как правило, намного более сложной, чем казалась изначально. В этом случае стремление знать и всё контролировать приводит обычно к тому, что люди от решения серьёзных проблем отказываются, считая их неразрешимыми.


Квантовый мир – мир чудесный, а чудо помимо своей привлекательности связано и с ощущением опасности. Если взяться за решение задачи, требующей чуда, то задачу можно и не решить. Чудо может и не совершиться! И тогда всё затраченное время и все усилия окажутся напрасными, все средства вложенные в дело окажутся растраченными впустую. А вместо большого приобретения можно многое потерять…


Творчество требует не столько знания, сколько веры, способности оценить возможность получения результата не на основе предыдущего опыта и знания, а на основе свидетельства тех, кто по большому счёту как раз и будет, прежде всего, решать задачу – ангелов и Бога. Тех, кому человек является соработником и помощником.


Какое же дело совершает Бог, в каком деле мы должны быть Ему помощниками и соработниками? – Ответ на этот вопрос мы находим в молитве Господней: «да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» (Мф. 6,9-10; Лк. 11,2) Люди верующие во Христа так привыкли повторять эти слова и так свыклись с тем, что кардинальных изменений нашей жизни при этом не происходит, что перестали видеть в них грандиозную задачу полного переустройства нашего мира. Царство Божие – это нечто принципиально иное, чем бытие нашего мира, в котором о Боге людям очень легко забыть. В нём Бог – Царь, о Котором все знают и забыть Которого невозможно. Переход в это Царство невозможен с соблюдением: «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17,20) Но, с другой стороны, Второе Пришествие Христа будет подобно молнии (Лк. 17,24) Как соединить столь противоречивые высказывания?


В понятиях классического миропонимания сделать это сложно. С другой стороны, в квантовом мире это означает не что иное, как квантовый переход из одного состояния системы в другое.


Вернёмся в квантовый мир нашего внутреннего мира и попробуем понять что и как там происходит. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что долгое время удержать внимание на каком-либо предмете нам обычно не удаётся. Сменяют друг друга наши впечатления, наши мысли, чувства… Бодрствование сменяется сном, а сон вновь сменяется бодрствованием. Мы можем общаться с одним человеком, а при этом вспоминать о других людях или обстоятельствах, которые уже прошли, либо которых мы ещё только ожидаем. То есть мы в своих мыслях чувствуем себя достаточно свободно.


Но временами у людей бывают навязчивые мысли или состояния, от которых им хотелось бы избавиться, а не удаётся. Нами они воспринимаются скорее как болезнь, а не как норма. В норме же мы видим именно смену состояний, переход от одного состояния к другому. Как описать эту наблюдаемую необходимость перехода? – Если устойчивое состояние мы обычно представляем в виде потенциальной ямы, то необходимость перехода можно представить как процесс уменьшения глубины этой потенциальной ямы до нуля, а возможно и далее в обратную сторону когда «яма» превращается в «возвышенность» - состояние, в котором система неустойчива.


В связи с этим вспоминается пророчество Исайи об Иоанне Крестителе: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40,3-5; Лк. 3,4-6) Перед приходом в мир Иисуса Христа всё то, что было определено Законом и изначально выглядело очень определённым и устойчивым, свою устойчивость потеряло. Мир Ветхого Завета пришёл к такому состоянию, когда необходимость перемен назрела.


С другой стороны, такая же ситуация, была перед революцией, перед «перестройкой» и, похоже, назревает в нашей стране вновь. То же можно сказать и о мире в целом. Причём появление новых средств коммуникации – транспорта, связи, средств массовой информации, интернета – на время напряжённость ситуации ослабляют, т.к. люди получают новую игрушку и на время осваивают игры с ней. Но затем эти же средства коммуникации положение ещё более усугубляют – изменения идут со всё большей скоростью.


