Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Статьи Избери жизнь

ИЗБЕРИ ЖИЗНЬ

Решать вопросы взаимоотношения веры и разума людям приходится гораздо чаще, чем это на первый взгляд представляется. Когда мы учимся, нам приходится верить, что приобретаемые знания когда-нибудь в жизни пригодятся. Работая, мы должны верить, что труд наш не напрасен. Без этой веры все дела будут казаться бессмысленными и делать их нам будет очень трудно. Человек без веры полноценной жизнью жить не может. В то же время мы должны быть убеждены, что веруем мы правильно и что ожидания наши нас не обманут.


Тот же самый вопрос о правильности веры, о нашей способности отличать истину от суеверий всегда стоял в центре внимания Православной Церкви. И решается он не только чудесным образом через даваемые Богом откровения, но и с помощью разума. Более того, и само Божественное Откровение требует к себе разумного подхода. В противном случае, неверно поняв сказанное нам Богом, мы вместо ожидаемого великого добра рискуем получить великое зло.


В своем докладе я попытаюсь дать толкование одного маленького отрывка Евангелия от Луки с тем, чтобы показать как по-разному люди могут понимать сказанное им Богом и сколь сильно отличаются последствия принятых на основании этого понимания решений. Сначала процитирую Евангелие:

“Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав; он ищет знамения: и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо, как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего, и осудит их: ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.” (Лк.. 11,29-32)


Почему Христос говорит об осуждении и почему обличает людей в лукавстве? Читая Евангелия, мы видим, что Господь очень милостив к людям. Он исцеляет больных и бесноватых, Он спасает людей от смерти и даже воскрешает умерших. Он дает заповедь “не судите” (Мф. 7,1; Лк.6,3), а здесь не только говорит о суде, но и утверждает, что этот суд закончится осуждением. Почему? - Ответ на этот вопрос, скорее всего, содержится в самих библейских историях о Ниневии и о Соломоне поэтому и обратимся к этим историям.


О мудрости Соломона, испытать которую приходила царица Савская, мы узнаем прежде всего из истории суда над двумя матерями. Именно после этого суда Израильтяне “стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд” (3 Цар.3,28). Краткое содержание этой истории таково. Две женщины имели грудных младенцев, но у одной из них сын умер и она, воспользовавшись тем, что вторая женщина спит, подложила ей мертвого ребенка, а себе взяла живого. Когда настоящая мать проснулась, она обнаружила подмену и стала требовать вернуть ей живого дитя. Для разрешения спора они обратились к царю Соломону и он, не имея возможности узнать кто прав, приказал принести мечь, рассечь живого младенца на две части и каждой женщине отдать половину. Услышав такое решение, настоящая мать взволновалась и стала просить не убивать ребенка а отдать второй женщине. “А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать” (3 Цар. 3,26-27).


Замечательной особенностью этого суда является то, что не столько судья вершит суд, сколько сами его участники. Соломон вынес “справедливое” решение, которое, по большому счету, никого удовлетворить не могло. Он поставил спорящих перед реальной угрозой смерти, перед возможностью многое потерять и ничего не приобрести. И тогда каждая из женщин проявила свое настоящее отношение к ребенку. Истина открылась лишь перед лицом смерти.


Вторая история описана в Библии в книге пророка Ионы. Здесь суд вершит уже не человек, но Сам Бог. Он выносит решение о том, что город через сорок дней должен погибнуть и посылает пророка Иону сообщить его жителям об их печальной участи. Иона очень не хотел исполнять данное ему поручение, однако Бог заставил его сделать это. Бог ясно показал, что если Он принял какое-то решение, то никто и ничто не может помешать Ему Свое решение исполнить. В конце концов Иона пошел и проповедывал Ниневитянам о гибели их города. И что же? - Ниневитяне покаялись, отвратились от своих злых дел и Бог пощадил их. Опять реальная угроза смерти и опять в конце концов восторжествовала жизнь.


