Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 191-200

191-200

<<< 191 >>>
Теоретическое богословие

Современная наука началась с формирования понятия закона. Было предположено, а затем и обнаружено в действительности, что физические явления – это подобие некоего образа, который задаётся математической формулой.

В двадцатом веке было обнаружено, что образом может быть не только математическая формула, но и последовательность чётко определённых действий. Возникло понятие алгоритма, которое повлекло за собой развитие вычислительной математики, появление компьютеров, интернета. Другое направление – развитие технологий.

Тем не менее, хотя наука и техника очень сильно изменили окружение, в котором человек живёт, но сам человек оказался «беспризорным» и развитие человечества происходит по большей степени стихийно. Политики пытаются определять события, но попытки вмешаться в их естественный ход чаще всего дают неожиданный и непредсказуемый результат.

Мы пытаемся понять происходящее, используя наш обычный язык, но он оказывается не очень пригодным для этой цели вследствие неопределённости и многозначности смыслов. В то же время, я думаю, что образцы человеческих взаимоотношений даны нам в Библии. Библейские образы и события – это своего рода объекты и формулы той "математики" которая предназначена для описания человека и его жизни. Как наука описывает явления математическими формулами, так и богословие обнаруживает взаимосвязь обычной жизни людей с событиями, описанными в священной истории.

Современная наука стала настоящей наукой не тогда, когда она обнаружила существование законов, а лишь тогда, когда стала находить многочисленные взаимосвязи между законами. Развитая наука невозможна без теоретической науки. Точно также и богословие станет настоящим Богословием с большой буквы только тогда, когда разовьётся теоретическое богословие, которое обнаружит многочисленные связи между событиями священной истории и позволит прогнозировать развитие событий обычной жизни которой мы живём.

В естественном языке нет строгой выделенности и иерархии понятий. В языке же Библейских образов такая выделенность есть. В центре этого языка находится Бог. От того, насколько определённо мы Его знаем (я говорю не столько о полноте познания Бога, сколько о точности различения Бог - иное) зависит точность всего языка Библии и точность понимания описываемых на этом языке событий нашей жизни.


<<< 192 >>>
Научить и научиться

Есть ли разница между двумя этими понятиями: научить и научиться? – Есть, и заключается она в том, что научить должен прежде всего учитель, а научиться должен прежде всего ученик. Кроме того, между учителем и учеником может ещё находиться слово, высказывание, текст, учебник.

Если же мы посмотрим на различие этих двух понятий со стороны результата (плода) обучения, то и здесь мы можем обнаружить разницу. Когда учитель учит, то он добивается от ученика, чтобы тот усвоил именно то, чему хотел научить учитель. Когда же ученик учится самостоятельно, то он пытается извлечь пользу – то, что нужно ему, а не учителю.

В ситуации грехопадения произошло разделение Учителя (Бога) и ученика (человека). Древо познания добра и зла – это носитель знания и только. Тот, кто дал это знание явно тут не присутствует. И у человека была альтернатива: либо призвать Учителя и сказать «научи» (дай мне вкусить от древа познания), либо научиться самому. Человек вкусил от древа самостоятельно, т.е. «научился» и, как оказалось, понял совсем не то, чему хотел научить его Бог.

Затем Бог пытается дополнить, исправить ситуацию. Он сам находит человека, Учитель Сам является ученику, давая ему шанс понять, что научился он не тому и попросить «научи»! Но человек этот шанс упустил и так и остался с ложным знанием.

Для книжников и законников Писания стали древом познания добра и зла. Чем больше они вкушали от него, тем больше уходили от Бога. Для тех же евреев, которые имели живую веру, для тех кому нужен был Сам Бог, те же Писания были древом жизни. Также и для христиан. Для кого-то Евангелия - древо жизни, а для кого-то - древо познания добра и зла.


<<< 193 >>>
В начале

В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт. 1,1)

В начале было Слово… (Ин. 1,1)


Рассмотрим ситуацию общения. Чтобы появилось слово, необходимо чтобы появились тот, кто слово скажет и тот, кто слово услышит. Необходимы учитель и ученик. «Учитель» - небо; «ученик» - земля, которая должна «наполняться». Первичная одинаковость должна нарушиться и должно появиться нечто, имеющее преимущество перед другим. Появляется небо, имеющее преимущество перед землёй. Преимущество это – свет. Когда Бог создал свет, то увидел, что он хорош.

