Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Статьи Контролируемое творение

КОНТРОЛИРУЕМОЕ ТВОРЕНИЕ

Сопоставляя научные представления о начале бытия нашего мира с библейской картиной творения, мы можем обнаружить одно очень важное различие. Бог всегда знает, что Он хочет создать и создаёт именно то, что хочет. Любой акт творения завершается тем, что Бог оценивает созданное Им как хорошее, что Он доволен Своим творением. То есть Библия даёт нам гарантию того, что творение мира совершается контролируемо и любой творческий акт Бога приводит к благому результату.


Совсем иное мы видим в научных представлениях о происхождении мира. Теория Большого взрыва уже своим названием сообщает нам, что вначале был взрыв – колоссальное высвобождение энергии. Все известные нам процессы высвобождения энергии по известной формуле Е = mc² связаны с исчезновением вещества. Поэтому, строго говоря, первичный «взрыв» и взрывом-то можно назвать только с очень большой натяжкой. Ведь предполагается, что вещество во время Большого взрыва, наоборот, только лишь возникло. То есть вопросы тут возникают с самого начала.


Далее, мы знаем, что взрыв сам по себе ничего благого не создаёт. Учёные полагают, что он может создать потенции, материю для дальнейшего созидания. Но что или кто созидает наш мир с его многообразием форм, жизнью, разумом – об этом теория молчит.


Поскольку в современной научной картине мира нет Творца, предпологается, что возникшая материя самоорганизуется. Но такое предположение само уже является ненаучным, ибо наука причины всех явлений ищет вне самих явлений. И, как это не покажется странным, представление о Творце, как Первопричине всего сущего, гораздо больше соответствует логике науки, чем представление о самоорганизующейся материи. То есть наука обойтись без чуда тоже не может, но, в отличие от религии, источник творения, истинного Творца она помещает не вне творения, а внутрь его, обожествляя тем самым тварный мир.


Теперь давайте зададимся вопросом, о начале какого мира идёт речь. Когда говорят о творении мира, мы думаем, что речь идёт именно о том мире, в котором мы живём и который немножко знаем. Так вот, некоторые особенности мира, которые мы знаем, также никак не хотят объясняться «научно».


Первая особенность – уникальность. Мир, если мы имеем в виду не нашу лишь земную жизнь, а всю вселенную - принципиально уникален. Также, по крайней мере пока, уникальна известная нам жизнь. Человечество и его история тоже уникальны. Неповторима даже жизнь отдельного человека. И, слава Богу, серьёзная наука даже и не пытается предсказывать или программировать эту жизнь. Экспериментами в этой области больше заняты политики, а не учёные.


Вторая особенность – многообразие форм и явлений. Да, теория объясняет многие наблюдаемые феномены. В некоторых случаях она может даже предсказать явления, которые до этого не наблюдались или на которые не обращали внимания. Но вывести их необходимость теория не может.


Химические законы не выводятся из физических, биологические невыводимы из химических, а законы психики или духовной жизни никак не следуют из законов биологии. Можно строить физические модели, описывающие особенности веществ, изучаемые химией. Можно моделировать биохимические процессы, протекающие в клетке и т. д. Можно подгонять эти модели под известные факты. Но вывести, например из известных законов химии необходимость и специфичность клеточных структур мы не можем.


Третья особенность – взаимосвязь явлений. Что связывает химические процессы в клетке воедино и делает её живой? Что связывает воедино отдельные мысли, чувства, волю человека и делает его цельной личностью? Почему человечество, наполненное эгоизмом, конфликтами и враждой до сих пор ещё не погубило само себя и окружающую природу? – Научных ответов на эти вопросы нет. И в ближайшем будущем их также не предвидится.


Но тогда возникает вопрос, если я не понимаю мир, даже таким, каким он предстоит передо мной сейчас, то как я могу рассуждать о его происхождении? Точнее, рассуждать-то, конечно, можно, но нужно и знать цену этих рассуждений. Дальше наивных гипотез эти рассуждения вряд ли пойдут.


