Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 111-120

111-120

<<< 111 >>>
Страдания и радости

Сошествие Духа святого на человека – это снисхождение небесного на землю. Первоначально оно воспринимается нами только как радостное событие, однако, затем становится понятным, что оно ведет ко Кресту.

Крест- вознесение земного – с очевидностью несет в себе страдание. Лишь затем открывается, что после страданий и смерти на Кресте следует Воскресение.

Не означает ли Вознесение Господне, при котором ученики получают Его благословление, принятием Им ответственности за наши грехи? Господь берет на Себя наши скорби, чтобы нам даровать радость. И так поступает не только Он, но и все Его последователи. Как говорит апостол Павел: «смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2 Кор 4,12).

Страдание и смерть возникают в связи с тем, что при вознесении к небесному возникает разделение. Наоборот снисхождение к земному связано с согласием, единством – силой и радостью.

Разум дается скорбями: радость же дает силы.

Если в истории Израиля посмотреть его пути из Ассирии в Египет и обратно из Египта в Ассирию, то первый совершается добровольно в соответствии с интересами людей. Второй –путь из Египта в Палестину и из земли обетованной в Вавилон – связан со страданиями и совершается по Божьей воле, а не по человеческой.


<<< 112 >>>
Любящие и любимые

Евангелие от Иоанна заканчивается историей прощения Петра и повелением ему следовать за Христом. Когда же Петр пошел за воскресшим Господом, он обернулся и увидел шествующего за ними Иоанна. Далее цитирую: «Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною.» (Ин. 21,21-22)

Первым за Христом идет любящий и за ним следует любимый. На этом хочется заострить внимание. Как ни искренна, ни самозабвенна бывает любовь любящих Бога, однако, если она считает себя самодостаточной, то она оказывается обманчивой (см. отречение Петра). Куда надежнее оказывается любовь Божия.

Любовь к Богу (если она есть) для нас ощутима. Если я люблю, то я знаю об этом. А вот насчет того, любят ли нас, - об этом обычно мы можем лишь догадываться. Человеческая любовь к Богу – это таланты (см. соответствующую притчу у Матфея). Здесь дается каждому по силе его – по-разному. Любовь же Божия – мины (см. притчу о минах у Луки). Изначально дается всем поровну – Бог изначально любит всех одинаково. Но к концу жизни у одних оказывается десять мин, у других пять, а у кого-то остается тот минимум, который дан изначала. Да и он отнимается!

Возможность приумножить любовь к Богу у человека ограничена. Эта любовь – существенно дар Божий. А на любовь Бога к нам никаких ограничений нет. Главное, - заслужим ли мы эту Любовь.

В первые века христианства, как ни велики были дары Духа Святого, как ни ценны были они для людей, они привели прежде всего к тому, что Петр (любящий) пошел за Христом. В последние же времена, когда становится понятным, что за Христом идет не только Петр, но и Иоанн, более внимания следует уделить не первому Петру, не своим чувствам, а последнему Иоанну – позаботиться о том, чтобы Господь нас возлюбил. (Было бы за что!)


<<< 113 >>>
Обширные житницы

«Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.» (Иоан. 8,37)

Почему такая «несоразмерно сильная» реакция на слова Христа? Казалось бы, подумаешь, – слово; не вмещается и не надо! Но не тут то было, отказаться от уже принятого не получается. А дается все больше и больше и больше. И такого «молодого вина», что «ветхие мехи» начинают разрываться (Мф. 9,17; Мк.2,22; Лк. 5,37). Человеку, подобно безумному богачу (Лк. 12.16-21), хочется самому разорить свои житницы и построить новые – сотворить то, что грозит ему смертью. Страшно! Может быть было бы лучше, чтобы не было столь богатого урожая, чтобы не говорил Христос Своего Слова? – Вот и решаются люди ради спокойной жизни – той, что с очевидностью закончится смертью, убить Слово, несущее в себе жизнь, убить Бога!

Притча, тем не менее, указывает на возможность собрать богатый урожай. Для этого только нужно не в себя, а в Бога богатеть. Когда мне тяжело держать в себе то, что дает Бог, я делюсь своим урожаем с другими, с «нищими». Житницы расширяются и я могу опять собирать новый урожай.


