Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Вход

Логин
Пароль
Вспомнить пароль
Регистрация

Житие вмч. Георгия Победоносца

Ссылки

Подписка на рассылку новостей

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 181-190

181-190

<<< 181 >>>
Из чего создана жена?

В 42 заметке темы «Христос и Иуда» Юрий пишет: «Кстати, жена создана не из ребра. Это ошибочный перевод. Более точный – КРАЙ плоти Человека.»

Я заинтересовался этим вопросом и обнаружил, что, действительно, если уж и использовать русское слово «ребро», то смысл его должен быть таким же, как в словосочетании «ребро куба», т.е. грань, крайняя часть куба.

Когда мы говорим о «многогранности» таланта человека, то обычно имеем в виду возможность человека творить в разных направлениях. Творец всегда находится на грани, делает то, что до него никто не делал.

Из сказанного можно сделать вывод, что Адам – это «то, что человек ЕСТЬ», а жена – «то, кем человек ДОЛЖЕН БЫТЬ»

В связи с этим встаёт вопрос о том, сколько же у человека должно быть «жён». Да, богатый человек может содержать многих жён. У Соломона помимо 700 жён было ещё и 300 наложниц. Но кончилось для него это плохо – потерял единого Бога. Иметь одну жену – намного безопаснее. Важно лишь, чтобы она дана была тебе Богом! Иметь пять талантов, наверное, лучше, чем иметь два или один. Но важно, чтобы все таланты были вложены, в конечном итоге, в одно дело жизни – Еву (Ева переводится как «Жизнь»).


<<< 182 >>>
Что значит "мы"?

Слово «мы» в нашем сознании может иметь два значения. Одно из них – количественное собрание двух. «Мы» - это «я» и «ты». Всего лишь присутствие ещё кого-то кроме меня позволяет мне выйти за пределы своего «я» и мыслить на уровне «мы». При этом другой может восприниматься не только как друг, но и как враг, не только как близкий и любимый, но и как чужой, бесполезный, а то и мешающий мне.

Другое значение слово «мы» делает акцент на качестве состояния человека. Я уже теперь не просто прежний одинокий «я» и ты уже не тот, кем ты был без меня. Мы – и ты и я - существуем уже в каком-то новом качестве единства друг с другом.

Если в первом случае союз «и» стоящий между «я» и «ты» разъединяет нас, то во втором случае, наоборот, соединяет.

Когда мы говорим о Боге – Троице, то чаще всего на первый план выходит именно количественный аспект. Как может такое быть, что Трое могут быть Одним? Само по себе такое предположение выглядит абсурдом.

Совсем иначе воспринимается тот же вопрос с точки зрения смысла. «Мы» - одно слово, но означает оно то же самое, что и три слова: мы = я и ты.

В Библии, когда Бог говорит о своём желании сотворить человека употребляется множественное число «сотворим». Не «Я сотворю» и не «ты сотвори», но «мы сотворим». Замечательно, что и человека Бог собирается сотворить одного, а творит мужчину и женщину. И опять наше внимание застревает на количестве. Мужчина и женщина – это вроде как двое. И совсем ускользает от нашего внимания небольшой союз «и». «Мужчину И женщину сотворил их» (Быт.1,27). То есть речь опять идёт о троице и о единстве! Библейский мужчина не существует без женщины и женщина не существует без мужчины. И человека нет до тех пор, пока союз «и» не связывает их воедино. И брак в библейском смысле существует не ради исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь», которая дана была и животным, а ради исполнения заповеди единства в любви.


<<< 183 >>>
Бог – это Тот, Кто достоин абсолютного доверия

из этого утверждения может произойти три варианта веры.

1)Раз Бог достоин абсолютного доверия, я могу верить Ему безо всяких рассуждений, могу слепо следовать Его воле.

