Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 151-160

151-160

<<< 151 >>>
Что есть любовь.

Говоря о любви, люди часто путают две разные вещи. Когда говорят: «я тебя люблю», то подразумевают при этом: «ты мне нужен» («я без тебя жить не могу»). Тем не менее, если первое утверждение говорит о делах, которые я делаю ради другого человека, о моей готовности терпеть и прощать, то второе, наоборот, этих дел ждет от другого человека.

В чувстве разделить одно от другого трудно. Когда кто-то делает доброе для нас естественна ответная реакция благодарности. Мне тоже хочется ответить добром на добро, любовью на любовь. Но желание сделать и возможность (умение) сделать – это разные вещи. В мечтах мы можем осчастливить весь мир. На деле же реальную помощь трудно бывает оказать даже своим близким.

Любить нужно учиться…


<<< 152 >>>
Деревья, животные и люди.

В книге Бытия говорится, что из того, что обладает жизнью, первыми в третий день были сотворены трава и деревья. Их произвела земля и они предназначены в пищу животным и человеку.

В пятый день вода произвела рыб, пресмыкающихся и птиц – живых существ, наполняющих воду, небо и землю.

В шестой день вновь земля же произвела животных населяющих землю. Здесь же был сотворен и человек (мужчина и женщина).

В начале появилось то, что предназначено в пищу - то, что для другого. Потом появились те, для кого предназначены в пищу трава и плоды. И в самом конце появился тот, кто питается плодами рук своих. Человек сам взращивает для себя пищу и сам же этой пищей питается. То есть в нем совмещаются особенности и деревьев, дающих плод и животных, потребляющих плоды. Этим совмещением в себе производящей и потребляющей функций человек отличен и от деревьев, и от животных.

В общении, в частности, всегда один говорит, а другой слушает. Такое общение есть и у животных. Но только человек способен говорить не для кого-то, а для себя – мыслить.

Сейчас мы определяем жизнь как обмен веществ. Для осуществления такой жизни необходимо что-то потреблять (животное) и что-то производить (растение). Должен быть, с одной стороны, источник блага, а, с другой стороны, приемник блага. Совмещение в одном и того, и другого есть особенность человека (пол, как мы знаем, есть и у растений и у животных, но впервые о существовании его Библия говорит лишь в случае творения человека: «мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,27)).

Собирание вместе разного, дополняющего друг друга, есть, однако, лишь предпосылка Жизни – жизнь биологическая.

Существует еще и другая Жизнь – духовная. Как она осуществляется, описано в седьмом дне творения. Человек стал «душою живою» лишь после того, как Бог вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2,7). И далее в творении жены (не женщины, отличающейся от мужчины, но жены – помощника, соответствующего человеку) показано, что духовная жизнь – это временное нарушение единства с последующим восстановлением его. Сеяние и последующая жатва того-же, что посеяно. В этом процессе открывается жизнь Духа, исходящего от Отца, дающего жизнь Сыну и возвращающегося ко Отцу при Вознесении Сына.

Когда человек внимателен к окружающему миру, он своим вниманием, своей душой частично «выходит из себя», сеет свою душу в то, что его интересует, а затем возвращается, неся с собой плоды, взращенные на «земле» в которой дух побывал.

Если душа возвращается (возвращает себя), то осуществляется жизнь духа. Но может быть и так, что главное видится в другом, в приобретении чего-то нового, дополнительного. В этом случае осуществляется уже не человеческая жизнь, не жизнь души, а жизнь животная.

Общество потребления – это торжество животной и растительной жизни над человеческой. Люди производят то, чем сами не пользуются (не нужное) и потребляют созданное другими (нужное). При этом производится масса не нужного никому и возникает дефицит нужного. У человека возникает разорванность с жизнью и он перестает воспринимать свою жизнь как свою, а воспринимает ее как предложенную (навязанную) ему другими, как чужую, чуждую.

