Новое
О сайте
Об авторе
Книги
Статьи
Заметки
Беседы
Преображение
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Доска объявлений

Альтернативный форум

Видео

Найти

 

Житие вмч. Георгия Победоносца

На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Заметки 81-90

81-90

<<< 81 >>>
Вопросы праведного Иова

Христиане, утверждая о своей вере в то, что Христос - Спаситель и Искупитель, в то, что Он взял на Себя ответственность за грех Адама, тем самым вновь ставят вопрос о причине смерти. Почему все люди умирают несмотря на то, что они (христиане) освобождены от клятвы Бога? Почему умирают все, - даже и великие праведники? - Это вопросы из разряда тех, которые ставит праведный Иов (см. книгу Иова в Библии).

Те, кто пытается снять эти вопросы, "ответить" на них, не устранив при этом страдание и смерть, - это "друзья" Иова, одному из которых Бог сказал: "горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов" (Иов 42,7)


С другой стороны, те люди (обычно мирские), которые требуют от Церкви решения проблемы происхождения зла и ждут от нас решения задачи искоренения зла, обычно изначально не верят в то, что эта задача может быть решена. Поэтому любые попытки Церкви что-то им ответить воспринимаются как желание снять проблему, не решив ее, и сразу же с порога отвергаются. Они мыслят себя как Иов, а в Церкви видят его друзей, которые, желая успокоить и помочь, только усиливают его страдания.

<<< 82 >>>
О чем спор?

Однажды, наблюдая спор двух своих знакомых, я обнаружил, что наиболее активный спорщик как будто собеседника не слышит. Выхватывая отдельные слова или фразы, он бросался что-то доказывать, но, как со стороны было очевидно, совсем не по теме. Человек спорил сам с собой, а собеседник нужен был лишь как вспомогательный элемент (ведь нужен же кто-то, с кем спор ведется!) Тогда я предложил правило: прежде чем отвечать на тезис оппонента, попытаться самому повторить сказанное. Результат был потрясающий. Вначале, конечно, мой спорщик не соглашался на такие «условия игры», но когда я сам показал ему как это будет выглядеть, он все же согласился. Естественно, повторить услышанное, да так чтобы говорящий согласился, что сказано было именно это, а не что-либо другое, было трудно. Однако когда согласие было достигнуто, спор как-то сам собой прекратился. Спорить не с чем стало!

Потом, читая книгу К.К. Платонова «Занимательная психология», я в статье «как не надо спорить» (Мышление) встретил следующее:

«Иван Петрович Павлов еще в 1903 году сказал замечательные слова: «Не постоянное ли горе жизни состоит в том, что люди большей частью не понимают друг друга, не могут войти один в состояние другого!» Разговоры и споры, в которых один не может понять другого, являются чуть ли не единственной причиной этого «постоянного горя жизни».

Хорошо об этом сказал и Рене Декарт: «Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений».

Это давно уже поняли индусские философы, которые ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать её. Его собеседник должен повторить суть этих возражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвозражения.

Этим правилом очень полезно пользоваться, если не всегда, то хотя бы иногда и уж обязательно, если возникает подозрение, что спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.»

Книгу Константина Константиновича я когда-то давно уже читал и наверняка сказанное им где-то в памяти отложилось. Но удивительно, как глубоко данный совет запал в душу! Спустя много лет в подходящей ситуации он всплыл вдруг как «своё» открытие.

И еще одно замечание. Представим себе, что мы захотели воспользоваться вышеуказанным правилом в дискуссиях ведущихся в интернете. Подтвердить «понимание» я могу очень просто: скопировать сказанное оппонентом и послать ему «мое» понимание. Очевидно, что в этом случае никакого понимания на самом деле не будет. Поэтому, чтобы убедиться в том, что меня поняли, я должен получить ответ, содержащий тот же смысл, но отличающийся по форме. Я должен иметь гарантии того, что «на том конце» находится живой думающий человек, а не какая-то хитрая машинная программа. Повторение должно быть равенством (а = в) и ни в коем случае не тождеством. (Подробнее об этом в главе «Проблема четырех Евангелий» книги «По плодам познаете древо»).

<<< 83 >>>
Был ли Адам "изгнан" из рая?