Это вера «голубей» - вера в простоте, безискусная, детская, наивная. Вообще говоря, для детей, любящие родители которых всегда рядом, такая вера совсем не плоха. Но для взрослых людей кроме родителей есть ещё и другие люди, мнения которых часто оказываются противоречивыми. И для нас кроме воли Божией существует ещё много воль: человеческих и ангельских, которые отнюдь не всегда бывают к нам искренне добры. Поэтому для человека со слепой верой в качестве «бога» может оказаться совсем и не Бог. Зоопсихологи знают такое явление как инпринтинг. Только что вылупившиеся из яйца цыплята или утята в качестве матери могут принять любой движущийся предмет. Так что для вылупившихся цыплят «мамой» может стать утка, или человек или собака… Для человека со слепой верой точно также совсем не трудно спутать пастыря доброго с волком в овечьей шкуре.

2) Если для меня так важно не ошибиться в выборе Того, Кому я доверяю свою жизнь, то я могу попытаться испытать Его: действительно ли Он никогда не ошибается, действительно ли Он меня любит и никогда не предаст? Ведь, казалось бы, разве может быть достоин полного доверия тот, кто не сможет выдержать все, любые проверки? Человек начинает проверять (искушать) Бога, забыв важнейшую заповедь: «не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6,16; Мф. 4,7)

Принципиальное отличие твари от Творца в том, что Бог может испытывать сотворённого Им человека, а человек испытывать Бога не может (не должен).

Человек, который пытается испытывать Бога в конечном итоге (если вовремя не остановится) приходит к выводу, что Бога нет. Для него Бог «умирает» - соответственно смерть наступает и для проверяющего, ибо взявший меч от меча погибнет». Эта вера (скорее сомнение) – «змей». Человек пытается познать Бога, найти пределы Его милосердия, Его терпения и любви и начинает сам преступать пределы, установленные ему Богом. Сам начинает нарушать данный Богом Закон жизни, становится разрушителем, растлителем жизни и, в конечном итоге, участь его – это участь Содома и Гоморры.

3) Человек не может искушать Бога, но Бог человека может. И для Бога тоже важно, чтобы человек не ошибся, нашёл Его, пошёл бы за Ним, а не за кем-то другим. Поэтому третий вариант доверия Богу – вера в то, что когда постигнут искушения нельзя падать духом ибо Бог рядом и не даст мне испытания превышающего мои силы. Если у меня будут какие-то сомнения, то абсолютное доверие к Богу предполагает, что если я потерплю, если я поищу возможности разрешить эти сомнения, если я попрошу у Бога помощи, то Он мои сомнения, в конце концов, разрешит. Он Сам откроет мне знание о Себе, Сам даст удостовериться, что Он есть и истина, и любовь, и жизнь.

Первые два варианта веры в Ветхом завете демонстрируют нам в истории грехопадения жена (1 вариант) и змей (2 вариант). В Новом Завете эти же два варианта веры дают нам Иисус (Пётр) и Иуда. Ветхий Завет показывает нам негативный исход, негативную «работу» той и другой веры в том случае, когда поверили не Богу, а другому. Новый Завет, наоборот, удостоверяет нас, что если перед нами действительно Тот, Кто достоин доверия, то даже односторонние (а потому ложные) варианты веры приводят к благому результату. Тем более к этому благому результату ведёт истинная вера, совмещающая в себе простоту голубя и мудрость змеи. Эту веру продемонстрировал нам «неверующий» ( а на самом деле правильно верующий) Фома – близнец.

Чтобы не возник соблазн, что мы веру Фомы ставим выше веры Христа, следует сделать одну оговорку. Христос как Сын Божий знает Отца настолько, что у Него вообще не возникает никаких сомнений в Отце. Но так знать Бога может только Бог, а не человек. Поэтому для нас – людей особенно ценен опыт Фомы, который был именно человек, а не Бог. Ведь повторить опыт Христа мы не можем, ибо он уникален, а опыт Его учеников для нас доступен.


