<<< 201 >>> Божие и человеческое
У музыкального произведения есть творец и есть исполнитель. Когда произведение исполняется слушатель не может разделить композитора от исполнителя он слышит сразу обоих!
В наших взаимоотношениях с Богом примерно то же самое: мы исполнители того, что задумано Богом. Задумка может быть прекрасной, но если исполнение плохое, то об этом "на выходе" очень трудно догадаться. Наша задача - научиться самим и помочь другим быть ХОРОШИМИ исполнителями воли Божией. В этом случае и мы сумеем почувствовать величие Его замысла и окружающие смогут оценить наше исполнительское мастерство.
<<< 202 >>> Понимание
Понимание – это усвоение, переход внешнего внутрь. На пути в Эммаус Христос явился двоим ученикам, но они не узнавали Его. (Лк. 24,13-35) Когда же Он на трапезе преломил хлеб, «тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.» (Лук. 24,31) Произошло понимание. Открылись глаза, но при этом Господь стал невидим. Внимание переместилось с внешнего на внутреннее. И «увидели» они уже не телесными очами, а внутренним оком.
Посмотрим теперь что произошло во время Вознесения. Здесь тоже Господь удалялся от учеников и в конце концов облако скрыло Его и Он стал невидим. В то же время Иисус обещал ученикам послать им Духа Святого. Совершилась первая фаза понимания – Господь стал невидим, но понимания ещё не было; оно было только обещано.
Сошествие Святого Духа было для апостолов исполнением второй фазы понимания. Завершением понимания. После принятия Духа ученики наконец поняли что же им говорил Учитель. Формальное знание превратилось в понимание.
Вспомним теперь, что событие Вознесения каким-то образом должно быть связано со Вторым Пришествием Господа: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.» (Деян.1,10-11) В то же время Второе Пришествие также, по-видимому, должно быть связано с излиянием на людей Святого Духа, ибо, как говорил преп. Серафим Саровский, цель христианской жизни – стяжание Духа Святого. Из всего этого следует, что Второе Пришествие Христа прямо связано с нашим ПОНИМАНИЕМ.
Кстати, Евхаристия - это тоже усвоение Святыни. Она тоже должна быть связана с пониманием. Понимание - условие и результат Евхаристии
<<< 203 >>> Странная радость
«И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.» (Лук.24,50-52)
С великою радостью… Откуда эта радость? Любимый Учитель уходит, расстаётся со своими учениками, а они радуются?! Мы так привыкли к тому, что расставание с дорогими нам людьми сопряжено, если и не с унынием и печалью, то, по крайней мере, с грустью и сожалением. А здесь радость!
Да, апостолам было дано обещание послать им Духа Святого – Утешителя, духа истины. И, судя по тому, что предсказание о смерти и Воскресении Христа сбылось, также неложным должно быть и это обетование. Но настоящая радость обычно бывает, всё же, не тогда когда нам дают обещание, а когда оно исполняется. А тут не просто радость, а радость великая!
Причина же этой радости может быть совсем не духовная, а очень простая человеческая. В деяниях апостолов говорится о том, что после Воскресения Господь являлся ученикам на протяжении сорока дней и беседовал с ними о Царствии Божием (Деян. 1,3) Число сорок – число ожидания. По окончании этих сорока дней часто происходило нечто важное – Моисей получил скрижали Завета, Господь после поста был искушаем от дьявола и победил его, Давид на сороковой день поразил Голиафа, сорок дней умножались воды потопа, сорок дней Ниневитяне ожидали гибели своего города. Также и ученики Христовы дождались КОНЦА УРОКА.
Когда учитель рассказывает что-то очень трудное для понимания, что никак не вмещается в головы учеников, последние бывают очень довольны звонку, возвещающему конец занятий. То же, по-видимому, произошло и с апостолами. Беседуя с Никодимом, Господь сказал: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Иоан.3,12) А ведь после Воскресения Учитель говорил уже не о земном, а о Царствии Божием!
Когда в день Пятидесятницы на апостолов сошёл Дух Святой они поняли то, что Господь говорил им в Своей земной жизни. Но Вознесение произошло ещё до этого события и понять всё то, чему Иисус учил их, ученикам, конечно же, было трудно.