В Библии, когда повествуется об изгнании Адама из рая, употреблено слово:

В словаре указаны следующие значения этого слова:

A(qal): посылать, отсылать, отпускать, простирать (руку).

B(ni): быть посланным.

C(pi): посылать, отсылать, выгонять, выбрасывать, отпускать, освобождать, простирать (руку).

D(pu): быть посланным, быть отосланной (о разведённой жене).

E(hi): посылать, отпускать.


Уже из приведенного перечня становится понятным, что слово это многозначно и перевод его в случае «высылки» Адама из рая может оказаться не совсем точным. Попробуем проанализировать где ещё, в каких контекстах и как переведено в русской Библии еврейское слово .


В последующих примерах вариант перевода этого слова на русский язык я буду подчеркивать.


Чтобы Адам не простер руки своей и не взял плода от древа жизни, Господь выслал его из сада Едемского (Быт. 3,22-23). Совсем рядом употребляется одно и то же слово, но, как видим, переводится по-разному.

Бог выслал Лота из среды истребления (Быт. 19,29). Здесь, как мы видим, Бог, высылая Лота из Содома, не наказывает, а, наоборот, спасает его.

Господь послал ангелов истребить Содом (Быт. 19,3). Здесь тоже, очевидно, не предполагается ни насилия, ни наказания. Наоборот, ангелы посылаются исполнить волю Божию.

Ной выпустил сначала ворона, а затем выпустил голубя из ковчега (Быт. 8,7-8). Здесь ворону и голубю предоставлена свобода лететь куда захотят. Как известно из дальнейшего текста, не найдя себе места на земле, они возвращались в ковчег.

Раб Авраамов, будучи в гостях у Вафуила и Лавана, сказал: отпустите меня к господину моему (Быт. 24,54). Здесь раба отнюдь не изгоняют, более того, – удерживают в гостях. Он же просит отпустить его.

Фараон дал повеление, чтобы люди проводили Авраама и жену его (Быт. 12,20). Опять более подходящим оказывается вариант не насильственного изгнания, а согласия воли Авраама и Фараона.


Из перечисленных примеров видно, что употребляемое в оригинальном тексте Библии слово:

— может означать, в частности, что Адам был послан Богом для совершения некоторого дела (возделывания земли, из которой он был взят). При этом возвращение его в сад Едемский может произойти не ранее того, как человек исполнит своё дело. В общем, наверное, также Бог посылает и Своих ангелов.

Слово "изгнал", действительно в Библии употреблено (Быт. 3,24), однако смысл его заключается скорее в категоричности решения Бога, а не в том, что Адам оказался "плохим". Адам был изгнан не "за что", а "для чего". Если уж ты пожелал быть "как бог", если взялся за эту задачу, вкусил её, то теперь ты уже обязан довести дело до конца, ибо: "никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лук. 9,62).


<<< 84 >>>
Пройти огонь и воду

Когда Христа вели на казнь, женщины плакали о нем. «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших. Ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие»! Тогда начнут говорить горам: «падите на нас»! и холмам: «покройте нас»! Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23, 28-31).

Последняя фраза явно подразумевает огонь. Сухое дерево срубают и бросают в огонь. Ранее Господь говорит: «Огонь пришел я низвести на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). В конце жизни Христа Его ведут на страдания и смерть. Так что огонь – это, по-видимому, символ борьбы, вражды, несущей с собой страдания и смерть. Наоборот, вода-символ жизни.

Чтобы наступило Царствие Божие, чтобы Бог воцарился, Дух Святой должен победить, подчинить себе все другие духи. Здесь не обойтись без борьбы. Хотя сам по себе Дух Святой - Дух Мирный, но победить Он должен духи злобы, которые просто так без борьбы не сдадутся.

Говоря о грехе, мы говорим о том, что человек подобен ветке ( «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Иоан.15,5).»), которая, будучи оторванной от дерева, засыхает. Огонь ускоряет это засыхание, форсирует, ускоряет естественный процесс. В тоже время, если дерево исполнено истинной Жизнью, оно как купина неопалимая в огне не сгорает. Там же, где жизни недостает, приближение к огню изсушает и оставшуюся «воду» жизни.

