Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 141-150

141-150

<<< 141 >>>
Необходимо и достаточно

Математическое доказательство часто указывает на необходимые и достаточные условия истинности какого-либо утверждения. Подобно этому и верующий человек может сформулировать "теорему" своей веры:

Для спасения своей души человеку достаточно исполнить первую и наибольшую заповедь о любви к Богу. Но, чтобы суметь исполнить эту единственную заповедь, ему необходимо исполнить вторую часть заповеди о любви к ближнему. (Матф.22,37-40)


<<< 142 >>>
Библейская математика

Число 2 в Библии – число Первенца. По Закону первенец получал долю наследства вдвое большую, чем остальные братья. Это также число сеятеля, ибо земледельческий цикл начинается сеянием, а заканчивается жатвой.

Число 5 – число Последнего. Вениамин, будучи младшим из всех братьев, получал от Иосифа угощение, впятеро превышавшее угощение его братьев. 5 – число жнеца.

В притче о талантах (Мф. 25,14-30) рассказывается о начале Дела. Как зерно, сеемое в землю содержит в себе все необходимое для того, чтобы произвести плод, так и в притче говорится о 2 талантах - талантах сеятеля, о 5 талантах – талантах жнеца и об 1 таланте доставшегося зарывшему его в землю – тому, кто соответствует периоду между сеянием и жатвой. Последний ничего не смог сделать со своим талантом, тогда как остальные приумножили богатство в 2 раза.

В притче о минах (Лк. 19,11-28) говорится о конце Дела – Жатве. Здесь исполнившие волю Господина приобрели один 10, а другой 5 мин – оба числа кратные 5. В то же время все они сначала получили все по 1 мине, что указывает, по-видимому, не на особенности зерна, а на особенности почвы – той, которая питает и готова с равной силой произрастить все, что на нее не упадет.


До «грехопадения» человек был только почвой на которую падали семена слов Божиих. После же вкушения от древа познания добра и зла человек начал становиться семенем, подобным Сыну Божию. Он – «есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22,13), - таким же должен был бы быть и человек. Но человеку трудно вместить противоположности. Гораздо проще быть или сеятелем (первым) или жнецом (последним) или остаться почвой для других (тем, кто зарывает 1 талант в землю).

Господин приходит, когда талантов или мин становится 10 (2 х 5), т.е. когда человек научается быть и сеятелем, и жнецом. "Грехопадение" же, в частности, произошло в том, что Первый - Адам стал Последним (тем, ради кого все делается), а жена - последняя, стала первенствовать. Но в Конце должна быть полнота, в которой все - едины.


<<< 143 >>>
Богородица и Церковь

Часто говорят, что Богородица прообразует собой Церковь. Если мы согласимся с этим (я, например, вполне согласен), то из этого утверждения следуют выводы, на которые мы склонны закрывать глаза.

Сын, Которого рождает Богородица - это не Богородица. Поэтому, если мы сравниваем Церковь с Богородицей, то следует понимать, что Церковь должна породить Сына, Который является Другим.

Когда подобное произошло с Ветхозаветным Израилем, то эта древняя Церковь в целом не смогла вынести того, что Сын – Другой, не захотела родить, но пожелала Его убить, чтобы жить самой. В результате, как мы знаем, Сын все-таки родился – родилось Христианство. Само же рождение произошло также, как произошло рождение Вениамина Рахилью. Мать умерла, считая что родила Бенони – «сына печали», однако Отец увидел в Нем Вениамина – «сына десницы» (Быт.35:16-19).

Если Церковь будет препятствовать уходу из Нее детей, то роды все равно произойдут, но окажутся, если и не смертельными, то очень болезненными. Как, например, для рождения науки потребовалось отделение от Католической Церкви Протестантов. Если же Она воспримет это как необходимость, то роды могут пройти безболезненно и породит Она Сына любимого и любящего.

Кого должна породить Церковь и как это должно произойти? – Посмотрим, кого родила Адаму (Человеку) Ева (Жизнь).

Первые сыновья у Адама и Евы были Каин и Авель. Каин – земледелец, который привязан к месту своего жительства. Авель – пастырь, который уводит своих овец на дальние пастбища, а потом возвращается с ними домой. В уходе и возвращении последнего мы как раз видим образ рождения у матери сына. В Каине же проглядывается скорее образ сына в утробе плодоносящей матери, не позволяющего (убийство пастыря) родам совершиться преждевременно.