Возвращение человека «к себе» предполагает, что он начнет делать дела, предназначенные не для кого-то постороннего, а делать то, в чем он сам ощущает необходимость (нужду). Так совершаются дела любви, когда я делаю для другого потому, что мне хочется сделать что-то для любимого. Так исполняется воля Божия, когда человек хочет (нуждается в этом) сделать нечто для Бога, ради Царства добра, красоты и истины.


<<< 153 >>>
И желание, и умение.

«И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана". И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать"» (Ис. 29,11-12)

Для того, чтобы прочитать книгу в данном случае необходимо соблюсти два условия: книга не должна быть запечатана и читать ее должен тот, кто читать умеет.

Удивительно, но большинство участвующих в богослужении послушников довольно четко делятся на две группы: 1) могут делать, но не хотят и 2) хотят, но не могут. Таких же, которые: 3) хотят и могут или 4) не могут и не хотят, - мало.

Вспомним также историю победы Гедеона над Мадианитянами. Когда Гедеон собрал народ на битву, Господь сказал: «народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: "моя рука спасла меня"» (Суд. 7,2). После этого были отосланы домой все, кто робок и боязлив, и остались только желающие биться с врагом. Но и их оказалось слишком много. Тогда Господь повелел Гедеону вести народ к реке и дать им пить. Оказалось, «число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду» (Суд. 7,6) Победа, в конце концов, была одержана этими тремястами человек. Здесь от воинов также требовалось, с одной стороны, мужество и желание сражаться, а, с другой стороны, чтобы поступали по-человечески (не лакали воду, как это делают животные, а пили из своей руки).


Когда мы мечтаем о победе христианского мировоззрения, то рассуждаем так, что чем больше бойцов будет участвовать в духовной брани на нашей стороне, - тем лучше. Но вот что говорит Пророк от лица Господа: « Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас. Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее. И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце.» (Втор. 20,1-8)

Ничто не должно мешать бойцу во время битвы: ни забота о новом доме или винограднике, ни мысли о молодой жене. Но особенно важно, чтобы в войске не оказался малодушный, «дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» . Как мало мы заботимся об этом условии! Как часто пытаемся завлечь в «воинство Христово» всех подряд, не интересуясь ни их решимостью и храбростью, ни их способностью вести духовную брань!

А умение, разумение и полезные навыки (добродетели), - как они необходимы для победы! Ведь в духовной брани неумелый и неопытный «воин» по неразумной ревности или, соблазнившись, так часто обращает свое оружие против своих братьев!


<<< 154 >>>
Нужен ли человеку страх?

Полезно ли человеку иметь страх? Дана ли человеку способность бояться от Бога или страх – дело вражие? Судя по тому, насколько нам не хочется бояться, легко сделать вывод, что страх – не от Бога и что бояться, - грех. И действительно, как часто Господь говорит Своим ученикам: «не бойтесь»! (Мф. 10,26; Мф. 10,28; Мф. 10,31; Мф. 14,27; Мф. 17,7; Мф. 28,5; Мф. 28,10; Мк. 6,50; Лк. 2,10; Лк. 12,4; Лк. 12,7; Ин. 6,20).

Пытаясь объяснить действие страха, я часто привожу пример с доской, по которой легко пройти, если она лежит на земле, и практически невозможно пройти, если она находится над пропастью. Страхи, которыми так изобилует наша жизнь, настолько притягивают наше внимание, настолько сильно внушают нам неизбежность беды, что в результате с нами случается именно то, чего мы боимся и чего хотели бы избежать!

Так значит, способность бояться нам не нужна и лучше быть абсолютно бесстрашным? Тем более что мы уверены, что в Боге страха нет: «…совершенная любовь изгоняет страх» (Ин. 4,18)!

Но хорошо ли рядом с тем, кто не знает что такое страх, другим людям? Мало того, что этот человек сам будет попадать в опасные ситуации, но он и других постоянно будет подвергать опасности, поскольку этой опасности не осознает.

Парализующий, убивающий веру и надежду страх, с одной стороны, и полная беспечность и бесстрашие, с другой, - это крайности, одинаково гибельные для человека, живущего в мире полном опасностей.