Когда Бог выводил народ Израиля из Египта, Он шел перед людьми днем – столпом облачным, а ночью – огненным (Исх. 13, 21-22). Поскольку облако содержит в себе воду, то можно сказать, что Израильтяне днем, когда светило солнце и был избыток жара, огня, - шли за облаком, в котором вода. Ночью же, когда огня недоставало, этим огнем, ведущим их за собой, был Сам Бог.

Когда «враждуют», конкурируют два мировоззрения, два духа, тогда то, что для «своих» является водою жизни, для «чужих» является огнем страдания и смерти. В последние времена Дух Святой является духом победы. Тот, кто следует за ним – пьет «воду живую», а тот, кто враждует против Него, – сам вызывает на себя огонь с небес подобный тому, который попалил Содом и Гоморру.

В тоже время, понимая необходимость огненной геенны для тех, кто связал себя с грехом, мы не должны желать, чтобы огонь спалил наших врагов. Когда Иоанн и Иаков Заведеевы хотели низвести огонь на город, который не принял Иисуса, Господь запретил им, сказав, что они не знают, какого они духа. Христиане должны стремиться помочь всем остальным понять и принять Христа, последовать за Победителем – Духом Святым и тем уберечь людей от огня смерти и помочь обрести жизнь. Чем больше мы уверены в Победе, тем большее великодушие мы можем проявить к нашим врагам. Любить врагов может только Победитель.

Фразы: «тогда начнут говорить горам: падите на нас» и холмам «покройте нас» означает следующее. В борьбе мировоззрений начнут проявляться победители –высокие «холмы» и «горы». Обращение к холмам, чтобы они покрыли людей означает просьбу включить этих людей в ряды победителей, принять их внутрь «холма». Обращение же к горам «падите на нас» означает просьбу к победителям не отступать от борьбы с нами, чтобы перебороть наше непонимание, наше упорство, с которым мы следуем за грехом.

Нерождающие же блаженны потому, что когда исполнятся времена, то не будет нужды в появлении чего-то нового, что нужно еще «родить». Истина не должна больше рождаться. Она уже есть и Она должна явить Себя, Победителем над всем, что является ложью.

Израильтяне, выходя из Египта следовали за столпом облачным и за огнем, однако отнюдь не бросались в них. Мы же со своей торопливостью приблизиться к Богу, вместо того чтобы следовать за Богом, бросаемся то в огонь, то в воду, подобно бесноватому о котором рассказывает Евангелие: "человек... сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду" (Матф.17:15).


<<< 85 >>>
Жена с инициативой

Христос сравнивает Царствие Божие с брачным пиром. Естественно, главными действующими лицами на этом пиру должны быть жених и невеста, причем инициатива их встречи как будто, очевидно, принадлежит жениху. Не жена берет себе мужа, а муж жену, ибо Бог определил жене: «…к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3,16).

Обратим теперь внимание на одну интересную особенность родословия Иисуса Христа приведенного у евангелиста Матфея. Родословие это идет по мужской линии и, в то же время, почему-то упомянуто и несколько женщин. Зачем, и кого именно из всех жен выделяет евангелист?

Первой упомянута Фамарь. Не имея мужа и не имея возможности иметь детей, она приняла вид блудницы и зачала от своего свекра Иуды. То есть инициатива соединения с мужем и зачатия ребенка принадлежала ей.

Следующей упоминается Рахава. Кто она такая и почему ей выпала честь оказаться в родословии Спасителя? – об этом Библия молчит! Есть в книге Иисуса Навина история про Раав, укрывшую соглядатаев в Иерихоне и спасшую, тем самым, им жизнь. Хотя исторически это, скорее всего, разные женщины, однако имя у них одно. Поэтому, ссылка на Рахаву в Евангелии - это, если и не прямое указание, то, по крайней мере, намёк на Раав, называемую блудницею.

У Руфи также была проблема отсутствия мужа и детей. Решилась эта проблема опять же не по инициативе Вооза, а по инициативе Руфи, наученной как поступить, кстати, своей свекровью (женщиной же).

Вирсавия, хотя и соблазнила Давида своей красотой, однако сделано это было нечаянно и, может быть, поэтому имя ее в родословии Христа отсутствует. Тем не менее и она тоже упомянута как «бывшая за Урией».