<<< 184 >>>
Различие между полезным и святым

Полезное служит мне.

Святому добровольно служу я. (отсюда и выражение "раб Божий")

К сожалению, из-за непонимания этого различия место святого у людей часто занимает полезное. Но ведь именно когда полезное вытесняет святое, тогда и появляются люди для которых нет ничего святого!


<<< 185 >>>
Да приидет Царствие Твое…

Когда мы произносим эти слова, то неизбежно встаёт вопрос, пассивно ли мы ожидаем Царствия Божия или активно пытаемся Его приблизить. И если нам самим открылась любовь Божия и истина, то будем ли мы одни пользоваться полученным даром или попытаемся донести его до других людей.

Решая эти вопросы, мы сталкиваемся с тем, что многим людям кажется, что они познали истину, и активно начинают её вокруг распространять. А наша истина иная! Возникают разногласия, противоречия, споры, рождается вражда… Это, если мы хотим активно действовать. Если же хотим мира, то можем попытаться уйти от спорных вопросов, понадеявшись, что истина сама себе, без наших усилий проложит себе дорогу.

В первом случае истину, правду, справедливость… пытаются насадить силой, а во втором люди, видя какие горькие плоды даёт насилие, говорят прежде всего о свободе. Но, увы, свобода, когда она становится самоценной, порождает беззаконие, безобразие и пошлость. Вот и думаешь тогда что лучше: согласиться с этой пошлостью или ради торжества истины, красоты и любви согласиться на применение насилия. Но, с другой стороны, насильно мил не будешь. Любовь насилием не насадишь.

Вера в Бога – это одновременно и вера в то, что возможен царский путь между этими двумя крайностями. Ветхий Завет даёт нам пример того, как Бог жёстко, силой воспитывал Свой жестоковыйный народ, а Новый Завет показывает, что и свобода, если она осуществляется в рамках воли Божией, даёт прекрасный плод. В то же время мы утверждаем, что оба Завета едины и сходятся они во Христе.

Сейчас люди хорошо знают что такое власть и как эта власть осуществляется – прежде всего насилием (физическим, моральным, насилием над совестью, здравым смыслом и т.д.). Также мы хорошо (как нам кажется) знаем что такое свобода. Но и мир свободной демократии уже сумел породить так много проблем, что во весь рост встаёт вопрос о выживании человечества. Мы хорошо представляем крайности насилия и свободы и, отталкиваясь от одной крайности, зачастую впадаем в другую. Того же что есть между ними, что лишено недостатков этих крайностей и вбирает их преимущества мы сейчас не видим. Но как невидимый Бог явил Себя в Своём Сыне, также – я верю в это – невидимое Царство Божие когда-то явится миру видимо и ощутимо.


История человечества с очевидностью свидетельствует, что развитие разных стран в целом идёт в направлении от жёсткого диктата к гражданскому обществу со всё большими свободами граждан. Но идёт ли человечество к Царству Божию? – На это тоже не похоже, т.к. демократический мир всё более отталкивается от любых религий, видя в них источник авторитаризма и несвободы.

Очень в этом смысле показательна история России. Пётр ради усиления своей власти сильно ограничил власть Церкви. Несмотря на это (или благодаря этому) Россия развивалась очень быстрыми темпами. В то же время период царствия Николая II – царя наиболее благоволившему Церкви оказался и периодом подготовившим революцию. Не иначе как знаковым было практическое совпадение времени октябрьского переворота с избранием в Церкви патриарха. Очевидно, предполагалось, что патриаршество усилит позиции Церкви и её возможности влиять на умы людей. Но Бог судил иначе – усиление позиций авторитарности в Церкви привело сначала к разгулу беззакония (свободы), а потом к жёсткой авторитарности светской власти.