Господь, Который сказал: «…не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» также сказал: «а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10,28). Тот, Который пришел разрушить державу смерти и страха, тем не менее, предостерегал Своих учеников: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12,1)

Через вкушение плода от древа познания добра и зла человек, по-видимому, впервые опытно познал, что такое стыд и страх. На первый взгляд, это знание принесло человеку только лишь боль, страдание и смерть. Однако вот какое любопытное утверждение сделано Иаковом в его споре с Лаваном: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился [за меня] вчера.» (Быт. 31,42) Оказывается, страх Исаака каким-то образом явился необходимым условием, дающим Иакову возможность отстоять свою правоту. Этот страх Исаака имеет столь большую важность, что, говоря о суде Божием, Иаков клянется ни чем иным, как «страхом отца своего Исаака»!!! (Быт. 31,53) Тут есть над чем подумать…


<<< 155 >>>
Действие воли и Духа

На уроках физики наличие магнитного поля нам демонстрировали в таком опыте. На дощечку насыпался тонкий слой железных опилок, и снизу подносили магнит. Картина сначала неопределенная и расплывчатая становилась ясной и четкой после того как по дощечке начинали легонько постукивать.

Наши человеческие поступки, деятельность нашей воли – это не более чем «постукивания» по основе нашей жизни. То же картина, которая в результате получается, зависит в гораздо большей степени от того, каково действующее духовное «поле».


<<< 156 >>>
Дух дышит, где хочет...

«…бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду…» (1Кор. 9,24)


Апостол Павел обращает внимание на то, что жизнь христианина – это соревнование (со-ревнование). Но о чем должен ревновать христианин, о том ли, чтобы оказаться впереди всех или о том, чтобы быстрее добраться до цели – финиша? Не второго ли варианта ревности ожидает от нас Бог?

Ревность первого рода порождает, в частности, желание притормозить других людей, которые рассматриваются нами как соперники. Ревность второго рода может порождать также и желание, чтобы впереди меня появился сильный лидер, следуя за которым, я могу двигаться к цели быстрее.

В командных велосипедных гонках постоянно происходит смена лидера в группе. Первому ехать труднее, он сильнее устает, поэтому через некоторое время лидер уступает свое место следующему за ним, а сам пристраивается в конце. Такая смена лидерства позволяет отдыхать на ходу и обеспечивает гораздо больший темп, чем в случае постоянного лидерства одного человека.

Думается, что подобный вариант смены лидерства при совместной работе нескольких человек также мог бы обеспечить нам гораздо более быстрое общее продвижение к желанной Цели ибо «Дух дышит, где хочет…» (Ин. 3,8) Но это пока только перспектива…


<<< 157 >>>
В начале было Слово

Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово…» и лишь только потом евангелист говорит: «Был Свет истинный…». Сначала слово, а потом свет…

В книге Бытия мы тоже обнаруживаем: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош». Опять сначала слово, а потом свет.

В истории двух Заветов мы тоже видим появление в начале Ветхого Завета – завета «слышания» Бога («слушай, Израиль…» Втор. 5,1) с его запретом на изображения, и лишь потом является Свет истинный – Христос и Его Новый Завет. Христа можно было не только видеть, но к Нему можно было даже прикоснуться рукой: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши … возвещаем вам» (1 Ин. 1,1-3)

В статье «Отличительные особенности Евангелия от Иоанна» я обращал внимание на то, что евангелисты часто описывают не те события, которые они видели, а те о которых они слышали. Почему? Не потому ли что, имея перед глазами «очевидное», мы просто не стали бы слушать?

Слово – это прежде всего носитель смысла. Свет же позволяет обнаружить силу, «очевидность» смысла. Если слово предшествует свету, то это означает, что смысл должен предшествовать форме, в которой этот смысл является. (подумать над тем случаем когда последовательность обратная: например, Христос, проповеданный язычникам)


<<< 158 >>>
Иерихон

Во время осады Иерихона евреи должны были семь дней обходить вокруг его стен, неся ковчег завета и трубя в трубы. В седьмой день нужно было обойти стены города семь раз.

