<<< 101 >>> Из жития Иоанна Богослова
Отрывок из жития Иоанна Богослова и ученика его Прохора:
«Когда же они вошли вместе в город, их встретила жена по имени Романа (Ромека), - прославившаяся даже до Рима злобою дел своих, - которая держала в том городе общие бани. И вот она, нанявши Иоанна и Прохора, приставила их работать в бане и мучила. Хитростью своею она привлекла их обоих в услужение себе: Иоанна приставила поддерживать огонь, а Прохора наливать воду, того и другого на всю их жизнь, и немало оставались они в толикой беде. Был же в бане той демон, который ежегодно умерщвлял одного из моющихся в ней – юношу или отроковицу. Когда строилась эта баня и полагалось основание, то, по бесовскому наваждению, вкопали тут живыми юношу и отроковицу; с тех пор и стало совершаться такое убийство. Случилось же в то время войти в баню некоему отроку, по имени Домну, сыну городского старшины Диоскорида. Когда Домн мылся в бане, напал на него бес и удавил его; и был о нем великий плач. Стало это известно по всему городу Ефесу; узнав об этом, и сам Диоскорид был так опечален, что от скорби умер и он. Романа же много молилась Артемиде о том, чтобы она воскресила Домна, и, молясь, терзала тело свое, но ничто не помогало. В то время как Иоанн спрашивал Прохора о случившемся, Романа, увидев их беседующими, схватила Иоанна и начала наносить ему побои, укоряя и возлагая вину смерти Домна на Иоанна. Наконец она сказала:
- «Если ты не воскресишь Домна, я убью тебя.»
Помолившись, Иоанн воскресил отрока…» (Жития святых свт. Димитрия Ростовского, 26 сентября)
В этом отрывке удивляет не столько то, что Иоанн воскресил мертвого, сколько то, что великий апостол со своим учеником оказались в рабстве у какой-то женщины. Кто она такая? – Имя женщины Романа очень напоминает слово «Рома» - Рим. Более того, житие подчеркивает эту связь, утверждая, что молва о делах этой женщины распространилась до Рима. Баня – Церковь, в которую люди приходят очиститься от своих грехов. Юноша же и девушка, умерщвленные при закладке бани, – Анания и Сапфира, умершие в результате суда, который совершил над ними апостол Петр (Деян. 5,1-11).
Суд Петра – исторический факт, описанный в Деяниях апостолов. Тем не менее, влияние этого события на последующую жизнь Церкви, основание Которой еще только закладывалось, могло быть разным. Оглядываясь назад, мы видим, что суд этот был прообразом многих последующих событий жизни Церкви, когда под видом ревности о Боге скрывалась обычная человеческая ревность. Похожий эпизод описан у Луки, когда Иоанн и Иаков хотели низвести огонь с неба и истребить жителей селения не принявшего Иисуса (Лк. 9,51-56). Здесь, правда, Сам Господь остановил Иоанна и Иакова; Петр же действовал свободно.
Происшедшее могло бы насторожить людей, имеющих столь большую власть над жизнью и смертью, заставить их гораздо более осмотрительно пользоваться этой властью. В этом случае происшедшее было бы подобно прививке, предотвращающей развитие болезни. Люди, однако, восприняли поступок Петра в качестве образца для подражания. В результате, от чего Господь, по-видимому, хотел предостеречь людей, то с ними и произошло. Прививка не предотвратила болезнь, а привела к заболеванию.
Чтобы выздороветь, следует более прислушаться к голосу совести, не позволяющей примириться с судом Петра, чем следовать формальной логике, в соответствии с которой Петр – носитель Духа Святого – ошибиться не мог в принципе и, следовательно, нам нужно во всем подражать ему.
<<< 102 >>> Анания и Сапфира
Осудив Ананию и Сапфиру (см. Деян. 5,1-11), Петр, казалось бы, явно обличает совершенный ими грех. Действительно, и Деяния совершенно определенно говорят о том, что Анания с Сапфирой действительно что-то от принадлежавшего им богатства утаили. Тем не менее, существуют некоторые моменты, заставляющие такую оценку их поступка поставить под сомнение.