Давайте посмотрим, какие варианты поведения возможны перед лицом реальной угрозы смерти. Первый вариант - не поверить в то, что угроза столь велика и попытаться так или иначе смертный приговор отменить. Иона, знавший Бога как любящего и милосердного, пытался если и не отменить принятое Богом страшное решение, то по крайней мере не участвовать в его исполнении. Не смог. И дело здесь совсем не в том, что Бог желает погибели людей. Уничтожить Ниневию Он мог бы и не посылая туда Иону. Дело в том, что суд Божий и суд Соломонов дают возможность получить благоприятный исход - торжество жизни над смертью - исключительно только в том случае, если у людей не будет и тени сомнения, что человек своей волей и своими усилиями изменить принятого судьей решения не может. Представим себе, на суде Соломона у матери ребенка остается надежда, что царь либо по своему милосердию, либо по ее настойчивым просьбам свое решение отменит. Тогда у нее есть шанс все же получить свое чадо живым и невредимым. Какая же мать в этом случае от своего ребенка откажется!


Первый вариант - не поверить или воспротивиться суду - ведет к смерти. Но, очевидно, к смерти ведет и второй вариант - простое согласие с решением суда. Нас ужасают слова женщины, пытавшейся присвоить себе чужого ребенка: “пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите”. Но ведь здесь именно согласие с приговором Соломона. То же самое и в случае с Ниневией. Что было бы с жителями этого города, если бы они решили, что смерть неизбежна и согласились с этой неизбежностью? - Богу пришлось бы исполнить свою угрозу, хотя, как это видно из последующих событий, Он отнюдь не хотел смерти. Бог не может угрожать “понарошку” иначе к Его решениям будут относиться с недоверием.


В то же время тот факт, что Бог смерти нам не желает, дает надежду на то, что существует третий вариант поведения, при котором решение суда все же может быть отменено. Более того, для людей верящих во всемогущество Бога, эта надежда превращается в уверенность, что смерти можно избежать! Ниневитяне, как мы знаем, покаялись и благодаря этому остались живы.


Что же сделали Ниневитяне, что представляет собой третий вариант поведения? Вот каково было повеление царя Ниневии: “чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем” (Иона 3,7-9). Ниневитяне перестали делать злые свои дела, которые навлекли на них суд Божий, и необходимость наказания исчезла. Бог их простил.


Если же обратиться к суду Соломона, то там мать ребенка ради того чтобы он остался жив отдала его другой женщине. Она также совершила поступок, который “отменял” суд и, соответственно, его приговор. Действительно, если бы мать сразу отдала своего ребенка, то не было бы нужды идти на суд, не было бы приговора судьи и не было бы угрозы смерти. Но при этом она потеряла бы сына. То есть для торжества истины суд матери все же нужен. Но этот суд - есть суд страшный!


О том, что суд нужен и Судье, сообщает нам, в свою очередь, история с Ниневией. Иона, заранее зная о приговоре, хотел в суде не участвовать. Но Бог Своей волей привел его в Ниневию, где он, не желая того, сам стал для жителей судом и приговором. Тем не менее, обе истории имеют благополучный исход. В обоих случаях люди смогли найти такой вариант поведения, который вполне удовлетворил и их, и судью. Удалось же им найти такой вариант благодаря тому, что в выборе между жизнью и смертью люди выбирали жизнь.


Человек, когда ему прямо предложат выбрать между жизнью и смертью, наверное все же выберет жизнь. Однако когда вариантов для выбора не два, а три, причем третий вариант отнюдь не очевиден, человек вполне может оказаться в плену иллюзии, что выбирая между первым и вторым вариантом поведения он действительно совершает выбор жизни. А ведь исход и в том и в другом случае один и тот же. И простое противление решению суда и простое согласие с ним одинаково ведут к смерти. То есть человек при таком “выборе”, увы, выбрать жизнь не может.


Тем не менее, люди продолжают выбирать между смертью и смертью. Происходит это, в частности, потому, что третий вариант, при котором человек получает жизнь, похож и на первый и на второй. Хотя, конечно, принципиально отличается от обоих. Подобно тому как Крест, на котором был распят Господь, находился между двумя крестами на которых были распяты разбойники, этот вариант поведения является как бы “промежуточным”. До времени каждый из разбойников - а почти все мы соотносимся с тем или иным разбойником - видит во Христе прежде всего своего противника и не более. Для согласного с судом Божиим и готового на смерть попытка найти вариант обещающий жизнь выглядит как противление воле Божией. Когда же Христа пытается призвать себе в союзники надеющийся найти источник жизни помимо Бога, он, очевидно, получает отказ, из чего может быть сделан вывод, что Сын Божий поддерживает решение суда о смерти, что Он нашей смерти хочет. Для людей варианты противления и простого согласия очевидны. Попытка же предложить им третий вариант обнаруживает, что люди его как будто не видят.