Где же прежде всего должно явиться Царство Божие? – Очевидно там, где служат Богу. У иудеев? – Но до тех пор, пока они не поняли и не приняли Христа – Того, чьим царством Оно является - этого произойти не может. У мусульман? – Но эта религия из всех монотеистических религий является самой авторитарной. У католиков? – Там идолом была и всё больше становится власть папы и католическое царство будет царством человека правящего от имени Бога, но не Царством Бога. У протестантов? – Но их «царство» напоминает совокупность удельных княжеств, мало связанных друг с другом. У православных? – Но до тех пор, пока «ортодоксия» будет мыслиться только как сохранение традиций, шансов у нас ничуть не больше чем у наших предков до революции.

Тем не менее, не хотелось бы заканчивать на пессимистической ноте. Русская православная Церковь – это фактически новое образование и она переживает период своего становления. Какой она будет и какие плоды принесёт зависит, я думаю, и от нас тоже.


<<< 186 >>>
Два чуда накормления хлебами

Удивительно в какой последовательности Евангелия рассказывают о двух чудесах накормления хлебами. Если сравнить первое чудо где Господь накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек (Мф. 14,15-21) со вторым, в котором для насыщения четырёх тысяч потребовалось семь хлебов и несколько рыбок (Мф. 15,32-38), то буквально во всех отношениях первое чудо выглядит более значительным, чем второе. Тогда возникает вопрос, зачем нужно было упоминать это второе чудо? Действительно, представьте, что кто-то, говоря о том, какой он сильный, сообщает вам, что он смог поднять штангу весом двести килограммов. А затем добавляет, что он не только двести килограммов может поднять, но и сто пятьдесят. Не покажется ли вам странным такое добавление?

Повествование о совершенных Христом чудесах содержит в себе и ещё одну странную и, казалось бы, лишнюю подробность. Евангелист Марк сообщает о том, что Господь повелел рассадить людей отделениями. «И сели рядами по сто и по пятидесяти.» (Мк. 6,40) Для чего рядами? — По-видимому, чтобы ученикам удобнее было обходить желающих насытиться людей. Но только ли в этом дело? Не является ли упоминание о рядах определённым намёком? Ведь число сто в Библии часто указывает на некую меру. Например, обетование Аврааму о рождении сына было дано ему в возрасте восьмидесяти пяти лет, но не исполнилось до тех пор, пока Авраам не дожил до ста (Быт. 21,5). Исаак, живя в земле филистимлян сеял и получил в год ячменя во сто крат(Быт. 26,12). Также и в притче о сеятеле Лука говорит, что семя попавшее на добрую почву «принесло плод сторичный» (Лк. 8,8). Если эту меру применить и в случае второго чуда, то, разделив четыре тысячи на сто, мы получим число сорок. И пятьдесят, и сорок — числа замечательные, неоднократно встречающиеся и в Ветхом, и в Новом Завете. Но что означают они сами? Обратимся к Евангелию от Луки.

В пятнадцатой главе рассказываются две притчи, в одной из которых вполне определённо говорится о мере «сто» (притча о заблудшей овце), а в другой о мере «десять» (о потеряной драхме) (Лк. 15, 3-10). Если мы теперь применим эту вторую меру к числам пятьдесят и сорок, то получим два числа — пять и четыре — которые являются как бы символами Ветхого (Пятикнижие Моисея) и Нового Завета (четыре Евангелия). Возвращаясь теперь к двум чудесам накормления пяти и четырёх тысяч человек, мы можем прийти к выводу, что речь в данном случае идёт об исполнении Ветхого и Нового Заветов соответственно. В этом случае становится понятной и последовательность, в которой описаны два чуда и, главное, зачем упоминается о втором «малозначимом» чуде.