События жизни Христа являются, по-видимому, очень хорошей иллюстрацией закономерностей усвоения людьми нового знания. Какое-то время ученик воспринимает сказанное учителем, пытаясь понять сказанное, запомнить, но не понимает. Затем ученик должен остаться наедине с полученным знанием БЕЗ УЧИТЕЛЯ. И лишь только после этого он может получить Духа, гарантирующего понимание и усвоение знания.
Чтобы совершилось понимание очень важно, чтобы дух соответствовал знанию. Откуда знания, снизу или сверху, от человеков или от Бога? – Ответ на этот вопрос был дан Вознесением Иисуса на небеса. Если же источник знания определён неверно, то правильного понимания не будет, т.к. дух не соответствует знанию. Так в истории грехопадения, вкусив от древа познания, человек должен был что-то познать. Он должен был полученное знание усвоить. Но для этого он должен был получить соответствующего духа. Откуда? – Ответ жены предполагает, что знание получено от змея, т.е. от земли. Следовательно, и пониматься оно должно духом мира сего. А если дерево взращено Богом и знания, содержащиеся в нём тоже от Бога? – В этом случае любое понимание мирским духом окажется неверным.
Истинное понимание даётся только от Бога и только Духом Святым! Как во время своей земной жизни Господь посылал Своих учеников по двое «куда Сам хотел идти» (Лук.10,1), так и к тем, к кому Он хотел придти, Дух Святой послал двух ангелов: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.» (Деян. 1,10-11)
Что происходило в то время когда Господь уже вознёсся, но Дух Святой ещё не сходил на апостолов? – В это время было восполнено количество апостолов и вместо отпадшего Иуды был избран Матфий. Интересно при этом то, что Пётр, вспоминая об Иуде, упоминает «землю крови». По его словам, землёю крови она названа в связи с кровью Иуды. В то же время о «земле крови» говорится и в Евангелии от Матфея: «Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.» (Мф. 27,6-8) Чьей крови, Иисуса или Иуды? – Дальнейший текст не оставляет сомнений в том, что речь идёт о цене крови Христа, ибо даётся ссылка на пророчество о Мессии. И здесь мы видим, что понимание может быть двояким. И, как оказывается, Пётр понял иначе, чем Матфей.
Десять дней между Вознесением и Пятидесятницей, случайно ли это количество? Любопытную параллель мы находим в истории связанной с уничтожением Содома. Авраам, обращаясь к ангелу, собирающемуся уничтожить нечестивый город говорит: «может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?» (Быт. 18,24) Ангел обещает в этом случае город пощадить. Затем Авраам несколько раз задаёт тот же вопрос, постепенно уменьшая количество праведников, и ангел обещает город пощадить. Так он доходит до десяти праведников, а потом ангел просто перестаёт с ним говорить и они расстаются. То есть, что произойдёт если праведников окажется меньше мы не знаем, но если их окажется хотя бы десять город уничтожен не будет. В этом случае число 10 (праведников, дней) обозначает область человеческой воли. Что человек там сотворит – то и получит. Если, как апостолы, люди пребывают единодушно вместе и ждут исполнения обетования, то огонь Пятидесятницы даёт им дар Духа Святого. Если же погрязли в грехах, как жители Содома, то огонь с небес несёт им смерть.
<<< 204 >>> Задача христианства
В задаче исполнения воли Божией присутствуют две части: «Мария» - слышание и понимание Бога и «Марфа» - исполнение того, что хочет Бог. Без слышания и понимания исполнение невозможно, т.к. если мы хотим исполнить именно волю Бога, мы должны прежде всего её понять.
Все мировые религии претендуют на исполнение воли Божией и во всех них культивируется смирение и послушание другой воле. И все они до сих пор не дали ожидаемых плодов потому что, плохо понимая волю Божию, воспитывают в людях прежде всего послушание человеческой воле или закону.
Христианство – религия откровения и, следовательно, понимания. Попытка христиан побыстрее исполнить волю Божию, не успев понять её – это измена внутренней сущности христианства, измена себе и измена Христу. Сколько бы христиане не пытались исполнить волю Божию лучше иудеев и магометан, в конечном итоге исполнить (что исполнить?- вот вопрос!) лучше могут последние, ибо их религии специально сосредоточены на исполнении, а не на понимании. Так что победить в прямом соревновании дел христиане скорее всего не смогут.