Замечательны уже сами имена Анании и Сапфиры. Первое имя - Анания означает «Дар Ягве»; имя же Сапфира означает «Красавица». Замечательно и то, что Анания с Сапфирой известны нам в связи с их попыткой принести дар Богу. Дар этот оказался не принятым, т.к. Петр посчитал его отнюдь не красивым, а обезображенным ложью. Попробуем, однако, взглянуть на этот дар с другой стороны. Не со стороны дара Богу, а со стороны дара, данного Богом. Тот факт, что часть богатства осталась у Анании с Сапфирой прежде всего наводит на мысль о том, что человек присваивает себе чужое – Божие. В этом случае оценка происходящего Петром вполне понятна. Но что если Петр получает из рук Анании дар Божий именно в том количестве, которое определил Сам Бог? Что если Анания не нарушил волю Божию, а, наоборот, исполнил её?
Когда Савл после своей встречи с Господом ослеп, то именно от Анании (другого, естественно) он затем получил исцеление от слепоты и дар Святого Духа (Деян. 9,1-19). При этом Господь ничего не забрал, как это было в случае Моисея (Числ. 11,17;24-29), у Петра и других апостолов, а дал дополнительно. А раз дополнительно, то значит в день Пятидесятницы этот дар был от людей до времени Богом утаен. Но не будем же мы судить Христа за то, что Он сделал именно так, а не иначе! Его право давать кому Он хочет и сколько Он хочет, не давая отчета, все или не все Он людям отдал.
Петр пытается быть до конца преданным и искренним с Богом. Того же он требует и от других. Однако он забывает, что даже в самые моменты преданности и искренности человек не вполне владеет ситуацией и может обмануться. Так было с ним самим, когда он совершенно искренне сказал: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22,23), а потом трижды от Христа отрекся.
Чтобы нам не обмануться, не следует, пожалуй, думать, что мы способны отдать Богу все что имеем. Тем более, не можем мы этого сделать ради людей, и тем более, нельзя этого требовать от других.
Дай Бог нам научиться делать для Бога и людей больше чем мы делаем это теперь. И это было бы уже не плохо.
Посчитав дар Анании с Сапфирой неполным и "несовершенным", Петр показал себя не как "имеющий", а как "неимеющий" (Мф. 25,29; Лк. 19,26)
<<< 103 >>> Бессмертие Еноха
Космический корабль, достигнув первой космической скорости, может, оторвавшись от земли, на нее не упасть. Сила тяготения оказывается преодоленной. Рисунок, на котором изображена длительность жизни допотопных патриархов, дает нам намек на существование некоторой границы длительности жизни "1000 лет", за которой преодолевается "тяготение" смерти и начинается бессмертие. Все жившие меньше 1000 лет умерли. Енох был взят Богом на небо живым в возрасте 365 лет, однако, судя по графику, мог бы прожить более 1000 лет (пунктирная линия - это экстраполяция, прогнозирование возможного возраста Еноха на основании длительности жизни его предков и длительности жизни его потомков).
<<< 104 >>> За пределами причин и следствий
Мы все живем в океане всевозможных причин, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Тем не менее, та мера (степень), в какой каждая из этих причин является в отношении нас действующей, зависит от того, какое значение мы им придаем и насколько в них верим. Если принимать во внимание только мир причин и следствий, то мы получим ту самую «объективную реальность», которую изучает наука. Но при этом совершенно исчезает координата нашего личностного отношения к этой реальности. И, если в мире механизмов где-то как-то можно этой координатой пренебречь, то в области социальной, в области личностного общения пренебрежение ценностями и верованиями приводит к грубейшим ошибкам.
Задача Церкви – говорить не только о Боге – высшей Реальности и высшей Ценности, но и о духовном мире, который порождает само человечество. Если мы, познав (с Божией помощью!) эту другую реальность духовного мира, окажемся более успешными в нашем домостроительстве, то доверие, которое приобретет при этом Церковь, можно будет использовать на то, чтобы направить внимание людей на понимание Бога - единственного истинного Источника всех благ.
Вера - подобно свету и слову - универсальный катализатор, способный либо ускорить, либо притормозить те процессы, которые идут "естественным образом". Вся биологическая жизнь построена на базе каталитических реакций. Вряд ли духовная жизнь является исключением.
<<< 105 >>> И сеятели, и жнецы
«Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.» (Ин. 4,35-37)
Всегда ли справедливо изречение, что «один сеет, а другой жнет»? Настаивает ли Иисус на том, что так и должно быть? – По видимому, нет! Господь говорит: «в этом случае справедливо изречение» и при этом имеется в виду тот случай, когда ученики не могут видеть того, что видит Он. Они думают, что пожинать еще нечего, что нужно сеять, а Он видит уже созревший богатый урожай, который нужно пожать. Может ли человек быть и сеятелем и жнецом одновременно? В буквальном смысле нет, ибо в каждый момент времени можно либо разбрасывать, либо собирать; либо сеять, либо пожинать. Однако в реальной жизни мы видим, что одни и те же люди в какое-то время сеют, а в какое-то урожай собирают. То есть могут делать и то, и другое.