Сомнения возникают и с другой стороны. Современная научная картина мира предполагает, что биологическая жизнь возникла позже неорганического мира. Также психика исторически появилась после биологической жизни, а человек появился уж совсем недавно. То есть биологическая жизнь – это лишь частное явление материального мира, а жизнь психическая и жизнь разумная – частные проявления жизни биологической.


Естественно для научного подхода двигаться от частного к общему. Поэтому, если мы не понимаем как появилось сознание, психика, жизнь – а у них согласно научной картине мира должно было быть самостоятельное начало – то как мы можем приступать к решению гораздо более общей задачи возникновения всего материального мира?


Все эти рассуждения позволяют с уверенностью говорить, что теория Большого взрыва не может претендовать на объяснение того, как появился тот известный нам мир, в котором мы живём. Что же она пытается объяснить? – Я думаю, вряд ли физики будут со мной спорить, если я скажу, что теория Большого взрыва – это, прежде всего, попытка осмыслить феномен красного смещения спектра удалённых галактик. Астрономические наблюдения показали, что чем дальше находится от нас наблюдаемый объект, тем больше сдвинут в красную область спектр его излучения. Если предположить, что этот сдвиг обусловлен эффектом Доплера, то получается, что галактики разбегаются, а Вселенная расширяется в каждой точке пространства.


Естественно далее задаться вопросом, а что было раньше? Если повернуть время вспять, то, экстраполируя современное состояние Вселенной в прошлое, можно сделать вывод, что когда-то она вся была собрана в одной точке. Потом, нечто, находящееся в этой точке, «взорвалось» и возникла наша Вселенная.


Конечно, наблюдения астрономов дают много дополнительных сведений, которые конкретизируют общую картину и которые теоретики так или иначе пытаются осмыслить. Тем не менее, понятно, что физики строят чисто физическую модель, которая к жизни людей имеет очень далёкое отношение.


Теперь, как бы противореча сам себе, я скажу, что теория Большого взрыва имеет не такое уж малое влияние на нашу жизнь. Поскольку получаемые наукой знания находят практические применения, наука пользуется у людей немалым доверием. В частности, и в мировоззренческих вопросах. Мало кто из людей, слышавших о Большом взрыве, разбирается во всех тонкостях теоретических построений физиков. Но что такое взрыв знают практически все. И все знают, что взрыв сам по себе порождает хаос. То есть большинству людей, слышавших о том, что вселенная произошла в результате Большого взрыва – а слышали об этом многие – представляется бессмысленное с человеческой точки зрения событие, порождающее также бессмысленный хаос.


Совсем иное говорится в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Ин. 1,1) Смысл – а слово только потому и является словом, что имеет смысл – существует изначала. И существует раньше появления видимого мира.


В другом месте, в книге Бытия о начале говорится несколько иначе: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста…» (Быт. 1,1-2) Земля на языке Библии – это видимый и ощущаемый нами мир. В переводе на язык науки земля – мир материальный. Так вот, оказывается, что об этой земле и сказать то вначале нечего, ибо она была «безвидна и пуста». Лишь потом происходит постепенное её оформление и наполнение. Причём не в результате естественных, присущих самой природе процессов, а в результате осмысленного действия Бога.


Перед нами два принципиально разных взгляда на мир. В одном случае всё начинается (да и заканчивается тоже) с бессмыслицы, в другом начинается, совершается и завершается смыслом. При этом, если в научной картине начало мира, его развитие и его конец представляются как последовательные и мало связанные друг с другом самостоятельные этапы, то в библейской картине начало, процесс творения и конец составляют единое целое – жизнь Слова. Соответственно, в одном случае человек – чрезвычайно маловероятная случайность в мире хаоса, в другом – органическая часть общего Замысла. В одном случае человеку нужно овладеть, взять под контроль, привнести смысл в бессмысленность жизни. В другом – познать и исполнить свою роль в грандиозном Божием замысле. В одном случае человек противостоит разрушительной силе хаотических природных сил, в другом он – любимое дитя Творца, созидающего для него весь мир.