Вернемся теперь к вопросу почему царица южная и Ниневитяне осудят род сей. Почему им дано право нас судить? - Дело здесь, по-видимому в том, что важнейшие задачи нашей жизни, над решением которых мы безуспешно бьемся, принципиально уже решены и решения эти содержатся в историях о Ниневии и о суде Соломона. Осуждения мы достойны потому, что, имея решение мы не можем им воспользоваться.


Сколько неприязни между людьми порождают споры между ними. Расхожая поговорка, что в спорах рождается истина, очевидно, не верна! В споре истина гораздо чаще умирает. То есть когда мы сами оказываемся на суде Соломона, мы, требуя признать наше право на истину, чаще всего упорствуем до последнего. До того момента когда истина умирает. И как редко кто-то, понимая что с очевидностью он ничего доказать не сможет, решается уступить. Уступать сейчас мало кто из людей умеет. В то же время те, у кого это получается, опытно знают, что последующие события часто разворачиваются так, что доказывают именно их правоту.


Далее, если мы повнимательнее приглядимся к истории с Ниневией, то обнаружим очевидное ее сходство с историей грехопадения. Да, человеку вынесен приговор о смерти. Но хочет ли Бог нашей смерти? - Однозначно, нет! В то же время Бог не может просто отменить Своего решения. Отменить его должен человек, изменив свое отношение к Богу.


Посмотрим как поступаем мы в том случае, когда получаем знание о нашем будущем. Если предсказание выглядит для нас благоприятным, мы с радостью принимаем его, верим ему. Верим, может быть, даже не столько потому, что уверены в его истинности, сколько потому, что очень хочется верить. Поэтому-то нас так легко обмануть лестью и так часто мы прельщаемся ожиданием каких-то благ. С другой стороны, если прогноз неблагоприятен, мы обнаруживаем в душе своей разделение. Часть нашего существа бунтует против неизбежности зла, а часть убеждает нас что бороться бесполезно. Но уже само это разделение есть предвестник нашего поражения, ибо “всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.”(Мф. 12,25)


Узнав о том,что все умирают и что смерть эта наступает в согласии с волей Божией мы, по сути, выбираем лишь способ как умереть: в борьбе или убедив себя, что такова воля Божия и умирать действительно надо. А действительно ли надо, если Бог этого не хочет? И что значит в этом случае исполнить волю Божию: смириться с неизбежностью смерти или начать искать путь ведущий к жизни? Конечно, смирение перед Богом выше чем противление Его воле. Однако вера в то, что Бог хочет даровать человеку жизнь и может сделать это, приведя человека к покаянию, безусловно еще выше чем вера в Бога, вынужденного исполнять Свои проклятья.


Кстати, здесь уместно вспомнить и праведного Иова. Сатана в споре с Богом пытался доказать, что Иов праведен только благодаря тому, что ему во всем помогает Бог. И вот, чтобы решить этот спор и выявить, каков же Иов на самом деле, Бог предает его в руки сатаны. Многое пришлось претерпеть Иову. К скорбям о потере богатства, а затем детей добавились затем физические страдания от неисцелимой болезни. Но еще более тяжелым испытанием были для него, по-видимому, советы которые предлагали ему самые близкие люди. Жена предлагала похулить Бога и умереть. Друзья же, наоборот, призывали его “смириться” и признать за собой вину перед Богом, за которую он, якобы, и наказан. Вновь те же два варианта поведения, несущие в себе смерть!


Не желая следовать советам близких, в великой скорби Иов взывал к Богу, чтобы Он хоть как-то прояснил ему в чем дело. Он просил, он требовал суда у Бога. Он был готов судиться с Богом! Казалось бы, это очевидная дерзость и безумие. Именно так это и представлялось друзьям Иова. Но Бог судил иначе. Он в конце концов ответил Иову и дал с очевидностью понять, что человек с Богом судиться не в силах. И тогда только Иов смирился перед этой очевидностью правды Божией, тогда только он отказался от суда с Богом.