Позже Ева рождает еще одного сына – Сифа, который родился взамен убитого Авеля. То есть роды должны-таки совершиться. Но если Авель был один, то у Сифа родилось многочисленное потомство. В Авеле мы видим образ Христа, Сиф же – это как раз, по-видимому, Тот, кого должна породить Церковь. Он «вместо Авеля», т.е. пастырь. Поэтому он должен знать, что ему предстоит «родиться» т.е. быть другим по отношению к Церкви. Далее, Сиф – мужеского пола, а не женского. Если Церковь осознает себя по отношению к своим чадам как Мать, то этот «Другой» должен понимать, что его любовь к детям – любовь не материнская, а отцовская. Образец этой любви он видит в Боге, Который – Отец, а не в Церкви, которая – Мать и, увы, любит часто своих детей лишь по-человечески.

Католическая Церковь породила науку, дающую человеку знание о мире. Православная Церковь, надеюсь, породит нечто подобное науке, но дающее человеку знание о Боге и о человеке, как существе богоподобном. Дай Бог, чтобы это новое Богословие, будучи отличным от основного тела Церкви, будучи «головой», не оторвалось от Тела! Но к рождению такого Богословия мы должны быть готовы и должны ожидать его появления с радостью.


<<< 144 >>>
Уроки жития святого Мелетия

В житии св. Мелетия (12.02 ст.ст или 25.02 н.ст) рассказывается о причинах, которые привели к гонениям на христиан в правление Юлиана Отступника. В начале царствования Юлиан проявил себя, говоря современным языком, либералом. Он вернул из изгнания православных епископов и повелел им возвратиться на свои престолы. В то же время царь почитал и идола Аполлона, находившегося недалеко от Антиохии.

Однажды перед походом в Персию царь решил воспользоваться предсказаниями этого идола, но тот ничего не ответил. В качестве причины этого молчания жрецы Аполлона назвали присутствие находившихся недалеко мощей мученика Вавилы. Когда же царь повелел христианам забрать оттуда мощи святого, то, как об этом говорят жития Димитрия Ростовского, «на храм Аполлона с небес ниспал огонь и сжег капище вместе с идолом». Жрецы обвинили в поджоге храма христиан и именно после этого царь начал на них гонения.

Димитрий Ростовский говорит о чуде сошествия с небес огня, попалившего храм без каких-либо колебаний. На какие свидетельства он опирается? – очевидно, на свидетельство христиан. Однако, читая житие св. Мелетия, трудно, оставаясь беспристрастным, им в этом поверить. Житие рассказывает о сильнейших распрях между православными и арианами. Методы, которыми пользовались для доказательства своей «правоты» ариане, явно обличают их в предвзятости и политиканстве. С другой стороны, разногласия и расколы в среде самих православных свидетельствуют о неблагополучии и внутри этой «партии» тоже.

У меня, конечно, нет очевидных доказательств того, что храм Аполлона действительно подожгли христиане. Однако, версия о поджоге, с точки зрения беспристрастного судьи, выглядит куда более правдоподобной. То есть причиной гонений на христиан в данном случае, увы, скорее всего, было их собственное поведение, а не злонамеренность императора.


<<< 145 >>>
Дело и притча

Каждое дело – притча. Есть видимая сторона того, что делается и есть невидимая – мотивы, цели, ожидания, смысл, оценки. Эта духовная сторона часто оказывается самой важной, особенно в человеческом общении и общении человека с Богом.

Сам делатель обычно вкладывает в свои дела тот или иной смысл. Но другой человек, наблюдая внешнюю сторону, может или не догадываться о существовании смыслового подтекста или понять этот смысл по-своему и ошибиться. Если же он при этом будет настаивать на том, что понял правильно, то он будет создавать идола, наполняя его своим духовным содержанием.

Казалось бы, точное понимание смысла вкладываемого в дело делателем и является тем пределом, к которому следует стремиться. Но есть еще один вариант понимания, когда в делах другого человека проглядывается не только тот смысл, ради которого он дело делал, но и тот смысл, который вложил в это дело Бог. Ведь Он участник (либо помощник, либо противник, либо учитель) любого совершаемого людьми дела. Именно только в этом варианте понимания мы можем надеяться на прощение друг другу наших злых дел. (В частности, см. заметку 102 "Анания и Сапфира")


<<< 146 >>>
Несовершенство первозданного Адама

Когда рассуждают о человеке, каким он был до грехопадения, обычно подчеркивают его совершенство и, прежде всего, близость к Богу, которую человек после грехопадения потерял. Я же постараюсь показать, что до «грехопадения» Адам не был таким уж совершенным и вся история «грехопадения» как раз и задумывалась Богом как «усовершенствование» человека.