Мне скажут, что я сгустил краски и что научное мировоззрение говорит о существовании эволюции неорганического и органического мира, о том, что люди наблюдают прогресс в развитии человечества. Но дело в том, что ни эволюция, ни прогресс никак не следуют из теории Большого взрыва и никак с ней не стыкуются. Эволюционные идеи – это такое же необходимое дополнение к теории Большого взрыва, как и допущение существования случайных процессов.


Увлечение исследователей поиском неизменных законов, управляющих жизнью мира и людей, привело в конечном итоге к представлениям о строго детерминированном мире, в котором начало определяет и всё последующее поведение изучаемого объекта. Декарт сформулировал представление о человеческом теле как о машине, а Лаплас о мире как часовом механизме.


Когда детерминистское представление о мире и человеке было высказано столь ясно и категорично, тут уже многим стало ясно, что на самом деле ни человек не является машиной, ни вселенная не является простым механизмом. Причинность пришлось дополнить случайными процессами, не подчиняющимися никаким причинам. Дополнение это выглядело совершенно искусственным, но, в то же время, необходимым. Точно также представления об эволюции и прогрессе отнюдь не вытекают из логики науки, а привносятся в неё извне в качестве дополнения, призванного скорректировать однобокость прежних представлений.


Следуя логике исторического развития науки, можно сказать, что и теория Большого взрыва, как бы она тщательно не была разработана, обязательно потребует дополнения. И на роль такого дополнения, не может претендовать ничто кроме религиозного мировоззрения. Соответственно и в отношении религиозной картины мира можно сделать вывод, что она должна быть дополнена идеями, развиваемыми наукой. Мы уже не можем закрывать глаза на результативность науки и должны признать, что к истине приобщена не только Церковь, но и наука тоже.


Вернёмся теперь к идее контролируемого творения и посмотрим, что нам говорит об этом Божественное Откровение. В книге пророка Исайи рассказывается о видении им шестикрылых Серафимов. Двумя крыльями они закрывали лицо, двумя – ноги и двумя крыльями летали (Ис. 6,2). На символическом языке Библии голова обозначает начало, а ноги – конец дела. Так, когда Господь на Тайной вечери умывал ноги Своим ученикам, Пётр попросил Его умыть ему не только ноги, но и лицо и руки. Но на свою просьбу получил ответ: «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13,10). То есть омовением ног завершается очищение человека. С другой стороны, Христос – Первенец из мертвых является Главой Церкви.


Видение Исайи, таким образом, сообщает нам о том, что истинное Начало и истинный Конец сокрыты от глаз человеческих покровом тайны. Перед этой тайной нужно смириться и не пытаться познать и взять под контроль Начало и Конец, которые подвластны одному только Богу. С другой стороны - мы знаем, что именно начало и конец дела более всего определяют его результативность. И очень хочется поэтому, если и не полностью взять их под свой контроль, то, по крайней мере, участвовать в них. Но посмотрим, к каким последствиям это иной раз приводит.


Однажды мне пришлось крестить, а потом и отпевать младенца из Дома ребёнка, где содержатся дети, от которых отказались родители. На отпевании присутствовал его отец, который рассказал мне такую историю. Младенец этот был для родителей очень желанным и они захотели всё сделать, чтобы он родился крепким и здоровым. Перечитали горы литературы, мать начала питаться по специальной диете, заниматься специальными физическими упражнениями. Когда же ребёнок родился, то у него обнаружилось множество дефектов мало совместимых с жизнью.


Мы говорим, если хочешь чтобы морковка выросла большая и вкусная, - поливай её, удобряй почву и выпалывай сорняки. Но не надо тянуть её за хвостик! Также и вмешательство человека в естественно протекающие процессы часто мешает их нормальному развитию, а не помогает. Насколько же устойчивыми бывают эти естественные процессы, свидетельствует другой удивительный случай из моей практики.


В том же Доме ребёнка мне пришлось крестить девочку, которую выносила мать, находящаяся в глубокой коме. Когда молодая женщина после автомобильной катастрофы попала в больницу, никто не подозревал, что она беременна. Это выяснилось лишь позже. И вот оказалось, что организм этой женщины был способен дать для ребёнка всё необходимое, несмотря на то, что сознательного участия в его развитии мать не принимала никакого.