Иов отказался смириться с необходимостью боли, страдания и смерти и оказался в этом прав. Вот как свидетельствует об этом Сам Бог: “...сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.” (Иов. 42,7-8)


Когда Иоанн Креститель вышел на проповедь, то первыми его словами были: “покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3,2). Те же слова были сказаны позже и Иисусом Христом, причем сказаны опять же в самом начале Его служения людям! (Мф. 4,17) Что в данном случае имели в виду Христос и Иоаннн Креститель? Нам, читавшим Новый Завет и знающим традицию Православной Церкви ответить как будто не трудно: исполни то, что заповедано Христом и о чем учат святые отцы! Однако, дело в том, что призыв к покаянию прозвучал прежде чем Господь дал заповеди которые нужно исполнять. Тем не менее, люди слушавшие Иисуса и Иоанна должны были понять о чем идет речь, т.е. какое-то знание о покаянии должно было быть открыто людям уже в Ветхом Завете. Какое? - И вот здесь мы, в частности, вспоминаем Ниневию, ибо “Ниневитяне ... покаялись от проповеди Иониной” (Лк. 11,32).


О Ниневии напоминает нам Господь когда сравнивает Свое тридневное пребывание во гробе с пребыванием Ионы во чреве кита (Мф. 12,40). И этим сходство не ограничивается. Имя Иона означает “голубь”. Но в таком случае сошествие во время Крещения Духа Святого на Христа в виде голубя, могло означать именно то, что “как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего” (Лк.11,30). Это предположение подтверждается, во-первых, сорокадневным пребыванием Христа на земле после Воскресения и последующим Его Вознесением (сорокадневная проповедь Ионы и последующий его уход из Ниневии). Во-вторых, тем, что через сорок лет после того как иудеи не приняли Христа, т.е. отвергли возможность покаяния, Иерусалим был разрушен римлянами так, что камня на камне не осталось.


После исхода из Египта евреи под предводительством Моисея подошли к земле обетованной и чтобы изучить эту землю туда были посланы двенадцать лазутчиков. Через сорок дней они вернулись и сообщили, что хотя земля очень хороша и плодородна, люди живущие на ней очень сильны и победить их невозможно. Лишь двое пытались убедить всех последовать повелению Божию и идти на завоевание желанной земли. Увы, страх человеческий оказался сильнее веры в Бога и за это Бог заставил весь народ сорок лет путешествовать по пустыне, доколе все поддавшиеся страху мужчины старше двадцати лет не умрут.


Эту историю я вспоминаю потому, что в ней тоже отчетливо показаны последствия трех разных образов поведения людей в виду смертельной угрозы. Сначала люди попытались избежать смерти тем, что отказались исполнять волю Божию, отказались обещанную им Богом землю завоевывать. В результате Бог повелел им бесцельно бродить по пустыне пока не вымрут все воспротивившиеся Его повелению. После этого народ “покаялся” и решил идти воевать. Но теперь уже Бог сказал “не ходите”! Люди не послушались, решили самостоятельно “исполнить” первое повеление Бога и в результате потерпели сокрушительное поражение.


Лишь через сорок лет Моисей вновь привел свой народ к земле обетованной. Предстояла новая попытка исполнить волю Божию. Чтобы она оказалась более успешной Моисей во Второзаконии вновь напоминает людям все повеления Божии. А в конце своего обращения к народу он говорит замечательные слова: “Во свидетели пред вами призываю небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое”(Втор. 30,19).Будучи сторонними наблюдателями тех событий мы этот выбор совершаем очень легко. Конечно, мы выбираем жизнь и благословение! Но куда труднее сделать тот же выбор когда знаешь, что вслед за ним придется “землю обетованную” завоевывать.


Если бы нам предложили бессмертие и блаженство в Царствии Божием даром, то кто бы отказался попасть туда, где царят Любовь, Истина и Совершенство! Однако когда люди узнают, что это Царство нужно завоевать, то чаще всего они от него отказываются. И если бы при этом мы лишались только какого-то сугубого блага. Увы, этот отказ означает для нас выбор смерти и проклятия! Бог не может согласиться с тем, что человек “согласен” с Его решением о смерти. Бог не желает нашей смерти и вновь и вновь приводит нас к границам “земли обетованной”. Вновь и вновь приближается к нам Царство Небесное. Но это приближение одновременно несет в себе и жизнь, и смерть; и благословение, и проклятие. Бог предлагает нам выбрать жизнь и благословение. Так давайте же изберем жизнь!

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group