Другое дело – исполнение того, что людьми, человечеством в целом ещё не понято и поэтому исполнено ими быть не может. Марфа не понимает того что делает Мария, но последняя заслуживает похвалу от Господа не тем, что начинает делать дела Марфы, а тем что делает своё дело.
До времени это дело другим не понятно и не нужно. Но когда плоды его созревают, оно оказывается нужным для всех. Так было, в частности, с наукой. Этот плод уже принят человечеством и теперь христианство должно принести другой плод – понимание уже не взаимоотношений Творца с тварью, а взаимоотношений Отца с Сыном.
<<< 205 >>> Воля Божия и воля человеческая
В писаниях святых часто говорится о необходимости отсечения людьми своей человеческой воли. В связи с этим встаёт вопрос, как разделить волю Божию которою нужно исполнить от воли человеческой которую нужно отсечь?
Во взаимоотношениях человека и Бога человек должен быть исполнителем промысла Божия о нём. То есть Бог – композитор, а человек – исполнитель Его произведений. Но мы, за исключением редких случаев, слушаем игру не композитора, а исполнителя, исполняющего произведения композитора. Хороший исполнитель должен точно следовать своей партитуре, ничего не убавляя и ничего не прибавляя. Но, тем не менее, в конечном итоге мы слышим его игру.
Кому достанутся аплодисменты слушателей, исполнителю или композитору? Если музыкант скроет, что он исполнял не своё сочинение, а другого – композитора, то вся слава достанется ему. Но при этом вряд ли композитор вновь с радостью предложит ему свои сочинения. Если же откажется от своей славы ради композитора, то он станет сотрудником композитора, его сотворцом.
<<< 206 >>> Казнить или помиловать?
"Казнить нельзя помиловать" Мы знаем, что смысл фразы драматическим образом меняется в зависимости от того, где мы поставим запятую. А теперь представим себе, что мы получили приказ без запятых, а должны его исполнить. Результат, как мы понимаем, будет зависеть не столько от того, что написано, сколько от того, как нами это понято.
Очень похожие ситуации возникают у нас в общении с другими людьми. Мы, естественно, ожидаем что нас поймут ИМЕННО ТАК как думали мы. И вдруг оказывается, что понято СОВСЕМ НЕ ТАК! Достаточно бывает какой-то небольшой недомолвки, недосказанности и возникают варианты понимания.
Вообще для естественного разговорного языка характерно опущение многих деталей. Воспринимающий человек обычно догадывается и сам дополняет пропущенное. Но это бывает только тогда, когда люди УЖЕ понимают друг друга. Когда же мы разговариваем с людьми неверующими этого изначального понимания нет. Поэтому НЕИЗБЕЖНО возникают ошибки и недопонимание (или ложное понимание).
В какой-то мере избежать ошибок удаётся тогда, когда знаешь не только то, что ты хочешь сказать, но и то, как тебя могут понять. В этом смысле общение с неверующими для нас кладезь премудрости!
Понимая все трудности общения с ними, мы наконец-то сможем понять трудности общения Бога с нами!
<<< 207 >>> Святая - святым!
После освящения Святых Даров священник возносит Агнца над дискосом и возглашает: «Святая святым». Святыми здесь названы отнюдь не ангелы. Так почему же причащающиеся люди названы святыми?
Святой в данном случае означает не безгрешный, а отделённый от мира и приобщённый к избранным от мира. Избранный - призванный на брань, ибо когда мы причащаемся и становимся избранными, мы вступаем в духовную брань. Брань эта особого рода - не с дальними, а с близкими:
"Горе мне! ибо со мною теперь - как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них - как терн, и справедливый - хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его." (Мих. 7,16)
Брань с близкими, тем не менее – это брань не против них, а ЗА них. Это есть вынимание сучка из глаза ближнего. При этом и ему больно и мне не сладко. А для того, чтобы это получилось, нужно вынуть бревно из глаза своего, побороться с самым близким – с самим собой, со своими страстями и грехами.
<<< 208 >>> Библейская математика
Наука стала тем, что она есть благодаря тому, что опыт человеческой жизни ей удалось зафиксировать с помощью языка математики. Язык абстрактных взаимоотношений чисто идеальных объектов начал наполняться содержанием опыта реальной жизни. Появилась возможность накопления положительного человеческого опыта, возможность обобщать его и распространять. От отдельных случайных феноменов люди перешли к вечным и неизменным законам, действующим «всегда» и «везде».