Здесь можно увидеть соответствие с историей творения мира описанной в книге Бытия. Начало и конец одного дня – это «обхождение вокруг» Иерихона с приходом в точку старта. Седьмой день, однако, отличается от предыдущих. В этот день Бог почил, а действовать стал человек, созданный по образу и подобию Божию. Чтобы стать совершенным подобием Бога человек, тем не менее, должен «самостоятельно» (относительно, конечно, ибо без Бога мы не можем делать ничего) пройти через семь дней творения. То есть в седьмой день необходимо обойти «стены Иерихонские» семь раз.


<<< 159 >>>
Самобытность России

В своей книге «Россия и Европа» Николай Яковлевич Данилевский на исторических примерах показывает, что все попытки одного народа копировать культуру другого народа никогда ни к чему хорошему не приводили. Не зная настолько же хорошо историю, я не могу ни опровергать, ни определенно согласиться с этим утверждением. Тем не менее, исходя из своего жизненного опыта и наблюдений судеб различных людей, я скорее готов согласиться с тем, что он прав.

Много мы говорим о самобытности России. Однако, все эти разговоры – представляют собой не более чем утверждение факта наличия этой самобытности. В то же время нам никак не удается уловить суть этой самобытности.

С одной стороны, Россия на протяжении 1000 лет осознавала себя страной христианской и, точнее, православной. Самосознание народа строилось прежде всего на сознательном волевом выборе Христианства и отвержения язычества. С другой стороны, свою самобытность русские всегда осознавали в противовес католическому и протестантскому Западу – Европе. Главным плодом культуры русского народа и ее вместилищем был при этом русский язык.

Язык, тем не менее, - это прежде всего достояние самого народа носителя данного языка. Когда же мы говорим о культурных достижениях, плодах культуры какого-либо народа, то обычно имеем в виду некую универсальную их ценность и для других народов. В этом смысле Россия такого плода, сравнимого с ее масштабами, похоже, не дала. Пока не дала. Конечно, свой вклад в общую копилку сделали и писатели, и художники, и композиторы. Но мы не дали миру Божественного Откровения, не сформировали, как греки, понятия культуры, не создали ни римского права, ни европейской науки.

До революции главной культурообразующей силой на Руси было, безусловно, Православие. В то же время, ни у кого нет сомнения, что Православие было принесено на Русь из Византии, заимствовано. Тогда, исходя из первоначального тезиса, Православие, уже в полной мере осуществившееся в Византийской империи, вряд ли могло привести к развитию мощной и самобытной культуры. Копия вряд ли могла превзойти оригинал.

Тем не менее, история России с очевидностью показывает, что народ в чем-то находил силы для своего роста и укрепления. Значит было нечто неосознанное, но действующее весьма сильно, нечто отличное от византийского образца и византийского Православия, что давало эти силы.

Русские, естественно, пытались понять самих себя, пытались найти источник питающий их дух. Несомненно, для русских этим источником был Христос и христианство. Но какое христианство? Православие? – Но к концу 19 в. мы видим Его ослабление. Попытка же искусственно царской волей и мощью государственной системы усилить Православие привела к результату противоположному ожидаемому. Католичество или Протестанство? – На Руси время от времени, как бы в противовес Православию, возникали попытки усваивать европейские образцы. Но они, в конечном итоге, всегда отвергались как чуждые.

И вдруг на исторической арене возникает марксизм. Создается буквально как Троянский конь – «дар дружественной просвещенной Европы». Самой Европе, как мы знаем, марксизм не очень был нужен. Россия же этот «дар» приняла и приняла, по-видимому, увидев в нем возможность наконец-то осуществить себя – создать Царство Божие на земле. Но, увы, без Бога!

Революция – это попытка достичь полноты христианского идеала человеческих взаимоотношений. Но, поскольку христианство без Христа и Бога – это абсурд, то страна и оказалась не живущей, а погруженной в абсурд выживания.

Выход из кажущегося тупика – безусловное возвращение к христианству. Но не как «государственной религии» насаждаемой властью, а именно как христианству в наибольшей степени помогающему Христу явиться в нас и среди нас. Будет ли это Православие? – По форме да, ибо формальное устроение Православной Церкви вполне дает возможность для многогранного развития человеческой души. Наполнение же должно быть другим. И это «другое» отнюдь не будет изменой старому Православию.