Свет – такое преимущество, которое должно быть передано. Имеющий преимущество должен поделиться с тем, у кого нет. Слово сказанное должно быть услышано (и, возможно, исполнено) и свет, как мы думаем, распространяется от одного атома к другому. Свет, кстати, появляется вместе со словом. Впервые в Библии «и сказал Бог» появляется при сотворении света и сам свет есть исполнение слова. Интересно, что в Евангелии от Иоанна Христос вначале назван Словом, а потом о Нём сказано: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1,9). То есть слово и свет мыслятся как два лика одной и той же сущности.

Появление учителя и ученика – очень не простое дело. В жизни мы сталкиваемся с этим постоянно. Даже в том случае, когда есть что сказать и есть кому сказать, оказывается, что этот другой слушать не хочет - не считает себя учеником, имеющим в чём-то недостаток. Сложности, которые появляются при различении двух, до этого «равных» хорошо показаны на примере Каина и Авеля. Тот факт, что Бог принял жертву Авеля, а его жертву не принял, настолько уязвил Каина, что он брата своего убил. То есть признать себя имеющим в чём-то недостаток очень тяжело.

Парадокс, однако, в том, что учителем-то как раз был Каин. Он первый догадался принести жертву Богу, а Авель научился у него. И тот факт, что Бог принял жертву Авеля, а не Каина может означать, во-первых, то, что жертва Авеля включала в себя сделанное Каином (дал образ действия) и была принята Богом от обоих. Во-вторых, это может означать «предпочтение», особое внимание Бога к ученику (к земле). Ради того, чтобы ученик смог принять слово (свет) от учителя.

Насколько же трудно принять, мы знаем из Евангелий. Да и в целом Слово (Христос) до сих пор человечеством не принято. Мы поняли и приняли лишь крохи. Настоящее же приятие Слова – Второе Пришествие Христа.


<<< 194 >>>
Бог - Решение

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1,8) Каким мы мыслим себе конец? – всеобщим разрушением или решением наших жизненных проблем? Если для нас Конец – это благое Решение, то вопрос «есть ли Бог?» превращается в вопрос «есть ли Решение?» у той задачи, которую мы в своей жизни решаем. Верующие люди верят, что Решение (Бог) есть! При этом, и только при этом, наши жизненные стремления обретают смысл. Только зная, что решение есть, имеет смысл задачу решать. Если же верить, что решения нет и осознавать при этом, что все частные смыслы временны, жизнь тогда превращается в существование, теряет Смысл, становится бесцельной и безвольной.

Верующий в Бога – это человек ищущий Ответ. Он знает, что ответа он ещё не нашёл и поэтому он осознаёт, что Бога он не знает. Но как любой решающий задачу, он, в то же время, хотя бы приблизительно, «знает» каков должен быть ответ. В нём самом есть ориентиры, позволяющие ему вести поиск Решения и есть достаточные основания думать, что когда он Его найдёт, то не ошибётся, а узнает и примет Его.


<<< 195 >>>
Делание ради понимания

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» (Мф.5,38-42)

Не только на словах, но и в жизни своей Господь показал образец непротивления. Когда воины пришли схватить Его в Гефсиманском саду Он не бежал от них, но Сам пошёл им навстречу, обрекая Себя, тем самым, на предстоящую мученическую смерть на Кресте. Что это? – Безволие и бессмыслица или, наоборот, высшее проявление воли и смысла?

Когда человек действует, он должен понять к чему приведут его поступки. Если нет понимания, но уже присутствует оценка, человек может начать прикладывать новые усилия для того чтобы «исправить» то, что он посчитал плохим. Новые действия приведут к новым плодам, которые тоже нужно осознать. Не закончив одно дело понимания, человек порождает следующее. И этот процесс может продолжаться до бесконечности, порождая множество незрелых плодов непригодных в пищу.

Чтобы понять, нужно перестать действовать и дождаться результатов своих дел. Чтобы оценить плоды Слова нужно дождаться понимания этого Слова. Или активно способствовать Пониманию. Иисус Христос как раз и был таким делателем. Да, Его дело было другим. Если задачей Ветхого Завета было научить людей следовать воле Божией, то задачей Нового Завета является понимание сказанного Богом.