Однако удача сопутствовала в основном тем, кто обратил своё внимание на неживую природу. Опыт же взаимодействия с жизнью, а тем более духовной жизнью зафиксировать сейчас также трудно, как и раньше. Для описания жизни своя математика пока ещё не создана.
Тем не менее, я думаю, что эта математика может возникнуть на базе использования библейских персонажей в качестве слов (символов) этого языка и сходства их взаимоотношений друг с другом в качестве уравнений.
Например, возьмём два случая укрощения Иисусом Христом бури на море. В одном случае буря поднялась, когда Христа в лодке не было (Мф. 14,24-32), а в другом случае когда Господь спал (Мф. 8,24-26). При всём различии этих двух историй у них есть общее – Христос не участвует в происходящих событиях. В то же время, как только Иисуса разбудили, или как только Он вошёл в лодку, так сразу же Он бурю прекратил. Если буря на море Генисаретском символизирует собой бурю в море житейском, то из этого сразу же следует вывод, что необходимо предпринять чтобы укротить бурю – добиться участия Христа в жизни Церкви (лодки). Как это будет сделано: призыванием Его извне, в предположении что Он в лодке отсутствует, или попыткой «разбудить», в предположении что Он в лодке, но «спит» - не важно. Главное – то, что Он и только Он может Своей волей бурю укротить.
Сравнение двух евангельских историй есть своего рода уравнение, а вывод, который я из этого сравнения делаю - это решение.
Если с этой точки зрения взглянуть на содержание моего сайта, то это труд по библейской математике и библейской науке.
<<< 209 >>> Предвидение
Когда слушаешь речь на иностранном языке – ничего не понимаешь. Более того, из потока звуков трудно даже выделить отдельные слова, чтобы запомнить их, найти в словаре или спросить об их значении у понимающего. Зато те вещи, которые хорошо знакомы, зачастую как бы сами вторгаются в наше сознание, сами привлекают наше внимание.
Предполагаю, что на подсознательном уровне мы способны «слышать» очень многое. Но оно для нас – на иностранном языке, т.е. мы «слушая, не слышим и, смотря, не видим». В связи с этим возникает проблема изучения других языков и, главное, выбора того языка, который нам нужен. Судя по тому, что существует дар прозорливости, человеку может быть открыт истинный, божественный смысл событий, а также и будущее. Вопрос теперь в том, как усвоить этот язык. В частности, для этого необходимо им пользоваться и на нём говорить.
<<< 210 >>> Четырнадцать родов
«Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.» (Мф. 1,17)
Собственноручно посчитав, не трудно убедиться, что евангелист не точен. Второй период включает заметно больше число родов, чем третий. Плюс к этому, Матфей в родословии от Давида до переселения в Вавилон почему-то пропускает троих человек. Сыном Озии был не Иоафам. В первой книге Паралипоменон главе 3 стихах 11-12 сообщается, что за Охозией (Озией) следуют Иоас, Амасия, Азария и уж только после них Иофам (Иоафам). То есть от Давида до переселения в Вавилон явно не четырнадцать родов. Почему же евангелист настаивает на числе четырнадцать?
Объяснить причину появления этой «ошибки» мы можем, если предположим, что подчеркнуть важность «четырнадцати родов» было важно ради каких-то других четырнадцати родов, не упомянутых Матфеем, но присутствующих у Луки. Так, если мы в родословии Христа у Луки отсчитаем 14 родов от Авраама в направлении к Адаму, то остановимся на Енохе – человеке, о котором известно, что он не вкусил смерти!
В Евангелии Господь об Иоанне Крестителе говорит: «он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11,14) В данном же случае мы получаем сопоставление Иисуса с Енохом, имя которого означает «посвящённый», «знающий». Замечательно, что упоминание о двух пророках в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 11,3) предание связывает именно с этими двумя людьми Илиёй и Енохом. Они должны явиться вместе также, как вместе явились Иоанн и Иисус.
А, может быть, в лице Иоанна и Иисуса они уже явились? Но Иисус уже воскрес, а Иоанн – ещё нет!
1-10
11-20
21-30
31-40
41-50
51-60
61-70
71-80
81-90
91-100
101-110
111-120
121-130
131-140
141-150
151-160
161-170
171-180
181-190
191-200
201-210
211-220
221-230
|