Все эти случаи нарушения естественного, «законного» порядка вещей при котором муж выбирает жену, а не наоборот, слишком определенны, чтобы посчитать появление их в родословии Иисуса случайным. Почему в родословии Праведника, давшего людям высочайшие нормы нравственности, выведены блудницы? - Очевидно, не для того чтобы этим обстоятельством нас соблазнить. Разгадка заключается, скорее всего, в желании указать на активную роль жены по отношению к мужу. Если же мы вспомним, что Христос называл себя женихом (Мк. 2,18-19), а Церковь названа невестой (Еф. 5,25), то это обстоятельство может указывать на необходимость инициативы, исходящей от людей, от Церкви. Мы должны, предварительно подготовившись, призвать жениха – Христа, а не просто ждать когда Он Сам придет.

Подобное распределение ролей описано в Евангельской истории о спасении апостолов во время бури (Мф. 8,25; Лк. 8,24). Иисус был в лодке, но спал. Ученики разбудили Его и лишь после этого Христос успокоил волнение на море и спас Своих учеников.

Будем ли мы дожидаться, пока буря разыграется во всю силу, или попытаемся заранее «разбудить» Спасителя?


<<< 86 >>>
Сила и слабость

Обезоружить врага можно не только силой и оружием, но и любовью, слабостью, нищетою. Представьте, что с вашего противника – на вид сильного грозного воина – вдруг спадают латы и вы обнаруживаете перед собой маленького слабенького младенца. У кого поднимется рука, чтобы поразить такого врага, который не представляет никакой угрозы?

Поводом для вражды часто бывают также имущественные споры. Что может предохранить меня от попыток отобрать у меня мое имущество? Самая надежная защита будет, по-видимому, в том случае, если мое имущество мне подарено. Менее всего склонен у меня отбирать мое имущество тот, кто мне его сам дал, как дар любви. Правда, распоряжаясь даром, я должен учитывать и интересы дарителя. Кроме того, какой разбойник дерзнет отнять у меня дар, полученный от могущественного Царя? Поэтому если все то, что мы имеем для нас – не более, чем дар Бога – никто его у нас не отнимет.

То есть человек, сам по себе маленький и слабый, силен своей беззащитностью и богат своей нищетой. Вся его сила и могущество есть Дар Бога.


Жизнь мира сего устроена на принципе «выживает сильнейший». Поэтому все стремятся быть сильными. Или, по крайней мере, стремятся казаться сильными.

Христианство ради Истины предлагает нам отказаться от этой игры в сильного. Оно предлагает обнаружить свою слабость. Казалось бы, что в этом случае в мире устроенном по волчьим законам христианину – «слабому» просто не выжить. Однако Господь посылал своих учеников «как овец среди волков» и они остались целы.

Дело в том, что слабый сын находится под защитой сильного Отца. Действительно, кто-то из хищников может соблазниться слабостью сына. Он может попытаться обидеть его или попытаться поработить его. Однако в этом случае, агрессор получит отпор от «Отца», а «господин» сам окажется рабом. С одной стороны, поработит его Отец, но поскольку Отец любит сына и отстаивает его интересы, то «господин» окажется рабом не только Отца, но и сына, которого, как ему кажется, он поработил.


<<< 87 >>>
Двусторонний исход

В Египте умножились люди народа Израиля. Затем Моисей вывел их в Землю обетованную.

Прежде того, как Бог велел вывести Израильтян из Египта, Моисей пас овец там, где потом образовалось мощное государство Ассирия. Там же пас овец и Иаков. Именно там он умножил свое богатство, заключавшееся во множестве отец и коз.

Если теперь вспомнить пророчество Исайи: «благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль» (Ис. 19, 25), то можно прийти к выводу, что овцы и козлы, которых пасли Иаков и Моисей – это дела Божии, которые они исполняли. Находящийся в Земле обетованной Израиль – наследник, ибо туда приходят умножившиеся в Египте люди и умножившиеся в Ассирии овцы и козлы.