<<< 114 >>>
Иметь тело - полезно

Единственная настоящая Причина, порождающая весь тварный мир – Бог.

Мы расширили понятие причины и стали обнаруживать причины и следствия в пределах самого тварного мира. В действительности же в мире нет ни настоящих причин, ни настоящих следствий – нет ни абсолютных господ, ни абсолютных рабов. Всегда в той или иной мере можно проследить взаимное влияние друг на друга не только причин на следствия, но и наоборот, «следствий» на «причины». Духовное состояние человека часто заметным образом обнаруживается в его поведении, в его осанке, в выражении его лица… Но есть и обратная связь. Через воздействие на тело можно изменить и душевное состояние.

Если мы действительно заботимся о своей душе, то не стоит пренебрегать воздействием на душу через тело. В какой-то степени все это знают и все этим пользуются. Однако, чаще всего либо, чтобы успокоить душу, ищут телесного покоя, либо через тело возбуждают самые примитивные движения души – страсти.

Существует, тем не менее, гораздо более тонкая работа над своим душевным устроением и многие восточные традиции прекрасно об этом осведомлены и по-своему телесные упражнения используют.

В православной традиции, увы, этот момент почти не разработан. Кроме поклонов, поста и «умерщвления плоти» практически ничего нет. Трудолюбие признается за добродетель, но каким образом и как труд формирует (или уродует) душу мы практически тоже очень мало знаем. В то же время не случайно наверное родина олимпийских игр древняя Греция дала миру и величайших философов.

Не претендуя на создание какой-то системы физических упражнений, я всем своим друзьям мог бы посоветовать хотя бы почаще обращать внимание на то, что творится на их лице. Часто достаточно чуть-чуть улыбнуться краешком губ или глазами и настроение становится совсем другим – светлым и жизнерадостным.


<<< 115 >>>
Завет об обрезании

У христиан крещение совершается одинаково над всеми людьми независимо от их пола. В иудаизме же завет об обрезании был дан Богом только по отношению к мужчинам. Почему возникает такое разделение, почему мужеский пол выделен Богом по отношению к женскому?

- Ответ может оказаться совершенно неожиданным. Заповедь об обрезании не выделяла мужчин по отношению к женщинам, а, наоборот, уравнивала их. Лишение мужчиной крайней плоти – это то же самое, что лишение девственности у девиц. Девушка впервые познавшая мужа становится женщиной. Через боль открывается путь к наслаждению. Также и мальчики впервые познают Бога через боль.

Как женщина, оставаясь девицей, по естеству родить ребенка не может, также и вне исполнения Завета с Богом народ Израиля не мог принести Богу долгожданного Его Сына. В то же время Мария и зачала Иисуса и родила Его, оставаясь девственницей. Это, безусловно, чудо. Однако именно это чудо было, по-видимому, первым знамением того, что Христос принадлежит не только народу Израиля, но и всем людям – даже и тем, которые завета с Богом не имели (необрезанные – «девственники»).


<<< 116 >>>
Волшебные краски

Приходя в Церковь, люди открывают для себя много нового. Перед ними открываются грандиозные возможности духовного делания. Они получают в руки волшебные краски...


<<< 117 >>>
Опасность запретов

На стенде, где были помещены фотографии из нашей монастырской жизни, повесили объявление о том, что снимать фотографии со стенда без благословения нельзя. После этого обнаружилось, что фотографии стали пропадать гораздо чаще, чем раньше. Ранее большинству прихожан и в голову не приходило, что фотографии со стенда можно снять. Объявление, однако, открыло перед ними эту возможность. И, хотя там ясно было сказано «нельзя», однако желание получить понравившуюся фотографию, видимо, оказалось сильнее запретов. Случай частный, однако открывает глаза на многое.


<<< 118 >>>
Сила символа

В некоторых случаях Библия говорит о том, что помимо осуществившегося, могли существовать и другие варианты развития событий. При этом, казалось бы, незначительные сами по себе действия людей, иногда приводили к катастрофическим последствиям. Так, Езекия после того как Господь излечил его от болезни и даровал еще пятнадцать лет жизни, принял послов Вавилонского царя и показал им все сокровища (4 Цар. 20, 12-17, Ис. 39, 1-7). После этого пророк Исайя сообщил ему, что из-за этого поступка когда-нибудь Вавилоняне унесут к себе все сокровища, собранные отцами. Не говорит ли это пророчество о том, что существовал и такой вариант событий, при котором Израильтяне могли бы избежать Вавилонского пленения?