Господь говорил с учениками притчами. Для чего? – Для того, чтобы дать понять, что сказанное нельзя исполнять сразу. Внешний поверхностный смысл притчи понятен сразу, поэтому сразу можно начать исполнять сказанное. Однако окажется, что понял ты совсем не то, что хотел сказать сказавший. Соответственно, и сделал не то! Именно об этом повествует нам история грехопадения.

В истории грехопадения после нарушения запрета Бог не обличает, но спрашивает. То есть Богу нужна не оценка происшедшего, а понимание! Увы, оценка производится до понимания и потому оказывается неверной.

Чтобы человек был подобен своему Отцу он должен не только уметь слышать Слово, но и говорить его. То есть человек должен быть способен к самостоятельным поступкам. Поэтому человеку было попущено вкусить от древа познания добра и зла. Но, что ещё более важно, он должен уметь понимать к чему его поступки приведут. Совершаются поступки помощником – женой (волей), а понимание должен совершить Адам (смысл). Как следует понимать показал нам Иисус Христос. Нужно делать ради понимания (Христа ради), а когда будут появляться плоды твоих трудов – не торопиться отказываться от них, оценивать как «плохие», а вначале понять и принять их.


<<< 196 >>>
Дело для христиан

"Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14,6)

Наука началась с того момента, когда появилась уверенность, что среди многих мнений может оказаться и истина. Одна! И был найден метод с помощью которого в случае изучения природных феноменов можно было произвести суд - отличить правду от домыслов, истину от заблуждения.

В наших рассуждениях о людях и общественных явлениях мы также часто занимаем позицию человека знающего истину. Чаще всего занимаем её незаконно, не имея на это никакого права. Доказать свою правоту не можем, но воюем со всеми за признание этого права.

Тем не менее, практически все мы уверены, что существует то, что мы характеризуем как "на самом деле", т.е. мы признаём, что кто-то может это "на самом деле" знать. В религии этого "знающего" называют Богом. А из того, что в принципиальной возможности знать как было "на самом деле" уверены практически все, то в этом смысле все являются верующими в Бога!

Далее встаёт вопрос о методе. Если относительно неживой природы люди научились видеть мир глазами Бога - видеть мир таким, какой он есть, то по отношению к живому такого метода пока нет. Но, поскольку мы уверены, что "как на самом деле" - это не пустая фантазия, что это (Бог) есть, то дальше нужно заняться выработкой метода с помощью которого человек мог бы приобщиться к тому, что есть на самом деле!


<<< 197 >>>
Бог, кто Ты?

Вначале свидетельство любимого ученика Христа: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» (Ин. 1,18) «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» (1Ин. 4,8)

А теперь свидетельство о Себе самого Сына: «Я и Отец - одно.» (Ин.10,30) «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин. 14,6)

Из сказанного можно сделать вывод, что если Сын есть истина, а Бог есть любовь, то истина – это любовь. Вывод для нашего рационального мышления довольно странный. Мы привыкли к тому, что истина должна быть бесстрастна; любовь же человека ослепляет. Любящий в упор не видит в своём любимом тех недостатков, которые очевидны другим. Истина – это свет, а любовь ослепляет! Как соединить воедино «несоединимое»?

Обратимся к истории грехопадения. Что увидели Адам с женой после того как вкусили от запретного древа познания добра и зла? – Свою наготу, несовершенство, недостаток. Было ли это знание для них благом? Было ли оно истиной? – Если исходить из того, что увидели они именно то, что действительно есть, то, казалось бы, вкушение запретного плода приобщило их к истине. Но! В этой «истине» не было любви. Она беспощадно вскрывала недостатки и заставляла смотреть на них. Человек повернулся лицом к «истине», которая оказалась злой, но при этом отвернулся от блага, от Бога. И стал от Бога, Который есть любовь, удаляться.

Христос же показал нам, что истина совсем другая. Когда оказалось, что люди не в состоянии принять её, когда непонимание оказалось столь болезненным, что люди предпочли закрыть на истину глаза, Господь уступил. Хотя это стоило Ему многих страданий и крестной смерти. Предпочёл страдать Сам, чем заставлять страдать других. Только после этого выбора на самом деле и открылось, что Иисус – действительно Христос, действительно истина. Истина, неразделимая от любви. Эта истина может уступить, умереть, но только для того чтобы воскреснуть. Уже в том виде, в каком она будет людьми принята с любовью.