Ветхозаветный Израиль – народ жнец, собирающий урожай на поле, засеянном Богом. Такими же жнецами пытаются быть и мусульмане. Однако опыт показывает, что они более в
«себя, а не в Бога богатеют» (Лк.12,21). Родоначальник и тех и других Авраам был способен ради Бога отказаться от своего сына, а они ради Бога отказаться от своего «сыновства», от претензий на избранничество не могут.
Христиане – народ сеятель. Они принимают дары Духа Святого и сеют их в мире среди людей. Пока есть что сеять, - все благополучно. Но часто бывает так, что сеятель, изобильно рассеяв то, что получил, не знает как получить еще. А сеять продолжать надо. А нечего… Так появляются плевелы – результат формального и искаженного исполнения дела Божия (см. притчу о пшенице и плевелах Мф. 13,24-30) Чтобы быть хорошим христианином, нужно уметь не только сеять, но и приобретать материал для нового сеяния – научиться быть жнецом.. С другой стороны, чтобы собрать богатый урожай, нужно богато посеять на своем поле. На чужом богатый урожай вряд ли соберешь. Это справедливо и для христиан, и для иудеев и для мусульман. Жнецы должны учиться сеять.
Целостный человек – земледелец (Быт. 3,23) вначале разделяется в себе самом. Часть людей становятся жнецами, а часть – сеятелями. Сеятель с точки зрения жнеца – сумасшедший (или враг), делающий противоположное тому, что надо делать. Однако сеятели упрямы, т.к. чувствуют на себе руку Божию (что бы жнецы пожали, если бы кто-то не посеял). Понимания между теми и другими не будет, по-видимому, до тех пор, пока каждый не научится делать противоположное тому, что привык и умеет делать. Это «противоположное» есть на самом деле то дополнение, без которого человек не может стать единым и целостным, не может стать Человеком.
<<< 106 >>> Ангельское воинство
«И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и
взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:13-14)
Почему собор ангелов назван «воинством небесным», ведь явление ангелов пастухам связано с радостью великой – рождением Христа Спасителя, да и сами ангелы взывают: «на земле мир, в человеках благоволение!» Почему воины упоминаются там, где нет брани, а есть мир и благоволение? Ответ на эту загадку видится в той особенности воина, что во время битвы воин должен забыть о себе, о своих чувствах, о близких, о своих житейских попечениях; не думать ни о чем, кроме победы. Он может вспомнить обо всем этом, но только ради того, чтобы мысли эти вдохнули в него мужество. Чтобы любовь к близким заставила его не поберечь себя и бежать с поля брани, а, наоборот, дала силы стоять за них на смерть. То есть все силы, весь разум, все чувства должны быть вложены в одно – в победу. Так и ангелы, делая дело Божие, не помышляют ни о чем, кроме того, как исполнить это дело как можно лучше. Человеку достичь такой преданности Богу обычно мешает тело и земные привязанности. А ангелу не мешают.
<<< 107 >>> Богоподобие или звероподобие?
Называя себя людьми, мы обычно считаем, что существует чёткая граница, отделяющая нас от животных. Наличие этой границы кажется столь естественным, что мы обычно об ее охране совсем не заботимся; не боимся, что грань между человеком и животным может исчезнуть.
В обычной жизни мы никогда не видим чтобы животные вели себя столь по-человечески, чтобы заподозрить, что перед нами тоже разумное существо, но в другом обличии. Такое, если и встречается, то лишь в фантастических романах и фильмах. Если в житиях святых или в Библии и говорится о том, что животное вдруг заговорило человеческим голосом, то при этом всегда предполагается лишь кратковременное чудо действия силы Божией, но ни в коем случае не превращение животного в человека.
С другой стороны, низпадение человека до животного состояния, увы, наблюдать приходится слишком часто. Описаны редкие случаи, когда младенцев воспитывали животные. Само поведение такого человекообразного существа всегда говорило о том, что перед нами не человек, а животное. Кроме того, человек может потерять разум и сойти с ума. При этом его поведение также становится похожим на поведение зверя. К сожалению, может он также деградировать и постепенно. Это происходит когда человек всей душой предается какой-нибудь страсти.
Как это ни страшно осознавать, но создается впечатление, что чем дальше, тем опасность потерять себя и перестать быть человеком становится все более ощутимой. Почему на наших глазах происходит размывание четкой границы отделяющей нас от зверей? Неужели Бог оставил погибать свое любимое творение?