Если принять идею, что Вавилонское пленение есть символ смерти человека с восхищением души его и всех его накоплений в царство духов, то по-видимому, существует вариант, при котором человек может избежать смерти.

Также когда Елисей сказал царю Иоасу бить по земле пучком стрел, тот ударил три раза и остановился, за что Елисей разгневался на него и сказал, что если бы он ударил 5 или 6 раз, то победил бы Сириян окончательно, а так одержит только 3 победы (4 Цар. 13, 18-19).

В третий день творения Бог создал землю и деревья, а в 5 и 6 день душу живую. Если Сирияне есть образ творимых Богом дел (Ис. 19,25), то ударять по земле 5 или 6 раз означало дойти до участия в делах Божиих до творения души живой – обрести жизнь.

Слово - символ - с точки зрения физического воздействия значит мало. Однако для понимающих его смысл оно может изменить всю жизнь.


<<< 119 >>>
Исаак и Измаил

У Авраама было два сына: Измаил и Исаак (остальные сыновья лишь упомянуты). Измаил – сын рабыни. Исаак – сын свободной. Соответственно, и отношения между людьми могут строиться либо на основе закона и взаимных обязательств, либо на основе свободной любви друг к другу. В каждой из этих систем взаимоотношений люди могут усовершенствоваться. Но это совершенствование приводит к существенно разным результатам.

В настоящее время мир идет за «Измаилом», то есть совершенствуется в осознании своих прав и в умении ими пользоваться. При этом права одних - это неизбежно обязанности других. Поэтому развивая систему права, позволяющую подчинять людей закону или чьей-то воле, мир неизбежно порождает все большую и большую систему требований, которая как паутина обволакивает, в конце концов, всех нас. Те, кто пытается вырваться из этой паутины, обычно запутываются в ней еще сильнее. Самому силу Измаила не одолеть; свободу можно обрести только следуя за Исааком.

В каждом из нас живет и «Измаил» и «Исаак». Однако мы чувствуем силу Измаила и зачастую бессилие Исаака. Если нас влечет сила, то мы последуем за Измаилом. Сила последнего все более и более растет за счет силы Исаака и наступает момент, когда Исаак оказывается практически убитым (Авраам приносит Исаака в жертву). Однако Бог сохраняет ему жизнь и более того делает его Своим наследником.

Свобода и победа обретаются на грани поражения и смерти. Кстати, подобная история была и с Моисеем. Бог послал Моисея вывести народ Израиля из Египта, а затем, проходя, увидел Моисея спящим и хотел умертвить его.

Подобная история произошла и со Христом – Ему пришлось пройти через смерть, чтобы обрести бессмертие.


<<< 120 >>>
Нужно ли менять Символ веры?

Как только вопрос сформулирован прямо, практически любой православный (и не только православный) христианин сразу же ответит: «Конечно же нет!». Тем не менее, если исходить из реалий нашей церковной жизни, то окажется, что чаяние христиан связано в большинстве случаев с Царствием Небесным. Если христианин действительно верит во Христа, если действительно полон решимости исполнять Его заповеди, то он надеется также на то, что после смерти он окажется в Царствии Небесном. При этом мало кто задается вопросом, что следует понимать под «воскресением мертвых». Мало кто думает что будет потом, какова «жизнь будущего века»? Но если мы об этом не думаем и практически ничего об этом не знаем, то слова о воскресении мертвых и жизни будущего века становятся для нас формой без содержания, пустой абстракцией.

Результат такой, что когда мы читаем на молитве или поем в храме Символ веры, то, в лучшем случае, произнося «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», подразумеваем при этом «чаю Царствия Небесного» - то, чего действительно чаем.

Самым простым путем устранения греха несоответствия слова и дела было бы изменить Символ веры, изменить Слово. Однако Слово это, как мы верим, установлено Духом Святым – Самим Богом и менять там ничего нельзя. Остается единственное – на самом деле научиться чаять «воскресения мертвых и жизни будущаго века»!


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group