<<< 198 >>>
Бревно в глазу

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.» (Лк. 6,41-42)

Почему возник такой странный образ – бревно в глазу?! Ведь очевидно, что бревно в глазу оказаться не может! Почему Христос как будто не замечает этой очевидной несуразности? Или, может быть, наоборот, акцентируя внимание на очевидной невозможности буквального понимания, заставляет нас искать какой-то другой, неочевидный смысл?

Во-первых, почему Господь говорит именно о глазе, а не, допустим, об ухе? – По-видимому, это связано с тем, что глаза дают нам, как мы думаем, наиболее достоверную информацию о мире. А вот Библия даёт примеры обратного порядка. До грехопадения, как сказано в книге Бытие, Адам и жена его были наги и не стыдились. (Быт. 2,25) Видели они эту наготу или нет – не понятно, т.к. сказано: «не стыдились». После же вкушения от плода дерева познания добра и зла «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3,7) Здесь однозначно прослеживается связь между тем, что у Адама и жены «открылись глаза» и тем, что они «узнали». Видением называется понимание!

Было ли понимание, обретённое человеком в истории грехопадения истинным? Если судить по тому, что они увидели то, ЧТО ЕСТЬ – да. Если же судить по плодам, т.е. выводам которые сделали люди – нет. Ибо вот ответ Адама Богу: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3,10) Человек УБОЯЛСЯ Бога и СКРЫЛСЯ от Него! То есть человек впервые увидел свет (да), который есть тьма (нет) (Мф. 6,23)

Поскольку мы заговорили о древе познания, то оно же подсказывает нам, почему к глазу оказалось бревно (или сучок), а не соринка, не камень. Бревно (ствол) и сучок определённо указывают на дерево – дерево познания добра и зла. А история грехопадения предупреждает нас о том, что понимание может быть ложным!


<<< 199 >>>
Бог - ревнитель


<<< 200 >>>
Знание и понимание

«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.» (Мф. 26,59-61)

При чтении этого места может возникнуть смущение. Почему эти двое названы лжесвидетелями? Только потому, что они свидетельствовали против Христа? Ведь Евангелия сообщают нам, что Иисус говорил такие слова: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2,19) и, казалось бы, свидетели говорили правду?

Чтобы разобраться в этом вопросе прежде всего обратим внимание на то, что свидетели говорили похожее на то, что было сказано Христом, но другое. По форме это другое очень похоже на правду, но по сути очень отличается от неё. Действительно, в обоих случаях речь идёт о разрушении храма. Действительно, и там и здесь Господь обещает этот храм восстановить. Однако сказанное Христом предполагает, что храм должен разрушить кто-то другой, но не Он. Лжесвидетели же утверждали, что Господь заявлял, что именно Он может разрушить храм. Разница очень значительная!

Но есть и ещё один очень важный момент. Даже если бы свидетели совершенно точно передали слова Христа, они и в этом случае могли бы оказаться лжесвидетелями. У Иоанна есть очень существенное добавление к словам Христа: «сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2,20-21) Смысл который вкладывал в свои слова Господь и смысл понятый иудеями совершенно разный! Иисус и здесь говорит притчами, а Его пытаются понять буквально. В результате понимание оказывается ложным, несмотря на то, что услышано всё точно.

Если обратиться теперь к истории грехопадения, то в разделении Адама и его жены мы можем увидеть разделение знания и понимания. Адам на вопрос Бога, не ел ли он от запретного плода, в своём ответе говорит точно то, что мы знаем из предыдущего текста Библии. Действительно, плод ему дала жена и, действительно, жену ему дал Бог. Это знание. От него требуются объективность и точность. Жена же высказывает понимание происшедшего. Это понимание зависит совсем не от внешних объективных обстоятельств, а от того, что на сердце человека. На сердце же был страх. В понимании проявляется своё видение ситуации. И, как мы видим из истории грехопадения, судит Бог не знание, а понимание. Знание – Божие, а понимание – наше. Поэтому и судить нас будут за «наше» – за понимание.


Бог не столько познаётся, сколько понимается!


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230


 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group