Говоря о Боге, мы прежде всего говорим о том, что Он – Существо духовное: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4,24) И сам человек является человеком лишь постольку, поскольку имеет в себе духа Божия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт. 2,7) Однако, когда Бог привел к человеку его жену, которая должна была по замыслу Бога быть «соответственной» человеку, Адам увидел в ней лишь плоть: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.» (Быт. 2,23-24) О единстве плоти сказано, а о единстве духа - ни слова!

Да, задача приятия человеком своей жизни (Адам – «человек» принимает Еву – «жизнь») – задача очень не простая. Прежде всего, в своей жизни человек обнаруживает причинно-следственную связь между своими поступками (собой) и результатами этих поступков (женой). Результаты эти, однако, отнюдь не всегда человека удовлетворяют. Единство плоти есть, т.е. мы не можем быть столь уж слепы, чтобы не видеть связь между причинами и следствиями. Однако единства духа нет. Единство духа – это не данность, а заданность.

До «грехопадения» человек решил задачу принятия своей жены и восстановления своего единства с ней, но пока лишь только на уровне плоти. Все же дальнейшее – это история попыток человека найти духовное единство со своей женой (жизнью). Начинается эта история с постановки задачи. Бог в истории грехопадения являет то, что было, но на что человек не обращал внимания - отсутствие духовного соответствия между человеком и его жизнью (женой). Задача же человека – примириться со своей жизнью. С одной стороны, - смиряясь, а, с другой стороны, через устроение жизни «соответствующей» ему.


<<< 147 >>>
Исправление ошибок

Вчера на службе чтец ошибся. В тексте было написано: «Дева младенца родила еси…», но поскольку текст этот был на церковно-славянском языке, вместо буквы «е» в слове «дева» стоял знак титла, на который чтец не обратил внимания. В результате он прочитал: «два младенца родила еси». Если отнестись к ошибке слишком серьезно, можно увидеть в ней догматическую ошибку: отрицание приснодевства Богородицы и утверждение, что Она родила двух сыновей, а не одного. Слава Богу, все отнеслись к происшедшему просто как к ошибке, на которую надо обратить внимание и исправить. Если бы, однако, вместо доброжелательного отношения к чтецу присутствовал дух зависти и желания досадить человеку, можно было бы начать «Дело о ересиархе …».

Другой пример. Я сам недавно вступил в спор, доказывая, что Афон находится на юге Греции. Плохо представляя географию страны, я рассуждал из общих соображений. Полуостров Афонской горы выдается в море в южном направлении – это факт. Средиземное море находится к югу от Греции – это тоже правильно. Но из этих верных (недостаточных) своих знаний я сделал вывод, что Афон должен находиться на юге Греции. Отец Серафим никаких хитроумных умозаключений не делал; он просто знал конкретно расположение Афона. И оказался прав.

Ошибок в нашей жизни бывает много. Это реальность нашей жизни, с которой приходится считаться. Но как к ним относиться? Искоренять, бороться, воевать с теми, кто ошибки совершает? - Но при этом и учителям придется постоянно воевать со своими учениками, т.к. научиться чему-либо серьезному, не совершая ошибок, практически невозможно. Или смириться с возможностью ошибок и научиться их исправлять?

Так и с детьми. В какой момент давать им самостоятельность, при которой ошибки неизбежны? И в каких делах? – Во многом это зависит от того, насколько мы (или Господь по нашим молитвам) можем исправить последствия их ошибок. Да и в своих собственных делах мы действовали бы намного свободнее и увереннее, если бы знали, что допущенные нами ошибки можно исправить.


<<< 148 >>>
Мытарь и фарисей

Трактуя притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18,10-14), мы обычно обращаем внимание на то, что Господь сказал: «сей [мытарь] пошел оправданным в дом свой более, нежели тот [фарисей]» (Лк. 18,14) и из этого делаем вывод, что мытарь поступал правильно и что его поведение является для нас образцом. Так ли это? Действительно ли мытарь является для нас идеалом?

Сомнения возникают в связи с тем, что настоящим образцом для нас является, конечно же, Сам Христос, Который и никогда не раскаивался в Своих грехах (как каяться в том, чего нет!), и никогда никого, подобно фарисею, не уничижал. Из того, что мытарь оказался более оправданным, чем фарисей, совсем не следует, что мытарь является образцом праведника. Более оправданными могут оказаться многие, образующие целый диапазон возможностей, на одном конце которого (max) Христос, а на другом (min) может оказаться и мытарь.

Высказывание Христа означает: «не будьте такими как фарисей», но из него еще не следует: «будьте такими как мытарь». Фарисей в бочку меда благодарности Богу добавляет ложку (или побольше?) дегтя превозношения и самодовольства. Мед становится негодным! Мытарь же негодный плод своей жизни сумел так «приготовить», что сделал его приемлемым к употреблению.