Из истории мы видим, что необходимость перехода в новое состояние отнюдь не гарантирует, что это состояние будет лучше прежнего. Поэтому встаёт вопрос о том, как попасть туда, куда нам хотелось бы попасть, и где нам было бы хорошо не на короткое время, не на мгновенье, а надолго – желательно бы навсегда. Евангелия и Церковь утверждают, что Царствие Божие – это не иллюзия, не желаемое только, но что Оно уже есть и что человек может туда попасть. Это примерно то же самое, что знать о том, что предложенная вам задача заведомо имеет решение. Но вы не знаете, каково это решение до тех пор, пока задачу не решите.


Решение, с другой стороны, имеет смысл искать когда условие задачи определено. Люди довольно хорошо научились решать задачи в области, физики, химии, инженерные задачи где объект изучения или преобразования устойчив к нашим воздействиям. Ведь, как мы считаем, законы природы от наших желаний или предпочтений не меняются. Другое дело взаимоотношения между людьми или область духовной практики. Здесь мы сталкиваемся с тем, что в зависимости от нашего поведения и от нашей воли могут как будто меняться и сами условия задачи. То есть другой человек, может, например, отнестись к вам с недоверием и проблема общения с ним усугубится. Потенциальный барьер для понимания друг друга станет большим. Причём чем сильнее мы в таком случае пытаемся этот барьер преодолеть, тем больше он становится.


Человеческое поведение часто очень изменчиво и пытаться искать решение с опорой на него довольно рискованно. Не случайно в Библии сказано: «не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145,3) Тем не менее, Церковь утверждает, что определённость наших жизненных ситуаций существует и называет эту определённость Промыслом Божиим. Тем самым, Священное Писание и предание Церкви убеждают нас в разрешимости наших жизненных проблем. Мы можем рассматривать их как задачи, определённость и разрешимость которых укоренены в Промысле Божием.


Приступая к решению наших жизненных задач полезно помнить о том, что квантовый мир тоже имеет свои законы. Но другие! Пытки прямо воспользоваться законами классического мира и нашим привычным опытом манипулирования с вещами, как правило, не упрощают решение задачи, а, наоборот, усложняют.


Когда речь идёт об организации человеческой жизни, эти законы мы называем заповедями Божиими и изложены они в Библии. Осмыслить же эти заповеди не как нравственные требования, а именно как естественные законы, следуя которым только и можно что-то выстроить в нашей жизни – это самостоятельная и очень не простая задача. С другой стороны, успехи в этом направлении могут сделать нашу жизнь намного более сознательной и успешной.


Мир Божий – квантовый мир; мир Творца, мир творчества и творцов. Кто уже соприкоснулся с этим миром творчества и уже вкусил его плодов - тот знает, насколько сладкими они могут быть. И всё же то, что человек изредка получает в этой жизни, в этом мире – есть не более чем предвкушение того, что его ожидает в Царствии Божием.


Наше мировоззрение, сотканное из опыта и знаний получаемых за время нашей жизни – это своего рода наша одежда. Опыта и знаний часто не хватает. Но если человек попытается залатать прорехи этой жизни данными ему Богом знаниями о Царстве, то может получиться как в Евангельской притче: «вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже». (Мф. 9,16; Мк. 2,21) В то же время у евангелиста Луки сказано так: «никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.» (Лк. 5,36). Действительно, ветхую одежду нужно не латать, а просто сменить.


Такая смена одежды – смена мировоззрения, изменение жизни, есть для нас ни что иное как квантовый процесс. Для тех, кто желает войти в Царствие Божие, кардинальные перемены в жизни необходимы. Христос определённо говорит об этом в притче о брачном пире. Там человека, оказавшегося на пиру не в брачной одежде, извергают во тьму кромешную. (Мф. 22,2-14) С другой стороны, мы знаем, что брачную одежду для гостей по обычаю готовит хозяин пира. Наше же дело – данный нам Богом дар суметь с благодарностью принять и полученным воспользоваться.

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group