<<< 187 >>>
Жертва приятная Богу

Сопоставим две пары притч. Первая пара – о зерне горчичном (Лк. 13,18-19) и о закваске (Лк. 13,20-21). Вторая пара – о добром пастыре (Лк. 15,4-7) и о потерянной драхме (Лк. 15, 8-10). В каждой паре в первой притче действующее лицо – мужчина, а во второй – женщина. Причём во второй притче каждой пары совершается то же действие, что и в первой. То есть вторая притча пары, дополняя первую соответствует ей. Подобно тому, как жена при создании человека задумывалась соответствующей мужу. При этом в первой паре притч мужчина – земледелец, а во второй – пастырь. Подобно первым сынам Адама и Евы – Каину и Авелю. Проведя такое сопоставление, вспомним, что жертву Каина Бог не принял, а жертву Авеля – принял.

Посмотрим с этой точки зрения чем могут в нашем случае пожертвовать земледелец и пастырь. Земледелец сажает зерно (женщина кладёт закваску), а дальше зерно растёт само (тесто вскисает). Он начинает дело, которое продолжается потом само. Пастырь же находит заблудшую овцу, исполняя некоторую меру – сто овец и женщина находит потерянную драхму, исполняя другую меру – десять. В этом случае речь идёт об активной деятельности, с одной стороны, и об окончании дела, с другой.

Может ли человек пожертвовать тем, что происходит само, без его участия? – Очевидно, нет, т.к. в этом никакой его заслуги нет. Значит если он захочет "пожертвовать" началом дела, предоставив, таким образом, начинать дело Богу, то такой жертвы Бог НЕ ПРИНИМАЕТ! Начинать должен человек и, соответственно, он должен принять на себя ответственность за то, что он насадил. В частности, ответственность за вкушение от древа познания добра и зла человек должен взять на себя.

С другой стороны, что может принести в жертву Богу пастырь? – Во–первых, свою активную деятельность. Здесь мы, кстати, вспоминаем и о заповеди субботы. Шесть дней евреи могли делать дела, а седьмой – день покоя. Делая свои дела, мы обязаны оставлять место для участия в них Бога. Во-вторых, пастырь завершает дело. Человек может приписать заслуги за конечный результат себе, а может пожертвовать ими ради Бога. Такую жертву Бог ПРИНИМАЕТ!


<<< 188 >>>
Суббота в человеческих отношениях

Как мы знаем, заповедь о субботе – одна из важнейших заповедей данных Богом людям. В то же время – это одна из самых непонятных заповедей. Несмотря на то, что дано объяснение почему необходимо святить субботу (в честь седьмого дня творения который Бог благословил и в который почил от дел Своих) требование это выглядит довольно искусственным, т.к. как будто никак не вытекает из практики нашей жизни. Тем не менее, иудеи, соблюдающие субботу, именно на практике проверили насколько важно исполнение этой заповеди. Заповедь работает, но ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ?

В человеческом общении мы часто оказываемся в состоянии спора. Каждый из спорящих пытается найти как можно более значимые аргументы, каждый пытается утвердить, как он считает, истину. И вот в какой-то момент истина открывается, мы высказываем её и, естественно, рассчитываем, что оппонент, сражённый нашим «неоспоримым» аргументом тут же с нами согласится. Но не тут-то было! Спор продолжается, причём чем дальше – тем более бестолковый! Почему? – Потому что не соблюдена заповедь о субботе!

В шестой день творения Бог, как мы знаем из Библии, сотворил человека, благословил седьмой день и Сам почил. Допустим, это образ действия не только Бога, но и человека тоже (сотворённого по образу и подобию Божию). В нашей ситуации появление «неоспоримого» аргумента можно сравнить с появлением человека. Если Бог сотворил человека действительно достойного быть подобным Богу, то сам человек должен совершить то, что должно свершиться в седьмой день. Если нам действительно открылась истина, то не нужны уже наши дальнейшие усилия чтобы внедрить эту истину в чью-то голову. Истина на то и истина, что другой тоже ощущает это. Но! Очень редко бывает, чтобы оппонент был в силах согласиться с истиной сразу. Поэтому так важно в этот момент отступиться, а не продолжать «дожимать» противника неопровержимыми аргументами, ибо результат будет обратный – неприятие истины.