В начале, благодаря Иосифу, жизнь евреев в Египте была очень радостной, несмотря на то, что «мерзость для Египтян всякий пастух овец» (Быт. 46, 34). В конце же, когда народ Израиля умножился, жизнь их стала в Египте тяжкой.

Также и для Иакова. Сначала он был принят Лаваном с радостью, а потом, когда стада перешли во владение Иакова, отношение изменилось в худшую сторону.

И в том, и в другом случае затем последовал исход в землю обетованную.


<<< 88 >>>
Дети сердца

У человека может быть 3 группы детей:

1 – дети по плоти

2 – дети духовные. В меньшей степени, но я также ощущаю, что они «мое» порождение, ибо я вдохновил их своим словом или примером на то, чтобы они делали одно со мною дело.

3 – дети сердца. Я сам ничего не знаю, о том, что они «мои». Я воспринимаю их просто как близких мне людей, любимых мною. То есть явным образом я вижу, что они, может быть, не дети и не мои, но дарованы мне Богом. Это очевидная сторона. Не очевидная же сторона заключается в том, что я все же понимаю, чувствую, верю, что дар этот дан мне не просто так, а в ответ на мой «вклад» в других людей. Сеял в одном месте, - получил в другом. Стремясь любить других людей, я могу терпеть от них много скорбей, неудобств и разочарований. Но именно перенесение этих скорбей с благодушием, как раз и позволяет мне думать о том, что дети сердца – это «мои» дети.


<<< 89 >>>
Обменные взаимодействия

Допустим, что два человека должны делать совместно одно дело, но у каждого есть свой, отличный от другого взгляд на то, как это дело нужно делать. Это обычная спорная ситуация. Однако спор возникает из-за того, что каждый пытается настоять на своем варианте действия, то есть каждый настаивает на своем праве быть начальником и подчинить волю другого человека своей воле.

Допустим теперь, что оба варианта вполне допустимы и каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Тогда, в принципе, возможно, что начальство как некий дар может передаваться от одного человека другому. Тот, кто был начальником, становится подчиненным, а подчиненный становится начальником. Это тем более вероятный вариант, если Бог заинтересован в примирении людей, а не в исполнении дела.

Описанная ситуация со сменой ролей дает два исхода. В первом случае, когда этой смене главенства противятся, нарастает напряженность и злоба. Во втором случае, когда оба смиряются и пытаются все же исполнить дело, люди начинают лучше понимать друг друга. Понимание же ведет к симпатии и любви.

Пример смены главенства – диалог равных партнеров.

В физике подобное явление описано как обменное взаимодействие при котором две частицы, обмениваясь третьей, притягиваются друг к другу.


<<< 90 >>>
Два суда

Есть два вида суда. Первый – наиболее нам известный – помимо случая суда над подсудимым, совершается на экзамене. Независимый экзаменатор проверяет уровень знания учеников и оценивает их. Он оценивает не свой труд, но труд другого. Так и учитель может учить ученика, раздавая ему задания, а потом требуя отчета в их решении. Опять же трудиться должен один, а оценивает его труд другой. Такие оценки мы совершаем также когда что-то покупаем или расплачиваемся за те или иные услуги.

Другой суд предполагает мое участие в деле. Когда дел много, я должен выбрать наиболее важное. Я должен определить, в какой мере каждому делу я должен уделить свое внимание, силы, деньги и другие ресурсы. В какой последовательности и когда этими делами заниматься. Если что-то при этом сделать не удалось, то ответственность за неудачу лежит, естественно, на мне самом. Обучение в этом случае предполагает постоянный труд учителя, который вместе с учеником стремятся к одной цели.

Понятно, что второй вид суда (суждения) гораздо более развитый и более продуктивный. Но когда мы говорим о Суде Божием, то почему-то более видим в Нем строгого экзаменатора, а не союзника.

Суд Божий, совершаемый над нами в течение всей нашей жизни, заключается, по-видимому, в решении Бога участвовать в наших делах. Решением суда определяется: 1) какого рода будет это участие (содействие или противодействие) и 2) мера этого участия. Второй момент не менее важный, чем первый.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100

101-110 111-120 121-130 131-140 141-150 151-160 161-170 171-180

181-190 191-200 201-210 211-220 221-230

 

Rambler's Top100 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Разработка и создание сайта - веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group