В связи со сказанным мне хотелось бы поделиться с вами беспокойством по поводу очень широко и часто совершенно неоправданно распространённой практики пренатальной диагностики плода. Да, возможно, вмешательство в процесс развития младенца на уровне физиологии при этом и незначительное. Но в духовном плане оно бывает очень сильным и часто грубым. Женщин буквально заставляют в плановом порядке проходить обследования, и как только обнаруживаются какие либо отклонения от «нормы», требуют у них согласия на врачебное вмешательство.


Понятно желание врачей подстраховаться на случай возможных осложнений. Но недоверие Богу, с одной стороны, и, наоборот, чрезмерное внимание к возможности неблагоприятного развития событий - с другой, могут привести к тому, что реализуется вариант именно неблагоприятный.


Не нужно думать, что Бог злонамеренно что-то от людей скрывает. Многое Он открывает нам через Божественное Откровение Сам. Другое дело, что понять Его можно лишь научившись читать между строк, также как понимают притчи.


Вот, например, Библия, рассказывая о творении человека, говорит, что человек был создан Богом из праха земного, а затем Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт. 2,7) Был ли человек уже человеком до того, как получил дыхание жизни и стал «душею живою»? – Вряд ли! Именно «дыхание жизни» от Бога и делает его человеком. Но когда и как произошло это рождение от Духа?


Наука, имея дело с естественными процессами – «землёй» в принципе может проследить его создание из праха земного, т.е. биологическую эволюцию. Но рождение человека от Духа – это уже вне её компетенции. Это Тайна.


Тем не менее, Господь для того чтобы человеку не было нужды своим любопытным взором подсматривать, что скрывается за завесой этой тайны, Сам приоткрывает её. Евангелие от Луки рассказывает историю рождения Иисуса Христа без мужа. У многих людей эта история не вызывает ничего кроме недоумения и недоверия. Но в истории Марии Бог показывает нам, как нужно относиться к Тайне. Тот же недоуменный вопрос возник ведь и у Неё: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1,34) Но когда ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» - Мария не стала прекословить, а лишь смиренно ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.» (Лк. 1,38)


Далее мы узнаём, что факт рождения Христа от Бога был сокрыт от людей. Мария, зачав от Духа Святого, жила в доме Иосифа и все считали, что именно он отец ребёнка. Интересно, что подобную историю, но с другим результатом, мы видим в жизнеописании царя Давида. Давид, желая скрыть своё отцовство, посылал Урию к его жене, зачавшей от Давида. Урия не послушал Давида и в конце концов погиб. Умер и зачатый вне Закона первенец Давида от Вирсавии (2 Цар. 11-12 гл.) Сокрытие тайны в одном случае позволило сохранить жизнь младенца, а поведение, в результате которого тайна открылась, привело к тому, что младенец погиб.


Когда мы рассуждаем о начале нашей человеческой жизни, то обычно останавливаемся на вопросе, откуда берётся тело младенца. Откуда берётся душа, отличающая нас от животных - мы не рассуждаем. Этот вопрос остаётся тайной, но мы почему-то уверены, что душа как и тело возникает естественным путём. То есть законным отцом человека (души его) считается его отец по плоти. При таком подходе человек, рождённый от Бога, оказывается вне Закона и должен умереть. Первенец из рождённых Богом – Христос, действительно принял смерть. Чтобы потом воскреснуть!


Христианство, тем не менее, даёт возможность человеку стать законным сыном Божиим. По факту он - и так сын. Усыновление же по закону совершается в Таинстве Крещения, ибо к каждому крещаемому обращены слова, услышанные Иисусом: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3,22) И этот, уже законный сын Царя, может, подобно Соломону, стать Его наследником. Наследство же это - Царство Божие, Царство Истины-Христа находится сейчас, как я полагаю, не в науке (Египте, куда от преследования Ирода на время бежало Святое Семейство), а в Церкви (Земле Обетованной). Но это уже вопрос веры.



 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group