- Возможен вариант объяснения происходящего, дающий нам некоторую надежду. После пришествия в мир Христа, после сошествия Духа Святого на апостолов – события, преобразившего и их жизнь, и их самих, люди знают о существовании другого состояния, которое потенциально доступно людям. Христос, будучи телом во всем подобен нам (христиане при этом добавляют: во всем, кроме греха!), существенно отличался от обычных людей. Апостол Павел вообще говорит ни более ни менее, как о новом акте Божественного творения : «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.» (2Кор. 5,17) Как преодолеть грань между обычным человеком и этим новым Творением Божиим? Как стать подобным Христу? Является ли эта граница в принципе проходимой? Ответ нам был на это дан вполне определенный – да! Но сложность здесь заключается в том, что снижение барьера между Христом и человеком одновременно приводит и к снижению барьера между человеком и животными. Состояние человека становится неустойчивым и он может пойти как ко Христу, так и в направлении звероподобия.
Наше время критично по отношению к тому, насколько сознательно человек относится к своему будущему, насколько сознательно он выбирает путь богоподобия, а не звероподобия. Скорее всего, уже в ближайшем будущем критичность этого выбора станет ещё более ощутимой. Человечество в лице каждого из людей вынуждено будет этот выбор сделать.
<<< 108 >>> И на небе, и на земле
Во время Своего распятия Христос усыновил Иоанна Богослова Своей Матери (Ин.19,26-27). То есть Иоанн стал как бы вторым сыном Марии.
После Своей смерти и Воскресения Иисус – первый Сын – вознесся на небо и воссел одесную Отца (Мк. 16,19). Второй же сын, как повествует предание, когда достиг глубокой старости велел своим ученикам вырыть крестообразную могилу и закопать себя в ней. Немного погодя могила была раскопана, но Иоанна там не оказалось. Тело второго сына также не видело обычного истления.
Напрашивается некоторая аналогия. Бог в начале сотворил небо и землю (Быт. 1,1), а Мария имеет двух сыновей, один из которых живым возшел на небо, а другой живым взят землей.
В то же время мы верим, что Иоанн пребывает там же где и Христос. И через это их единство каким-то образом, по-видимому, осуществляется единство неба и земли.
<<< 109 >>> Мышление и молитва
Мышление – это частный случай молитвы.
Если в мышлении человек действует и воспринимает в области мыслей и идей, то в молитве он действует и воспринимает на уровне личностей и событий. Мыслящий человек создает свой особый духовный мир, связь которого с внешним миром осуществляется через язык. Молящийся человек уже живет в едином для всех мире, непосредственно действуя в нем и ощущая на себе воздействие Другого – Творца этого мира.
<<< 110 >>> Пятнистые овцы Иакова
Человек, вкусив от древа познания добра и зла научился разделять доброе и злое. Однако пользоваться этим даром он не научился. Беда в том, что мы все кругом - окружащие нас явления, вещи и даже людей стремимся разбить на 2 группы: одни – «хорошие», другие – «плохие». То, что принимается за хорошее, принимается без рассуждения – полностью. Также и то, что мы считаем плохим, отвергается полностью.
Однако жизнь показывает, что очень часто «свое», «доброе» нас подводит, предает и мы терпим от них много зла. С другой стороны, иногда то, что казалось чужеродным и вредным, вдруг приносит нам неожиданную пользу. То есть Бог нас учит, что разделять добро и зло нужно в каждом явлении, объекте, человеке – не важно, как они оценены нами вначале как «хорошие» или как «плохие».
У Лавана, к которому поступил на службу Иаков, были овцы и козлы чисто белые и чисто черные. Иаков же сделал так, что все овцы стали пятнистыми. И в Палестину он пригнал овец и козлов только пятнистых (по договору чисто белые и чисто черные должны были достаться Лавану). Также и мы в каждом деле должны видеть и белое, и черное со всеми их оттенками, видеть то, что есть - как доброе, так и то, что таит в себе опасность, ведет ко злу. Доброе можно принять. Злое же нуждается в «доработке» - нашем обращении к Богу за помощью. Господь может помочь совершить чудо покаяния – обратить зло в добро, потери в приобретение. Многочисленные примеры такого обращения описаны в житиях христианских мучеников и подвижников.
1-10
11-20
21-30
31-40
41-50
51-60
61-70
71-80
81-90
91-100
101-110
111-120
121-130
131-140
141-150
151-160
161-170
171-180
181-190
191-200
201-210
211-220
221-230
|