Кто-то сказал, что Россия была крещена, но не была просвещена. Церковь всегда прежде всего заботилась о распространении веры и о сохранении чистоты вероучения. Но «хранить веру православную» - это слишком мало. Недостаточно хранить дома Евангелие и оказывать Ему всяческое уважение. Нужно читать Евангелие, понимать и усваивать Его содержание, и, главное, уметь исполнить все то, к чему призывает нас Господь. Также и с верой. Не хранить мы её должны, а жить ею!


<<< 160 >>>
Две проверки

Проверять закон, знание, завет (соблюдение договора) или запрет можно двояким образом:

1) На пути нарушения

2) На пути исполнения

Каждый из этих путей дает возможность убедитьсяведать, уверить себя) в справедливости (истинности) данного закона (знания и т.д.) или его ложности. Кроме того, каждый из этих путей предполагает какую-то деятельность человека («проверку»), предполагает его активность. Эта деятельность может быть очень многообразна и может развиваться. Тем не менее, две указанных проверки настолько разные, что и называем мы их разными словами: «нарушение» (или преступление) и «исполнение».

Первый путь, как это видно из самого корня слова, связан с разрушением и потерями (слово потеря на церковно-славянском языке звучит как «гибель». Гибкость, кстати, - это способность терять внешнюю форму без потери существенных качеств. В широком смысле - это способность уступать во второстепенном, не отступая от главного). Вступают на него, между прочим, чаще всего не из любви к разрушению как таковому. Изучение психологии людей совершивших преступление привело к выводу, что это, как правило, люди активно ищущие пределы допустимого. Как только им четко дают понять где находится этот предел за которым неотвратимо следует наказание, – они успокаиваются. Для таких людей закон должен быть жестким и в Ветхом Завете мы эту жесткость (для нас кажущуюся иной раз жестокостью) видим.

Новый Завет, в свою очередь, позволяет нам увидеть до какой степени Бог может быть гибким, до какой степени Он может уступать людям. Человек может, казалось бы, полностью разрушить дело Божие (убить Христа), однако дело это оказывается неразрушимым (Христос Воскресе!). Бог может быть чрезвычайно гибким, может до крайности уступать человеку, но, другое дело, захочет ли Он во всем нам уступать? В своем поиске пределов допустимого человек может подойти (а, похоже, и уже подошёл) к той грани, которую переходить нельзя. Человеку, подобно Иисусу Христу, дьявол внушает мысль поверить в то, что ему все возможно, предлагает броситься вниз с «крыла храма» (Мф. 4,5-7). И как важно здесь не поддаться искушению и не искусить Господа Бога своего!

Другой путь проверки – возможность убедиться в том, что закон «работает» в положительном смысле, дает человеку защиту и помощь; ведет человека к его благу. В этом смысле христианство подобно уму. Настоящую, ощутимую пользу от ума человек получает тогда, когда этот ум достаточно развит. Также и с христианством. Тот, кто ожидает, не прикладывая усилий, быстро получать изобильные плоды, как правило, разочаровывается. Тот, кто усилия прикладывает, но слишком прямолинеен, обычно разочаровывается тоже.

В то же время христианство по сути своей – это не путь от одного разочарования к другому. Христианство - это Евангелие – «благая весть». И эта благая весть вновь нам напоминает о заветах данных нам Богом, напоминает о том, что, исполняя заповеди, человек приобретает для себя благо. Но она же и предупреждает: «не надейтесь на чудо и на быстрые результаты».

Ум свой человек совершенствует долго, с трудом решая множество задач. Сталкиваясь с препятствиями, ум отнюдь не всегда побеждает сразу. Но, в конечном итоге, мы верим, что большой разум может одолеть даже и очень большую силу. Также и христианство в развитом, созидательном виде вполне еще сможет «доказать» свою состоятельность и преобразить мир до неузнаваемости.

1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group