Как важно научиться ощущать когда наступает «момент истины» и, почувствовав это, благословив, отступить и начать субботствовать!

Распятому на Кресте Христу все предлагали сойти с Креста (продолжить доказательство Своей правоты), но Он знал, что для Него суббота наступила тогда, когда для остальных была ещё пятница!


<<< 189 >>>
Дети и псы

История исцеления дочери хананеянки (Мф. 15,22-28) – одна из самых соблазнительных в Евангелиях. Как мог Иисус, призывавший любить врагов своих, обозвать человека псом?!

Для верующего человека нет сомнений, что Господь ни в коей мере никого не хотел унизить – это противоречило бы всей Его жизни и всему Его учению. Тем не менее, вопрос остаётся. Почему Христос сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»?

Чтобы понять это обратимся к другим местам Библии где говорится о псах.

Вот что мы находим в Откровении Иоанна Богослова:
"А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду." (Откр. 22,15)

А вот что сказано в Притчах:
"Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него." (Прит. 26,10-12)

Из первой цитаты понятно, что пёс - собирательный образ каких-то людей. Вторая уточняет каких - глупых. И не просто глупых, а считающих себя умнее всех!

Начало же второй цитаты точно соответствует истории с хананеянкой. Христос -сильный, но не только сильный, но и премудрый. Как сильный он мог бы раздавать благодеяния направо и налево, но как премудрый он знает, что людям глупым и с большим самомнением давать бесполезно. Именно на это Он, по-видимому, указывает, говоря, что нехорошо отнять у детей и дать псам.

Женщина же своим ответом явно засвидетельствовала, что она и не глупа и не горделива, т.е. что она не собака! Следовательно, ей дать можно.


<<< 190 >>>
Ковчег и семя

Вспоминая историю о всемирном потопе, удивляешься тому, что Ной позаботился о том, чтобы сохранились животные и ничего не сделал, чтобы сохранить растения. С другой стороны, если растительности не будет, то не будет и животных. Как сохранились растения? – Ответ может быть единственный – в семени. Когда вся земля была покрыта водой, то земные растения все должны были погибнуть. Это, однако, не относится к семенам. И если животные спаслись в ковчеге, то, можно сказать, что растения спаслись в своём семени, в своих плодах. Поэтому мы можем сопоставить ковчег с семенем растения.

И, действительно, семя, подобно ковчегу, несёт в себе всё необходимое для воспроизведения жизни. Семя в себе несёт всё то живое, что есть в целом растении. Но есть один момент, который отличает содержимое в ковчеге от того, что находится вне его. Посмотрим, кого по указанию Бога взял в ковчег Ной. Из скота нечистого взято две пары мужеского пола и женского, из скота чистого взято по семь пар и от птиц тоже по семь пар. Хотя птицы, казалось бы, во время потопа имеют преимущество перед зверями, но о них – особая забота. В целом же тенденция очевидна – чистое, с точки зрения Бога, преизбыточествует перед нечистым. Хотя Библия не говорит о том, что Ной отбирал лучших из зверей – задача эта слишком трудна. Но чистое перед нечистым имеет явное преимущество. Такое же преимущество имеют и птицы – существа, способные, перелетать с одной земли на другую, т.е. осуществлять общение.

Что же касается человека, то тут отбор осуществляет Сам Бог. Он выбирает лучшего из людей праведного Ноя с семейством. Одну семью, возглавляемую одним человеком.

Вывод, который следует из истории Ноя, следующий. В семени, в потомстве концентрируется лучшее из того, что есть в предках. Почему столь велика любовь родительская к детям и, часто, небрежение детьми своими родителями – потому что в детях Бог концентрирует всё лучшее, что есть у родителей.


Ковчег Ноя – семя жены, Ковчег Завета – семя мужа.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230


 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group