<<< 149 >>>
Довлеет дневи злоба его

Сравним два перевода одного и того же отрывка Евангелия от Матфея. Первый вариант на церковно-славянском языке звучит так: «Не пецытеся убо на утрей, утрей бо собою печется: довлеет дневи злоба его.» Второй вариант на привычном русском: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.» (Мф. 6,34).

Тот, кто начинает знакомиться с церковно-славянским языком, обнаруживает, что часто смысл текста понятен и без перевода. В данном же случае при сохранении одного смысла форма выражения очень сильно изменилась. И вот эта другая, почти утраченная, форма выражения порождает очень интересные ассоциации: «…утрей бо собою печется» и «не пецытесь» довольно прозрачно связаны с современным словом «печь». В то же время в церковно-славянском варианте речь идет не просто о заботе, а о «злобе», грехе.

Связь же между грехом и печью тоже понятна – своими злыми делами человек сам ввергает себя в огонь осуждения. Но совершенно непонятно, как произошло столь значительное изменение формы выражения, особенно если учесть тот факт, что Евангелия на Руси постоянно были в фокусе внимания.


<<< 150 >>>
Сравнение списков Апостолов

Список 12 Апостолов присутствует у трех Евангелистов: (Мф. 10,2-4; Мк. 3,16-19; Лк. 6,14-16) и в Деяниях Апостолов (Деян. 1,13). Представим последовательность их имен в виде таблицы, каждый столбец которой задает последовательность, в какой Апостолы перечислены в Евангелиях и в Деянии Апостолов.


В этих списках явным образом проглядывается разделение на 3 четверки, причем каждую четверку начинает вполне определенный Апостол: первую – Симон Петр, вторую – Филипп и третью Иаков Алфеев. Остальные имена в пределах четверки определенного места не имеют. Исключение составляет, может быть, только Иуда Искариот, на месте которого в Деяниях Апостолов поставлен Матфий. Большинство других Апостолов могут занимать две позиции в списке. И лишь один Фома в пределах третьей четверки может занимать любую позицию кроме первой.

Бросается в глаза, что в пределах второй четверки все имена простые без каких-либо характеристик (исключение – Матфей мытарь). В то же время в третьей четверке практически все имена сложные (за исключением Фаддея у Евангелиста Марка). Второе исключение – Матфий особенно интересно, ведь Апостолам предстоял выбор между Матфием и «Иосифом, называемым Варсавою, который прозван Иустом» (Деян. 1,23). По «логике» место Иуды Искариота должен был занять Иосиф… Тем не менее, жребий почему-то указал на Матфия.

Что же касается первой четверки, то здесь тоже можно наблюдать некое «тяготение к простоте» в направлении слева направо и сверху вниз.

В начале первой четверки находится «слышание» (Симон), которое в Деяниях становится «камнем» (Петр) на котором строится здание Церкви. Вторую четверку начинает Филипп – «любитель коней». Конь – символ силы, боевой мощи. В третьей четверке на первом месте находится Иаков – «занимающий место хитростью»

Далее, интересно, что четверки одного Евангелия обычно имеют своего «двойника» в каком-то другом Евангелии или в Деяниях Апостолов. Например, первая четверка Апостолов у Матфея такая же как и у Луки, а третья такая же как у Марка. Представим эти соответствия в виде таблицы:

Вторые четверки Апостолов у Матфея и в Деяниях Апостолов уникальны, т.е. не повторяются в других Евангелиях (в таблице стоит прочерк). В то же время, если мы примем, что порядок следования Евангелий и Деяний в Новом Завете соответствует истории их появления, то последняя таблица обнаруживает интересную особенность. У Матфея порядок четверок: (Лк.),( - ),(Мк.) обратный. Также обратный и у Марка: (Деян.), (Лк.),(Мф.). В то же время у Луки: (Мф.),(Мк.),(Деян.) и в Деяниях Апостолов: (Мк.),( - ),(Лк.) этот порядок прямой. Здесь вспоминается начало Евангелия от Луки, где Евангелист сразу предупреждает, что излагать материал повествования он будет «сначала, по порядку». Деяния Апостолов тоже, кстати, написаны Лукой.

Последнее замечание относится к тому, что Апостолы часто перечисляются парами: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.» (Мф. 10,2-4) В синоптических Евангелиях эти пары связывают, прежде всего, людей близких по плоти. В Деяниях же Апостолов связи обозначены иначе; возможно, они указывают на духовную связь между Апостолами.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group